Доверие вместо дедлайнов. Как управлять творческой командой
Креативная индустрия доросла до 4,1% ВВП России, но многие компании быстро закрываются, не сумев совместить бизнес и творческую свободу. Как это сделать на примере коммуникационного агентства я рассказал на страницах РБК-Pro.
Гибкий подход к управлению творческими командами, основанный на доверии, не противоречит основным целям любого бизнеса — приносить доход. Напротив, только его правильное применение и может обеспечить выживание и рост на длинной дистанции.
Сегодня креативная индустрия — это 4,1% ВВП России (по данным исследования 2024 года от АСИ и группы партнеров). Компании этой сферы продают свое творчество, вернее, продукт, основанный на творческой свободе. Как совместить свободу с требованиями бизнеса, со своевременным достижением целей? Можно поставить жесткие дедлайны, прописать инструкции и включить контроль на каждом этапе. Но если нет доверия, команда превращается в группу исполнителей, не способных создавать прорывные идеи.
Прозрачность и доверие: как реализовать
Важность доверия в бизнесе сложно переоценить. Сотрудники тратят энергию не на жалобы и сплетни, а на открытый диалог и поиск решений проблем, которые без доверия замалчиваются или могут быть не так очевидны. Это прямо влияет на продуктивность.
Доверие создает благоприятную атмосферу сотрудничества и мотивирует на совместные достижения. Американский консультант и эксперт Стивен Кови в своей книге «Скорость доверия» обосновал утверждение, что рост доверия в бизнесе значительно увеличивает скорость достижения результатов и сокращает издержки. Уоррен Баффетт — исполнительный директор Berkshire Hathaway — стремится видеть в людях в первую очередь «честность и интеллект».
Доверие начинается с честности и открытости. Люди должны понимать ключевые моменты:
Какова общая цель. Если сотрудники видят, ради чего работают, они вовлекаются гораздо глубже. Больше того: команда должна участвовать в постановке своих целей и целей компании, тогда это и их цели тоже. Сотрудник понимает, что эти цели нужны ему для фокусирования своих усилий.
Как принимаются решения. У нас агентстве работает «скандинавская модель». Это значит, что мы ищем консенсус в обсуждении важных вопросов. Например, в креативном тендерном процессе абсолютно у всех есть голос и этот голос равный, даже если это голос генерального директора. Спорим — пока не договоримся, иногда до хрипоты, до драки.
Могу ли я как директор настоять на своем? Да, но только с помощью аргументации, а не используя свое служебное положение.
Что от них ждут. Четкие роли и понятные ожидания снижают стресс и предотвращают путаницу. С другой стороны, я никогда не писал никаких должностных инструкций для креативных людей. Считаю, это полная чушь. Один мой руководитель любил повторять: власть не дают, ее берут. Так же и с ролями — нормально и хорошо, когда сотрудник выходит за рамки своей роли, берет на себя лидерство.
Ко мне несколько раз приходили сотрудники с идеями, как им развиваться дальше и что они могли бы взять на себя. Для меня это лучший вариант их карьерного планирования. Инициативу надо ценить, потому что большинство, к сожалению, ждет таких инициатив от самого руководителя.
Приведу пример работы с доверием компании СДЭК
В СДЭК работа с доверием стартовала в отделе продаж. Что входило в эту работу: повышение прозрачности рабочих процессов, открытости коммуникаций, делегирование задач без микроменеджмента, стремление исключить противоречивые заявления и действия и многое другое. В результате это стало одним из факторов роста эффективности: выполнение плана продаж увеличилось на 107%, а темп роста выручки — на 142% за год. (кейс компании опубликован в корпоративном блоге). Работа с доверием помогла пересмотреть внутренние процессы — изменить структуру и подход руководителя к управлению командой.
Свобода как основа культуры и процессов
Творческие сотрудники не работают по принципу «делай раз, делай два». Они лучше раскрываются, когда они сами хозяева на своей кухне. Как этого добиться?
Автономия в работе. Где можно — давайте людям автономию. Где нельзя — тоже. И физическую, и психологическую. Важен результат, а не количество часов у монитора и в офисе. Несмотря на тренд возврата в офисы, мы решили сохранить для всех сотрудников удаленный формат работы — каждый волен делать работу из любой точки мира. В числе наших локаций Санкт-Петербург, Апрелевка, Сыктывкар, Таиланд, Аргентина. Аргентинскому сотруднику немного сложнее — из-за смены часовых поясов нужно подстраиваться под рабочие встречи с командой и клиентами, но и это получается.
- Работайте над процессами. Объяснения компаний, что люди нужны в офисе, чтобы лучше контролировать рабочий процесс или поддерживать корпоративный дух, — не выдерживают критики. Если процессы хорошо организованы, нет необходимости контролировать работу сотрудников лично. Советую использовать современные IT-инструменты и практики, можно прибегнуть к внешнему аудиту процессов.
- Кейс из нашей практики. В коммуникационных агентствах зарплаты в рынке, тем не менее, часто мы не в состоянии конкурировать по этому показателю с крупными компаниями. Сотрудница решила найти более доходное место на стороне клиента. Но к более высокой зарплате прикладывалась необходимость ходить в офис. Она решила остаться, в офисном формате гораздо сложнее искать баланс со своими личными и семейными делами.
- Пример компании с сильным, притягательным для сотрудников брендом. Каждый год сотрудники Virgin могут брать неограниченное количество дней отпуска. Так они могут организовать свою личную жизнь, не боясь потерять работу. Такая политика принесла рост производительности, креативности и мотивации среди сотрудников.
Право на ошибку. Без экспериментов нет развития, да и просто факапы никто не отменял. Доверие — это когда провал не карается, а анализируется. Но! Ошибаться можно, обманывать — нельзя. Мы расстались с сотрудницей, когда она и нам и клиенту показывала липовые отчеты. Работа на бумаге была сделана, а на деле — нет. У нас в агентстве так можно сделать только один раз.
Ошибки могут быть позитивными. Их мы очень любим как способ научиться. Мы делали тендерное задание, в рамках которого провели отличную аналитическую работу. Аналитика оказалась настолько глубокой, что клиент заподозрил наличие у нас «инсайдера», снабжающего ценной информацией. Но сделать верные выводы из своей же аналитики и построить на ней хорошую тактику мы не смогли. Получилось, как письмо из Простоквашино в известном мультфильме — две части тендерного предложения как будто писали разные люди без оглядки друг на друга. Ошибка? Да. Можно было заняться поиском виноватых. Вместо этого мы занялись поисками пробелов в бизнес-процессе. Следующий тендер у того же клиента мы выиграли. Придраться было просто не к чему.
Признание заслуг. Оно не обязательно может быть выражено деньгами. Согласно исследованию, проведенному в 2022 году Zigmund.Online, сильнее всего специалисты креативной индустрии выгорают из-за обесценивания их усилий со стороны руководств. Суть нашего бизнеса — клиентский сервис, это нередко трудная и иногда неблагодарная работа. Действительно важно отмечать каждый удачный кейс, идею, предложение, отмечать даже маленькие достижения и просто хорошую ежедневную работу. Что-то героическое в этом есть!
Поддержка в сложных ситуациях. В агентском бизнесе иногда сложно добиться полного признания со стороны клиентов — заказчик всегда может ожидать большего. Тем более важно беречь и ценить по достоинству членов команды. Доброе слово может мотивировать сильнее премий. У меня был пример, когда у сотрудницы произошел не самый приятный разговор с клиентом в день ее рождения. Я поздравлял ее и отметил, что она один из лучших специалистов, а серые дни — бывают, но проходят. Это вызвало ответную реакцию. Вместо дежурного «спасибо» Маша поделилась развернутой обратной связью о важности экологичной культуры в компании и о том, как это мотивирует и удерживает. После работы в нескольких крупных компаниях сотрудник могла сравнить разные подходы.
Культура диалога. Общайтесь и давайте экологичную обратную связь. Чаты и «Мегаплан» — для обсуждений, тогда как регулярные встречи помогают строить доверительные отношения, в которых люди не боятся высказывать идеи, даже самые бредовые. Из них иногда рождаются блестящие проекты.
Контроль как поддержка бизнеса
Контроль без доверия превращается в микроменеджмент. Как управлять командой, не разрушая ее вовлеченность?
Договоренности вместо ограничений. Вместо слежки за каждым шагом лучше установить понятные критерии успеха. Для нас такие критерии — полугодовые KPI. При этом они не спускаются сверху, а являются предметом договоренности с сотрудником. Часто именно он сам их и предлагает. Это важно, чтобы человек взял ответственность на себя, подумал о реально достижимых и важных для агентства вехах.
Бизнес-процессы. Это хребет корпоративной культуры. В агентстве это про то, как мы делаем дела, например, как пишем тендерные предложения. И здесь мы сначала долго работаем над такими процессами, потом мягко, но непреклонно вводим их в оборот.
- Автоматизация. В нашем случае «Мегаплан», системы ЭДО, нейросети позволяют сделать бизнес-процесс более четким, простым и быстрым. Например, в «Мегаплане» мы работаем уже более 10 лет и уже просто на уровне гигиены привыкли к порядку постановки, делегирования задач, их обсуждения и коммуникации в рамках проекта.
- Доверие к экспертам. Если вы наняли профессионалов, дайте им возможность брать ответственность на себя.
Вывод. Доверие и свобода — это не бонусы, а основа успешной творческой команды. Чем больше этого в компании, тем меньше контроля нужно сверху. Когда сотрудники чувствуют, что им доверяют, они работают с полной отдачей, а не «по инструкции». И именно так рождаются лучшие идеи, сильные проекты и эффективные команды.
15 лет назад мне запала в голову мысль, произнесенная кем-то на конференции.
4 верных способа уничтожить свою команду. Только неправильные советы
Причины задержек на работе надо искать в организации труда, методах управления и корпоративной культуре. Мы изучили, как устроены процессы в разных компаниях, выяснили, в чём проблема, и нашли способ победить сверхурочные.
На днях давала комментарии телеканалу URAL1 о трендах в найме. Что мы наблюдаем сегодня? Что навыки важнее диплома и человек превыше всего, а гибкость – это супер сила кандидата. И развитие сотрудников – уже нормальная инвестиция в будущее компании.
Привет, я Виктория из Итирия. Мы работали с самыми разными клиентами. У всех свои требования и свои тараканы. Но есть 10 важных моментов, которые становятся решающими и помогают работать вместе долгие годы.
Недоверие к сотрудникам — одна из самых распространённых, но при этом редко осознаваемых управленческих ошибок. Руководители, стремясь сохранить контроль над процессами, часто недооценивают потенциал своих команд, игнорируя их идеи и инициативы. На первый взгляд, такой подход может казаться оправданным: меньше рисков, больше предсказуемости. Однако…
Привет! Я Руслан, основатель и CEO digital-агентства INET Studio. Сегодня расскажу о методах, благодаря которым сотрудники остаются с нами надолго. Эти практики помогают экономить бюджет и равномерно развивать компанию без скачков, на которые влияет кадровый голод.
И никакие SMART и Матрицы Эйзенхаура не решат эту проблему
Почему одни компании растут и стабильно развиваются, а другие страдают от текучки, выгорания сотрудников и отсутствия инициативы? Причина не только в зарплатах или бонусах. Корпоративная культура — это не про миссии на сайте и корпоративы. Это про то, как люди принимают решения, как взаимодействуют, что в компании поощряется, а что игнорируется.