реклама
разместить

Джуны в IT: как находить таланты в новой реальности

В менее турбулетное время IT-компании предпочитали нанимать более квалифицированных работников, но на фоне оттока таковых джуниоры гипотетически смогут сгладить «кадровый голод», в перспективе, разумеется. Рассказываем, как находить талантливых людей среди массы резюме.

Почему компании боятся нанимать джунов

После новостей о частичной мобилизации мы снова наблюдаем волну релокации специалистов IT. По прогнозам Ассоциации АПКИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий) отток представителей этой отрасли может быть в 2-3 раза больше чем, весной.

С другой стороны, на рынке сейчас резко образовалась высокая конкуренция за место в компаниях с аккредитацией или с возможностью работать из другой страны. Большое количество айтишников с разным грейдом, которые вышли на рынок, создают демпинг по заработной плате. Это плюс для компаний, потому что нанять себе сотрудника можно за меньшие деньги. Но в то же время нужно будет растить из джунов замену уехавшим высоко квалифицированным специалистам. А это процесс, явно растянутый во времени.

Молодые специалисты — это большие риски для компании. Ведь на их обучение нужно тратить время, и должны быть ресурсы: время ваших сотрудников с более высоким грейдом.

То есть в идеальном мире в вашей компании развита система менторства или настроена очень понятная и четкая система роста и развития сотрудников.

Ещё одна особенность — большой риск того, что молодой специалист может уйти из компании в другое место с более высокой зарплатой, не проработав года. То есть, нанимая джуна, вы играете в русскую рулетку — может всё сложится хорошо, а может вы потратите время и деньги, а результат будет отрицательный.

Ещё джуны, как правило, неадекватно оценивают свой опыт и просят зарплату явно выше своего грейда. Тут отчасти виной маркетинговые обещания разных обучающих программ, которые зазывают к себе под соусом «Учись у нас, и через два месяца будешь зарабатывать сто тысяч рублей». Нужно понимать, что отрасль очень динамично развивается, и порог входа в любую IT-специальность выше с каждым годом.

Частая ошибка джунов — откликаться на вакансии с уровнем Middle, руководствуясь логикой, что в течение года обучения он решал реальные задачи.

Антонина Светличная, HRD Nerve.Ai

Учеба — это в 99% случаев тепличные условия, где у вас нет горящих проектов, общения с командой, багов и всего такого. В лучшем случае, накапливается хорошая теоретическая база, с которой можно подойти к работе на практике. Но учеба на курсах и работа даже в небольшой компании — это разные вещи.

Чего точно не нужно делать джунам, так это вступать в конфликты с HRами и несерьёзно относиться к тестовому заданию. Первое — это проверка ваших soft skills: даже если вы специалист уровня Senior, вас отметят как «потенциально склонного к конфликтам» и вряд ли пустят на следующий уровень собеседования. Второе — это просто этап воронки, где проверяют ваши hard skills.

Опыт найма джуниор-специалистов

HRD Nerve.Ai Антонина Светличная рассказывает о своем опыте найма молодых специалистов. Самое большое количество откликов — всегда от джунов, нужно быть к этому готовым.

По словам Антонины, при хорошо настроенном процессе можно нанимать перспективных кандидатов с минимальными затратами времени у Senior специалистов.

Например, если изначально мы получали 100 резюме, до интервью с HR доходили 7-8 человек, оффер получали 3-4 человека. При этом Senior Developer подключался уже на финальных этапах

Антонина Светличная, HDR Nerve.Ai

Этапы нашей воронки:

  • Нужно сделать так, чтобы о вашей вакансии узнало как можно больше людей из релевантной аудитории: это может быть реклама в пабликах и Telegram-каналах или взаимодействие с курсами и ВУЗами, где готовят нужных специалистов.
  • Составляем вопросы для анкеты на hh. В google анкету добавляем технические вопросы, которые помогут сразу отсеять кандидатов с неподходящим уровнем знаний.
  • Затем HR специалист проводит оценку резюме и ответов анкеты.
  • Отправляем тестовое задание, которое мы проверяем и отправляем фидбек кандидату, просим внести правки.
  • Этап интервью с HR, где обсуждаем вопросы о планах развития, мотивации и тп.
  • Техническое интервью с Senior Developer.

Такая воронка помогала нашей команде отсеивать неподходящих и нанимать в итоге максимально адекватных и мотивированных кандидатов с профильным высшем образованием, дополнительным образованием по специальности, а также с наличием в порфтолио собственных pet проектов (проекты, которые человек делает для себя в свободное от работы время).

Ошибки новичка

Когда вы — молодой специалист, и вас в результате долгих собеседований наняли, это большой шаг вперед. Но нужно быть готовым, что за вами будут пристально наблюдать. Как писали выше, джуниор-специалисты — это большой риск для компании.

Чаще всего новички проваливаются на моментах, которые связаны с процессом работы. Например, как правильно вести себя, когда ты столкнулся с трудностями? Безусловно, самостоятельность человека очень ценится в команде. Но если джун не знает, как решить задачу, сидит ночами и очень стрессует вместо того, чтобы обратиться за помощью, это не очень хорошо. Здесь важно соблюдать баланс.

Самое важное для новичков: нужно быть готовым к тому, что придется много учиться, читать и смотреть учебные видеоролики. И спустя год работы рано считать себя Middle специалистами.

Для того, чтобы вырасти из Junior в Мiddle, в среднем, требуется 2-3 года вдумчивой и систематичной работы на одном стеке. При этом лучше не пытаться учить пять языков программирования одновременно.

Антонина Светличная, HDR Nerve.Ai

Ещё есть проблема с тем, что новый человек в компании по-своему пишет код, но не вникает в культуру кода компании и не стараются разобраться с техническим окружением. В принципе, это касается не только программистов, но и ребят из любой специальности: важно погружаться в процессы нового места работы и адаптироваться к ним. Или давать конструктивную критику и вместе менять процессы.

Как эффективнее нанимать джунов

В найме молодых специалистов есть плюсы. Им можно поручить рутинную работу, чтобы сотрудники с грейдом выше могли выполнять более сложные и интересные задачи. А ещё отличная возможность для мидлов и сениоров прокачивать себя как ментора, участвовать в обучении джунов. Ведь менторство — очень важный пункт для карьерного роста, а менторить джунов эмоционально проще, чем более опытных людей.

Когда вы набирате джунов, важно помнить о соотношении людей в команде. Наш опыт подсказывает: рабочие процессы не страдают, когда на одного новичка в команде приходится три опытных специалиста.

Мы собрали рекомендации, которые помогут сделать найм junior-специалистов более комфортным и эффективным для компании:

✅ Нужно создать большую воронку резюме: опубликовать вакансию в релевантных соцсетях и тематических пабликах, взаимодействие с командами, которые проводят курсы программирования, и ВУЗами;

✅ Соберите анкету первого фильтра, которая поможет отсеять нерелеваное образование, завышенные ожидания по зарплате, низкую мотивацию, технические навыки и проверить общий уровень адекватности;

✅ Придумайте тестовое задание, с которым справится Junior специалист, но добавьте нюансы. Часто после проверки мы даем кандидату комментарии и просим доделать. Так мы проверяем, насколько человек упорный, креативный и как вообще воспринимает правки;

✅ Для этапа интервью с HR обязательно подготовьте вопросы, которые могут проверить кандидата на самостоятельность, ответственность, токсичность, амбициозность, обучаемость и любознательность. Например:

  • Вам дали задачу, которую нужно сдать через 3 часа. Неожиданно вы понимаете, что понадобится не 3 часа, а 6. Что будете делать?
  • Вы регулярно перерабатываете уже больше двух месяцев, чтобы выполнять задачи в срок. Что будете делать?

✅ Чаще всего техническое интервью (где нужно проверить hard skills) можно доверить Middle специалисту, а итоговое уже проводит Team Lead. Вашим коллегам важно подготовиться, даже составить план вопросов, чтобы не теряться. Не так давно мы делились своим опытом о том, как лучше провести этот этап собеседования.

Рады, если наш материал окажется для вас полезным. Поделитесь в комментариях своими историями о том, как в вашей компании нанимают и развивают junior-специалистов.

реклама
разместить
Начать дискуссию
«Реклама и SEO-мусор испортили поисковики, теперь ChatGPT, Perplexity, Claude и даже собственный ИИ Google ищут информацию лучше»

Но «классический поиск» всё ещё может быть хорош — например, если нужно найти конкретную страницу, считает старший обозреватель The Wall Street Journal Джоанна Стёрн.

1818
33
11
11
Эта проблема заключается в том, что приоритеты другие, они не развивают поиск. У того же Google вообще куча практически заброшенных сервисов, экосистема говно, много чего не заброшенного, но не развивается должным образом. У меня иногда возникает ощущение, что эти товарищи сами не пользуются тем, что делают. Многое можно улучшать и улучшать ещё, но им похер, Google может легко превратится в подобие рамблера, дело времени. Кто бы что не говорил, но поиск нужен, интернет должен быть децентрализован, а они всё пытаются централизовать, то соц.сети, то ИИ чат-боты.
Я видел штрафы на маркетплейсах 5 000 000 рублей и больше. Поэтому, сделал бесплатный бот, чтобы селлеры могли защитить свои права

Ходят легенды, что работники склада ВБ используют рулетки, которые начинаются с 5 см. Как думаете, правда или вымысел? Но сегодня не про легенды. Я придумал бота, который поможет сразу узнать за что селлеры получают штраф и какие действия предпринять, чтобы урегулировать конфликт с маркетплесом.

Я видел штрафы на маркетплейсах 5 000 000 рублей и больше. Поэтому, сделал бесплатный бот, чтобы селлеры могли защитить свои права
99
88
11
Компания Figure обучила своих роботов естественной человеческой походке

Почему это заслуживает внимания? Потому что это была нетривиальная техническая задача! С помощью сложной модели гуманоидного робота Figure 02 обучили ходить, как человека.

55
44
44
Естественная походка? Какие-то синяки в «Красное и белое» ломятся – осторожненько так идут, чтобы не спалили и чтобы ветром не сдуло.
Феномен Гребенюка: Как от учителя по истории дойти до самого популярного предпринимателя в России

Я человек разносторонний, отдал 13 лет бальным танцам, где работал со своей будущей женой, поработал учителем по обществознанию и истории 2 года, учителем много не заработаешь, поэтому я..

Феномен Гребенюка: Как от учителя по истории дойти до самого популярного предпринимателя в России
3838
1818
11
11
Опять инфоцыгане, все из бизнес молодости…
Массовой подмены трудовых отношений «наймом» самозанятых нет, а компании, которые так делают, — «как на ладони»: ФНС — о самозанятости в России
2323
88
33
11
«а компании, которые так делают, — как на ладони» _ Ну тоисть на лапу дают, да?
🇪🇺 Как выбрать страну для переезда: 8 неочевидных лайфхаков
🇪🇺 Как выбрать страну для переезда: 8 неочевидных лайфхаков
Маркетинг мёртв: 3 самых бесполезных вещи, на которые вы сливаете бюджет

Мы живём в то время, когда каждый второй маркетолог называет себя "диджитал-стратегом", "трансформационным лидером" или ещё каким-нибудь придурком, не несущим в себе никакого смысла. За этими громкими титулами скрывается одно — тотальная профнепригодность

Маркетинг мёртв: 3 самых бесполезных вещи, на которые вы сливаете бюджет
1414
77
Мультиканальность для бизнеса: временный тренд или новая реальность

Сегодня соцсети меняют алгоритмы, завтра рекламные кабинеты становятся неэффективными, а послезавтра привычные площадки перестают работать. И если для стабильности человеку нужна подушка безопасности, то бизнесу желательно иметь несколько одновременно развивающихся площадок.

Мультиканальность для бизнеса: временный тренд или новая реальность
1111
22
11
Ещё один неверный шаг, и я бы потерял 1,5 млн ₽ на ровном месте? Не знал что реальность такая…

С такими слова обратился ко мне некий Никита.

Никита, не в обиду)) Самое главное, что мы справились. 💪
1515
22
реклама
разместить
О редизайне и ребрендинге простыми словами. Гайд на рост прибыли бизнеса с помощью обновления дизайна бренда.
О редизайне и ребрендинге простыми словами. Гайд на рост прибыли бизнеса с помощью обновления дизайна бренда.

Эта статья — практическое руководство, которое поможет вам понять когда настает пора обновлять дизайн бренда и сайт компании. Как найти точки роста бизнеса за счет правильного дизайна, созданного под актуальный запрос вашей целевой аудитории и как не сойти при этом с ума.

44
33
11
Что реально влияет на цену продажи в твоем бизнесе? 4 неочевидных вещи

Цена продажи – важнейший показатель для бизнеса, который продвигается с помощью интернет-каналов трафика. Какая цена считается хорошей, кому за ней реально надо следить и что на нее действительно влияет – в статье.

Что реально влияет на цену продажи в твоем бизнесе? 4 неочевидных вещи
88
33