Инструменты управленческого планирования: принцип Парето, метод АБВГД, матрица приоритетов Эйзенхауэра, правило «6П»

Функция планирования является одной из наиболее важных функций менеджмента и занимает значимое место в управленческом цикле организации. Планирование необходимо рассматривать как системный процесс, являющийся объектом управления в общей системе менеджмента компании.

Инструменты управленческого планирования: принцип Парето, метод АБВГД, матрица приоритетов Эйзенхауэра, правило «6П»

При этом планирование осуществляется не только относительно основного вида деятельности организации – производства продукции или услуг, но и относится ко всем внутриорганизационным процессам, в том числе процессам принятия управленческих решений.

Планирование различных видов деятельности организации объединено рядом принципов, соблюдение которых характерно и для планирования процесса принятия управленческих решений. Однако каждая часть процесса принятия управленческих решений может обладать специфическими чертами, которые отражаются и на планировании. Можно перечислить ряд принципов, характерных для планирования управленческих решений на всех стадиях их разработки и принятия:

  • Целеустремленность
  • Комплексность
  • Ресурсная сбалансированность
  • Системность
  • Гибкость
  • Оптимальность
  • Непротиворечивость
  • Непрерывность
  • Стабильность

Сущность планирования процесса управленческих решений заключается в определении соответствующих целей и путей их достижения с помощью формулирования оптимального комплекса мер, методов и способов деятельности и взаимодействия. Планирование процесса принятия управленческих решений позволяет руководству компании обеспечить достижение организационных целей с соблюдением сроков и ресурсных ограничений.

Для эффективного планирования и расстановки приоритетов разработан ряд моделей и технологий.

Правило 80/20 (другое название — принцип Парето)

<i>Принцип Парето</i>
Принцип Парето

Он гласит, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата.

Принцип Парето представляет собой одну из самых удачных концепций в деле рационального использования времени и планирования. Парето заметил, что люди в обществе делятся на тех, кого он называл «влиятельным меньшинством» (с точки зрения распределения богатства и влиятельности, его составляли «верхние» 20% населения) , и на тех, кого он называл «среднее большинство» (на них приходились «нижние» 80%) .

Позднее он обнаружил, что практически любая сфера деятельности в экономике подчиняется выведенному им принципу. Например, 20% произведенной работы обеспечивает 80% результатов; 20% клиентов обеспечивают 80% продаж; 20% товаров из ассортимента обеспечивают 80% доходов; 20% времени обеспечивает 80% всех результатов за день и т. д.

Главный вывод этой теории с точки зрения управления временем таков: лишь малый процент дел приносит прибыль и результаты. 80% дел можно отложить на потом или не делать вовсе без ущерба для результата, но 20% задач откладывать нельзя — это ключевые дела.

Например, если у вас имеется перечень из десяти дел, которые необходимо совершить, то только два из них окажутся по выгоде равноценными (или даже более ценными) оставшимся восьми, вместе взятым.

Метод АБВГД

<i>Метод АБВГД</i>
Метод АБВГД

Метод распределения задач по их приоритетности: от наиболее важных к наименее. Суть его заключается в том, что при составлении любого списка задач каждой из них необходимо присвоить приоритет ее выполнения: букву А, Б, В, Г или Д перед каждым пунктом вашего перечня.

Главное правило метода состоит в том, чтобы не браться за дело Б, пока не выполнена задача А, а за дело В — пока открыта задача Б и т. д. Внутри каждой группы для расстановки приоритетов используйте цифры, которые будут указывать на последовательность выполнения дел. Таким образом, самое важное дело в списке должно быть обозначено как А1. Такая простая работа с любым списком дел помогает быстро выделить наиболее важные задачи и сосредоточиться именно на них.

Чтобы определить задачи категории А, можно опираться на следующие вопросы:

  • Благодаря выполнению каких задач я в наибольшей степени приближаюсь к воплощению моих главных целей (целей года, месяца, недели, дня) ?
  • Могу ли я за счет выполнения какой-то задачи решить сразу несколько других?
  • Благодаря выполнению каких задач я могу внести максимальный вклад в достижение общих целей организации, подразделения?
  • Выполнение каких задач принесет мне наибольшую пользу (в краткосрочном и долгосрочном плане) , наибольшее денежное вознаграждение?
  • Невыполнение каких задач может иметь самые негативные последствия?

Матрица приоритетов Эйзенхауэра

<i>Пример Матрицы приоритетов Эйзенхауэра</i>
Пример Матрицы приоритетов Эйзенхауэра

Метод эффективной организации времени, помогающий добиваться быстрых и значительных результатов и всегда все успевать. Данная методика, создание которой приписывают американскому генералу Дуайту Эйзенхауэру, позволяет рассортировать дела одновременно и по их срочности, и по их важности. Все понимают, что в один промежуток времени можно выполнить только ограниченное количество задач. Иногда без ущерба для работы только одну. И каждый раз необходимо решить – какую именно? В соответствии с так называемой матрицей Эйзенхауэра необходимо все задачи распределять на категории по критериям важности и срочности.

Важность дела определяется тем, насколько результат его выполнения влияет на ваш бизнес. А срочность – одновременно двумя факторами: во-первых, насколько быстро надо выполнить это дело, во-вторых, привязано ли выполнение данного дела к конкретной дате и конкретному времени. Именно важность и срочность, рассматриваемые вместе, влияют на расстановку приоритетов.

Срочные/важные задачи. Несвоевременное решение этих вопросов приведет к значительному ущербу и серьезным проблемам. За них следует приниматься немедленно и держать на постоянном личном контроле их выполнение. Пример — сдача квартальной налоговой отчетности.

Несрочные/важные задачи. Это задачи, которые можно отложить. Однако «ловушка» в том, что эти задачи рано или поздно превращаются в срочные. Поэтому очень важно обеспечить плановое решение задач данного типа, не упускать их из вида. Руководителю целесообразно полностью или частично делегировать задачи этого типа. Пример — разработка вариантов расширения производственного цеха за счет аренды дополнительных помещений.

Срочные/неважные дела. Эмоциональное давление срочности задачи может заставить выполнять ее, тратя ценный временной ресурс на неважную работу. Если задача является не столь важной, то она должна быть в любом случае делегирована, поскольку для ее выполнения не требуется каких-либо особых ресурсов. Пример — телефонный звонок на номер руководителя с просьбой продиктовать все имеющиеся вакансии для службы занятости для немедленного выставления на ярмарке вакансий.

Несрочные/неважные задачи. Часто руководитель берется за эти дела автоматически, просто разбирая бумаги на собственном рабочем столе. В эту же категорию попадают задачи, актуальность которых давно утеряна, которые выполняются по привычке, «на автомате». Важно вовремя распознать такие задачи и полностью исключить их из планирования. Пример — ведение картотеки клиентов на бумажных носителях при введенной в организации электронной базе данных.

Совет:

Необходимо «волевым образом» выделять на планирование своих занятий определенное время, отказавшись от выполнения каких-либо менее важных дел. Благодаря новым умениям в следующий раз может высвободиться еще больше времени, которое можно использовать для того, чтобы еще чему-либо научиться. Решимость повышать эффективность работы приведет к постепенному высвобождению время для развития личной продуктивности.

Критерии выделения приоритетов

При оценке важности того или иного дела, самыми важными считаются те, которые надо делать срочно. Накопление невыполненных дел и обещаний создает проблемы у организации, а также порождает у сотрудников неприятные чувства. Именно с такими «срочными» делами есть стремление разделаться в первую очередь. Но фактор срочности не должен быть единственным при написании списка дел и определении порядка их выполнения. Опыт показывает, что выполнение (или невыполнение) многих срочных дел не сильно влияет на работу организации, в то же время есть много несрочных дел, которые могут заложить основу для успеха в будущем. Поэтому, помимо срочности, необходимо учитывать, насколько то или иное дело влияет на успех, то есть определить и учитывать его важность.

Правило «6П» – Правильное Предварительное Планирование Предотвращает Плохие Показатели.

<i>Правило "6П"</i>
Правило "6П"

Перечень задач — это своего рода карта для движения к цели, поэтому планировать нужно всегда на бумаге. Питер Ф. Друкер в книге «Эффективный управляющий» приводит хорошую аналогию, стимулирующую к фиксированию задач на бумаге: «Люди, содержащиеся в темном помещении, быстро теряют чувство времени. Но даже в полной темноте большинство людей сохраняют чувство пространства. Находясь в освещенном, но замкнутом помещении, вы уже через несколько часов перестанете ощущать движение времени. И если вы захотите подсчитать, как долго вы находитесь в таком помещении, вы сильно ошибетесь в своих подсчетах. Поэтому, если мы полагаемся на нашу память, мы не замечаем, на что расходуется наше время…»

Работа со списком запланированных дел в первый же день увеличивает производительность на 25%. Рекомендуется с вечера подготовить список задач, которые нужно сделать завтра.

Работа с составленным списком в течение дня такова: при появлении нового дела его необходимо вносить в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, следует вычеркнуть ее. Это придаст ощущение удовлетворенности работой, прибавит энтузиазма и зарядит энергией.

Следует планировать от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей жизни до плана на день; каждой задаче ставить фиксированные сроки.

Сложную задачу необходимо делить на мелкие подзадачи. Здесь хорошо помогает дерево решений, где ключевая задача — дерево, а подзадачи для ее выполнения — ветви. «Разветвление» можно продолжать до тех пор, пока процесс выполнения всей задачи не станет простым и прозрачным.

Самый простой способ избежать паники при виде все увеличивающегося объема работы — это сделать глубокий вдох и начать спокойно составлять список. Анализируя задачи, можно увидеть, что времени для решения жизненно важных вопросов всегда достаточно.

Следует помнить, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит не менее 20 минут в ходе практического воплощения идей.

Начать дискуссию