Тренды в управлении бизнесом в 2021 году

2020 год заставил предпринимателей перестроить многие внутренние и внешние процессы, перенять опыт компаний из других сфер и ввести в свою работу новые практики. Вместе с экспертами мы выделили несколько трендов в управлении бизнесом, которые получат дальнейшее развитие и в 2021 году.

источник: Unsplash
источник: Unsplash

Удаленные команды становятся привычным делом, а руководители развивают в себе новые навыки

Пандемия ускорила развитие тренда на работу на удаленке или в распределенных командах, который в прошлом году вышел за пределы IT-индустрии и мира фрилансеров. И теперь это стало привычной практикой и в больших корпорациях, и в малом и среднем бизнесе. В этом уверена CEO универсальной онлайн-платформы для работы, обучения и развития команды и бизнеса Granatum Анна Найш.

«Управление такими командами – это абсолютно новый навык для «беловоротничковых» руководителей. Изменились не только организация работы, но и требования к результатам и эффективности сотрудников, которые стали более жесткими. Скидку «на адаптацию к новым условиям» теперь не дают никому: ни руководителю, ни линейному персоналу. Поэтому всем пришлось серьезно задуматься о правильной организации труда. Основная нагрузка легла на руководителей. Чтобы двигаться дальше, им надо было решить ряд вопросов. Как оставаться на связи и в то же время соблюдать work life balance? Как получать результат, если непосредственного контакта становится меньше? Как оставаться в тренде постоянно меняющихся digital-инструментов и не свести с ума сотрудников и себя самого, пробуя новые и новые фичи или платформы? Разобравшись с этими задачами, руководители прошли своеобразный “путь героя”, практически освоив дополнительную профессию онлайн-фасилитатора. В 2021 году этот путь продолжается, останавливаться пока рано», – уверена Анна Найш.

В новых условиях бизнес учится повышать культуру взаимодействия людей в режиме онлайне. Так считает гнеральный директор и основатель онлайн-сервиса для автоматизации рекрутинга FriendWork Александр Красс.

«Отсутствие общего пространства не позволяет персонально обратиться к сотруднику и дать ему поручение, а затем убедиться, что оно исполняется в срок. Распределение и контроль выполнения задач в мессенджере или таск-трекере – это новая культура коммуникации, и она не так просто прививается сотрудникам. К тому же, наличие опции удаленной работы позволяет побеждать в конкурентной борьбе за кадры. Такая возможность считалась преимуществом и до пандемии. Однако теперь, в силу распространенности удаленного режима работы во многих компаниях, неготовность его предоставлять придется компенсировать более высокими зарплатами. Особенно это актуально для IT-рынка, где любое конкурентное преимущество очень важно», – считает эксперт.

По словам Анны Найш, руководители также освоили навыки стремительной перестройки процессов и решений. 2020 год показал, что отключить привычные процессы и вроде бы нерушимые законы, оказывается, можно за один день. И решения, принятые вчера, завтра уже могут быть не актуальны. Поэтому от руководителей бизнеса потребовались такие качества, как личная гибкость и мобильность, а также способность развивать инициативность и креативность своих сотрудников.

«Для успеха бизнеса в новых условиях лидер должен постоянно работать не только над собой, развивая быстроту реакции, стрессоустойчивость, оптимизм и профессиональную “чуйку”, но и с командой, где требуется умение мотивировать коллектив, брать на себя инициативу, успокаивать и направлять сотрудников, снижать уровень стресса от постоянных изменений и защищать коллег от выгорания», – рассказывает Анна.

Бизнес создает кросс-функциональные команды, чтобы быть готовым оперативно реагировать на изменяющиеся условия

Изначально кросс-функциональные команды, сформированные из разных профессионалов, появились в agile-культуре в сфере IT. Но практика их создания, как и многое из agile, давно вышла за пределы IT и теперь применяется в компаниях из других отраслей. Ведь по сути такая команда может усилить любой проект и оперативно решить поставленные задачи.

Отсутствие кросс-функциональных команд в компании в современных условиях создает для бизнеса потенциальную угрозу: без них практически невозможно идти в ногу со временем, не говоря уже о том, чтобы предвосхищать ожидания клиентов и партнеров. В этом уверена и Анна Найш.

По ее словам, управление такими командами требует прекрасно развитых коммуникативных навыков как у самого руководителя, так и у всех вовлеченных в процесс. Кроме того, важно суметь правильно выстроить взаимодействие с коллективом и сам процесс подбора высококвалифицированных и ответственных HiPo-сотрудников. И все это нужно делать на фоне постоянно меняющегося бизнес-ландшафта и операционной текучки, что само по себе очень непросто.

В работе с клиентами усиливается тренд на омниканальность и персонализированный подход

По мнению сооснователя сервиса promkod.ru Андрея Приображенского, лояльность к брендам с каждым годом снижается и при удержании покупателей сейчас на первое место выходит цена, доставка и удобство покупки.

«В марте 2020 года после введения карантинных ограничений и запретов в розничной торговле бизнес в онлайне начал быстро меняться, а в некоторых сегментах произошел настоящий бум, в частности, взлетели сервисы видеоконференцсвязи и доставки. Многие понимают, что в новой реальности для того чтобы сохранить достигнутые результаты и продолжать рост, требуется постоянно увеличивать эффективность, учитывая потребности каждого клиента», – отмечает эксперт.

По его словам, учитывая растущее число возможностей различных каналов связи с клиентом, омниканальность необходима для обеспечения непрерывной коммуникации с клиентом на всех этапах: от формирования интереса и совершения покупки до отслеживания доставки и постпродажного обслуживания. Большинство компаний уже пришли к использованию специализированных омниканальных платформ взаимодействия с клиентами, которые удобны как тем, так и другим.

Анализ цифрового следа сотрудника в ближайшем будущем поможет понять его мотивацию и вовлеченность

По мнению Александра Красса в ближайшие два-три года будет развиваться система, которая может узнавать настроения людей, без личного контакта.

«Сейчас во многих компаниях практикуются онлайн-встречи с включенными камерами, чтобы человек мог увидеть настроение собеседника, не только голос. В удаленном режиме HR-специалисту и руководителям тяжелее отслеживать назревающие конфликты, так как нет возможности наблюдать за действиями и эмоциональными реакциями сотрудников вживую, – отмечает Александр Красс. – В ближайшее время будут больше развиваться технологии, которые использовались на Западе еще до пандемии. Это будет реализовываться с помощью машинного обучения. Алгоритмы будут анализировать цифровой след сотрудника в рамках его работы и делать определенные прогнозы. Так, компания сможет получать информацию о мотивации и вовлеченности сотрудника, а также прогнозы о грядущих увольнениях».

77
4 комментария

И всё же не смотря на утешительные прогнозы, многим руководителям непросто управлять командой дистанционно. Для большинства важен живой зрительный контакт. И в офисе некоторые задачи решаются в разы быстрее

3

Вы правы, Иван, но мир меняется, все подстраиваются под новые требования. Пандемия дала всем нам возможность почувствовать, что можно работать и не находясь в офисе или в редакции, причем работать эффективно.
Не берусь предсказывать, что будет дальше))

1

Да, в нашей работе, где мы занимаемся разработкой и производством диагностических тест-систем, удаленно не получится... Нам нужны лабораторные условия. Хотя какое-то время практиковали с офисными сотрудниками, производственники у нас работали даже в пандемию

Мир никогда не будет прежним)