«Спотыкаясь о счастье» — еще одна простая и глубокая книга о несовершенстве человеческого мышления

«Спотыкаясь о счастье» — еще одна простая и глубокая книга о несовершенстве человеческого мышления

Дэниел Гилберт — знаменитый социальный психолог, профессор психологии Гарвардского университета, автор бестселлера «Спотыкаясь о счастье», переведенного на 25 языков.
«Спотыкаясь о счастье» — книга невероятно легкая, понятная и захватывающая, ее идеи точно отзовутся в читателях, каждый из которых припомнит, что и с ним случались описанные примеры. Пожалуй, обязательна к прочтению всем тем, кто хочет разобрать в ловушках нашего своего мышления и распознавать их в будущем.

Стараясь вести здоровый образ жизни, работать в поте лица, читать книги и встречаться с интересными людьми, мы хотим сделать будущих себя счастливыми. Но будущие мы очень часто неблагодарны — спустя годы выясняется, что жить надо было совсем по-другому. Что же с нами не так?Величайшее достижение человеческого разума — это возможность выходить за рамки реально существующего мира, осознанно думать о будущем.

Человеческое восприятие будущего.

Думая о будущем, мы хотим знать больше, чтобы затем использовать имеющуюся информацию в своих целях. Каким будет курс доллара, что случится с ценой на нефть, кто станет следующим президентом или какая погода будет на любимом курорте ровно через год, два месяца и семнадцать дней — ответы на эти вопросы помогут нам принять более правильные решения. Мы хотим контролировать то, что произойдет с нами в будущем.Наша жажда контроля настолько сильна, что зачастую мы ощущаем себя способными контролировать некотролируемое. Эксперименты установили, что люди оценивают свои шансы выиграть в лотерею выше, если у них есть возможность выбрать комбинацию чисел в билете, а шансы выбросить более высокое число на игральных костях — если они бросают кости самостоятельно. Самое странное в этом то, что люди, более трезво оценивающие свои возможности контролировать происходящее, чаще подвержены депрессиям и психическим расстройствам. Современная психология считает, что здоровое чувство контроля — один из признаков ментального здоровья.

Ошибка заключается не в том, что мы придумываем несуществующее. В конце концов, именно для этого и нужно воображение. Ошибка в том, что мы сначала не замечаем выдуманные нами предположения, а затем относимся к этим предположениям как к фактам.

Многие из нас в детстве слышали историю о добрых дельфинах, которые часто спасают выживших в кораблекрушениях путешественников или заплывших за буйки отпускников, подталкивая оных носами к берегу. Многие из нас, повзрослев, сталкивались и с более циничной версией: дельфины не пытаются помочь, а просто играются и толкают людей от берега столь же часто, как и к нему. Причину первоначального заблуждения объяснить очень просто. Спасенные, выжив, имели возможность рассказать свою версию истории, а утонувшие, увы, унесли ценные знания на морское дно.Аналогичным образом, думая о будущем, мы чаще всего представляем то, что случится, и очень редко задумываемся о том, чего, вероятно, никогда не произойдет.Как бы вы чувствовали себя спустя месяц после увольнения? Легко поддаться первому желанию и ответить: «Достаточно плохо». Почему? Вы представили необходимость поиска новой работы, возможно, ограниченные финансовые ресурсы, необходимость менять дальнейшие планы и прочие сопутствующие проблемы. На самом деле очень вероятно, что вы чувствовали бы себя гораздо лучше. Близкие люди и друзья никуда бы не пропали, в мире все так же оставалось бы множество явлений, которые делают жизнь интересной именно для вас. В конце концов, не исключено, что за месяц вы бы уже нашли новую работу. Нам очень сложно перевести взгляд с того, на чем фокусируется наше внимание, и поэтому мы так часто ошибаемся, предполагая свою эмоциональную реакцию на будущие события.Именно поэтому обычно мы представляем будущие события так, как будто они происходят сейчас, а потом делаем определенные допущения на то, что на самом деле они происходят потом. В чем проблема этого метода? Точка отсчета имеет огромное значение. Люди, совершающие покупки на голодный желудок, обычно покупают гораздо больше продуктов, переоценивая свой будущий аппетит. Опять наше сегодня вмешивается в представление о нашем завтра. Как правило, мы стараемся смотреть на мир позитивно, и таким образом у большинства из нас есть своеобразная «психологическая иммунная система». Мы видим мир через розовые очки, и это позволяет нам избегать продолжительных депрессий.

Но для того, чтобы система нормально функционировала, создаваемые ей интерпретации должны быть достаточно правдоподобны. Нужны факты. И мы умело их фабрикуем, когда это требуют обстоятельства. Мы с легкостью видим то, что подтверждает нашу точку зрения, и с той же легкостью отвергаем аргументы, которые ей противоречат. Мы стараемся ограничить поступление информации, способной опровергнуть наши мысли, и обращаемся за советом к тем людям, которые, скорее всего, дадут ожидаемый ответ. Именно поэтому нам очень легко убедить себя в желаемом и очень сложно — в обратном. Полгода водительского стажа без аварий, и мы считаем себя умелыми водителями. Одна авария — случайность! Две — совпадение! Третья — ну, кто виноват, что другие водители водят гораздо хуже меня? Конечно же, манипулируя фактами, мы делаем это неосознанно. И это хорошо, ведь способность рационализировать позволяет нам сохранять рассудок. Вместе с тем, именно она лишает нас возможности предсказывать свою реакцию на будущие проблемы. Мы не знаем, что наш мозг будет тщательно подбирать нужные факты, и, ожидая неприятностей, заранее думаем, что все будет плохо. Когда беда все-таки приходит, жизнь оказывается не такой уж и мрачной.

Действие и бездействие.

Аналогичным образом мы заблуждаемся, сравнивая возможные последствия действия и бездействия. Предположим, у вас есть акции двух компаний, А и Б. В течение последнего года у вас была возможность продать акции компании А и купить акции компании В. Вы решили этого не делать, и впоследствии оказалось, что подобная сделка на самом деле принесла бы вам дополнительный доход в размере $1,000. Также у вас была возможность продать акции компании Б и купить акции компании Д. Вы так и поступили, но оказалось, что это решение привело к потере той же тысячи. О каком из двух решений (действовать или бездействовать) вы жалели бы больше?

Большинство опрошенных считают, что гораздо больше негативных эмоций у них вызвала бы вторая сделка. Но на самом деле исследования показывают, что гораздо чаще люди жалеют о бездействии. О том, что не сделали что-то важное, имея такую возможность.

Многие из нас жалеют о том, что не проводили достаточно времени с семьей, не уделяли должного внимания учебе или не воспользовались выгодными возможностями для бизнеса. Те же, кто выучились ненужной профессии, вступили в развалившийся вскоре брак или начали скоропостижно разорившийся бизнес, гораздо быстрее найдут аргументы, почему этот бесценный жизненный опыт на самом деле сделал их сильнее и мудрее.

Как работает наша память?

Начнем с анализа собственного опыта. Мы пытаемся повторять то, что приносило нам удовольствие, и избегать того, что вызывало отрицательные эмоции. Проблема в том, что память нас часто подводит. Мы уже упоминали, что вместо того, чтобы хранить полные высококачественные записи всего, что с нами когда-либо происходило, она содержит лишь отдельные фрагменты. Но это не единственная из проблем.

Во-первых, мы склонны запоминать наиболее сильные впечатления и эмоции. Очень приятное или неприятное событие запомнится гораздо легче, чем обыкновенное. Горюя о безвозвратно ушедшем прошлом, мы вспоминаем самые яркие события своей жизни, сравниваем их с нынешними серыми буднями и ошибочно заключаем, что раньше небо было голубее, а трава зеленее. Никто ведь не помнит о серых буднях давно минувших лет.

Во-вторых, наша память часто запоминает последние фрагменты тех или иных продолжительных событий. Именно поэтому хорошая концовка так важна для книги или фильма, а плохая способна испортить даже настоящий шедевр. Представьте себе некоего человека, который прожил великолепную жизнь, полную достижений и великих свершений, а затем умер в возрасте 70 лет. Представьте теперь другого человека, жизнь которого в точности повторяла жизнь первого, но затем продлилась на 10 обыкновенных, спокойных лет дольше. Результаты экспериментов показали, что большинство людей склонны давать жизни первого человека гораздо более высокую оценку, чем жизни второго. Но только до тех пор, пока каждого опрашиваемого просят оценить лишь один из вариантов. Как только испытуемые узнавали о биографии второго человека и получали возможность сравнить, судьба второго человека казалась предпочительней. И в самом деле, что плохого в десяти лишних годах нормальной жизни?

В третьих, зачастую мы не помним непосредственно чувств и эмоций, а вместо этого пытаемся представить, как бы мы себя чувствовали, находясь в той или иной ситуации. Если наши дети спрашивают о том, каково это — идти первый раз в школу, мы рассказываем им о том, как чувствовали себя сами. Но на самом деле вполне вероятно, что мы просто пытаемся представить, как нормальный ребенок должен ощущать себя в свой первый учебный день.

Вера в собственную уникальность.

На самом деле, несмотря на все недостатки нашего разума, мы все-таки можем делать достаточно точные предсказания. Многочисленные исследования подтверждают, что самый простой способ узнать, как мы будем чувствовать себя в будущем, это найти человека, который в данный момент испытывает то, что мы ожидаем испытывать, и спросить его напрямую.

Мы настолько уверены в своей уникальности, потому что не знаем никого так же хорошо, как себя. Мы верим своим мыслям и своей логике, а мысли и логика других людей для нас непонятны.

Нам также нравится считать себя уникальными. Мы хотим быть частью общества, но не хотим сливаться с ним. Мы ценим свою исключительность — и поэтому переоцениваем ее. Точно так же мы переоцениваем и уникальность других людей. Наблюдая за внешним миром, мы запоминаем людей благодаря их отличиям друг от друга. Мы естественным образом фокусируемся на этих отличиях, и в какой-то момент нам кажется, что различий гораздо больше, чем схожих черт. Именно поэтому мы с радостью отметаем чужой опыт и вновь наступаем на те же грабли. Для себя мы уникальны, и наш опыт тоже должен быть уникальным. Принять чужое понимание счастья за свое — значит расписаться в своей неотличимости от других. Наш рационализирующий разум не может позволить себе такой роскоши.

11
Начать дискуссию