Возможности и вызовы индонезийского EdTech-рынка

Привет! На связи Оксана Погодаева — управляющий партнер венчурного фонда HR&ED-tech. В 2023 году в рамках фонда мы запустили Scalez – проект для поддержки стартапов на рынках Индии, Индонезии и MENA. В последние годы эти рынки стали особенно перспективны для развивающихся стартапов.
В этой статье хочу подробнее остановиться на Индонезии: поделиться основными инсайтами про особенности страны для EdTech-стартапов, рассказать, как установить связи в индонезийском бизнесе и осветить возможности получения венчурного инвестирования.

bangkokbook.ru
bangkokbook.ru

Почему EdTech-стартапам стоит обратить внимание на Индонезию

В 2023 году население Индонезии составляет 285,3 млн человек, большая часть которого – поколение Z. Согласно исследованиям, молодое поколение делает ставку на образование. 22% стремятся сдать NEET — Национальный квалификационный вступительный тест, — который позволит получить более квалифицированную работу и, соответственно, зарабатывать больше. Но только 6% из них имеют высшее образование.

Рынок Индонезии привлекателен для EdTech-компаний и по вполне объективным показателям:

  • Хороший показатель ВВП — 6%, учитывая высокую численность населения, что указывает на стабильное развитие экономики;
  • Небольшое количество конкурентов: из крупных — Zenius и Ruangguru;
  • Быстрый рост локального рынка: по прогнозам, в 2023 году его доход составит $1,180 млрд;
  • Хорошее покрытие интернета, что является явным плюсом для онлайн-образования;
  • Лояльность населения к онлайн-обучению: тенденция сохраняется со времен пандемии и только набирает обороты;
  • Большой спрос на EdTech со стороны рынка труда: например, в Индонезии ежегодно в сфере IT открываются 600 тысяч вакансий, в то время как из университетов выпускаются только 50 тысяч специалистов.

Все эти факторы делают рынок привлекательным для образовательных стартапов. Выход в Индонезию может стать важной вехой в развитии EdTech-компании. Однако, чтобы все прошло гладко, фаундерам важно учитывать многие нюансы, связанные с особенностями рынка. О них речь пойдет ниже.

Как адаптировать продукт под индонезийский рынок

Выход на новый рынок – всегда комплексная работа, которая включает в себя адаптацию продукта, бизнес-процессов, маркетинговых стратегий и процессов найма.

Хорошая новость для EdTech-a из России: работая с продуктом на рынке Индонезии, вам не придется менять его кардинально.

Целевая аудитория стартапов здесь имеет схожие паттерны с Россией. Их портрет выглядит примерно так: это люди, которые в основном работают на должностях бэк-офис-менеджера, сейлз-менеджера или в ритейле, находятся на начальной позиции с зарплатой $500 в месяц, но хотят расти в доходе и профессионально. Их привлекает удаленная работа и время с семьей, но вместо этого они проводят много времени в дороге, а затем в офисе. Многие из них считают, что карьерных перспектив у них практически нет. Эти люди хотят уйти в IT-сферу и работать 5/2, потому что в Индонезии такой график ― это привилегия.

Однако, некоторые особенности все же стоит взять в расчет. Например, жители Индонезии отличаются отсутствием уверенности и настойчивости, что влияет на уровень доходимости обучения. В среднем только 5% студентов заканчивают курс. Этот факт требует от EdTech продуктов поиска новых решений для обеспечения нужного уровня доходимости: внедрения завлекающих механик, улучшения системы мотивации и т. д.

Вместе с этой особенностью уживается еще одна — четкая уверенность студентов, что по окончании обучения такие компании, как Amazon и Google, будут драться, чтобы взять их на работу. Завышенные ожидания могут сказаться на их впечатлениях от вашего продукта.

Обе проблемы можно решать в карьерном центре или проводить собеседования до начала обучения. Благодаря этому можно настроить студентов на усердную работу и синхронизировать их ожидания с реальным миром.

Выходя на рынок Индонезии, позаботьтесь, чтобы ваша компания могла обеспечить студентов сертификатом о прохождении курса – в Азии их очень ценят. Это станет дополнительным фактором мотивации, а еще положительно скажется на продвижении и увеличит поток заинтересованных лидов.

Еще один критически важный момент для успеха EdTech в Индонезии – устойчивые партнерства с финансовыми сервисами. Чаще всего студенты не могут оплатить курс обучения полностью, поэтому внедрение частичной оплаты хорошо сказывается на стабильности бизнеса. Заключите договоры с различными банками, подключите кредитные карты и платежных провайдеров, такие как BNPL, OK Bank, Mandiri. Среди платежных систем обратите внимание на Xender, Xendit и DragonPay – они пользуются популярностью у аудитории.

freepik.com
freepik.com

Продвижение на рынке Индонезии

Следующий важный этап после настройки продукта на новый рынок – его продвижение. В Индонезии для привлечения аудитории используют два канала – Facebook* и Google. На этом этапе работа с аудиторией также критически важна: кастдев поможет выявить наиболее актуальные стратегии привлечения клиентов и не слить бюджет.

Не забудьте протестировать ваш собственный продукт после всех этапов адаптации к рынку: собрать обратную связь с фокус-групп, провести UX-кастдевы посадочных страниц.

После того как вы поймете, кто ваша аудитория и какие у нее проблемы, можно запускать рекламу. Здесь очень важно найти специалиста, который говорит на бахасе — индонезийском языке. Он с большей долей вероятности создаст цепляющие креативы, потому что знает языковые и национальные особенности. Все остальное ― техническая работа в рекламном кабинете.

Чтобы конверсия была высокая, а стоимость лида — низкая, нужно завоевать доверие аудитории. Для индонезийцев важно видеть в интернете данные о компании и отзывы о продукте. Поэтому сделайте карточку компании в Google, наймите сотрудников, снимите офис, разместите фотографии в интернете и наберите отзывы.

Физический офис — это обязательное условие для Индонезии. Клиенты, партнеры и журналисты с большей вероятностью доверятся тем, в чей офис они могут прийти “в гости”.

Еще один шаг, который поможет в продвижении — статьи в СМИ. Можно организовать конференцию для журналистов, где вы расскажете про планы компании, познакомитесь с ними и подарите небольшие подарки, например, мерч. После конференции вы сможете добавить ссылки на статьи на сайт, что также положительно отразится на поисковой выдаче Google.

Как строить партнерские отношения на рынке Индонезии

Физический офис, про который шла речь в предыдущем пункте, поможет вам в установлении партнерств. В Индонезии хорошо работает стратегия, когда вы приходите в офис того, с кем хотите установить связь, назначаете ему встречу, после чего знакомитесь и уже лично налаживаете коммуникацию.

Стиль коммуникации и ведения бизнеса в Индонезии отличается от привычных. Если в России есть шанс уже на первой встрече в кафе велика возможность наладить сотрудничество, от локалов в Азии такого ждать не стоит.

В Индонезии все происходит медленно. Здесь неприлично начинать разговоры о бизнесе сразу. Пройдет не менее трех встреч, прежде чем можно будет аккуратно переходить к переговорам. Первая встреча полностью посвящена знакомству и составлению первого впечатления. Если вы понравились индонезийцу, он пригласит вас на барбекю в свой дом и познакомит с семьей. Там они оценят ваши интересы и приоритеты. Если случится метч — можно переходить к переговорам.

Здесь нужно расслабиться и принять новые правила игры. Делать ставку не на быстрых результатах, а на доверии и крепких связях.

mavink.com
mavink.com

Найм партнеров в команду, т. е. непосредственно рекрутинг, тоже имеет свои особенности. В Индонезии строгая иерархическая бизнес-культура с жесткими регламентами и инструкциями. Ребята из Юго-Восточной Азии не любят неопределенности, они боятся принимать решения сами. Поэтому для них нужны детальные инструкции и чек-листы, чтобы вы могли ими управлять. После российского рынка труда с множеством проактивных кандидатов это может показаться большим упущением. отчасти так и есть, но не стоит из-за этого отказываться от найма локалов: внутри компании они будут естественным образом калибровать ваш бизнес к новому рынку, его культуре и особенностям.

Реально ли получить локальные инвестиции для EdTech

Индонезийские фонды не очень активно инвестируют в EdTech. У них есть плохой пример — Ruangguru, который привлек финансирование серии C в декабре 2019 года от таких известных спонсоров, как General Atlantic, GGV Capital, EV Growth и UOB Venture Management. Компания потратила деньги неэффективно, поэтому после роста во время пандемии последовал резкий спад, и сейчас компания переживает тяжелые времена. Венчурные инвесторы с большей вероятностью будут вкладывать в InsurTech или MedTech.

Для привлечения местных инвестиций, особенно на первом этапе, лучше сфокусироваться на работе с бизнес-ангелами. В Индонезии их около 100-150, всех их достаточно легко найти в LinkedIn. У большей части из них главный офис в Сингапуре, поэтому хорошая стратегия для фаундеров – поехать туда и лично встретиться с потенциальными инвесторами.

В целом процесс привлечения венчурного капитала не отличается от того, как это устроено во всем мире. Но все же национальная предвзятость к EdTech вынуждает фаундеров в этой области лучше готовиться к раундам, тщательнее прорабатывать свои питч-деки и уделять больше внимания переговорам с инвесторами.

Резюме

Топ-5 фактов, которые нужно держать в фокусе, открывая EdTech в Индонезии:

  • В Индонезии все строится на доверии: обзаведитесь физической локацией и обеспечьте реальные отзывы. Максимально полная информация о вашей компании должна быть в открытом доступе при поисковом запросе в Google ― адрес офиса, имена сотрудников, отзывы, фотографии;
  • Примите правила игры индонезийской коммуникации: в работе с партнерами делайте ставку на более глубокий контакт, в работе с сотрудниками обеспечьте им понятные и регламентируемые условия труда;
  • Учитывайте психологические особенности ЦА и продумывайте способы взаимодействия с ними через ваш продукт;
  • Обеспечьте вашим клиентам возможность оплаты продукта частями: в этом помогут сотрудничества с банками и платежными системами;
  • Получить локальные инвестиции для EdTech сложно, но возможно, однако на это придется затратить больше усилий из-за неудачного кейса Ruangguru.
mavink.com
mavink.com

Материал подготовлен по мотивам прямого эфира в Telegram-канале HR&ED-tech с Романом Кумаром Виасом, предпринимателем, экспертом в области маркетинга и ментором стартапов.

*Facebook — проект Meta Platforms Inc., которая признана экстремистской организацией в России. Деятельность организации на территории РФ запрещена.

1515
5 комментариев

Спасибо за полезную статью! Знаю еще, что на индонезийском рынке большим доверием пользуются проекты, на креативах которых используют местных людей.

1
Ответить

Даааа, локализация через локалов

1
Ответить

Очень интересные данные, спасибо
Будет здорово узнать больше про ключевых игроков и конкуренцию на рынке. Интересно, как все на реальных кейсах реализуется

1
Ответить

Интересно! Особенно про локальный менталитет и 5% доходимость — это инсайдерские данные? 🤔

1
Ответить

Впечатляющие данные, спасибо!
Особенно полезна информация об особенностях ведения бизнеса и налаживании локальных партнёрств.

1
Ответить