Первая в мире 24-часовая гонка дронов и ее победители

Первая в мире 24-часовая гонка дронов и ее победители

Команда «DRD-Красноярск» за сутки сделала 2823 круга на FPV-дронах и стала победителем первой в мире 24-часовой гонки на интенсиве «Архипелаг». Президент Федерации гонок дронов Красноярского края и тренер сборной Красноярского края Евгений Юденко рассказал нам, как проходят такие гонки и что помогло им забрать победу.

Как появились длительные гонки

Культура дроннейсинга в Красноярском крае развивалась вместе с авиамодельным спортом и появлением дронов мультироторного типа. Люди, которые занимались авиамоделированием, хотели соревноваться. Сначала это были околоспортивные задачи, например, поиск объекта на поле или прохождение через препятствие. Все это на скорость.

Есть такое упражнение «Чайная церемония»: нужно квадрокоптером или гексакоптером опустить чайный пакетик в стакан кипятка.

В 2018 году Международная федерация авиационного спорта (FAI) признала гонки дронов официальной спортивной дисциплиной и Министерство спорта России включило дрон-рейсинг во Всероссийский реестр видов спорта. Красноярская команда участвовала в чемпионате мира в составе национальной сборной и соревнованиях в коммерческой лиги Drone Sports League. Тогда родилась идея проводить командные гонки в формате, приближенном к автоспорту.

Первые длительные гонки прошли в 2021 году в рамках фестиваля Rostec Drone Festival. С тех пор они проходят ежегодно. В середине 2023 года это направление вывели в национальный вид спорта, создали Федерацию гонок дронов России, и ее филиалы начали открывать в заинтересованных регионах.

24-часовая гонка — уникальное событие в мире

Эта дисциплина проверяет выносливость людей и техники. Люди проводят 24 часа практически без сна, это очень тяжело физически. Каждый пилот управляет дроном 45 минут. Потом 15-минутная техническая пауза и смена. Это общий принцип, — ниже мы разберем подробно, как участники команды работают и делят обязанности во время соревнования, что помогает им держать концентрацию и высокую скорость.

Формат суточной гонки пока не регламентирован: это уникальное мероприятие. Гонки подобного формата попытались провести в других странах, но самое длительное, что делали, — 6- и 12-часовые гонки.

Классические гонки проходит три круга — это порядка двух минут полета на запредельных скоростях. А здесь 45 минут полета в очень быстром темпе с короткими перерывами на пит-стопах.

Гонка проходит на частном аэродроме под открытым небом. При этом со всех сторон летное поле обтянуто сеткой для обозначения границ. Это сложнее, так как права на ошибку при пилотировании гораздо меньше.

Любая ошибка могла привести к тому, что дрон мог отскочить, попасть в сетку и запутаться. А количество дронов конечно.

<p>Команда «DRD-Красноярск» — в желтой форме, слева направо: Александр Ганин, Марк Логинов, Александр Холкин, Юденко Евгений</p>

Команда «DRD-Красноярск» — в желтой форме, слева направо: Александр Ганин, Марк Логинов, Александр Холкин, Юденко Евгений

Один спит — все работают

В 24-часовой гонке участвовали профессиональные спортсмены команды «DRD-Красноярск». Всего четыре человека, младшему из которых 17 лет, а старшим стал сам 46-летний тренер Евгений Юденко.

Красноярская команда выработала тактику: один пилот дремлет, второй занимается техникой, а оставшиеся двое участвуют в гонке как пилот и помощник, который перемещается между пилотом и техником.

После сна пилот выходил на 45 минут в роли техника, чтобы постепенно проснуться и войти в ритм. Во время полета дроны залетают на пит-стоп: там техник ремонтирует им поврежденные части и меняет аккумуляторы.

Потом за 15 минут роли меняются. И техник становится пилотом. А следующая его роль — помощник. И после этого он снова может идти дремать.

Отсыпное время у пилота Владислава Козеева из команды соперников
Отсыпное время у пилота Владислава Козеева из команды соперников

Что за техника

Все летали на одинаковых гоночных пятидюймовых квадрокоптерах. Дроны и аккумуляторы для этой дисциплины предоставляли организаторы «Архипелага».

Такие дроны могут разгоняться до 200 км/ч. На трассе 24-часовой гонки была возможность развить скорость до 150 км/ч.

Квадрокоптер состоит из рамы, полетного контроллера, регулятора оборотов, мотора, пропеллеров, приемника радиосигнала, видеопередатчика и видеокамеры.

Команды использовали собственные видеоочки и передатчики радиоуправления, потому что каждый спортсмен подбирает это оборудование под себя, настраивает натяжение стиков (джойстиков), пружинки и тумблеры.

Помимо физической подготовки, психологической устойчивости и навыков управления дронами нужно уметь быстро и без ошибок поменять луч или обтекатель, перепаять двигатель, установить пропеллеры, — иначе дрон может упасть со стартового стола и остаться на поле.

Александр Ганин из команды «DRD-Красноярск»
Александр Ганин из команды «DRD-Красноярск»

Полет глазами пилота

Когда пилот собирается лететь, он садится в кресло, надевает видеоочки, настроенные на один канал с дроном. Есть такая специальная функция BIND для привязки передатчика радиоуправления к приемнику. Она настраивается один раз. Точно так же один раз настраивается видеоканал между дроном и видеоочками для управления дроном.

Видеокамера на дроне передает через видеопередатчик картинку. Очки принимают картинку с квадрокоптера, и пилот видит картинку буквально глазами дрона. Это и есть FPV — видение от первого лица, оно имитирует присутствие пилота внутри летательного аппарата.

Это не дополненная реальность — а вполне реальная реальность. Помимо нее есть OSD (On-screen display) — вывод информации поверх видеопотока. Например, в 24-часовой гонке на экране накладывалось название команды, чтобы судьи различали участников. Также накладывается информация о расходе аккумулятора и его вольтаже, чтобы пилот мог контролировать, когда у него разрядится аккумулятор, и принимать решение, когда пора залететь на пит-стоп.

Можно выводить на экран много разной информации, например, подключённый канал, уровень сигнала управления и т.д. Это важно, чтобы все было по-честному. Но на гонках важно не переборщить с потоком данных, чтобы не отвлекать пилота.

Пилот управляет дроном с помощью передатчика радиоуправления. Это аналогия с органами управления реальных аппаратов. Если в случае с самолетом это штурвал, педали и рукоятка управления двигателем, то дронами управляют по четырем каналам: крен, курс, тангаж и газ. Передатчик — это устройство, где основными органами являются два стика (джойстика), которые и отвечают за вот эти четыре основных канала.

Работа команды в пит-стоп-зоне: Александр Холкин и Евгений Юденко
Работа команды в пит-стоп-зоне: Александр Холкин и Евгений Юденко

Погибших дронов не было

Для гонок беспилотники — это расходный материал. Они часто выходят из строя, потому что полет проходит на пиковых режимах. Электроника может не выдерживать.

Бывают столкновения в воздухе. Камера установлена стационарно, под определенным углом, без возможности поворота. Угол устанавливают в зависимости от сложности трассы и навыков пилота. Какой угол ширины камеры — такую картинку и видит пилот. Крутить головой, как в реальном самолете, не получится.

Во время 24-часовой гонки, как ни странно, не было ни одного полностью уничтоженного дрона. Было несколько машин, у которых сгорели моторы, полетный контроллер или регулятор. Но уничтоженных физически не было ни одного.

24-часовая гонка поменяла участников

Те, кто приехал на нее, и те, кто покинул поле в конце суток, — это разные люди. За такое длительное время ребята очень сильно прокачали навыки.

За сутки команда прошла несколько состояний. Вначале это был интерес и азарт. Затем, в первые 5 часов один из пилотов оставил все дроны в сетке. Пришлось ждать перерыва, чтобы их достать. Команда потеряла 83 круга, которые пришлось накатывать, чтобы нивелировать отставание и выйти в плюс.

Это был стресс и вызов на оставшееся время. Но ребята отлично справились с командной работой: решали проблемы слаженно, без конфликтов и постоянно меняли стратегии. Самый сложный этап случился перед рассветом.

Это была самая влажная ночь «Архипелага»: выпало очень много росы, туман начал оседать на поле, потели камеры, стало очень сложно видеть трассу. Тем не менее команда буквально за два аккумулятора нашла способ, как эту ситуацию победить. Этот секрет они оставили при себе для будущих побед.

Александр Холкин заменяет аккумулятор в пит-стоп-зоне и выставляет дрон на стартовый стол
Александр Холкин заменяет аккумулятор в пит-стоп-зоне и выставляет дрон на стартовый стол

Когда показалось солнце, пилоты начали летать с минимальной для себя скоростью и совершать максимум ошибок. Физиологически это было самое сложное время. Затем солнце полностью вышло, трава высохла, ребята мобилизовали все свои силы и ресурсы и вышли на первоначальный темп.

Ребята из команды почувствовали себя айронменами: суточная гонка показала, насколько они готовы физически, психологически, а также по навыкам управления и сборки дронов. Кроме того, это очень хорошая прокачка работы в команде.

Спортсмены просят сделать это соревнование ежегодным в качестве визитной карточки нашей страны.

Команда перед выходом на награждение
Команда перед выходом на награждение

Как стать дронрейсером и к чему это приводит

Как в любом виде спорта, мастерство в дронрейсинге — это долгий процесс. Первый год идет общая подготовка. Второй год — спортивная подготовка. И только на третий год можно стать топ-пилотом. Все, кто участвовал в 24-часовой гонке, летают не первый год и постоянно тренируются.

Большая часть успеха лежит на плечах тренера. Он выстраивает с каждым потенциальным спортсменом индивидуальную траекторию работы.

Помимо призовых мест в чемпионатах, развитие навыков управления дронами позволяет построить карьеру в видеопродакшене.

Несколько лет назад появилось направление акробатической съемки. В нем применяют так называемые фристайловые квадрокоптеры — аналог гоночных квадрокоптеров, на которые устанавливают камеру. Видео и снимки дополняют акробатическими трюками.

Максим Никифоров на этапе лиги DSL на «Архипелаге 2023»
Максим Никифоров на этапе лиги DSL на «Архипелаге 2023»

Что дальше

У драгрейсинга большое будущее: это выгодно государству и интересно молодым людям. В гонках активно участвуют девушки — в рамках Rostec Drone Festival прошел уже третий Женский кубок. А марте команда «DRD-Красноярск» участвовала в «Играх будущего» в Казани и взяла бронзу, уступив только командам из Кореи и Болгарии. Всего в гонке дронов участвовали 16 команд из 11 стран.

Министерство образования решает, как вводить в программу обучения такое стратегически важное направление для технологического прогресса страны. Активно лоббирует открытие секций и внедрение беспилотников в систему школьной подготовки.

66
Начать дискуссию