реклама
разместить

Честный знак маркировка одежды – путаница с СИЗ

Честный знак маркировка одежды – путаница с СИЗ

Является ли Ваша продукция именно той, которая должна быть промаркирована программой «Честный знак» в обязательном порядке? Как это определить точно? “Честный знак маркировка одежды – путаница с СИЗ” – статья о том, как “Честный знак” нас всех запутал.

Пальцем в небо

В последние годы вопрос отслеживания происхождения товаров, особенно в индустрии одежды, становится всё более актуальным. Система «Честный знак», разработанная для обеспечения прозрачности и безопасности в цепочке поставок, стала ключевым инструментом в этой сфере. Однако для производителей и продавцов одежды её внедрение оказалось не таким простым, как ожидалось. В данной статье мы рассмотрим один из основных вызовов – ситуацией, обернувшейся реальной проблемой, связанной с участием в программе «Честный знак» лёгкой промышленности, занятой производством продукции специального назначения – СИЗ (средств индивидуальной защиты). Делать наугад, а по-другому никак, а по-другому нельзя – именно так сегодня организаторы национальной идеи прослеживаемости вынуждают действовать производителей текстиля (одежды) – гадать и угадывать, то есть тыкать пальцем в небо.

Почему же именно для изготовителей и продавцов одежды участие в программе «Честный знак» стало наиболее сложным? Маркировка текстиля и одежды в системе «Честный знак» представляет собой весьма непростую задачу по нескольким причинам. Во-первых, текстильная индустрия отличается высокой степенью разнообразия продукции — от повседневной одежды до специализированных средств индивидуальной защиты (СИЗ). Во-вторых, для изготовителей и продавцов одежды основные трудности заключаются в необходимости адаптации бизнес-процессов к новым требованиям. Многие компании не были готовыми к такому количеству изменений и быстрому темпу внедрения. К тому же, затраты на модернизацию производственных и складских процессов, а также на обучение сотрудников, стали серьезной нагрузкой на бюджеты, особенно для малых и средних предприятий. Пользователи на местах (специалисты отделов качества предприятий) часто испытывают сложности при попытке разобраться в правилах маркировки одежды в системе «Честный знак». Несмотря на наличие информации на официальных ресурсах, недостаток четких инструкций и пошаговых рекомендаций приводит к неправильно заполненным документам и, как следствие, штрафам от регуляторов. Многие компании жалуются на недостаток поддержки со стороны государственных органов, что дополнительно усложняет процесс проникновения в качественную маркировку продукции. Разберём это на примере.

Перечень продукции, участвующей в проекте, постоянно увеличивается. У пользователей, т.е. у заявителей, тех, кто вынужден принимать правила игры, возникали и продолжают возникать разные вопросы процедурного характера, главным из которых, на наш взгляд, является следующий вопрос: «Является ли Ваша продукция именно той, которая должна быть промаркирована программой «Честный знак» в обязательном порядке?».Дело тут в том, что нет однозначного понимания как применять связку кодов продукции, а именно ОКПД-2 и ТН ВЭД ЕАЭС. Иными словами вопрос сформируем так: «Продукция требует маркировки в случае если её код ОКПД-2 и код ТН ВЭД ЕАЭС в связке поименованы в обязательном перечне «Честный знак» (здесь важно обратить внимание на слова «в связке») или же наоборот достаточно лишь того, что один из кодов (либо ОКПД-2 или ТН ВЭД ЕАЭС) совпадет с кодом Вашей продукции и это будет достаточным основанием предъявлять требование к вашей продукции быть промаркированной системой Честный знак.

Пример:Перчатки с кодом ТН ВЭД 6116 10 200 0, ОКПД2 14.12.30.150К нам обратился клиент – изготовитель перчаток, причём перчаток, предназначенных быть использованными как средства индивидуальной защиты. Производитель пояснил, что его потребители-заказчики поднимают тему по поводу необходимости маркировки “Честный знак” на их продукцию:

«…вышло ПП РФ №515 с изменениями на 31.05.2024 и ПП РФ №883 от 29.06.2024, в котором указаны коды ТН ВЭД и ОКПД 2 для товаров легкой промышленности, при этом наши коды ТН ВЭД входят в этот перечень: код ТН ВЭД 6116 10 200 0, а наш основной ОКПД2 – 14.12.30.150 в этот перечень не входит. Первое, что интересует- продукция должна одновременно соответствовать обоим кодам или какому-то одному. Также известно, что конкретно на СИЗ рук нет отдельных кодов (как, например, для спецодежды) как на средства защиты, поэтому коды присваивались как к продукции легкой промышленности, но это не товары народного потребления и используются в частных случаях производственной защиты. Поэтому у нас встал вопрос обязательности маркировки средствами идентификации (“Честный знак”). Кстати, по этому вопросу однозначного ответа от “Честного знака” мы не получили. Может, Вы подскажете, как организация с большим опытом?»

Как правильно идентифицировать продукцию в системе «Честный знак»: по коду ТН ВЭД ЕАЭС, по коду ОКПД-2 или по обоим сразу?

Вопрос, действительно весьма неоднозначен. На курсах повышения квалификации по подготовке специалистов и экспертов по сертификации СИЗ мы рассказываем, что если есть указание на то, что если есть совпадение хотя бы по коду ТН ВЭД ЕАЭС, то маркировать на прослеживаемость необходимо.

Честный знак маркировка одежды – путаница с СИЗ

Это проистекает из указаний, представленных на сайте самого Честного знака

Честный знак маркировка одежды – путаница с СИЗ

Более того, есть и сообщение, подтверждающее такой подход и даже с указанием интересующего нас с Вами регламента ТР ТС 017 и ТР ТС 019, а именно:

Честный знак маркировка одежды – путаница с СИЗ

В подтверждение этого и звучит письмо Минпромторга, раскрывающее позицию ведомства о приоритете кодов при определении необходимости маркировки продукции (на примере молочной продукции) Буквально в разъяснениях Минпромторга говорится следующее:

Честный знак маркировка одежды – путаница с СИЗ
Честный знак маркировка одежды – путаница с СИЗ

Таким образом, если прямо следовать букве закона, используемый Производителем перчаток код ТН ВЭД ЕАЭС 6116 10 200 0 применяется обоими регламентами (ТР ТС 017 и ТР ТС 019) и с точки зрения «Честного знака» требует проводить маркировку.

Однако, кроме уже действующей системы обязательной маркировки, в качестве эксперимента реализуются и пилотные проекты мониторинга оборота разных групп товаров, таких как:

  • строительные материалы в потребительской упаковке
  • отдельные виды парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии
  • радиоэлектронная продукция
  • кабельно-проводниковая продукция
  • некоторые смазочные материалы
  • пиротехнические изделия
  • ряд других

Ожидалось, что для продукции СИЗ также будет выпущено отдельное постановление, учитывая, что существует отдельный регламент на СИЗ, однако до настоящего времени этого не произошло.Учитывая такую недоурегулированность вопроса, мы ориентировали нашего клиента организовать запрос в Минпромторг для получения разъяснений, которые могут прояснить ситуацию.Основанием для запроса в эти органы (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по аккредитации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная таможенная служба и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), послужила следующая формулировка обращения:

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16 августа 2023 г. N 1338 “О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по использованию возможностей государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в целях обеспечения сопровождения товаров документами, подтверждающими их соответствие требованиям технических регламентов”, Ваше ведомство (министерство/служба) определено в качестве ответственного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на обеспечение проведения указанного эксперимента, в связи с чем просим Вас предоставить разъяснение по вопросу верной идентификации продукции с целью отнесения её к объектам регулирования требований системы «Честный знак», связанного с необходимостью использования одновременно кодов ОКПД-2 и ТН ВЭД ЕАЭС.

Каков же результат обращения в Минпромторг? Не смотря на положения Постановления Правительства РФ от 16 августа 2023 г. N 1338, которые прямо указывают на причастность и ответственность Минпромторга РФ к рассматриваемому вопросу, в своём ответном письме № 139813/28 от 24.12.2024 Минпромторг снял с себя ответственность за сложившуюся ситуацию, сославшись на то, что:

«…В соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговлиРоссийской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 438, классификация товаров по кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) и кодам ОКПД 2 к компетенции Минпромторга России не относится».

При этом Минпромторг всё-таки показал свою позицию по рассматриваемому вопросу:

«…при определении товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с указанным перечнем необходимо руководствоваться одновременно кодом ОКПД 2 и кодом ТН ВЭД ЕАЭС, за исключением случаев, указанных в примечании к соответствующим товарным позициям. Таким образом, маркировке средствами идентификации подлежат товары легкой промышленности, указанные в Правилах и Перечне маркируемых товаров, соответствующие одновременно кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2».

Как мы видим, позиция ведомства расходится с ранее представленной в письме № МА-74233/28 от 01.09.2021 г., что усложняет для производителя процесс идентификации и применения верным образом требований закона.Остальное выходит за рамки данного параграфа и обучения. Здесь мы обратили Ваше внимание на важное для каждого «сертификатчика» положение дел, когда недоурегулированность приводит к неверному толкованию.Необходимо отметить, что несоответствия кодов ОКПД-2 ныне широко применяемым кодам ТН ВЭД ЕАЭС – проблема не новая. О ней мы рассказали в главе посвящённой необходимости активно применять в работе коды ТН ВЭД ЕАЭС – «Обоснование необходимости указания кодов ТН ВЭД ЕАЭС и их использование при подтверждении соответствия продукции легкой промышленности»Справедливости ради отметим, что с 1 марта 2025 г. в действие вводится корректирующее Постановление Правительства от 29.06.2024 N 883 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в котором внесены изменения касающиеся именно перчаток и нашего примера – код ОКПД-2 4.12.30.150 к использованию вообще не предусмотрен. Согласно пункту 65 Перечня маркируемых товаров определены коды товаров «перчатки, руковицы, и митенки», которые подлежат маркировке средствами идентификации с 1 марта 2025 г. При этом, код 14.12.30.150 ОКПД 2 в Перечне маркируемых товаров не содержится:

Честный знак маркировка одежды – путаница с СИЗ

С подробными деталями изменений, вступающих в силу с 1 марта 2025 г. в части маркировки одежды, согласно Постановление Правительства от 29.06.2024 N 883 мы предлагаем Вам познакомиться самостоятельно.Ссылка на постановление

Чем же в итоге необходимо пользоваться при определении товаров, подлежащих маркировке? Ещё не так давно, вся эта неразбериха между ведомствами ответственными за реализацию программы прослеживания «Честный знак» привела к тому, что ни одно ведомство не захотело на себя брать ответственность в вопросе определения отношения конкретной продукции к требованию быть или не быть промаркированной.Дело здесь в том, что система «Честный знак» на своём сайте прямо указывало на необходимость маркировки, если совпадение происходит хотя бы по одному признаку: код ОКПД2 или код ТН ВЭД ЕАЭС.И как мы уже знаем, в своих комментариях причастное к системе «Честный знак» ведомство Минпромторг прямо указало на то, что не следует маркировать, если совпадение происходит только по коду ОКПД2 или по коду ТН ВЭД ЕАЭС, и сообщало:

«…маркировке средствами идентификации подлежат товары легкой промышленности, указанные в Правилах и Перечне маркируемых товаров, соответствующие одновременно кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2»

И вот уже в 2025 году на сайте «Честный знак» появился комментарий на этот счёт следующего содержания:

При определении товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации на территории Российской Федерации, необходимо руководствоваться соответствующими кодами ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2, а также условиями, определяемыми законодательством Российской Федерации в сфере регулирования маркировки товаров средствами идентификации и правом Евразийского экономического союза.

Для однозначного вывода об обязательности маркировки товаров средствами идентификации необходимо применение совокупности норм права, а также понимание статуса товара (иностранный товар, товар ЕАЭС (РФ) и качественных характеристик товара, наличие подтверждающих документов о товаре (например, такие как решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и акт экспертизы о соответствии кодов классификатору ОКПД 2, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации) и иные сведения. Кроме того, дополнительным фактором, определяющим требования по маркировке товаров, являются документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям (например, ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и(или) ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности».

Примечательным является здесь требование доказать верность кодов Вашей продукции посредством некоего акта экспертизы о соответствии кодов классификатору ОКПД 2, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), а также решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

На текущий момент в системе «Честный знак» выявлены и другие недостатки. Одним из наиболее распространенных является техническая нерегулярность. Система периодически показывает сбои, что вызывает недовольство пользователей, особенно в критические моменты, когда необходимо быстро оформить и зарегистрировать маркировку. Также отмечается не всегда достаточная интероперабельность между различными IT-системами компаний и системой «Честный знак». Это приводит к необходимости вводить данные многократно, что увеличивает вероятность ошибок. Для производителей одежды, которая квалифицируется как средство индивидуальной защиты (СИЗ), введение обязательной маркировки в системе «Честный знак» стало дополнительным бременем. Эти предприятия вынуждены не только следовать новым стандартам, но и активно отслеживать изменения в правилах и нюансах реализации. Принуждение к маркировке для определённых категорий изделий поставило некоторых производителей на грань выживания, порой вынуждая их прекращать своё производство или менять ассортимент, что приводило к массовым сокращениям и экономическим потерям.Ответственность за недоработки и несоответствия в системе «Честный знак» в первую очередь лежит на разработчиках и операторах системы, а также на государственных органах, которые должны обеспечивать правильность и целостность функционирования данного проекта. Отсутствие регулярных обновлений и реформации системы по мере появления новых нужд пользователей часто выливается в дополнительные проблемы для конечных потребителей — производителей и продавцов.

Ветром надуло

Программа «Честный знак», введенная в России в 2019 году, была разработана с целью борьбы с контрафактом и повышения прозрачности рынка. Она обязывает производителей и продавцов маркировать свои товары с помощью специальных QR-кодов или RFID-меток. Несмотря на очевидные преимущества, участие в данной программе для изготовителей и продавцов одежды обернулось рядом серьезных сложностей, что делает ее одноименную программу особенно сложной для представителей текстильной отрасли.Программа «Честный знак», запущенная в России для обеспечения прозрачности товаров и защиты прав потребителей, на первый взгляд и впрямь, кажется благородной инициативой. Однако для многих участников рынка, особенно для тех, кто занимается производством и продажей специально одежды для защиты, эта программа становится настоящим испытанием. Постоянно меняющиеся списки, новые коды ОКПД-2 и коды ТН ВЭД создают условия, при которых понимание системы и соблюдение всех требований становится крайне затруднительным. В некоторых случаях складывается ощущение, что новые идеи и правила «ветром надуло», и теперь никто не понимает, как это работает. Чего только стоят постоянные изменения в нормативных документах. Одной из ключевых проблем для производителей и продавцов средств индивидуальной защиты (СИЗ) является частое обновление списков товаров, подпадающих под действие программы. Например, изменения в кодах ОКПД-2 и ТН ВЭД вносят путаницу, поскольку они могут касаться как новых, так и уже существующих категорий. Некоторые товары, которые ранее не требовали маркировки, могут внезапно оказаться в числе обязательных для регистрации и маркировки, и наоборот. Это требует от участников рынка постоянного мониторинга актуальных данных и адаптации своей деятельности по новой.Сложность ситуации усугубляется недостатком информации и четких рекомендаций со стороны регуляторов. Часто складывается впечатление, что изменения вводятся без предварительного обсуждения с участниками рынка. В результате, производители и продавцы сталкиваются с неопределенностью: как им действовать в условиях постоянно меняющегося законодательства? Как маркировать вновь включенные товары? Как избежать штрафов и санкций за несоответствие требованиям программы? Все эти вопросы остаются без однозначных ответов.Для малых и средних предприятий участие в программе «Честный знак» представляет собой особенное испытание, прямо скажем на иностранный манер – целый челендж. Ограниченные ресурсы не позволяют им в полной мере реагировать на изменения и адаптироваться к новым требованиям. В то время как крупные компании могут позволить себе выделить специализированные команды для работы с документацией и сбором информации, малые фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это создает условия для конкуренции, где только сильнейшие опять смогут выжить на фоне постоянных изменений.Однако, справедливости ради отметим, что несмотря на сложности, с которыми сталкиваются изготовители и продавцы, есть пути для улучшения ситуации. Во-первых, необходимо усилить коммуникацию между регуляторами и отраслевыми ассоциациями, чтобы обеспечить более четкие и понятные разъяснения к новым требованиям. Во-вторых, стоит задуматься о создании платформ, на которых участники рынка могли бы делиться опытом, лучшими практиками и получать актуальную информацию. Таким образом, сложившаяся ситуация вокруг программы «Честный знак» действительно напоминает ветер, который надул новые идеи и правила, оставив многих участников в недоумении. Пришло время для активного диалога между всеми сторонами и необходимости выработки совместных решений, чтобы сделать программу более доступной и понятной для всех. Только так можно обеспечить защиту прав потребителей и развитие добросовестной конкуренции в сфере средств индивидуальной защиты.

Корректная реализация системы «Честный знак» объективно открывает новые перспективы в борьбе с контрафактом и создании прозрачного рынка одежды, однако требует значительных усилий со стороны всех участников процесса. Процесс маркировки одежды примечателен не только своими сложностями, но и возможностями для современного рынка, что в итоге может привести, а мы в этом уверены – приведёт к улучшению качества продукции и повышению доверия со стороны потребителей. Внимание к недостаткам и устранение трудностей на пути внедрения системы — важные шаги, но лишь шаги на большом пути успешного процесса маркировки и повышения уровня защиты прав потребителей.

Заключение

В заключении подытожим то, что имеем:

  • Высокие затраты на внедрениеЭффективная интеграция системы маркировки с существующими бизнес-процессами требует инвестировать в оборудование для печати и считывания кодов, а также в программное обеспечение. Многие компании сталкиваются с дефицитом времени и ресурсов для правильной организации этого процесса.
  • Сложности в логистикеНеобходимо обеспечить наличие маркированной продукции на всех этапах дистрибуции, что подразумевает дополнительное время на обработку и учет товаров. Словом, маркировка товаров требует изменений в логистических процессах.
  • Неправильная интерпретация законов и регуляцийСама система маркировки зачастую вызывает путаницу из-за недостаточной четкости регулирования и частых изменений в законодательных актах, как это показано на примере с кодами ТН ВЭД и ОКПД. Продавцы одежды вынуждены следить за актуальной информацией и адаптироваться под меняющиеся условия, что порой приводит к юридическим ошибкам и несанкционированным штрафам.
  • Технические проблемыПроцесс маркировки требует наличия надежной IT-инфраструктуры. Нередко компании сталкиваются с техническими сбоями, которые могут привести к задержкам в поставках и даже потере товаров. Сложности в рамках работы с электронными системами, такими как личные кабинеты на портале «Честный знак», что создаёт дополнительные проблемы для пользователей.
  • Осведомленность потребителейЕще одной значительной проблемой является недостаточная осведомленность потребителей о системе маркировки и ее преимуществах. Многие покупатели не понимают важности маркированной продукции и продолжают приобретать несертифицированные товары, что идет вразрез с усилиями добросовестных производителей.

Очевидно, что программа «Честный знак» не создавалась по дуновению ветра и вынужденно ведёт к созданию определенно новых стандартов и требований к процессу оборота продукции на рынке, которые, безусловно, направлены на улучшение качества и безопасности товаров. Однако, став настоящим испытанием для производителей и продавцов одежды, полным финансовых и организационных сложностей, в ситуации когда не удаётся найти решения описанных проблем, вынуждая пользователей быть теми самыми слепым котятами тыкающими пальцем в небо в надежде на ответственное соблюдение благих намерений программы. В свою очередь эти благие намерения могут остаться благими лишь на бумаге, вернее на сайте, а их реализация окажется затруднительной для большинства субъектов рынка.

А как думаете Вы?

реклама
разместить
Начать дискуссию
С 3 февраля ВБ перестанет принимать товары без маркировки!
С 3 февраля ВБ перестанет принимать товары без маркировки!

✅ С 3 февраля 2025 Wildberries НЕ принимает поставки с указанными выше товарами без маркировки - вот ссылка на новость

22
11
11
Внимание! Изменения в маркировке "Честный Знак" в 2025 году!
Внимание! Изменения в маркировке "Честный Знак" в 2025 году!
22
Четыре года я была посредником на Садоводе, вышла на прибыль в 200 000 руб в месяц и бросила это дело

Мой рабочий день начинался в 4 утра, а на дорогу от дома до рынка и обратно тратила почти 6 часов — история о том, как я была посредником на Садоводе и почему это адский и неблагодарный труд...

Четыре года я была посредником на Садоводе, вышла на прибыль в 200 000 руб в месяц и бросила это дело
11
Как избежать штрафов за несоблюдение требований по маркировке?
Как избежать штрафов за несоблюдение требований по маркировке?
77
11
Маркировка товаров: штрафы и последствия
Маркировка товаров: штрафы и последствия

С 2024 года требования к маркировке товаров стали еще жестче. Компании, которые не соблюдают правила, рискуют получить крупные штрафы и даже уголовную ответственность.

Продаете на 2 млн в месяц на маркетплейсе? Будьте готовы заплатить штраф вдвое больше
Продаете на 2 млн в месяц на маркетплейсе? Будьте готовы заплатить штраф вдвое больше

В конце 2024 года Минэкономразвития России представила пакет законопроектов, детально регламентирующих деятельность маркетплейсов и работающих на этих площадках продавцов.

55
33
Честный знак для косметики в 2025: что делать производителям?
Честный знак для косметики в 2025: что делать производителям?
Новые законы и изменения в сертификации в 2025 году: что важно знать бизнесу?
Новые законы и изменения в сертификации в 2025 году: что важно знать бизнесу?
22
Маркировка одежды: маленькие детали, которые имеют большое значение

Маркировка одежды — процесс нанесения на изделия различных символов и данных, которые помогают определить происхождение товара, его характеристики и правила ухода за ним. Обеспечивает прозрачность информации о товаре и защиту потребителей от подделок. В России применяется информационная система "Честный знак", где для маркировки одежды используются…

реклама
разместить
Нововведения в цифровой маркировке пищевых продуктов. Общепиту знать обязательно!
Нововведения в цифровой маркировке пищевых продуктов. Общепиту знать обязательно!
Маркировка товаров в 2025 году- подробный гайд.

В одной статье основная информация - для тех, кто производит и продает товары с маркировкой.

Маркировка товаров в 2025 году- подробный гайд.