{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как выбрать школу для онлайн-обучения: десять подсказок для родителя

Пандемия коронавируса значительно ускорила цифровую трансформацию образовательного процесса. Количество онлайн-школ растет огромными темпами. При этом большинство родителей пока еще не сформировали четкие критерии хорошей и плохой удалёнки, поскольку до 2020 года с ней почти не сталкивались. Чтобы не потеряться в круговороте диджитал-платформ, pоссийско-британская школа "Алгоритм" предлагает чек-лист, который поможет отфильтровать все учебные заведения и подскажет, по каким критериям их стоит выбирать.

Новые технологии действительно помогают решить многие вопросы в образовании. Однако порой на то, чтобы применить их с максимальной пользой и удобством для всех вовлеченных в учебный процесс сторон: учителей, учеников и их родителей – уходят даже не месяцы, а годы. За 25 лет работы в сфере образования российско-британская школа “Алгоритм” прошла долгий путь построения эффективной системы дистанционного обучения. На основе собственного богатого опыта рассказываем об основные моментах, на которые стоит обратить внимание при рассмотрении онлайн-школ, ведь при внешнем сходстве с классическими учебными заведениями удалёнка имеет ряд принципиальных отличий.

Попросите представителя школы описать, как будет проходить онлайн-занятие?

Самый распространенный ответ – что всё будет как обычно, только онлайн. На деле же дистант и офлайн – это совершенно разные истории. Прошли те времена, когда можно было стоя перед камерой 40 минут читать монолог. Формат говорящей головы на удалёнке cовершенно не сработает. Учителям необходимо непрерывно подталкивать, мотивировать и вдохновлять учащихся. Но реализовать это на практике крайне непросто. Выстроить личностный контакт с учениками через экран компьютера в разы сложнее, чем в обычном классе. Почти тактильные ощущения, которые у нас появляются в физической аудитории, на удалёнке полностью отсутствуют. Например, будучи в одном кабинете со своими учениками учителю даже по косвенным показателям легко заметить, кто из школьников отвлекается, кто спит. При дистанте 70% таких признаков отсутствуют.

Есть ли у преподавателей школы опыт работы в онлайне?

Хороший учитель – половина успеха. Ключевая проблема, с которой столкнулись все учебные заведения как в первую, так и во вторую волну пандемии, – это отсутствие у них какого-либо опыта дистанционной работы. 99% процентов преподавателей до пандемии с удалёнкой не сталкивались вообще. Как учить в онлайн-формате не объясняют ни в одном педагогическом ВУЗе. По данным опроса аналитического центра НАФИ, почти половине преподавателей требовалась помощь, в том числе из-за проблем с технической оснащенностью рабочего места и недостатка методических знаний по организации онлайн-обучения. Единственный выход для родителя – выбрать школу с многолетним опытом работы в дистанционном режиме. Например, «Алгоритм» на протяжении шести лет готовил сотрудников. И это нормальные сроки, если вы нацелены на результат, а не просто собрать побыстрее денег.

Сколько детей учится в одном онлайн-классе?

25-30 человек, считающиеся нормой для очного урока, не подойдут для онлайн-обучения. Удалёнка – это всегда более камерная история, в которой оптимальными являются мини-группы по 12-14 человек максимум, а в идеале вообще по 7-8. Больше не рекомендуется, ибо будет утеряна связь ученик-учитель.

Сколько часов в неделю преподает учитель?

Подготовка материалов для онлайн-школы занимает в разы больше времени, чем для обычной. Соответственно вырастают и трудозатраты преподавателей и важность отдыха. Невозможно сыграть пять спектаклей в один день. И все это понимают. Подобно артисту преподаватель тоже может преподавать на должном уровне только ограниченное количество часов. К сожалению, многие репетиторы дают по 8 уроков в день. В итоге качество страдает. Мы следим, чтобы на каждого учителя приходилось не больше 20 аудиторных часов в неделю. Это тот оптимум, который позволяет преподавателю полноценно подготовиться к каждому уроку и провести его максимально эффективно. Кроме того, все административные вопросы, которые в государственных школах также ложаться на плечи педагогов, у нас ведут отдельные специалисты, чтобы учителя могли на 100% сконцентрироваться на учениках.

Какие технологические ресурсы будет использовать преподаватель на уроке, помимо того, что уже было задействовано на «живых» занятиях?

Уровень ожиданий от учебного процесса у ребенка, который сидит в аудитории, и у ребенка, который смотрит на учителя через компьютер, разный. Онлайн-контент должен быть в десять раз ярче и красочнее, а качественно презентации отменное. В обучении обязателен элемент игры и образность. Если на традиционном уроке технологии играют скорее вспомогательную роль, то в онлайн-образовании это важная составляющая часть всего учебного процесса. Например, мы работаем в полноценной виртуальной студии с движущимися онлайн-объектами, просчетом 3D фонов в реальном времени и интерактивными 3D элементами. Это позволяет делать полноценные анимированные лекции. Такие «фишки» помогают «держать» аудиторию.

Какую долю в учебном процессе будут занимать очные занятия?

И мировой, и российский опыт говорит о том, что сегодня активно развивается смешанная (гибридная) форма, в которой традиционное обучение дополняют онлайн-форматы. Социализация также важна как для самих детей, так и для преподавателей. В нашей школе ребенок может сам выбирать, сколько раз посещать обычные занятия. Например, спросом пользуется программа, в рамках которой ученик два раза в неделю приходит в школу, а в остальное время учится онлайн. Soft skills не менее значимы чем hard skills. Очная ставка позволяет избежать стрессов в реальном мире, ведь бывают случаи, когда дети с хорошей успеваемостью панически бояться экзаменов или вполне уверенные в себе ученики испытывают робость от общения лицом к лицу.

Как контролируется качество усвоенного материала?

Дистанс более предрасположен к имитации учебного процесса и фальсификации результатов экзаменов. Поэтому, интересуясь контролем успеваемости в школе, не скупитесь на уточняющие вопросы: проводится ли очная аттестация? как технологически построен онлайн-экзамен, есть ли прокторинг? Какие конкретные действия предпринимает школа, если у студента день ото дня падает средний балл, например? Кто конкретно отслеживает средний балл?

Какая у школы репутация?

Практически ежедневно открываются всё новые и новые образовательные школы. Высокий спрос на обучение спровоцировал и засилье мошенников и непрофессионалов в этой сфере. Причём если раньше аферисты действовали грубо и просто брали деньги за несуществующие курсы, то сейчас махинации становятся всё более изощрёнными, зачастую учить клиента никто не отказывается, у школы даже может быть очень красиво оформленный сайт и грамотно выстроенная рекламная кампания, но при этом качество уроков на совершенно неприемлемом уровне.

Беспроигрышный вариант понять, какую онлайн-школу выбрать, – сходить на онлайн-мероприятия, познакомьтесь с другими родителями. Зачастую коммьюнити поможет узнать об учебном заведении едва ли не больше, чем его рейтинги и сертификаты. Ну и, конечно, не стесняйтесь просить тестовые периоды (пробный урок, день в школе, неделя в школе).

Сколько стоит обучение?

Существует распространенное заблуждение, что онлайн – это всегда более дешевый формат, чем очное обучение. Во многом данный стереотип появился благодаря устоявшемуся мнению, что экономия на физическом пространстве самой школы, покупке стульев, парт и других атрибутов классического учебного заведения может обеспечивать более низкие цены на онлайн-уроки. На самом деле это в корне не верно. Цена на аренду помещения не идет ни в какое сравнение с затратами на адаптацию учебного материала для учащихся, разработку плана занятий и т.д. В частности, онлайн-программы задействуют большее количество экспертов – это и графические дизайнеры, готовящий контент для класса, и IT-специалисты, которые контролируют, чтобы урок транслировался без перебоев, не говоря уже о самих учителях. Например, cтоимость нашей студии для проведения анимированных лекций составляет от 30 до 50 тысяч долларов. Некоторые школы даже пытаются компенсировать свои расходы на платформу и проведение занятий за счет увеличения количества учеников в классе. О важности сохранения малых групп учащихся я уже писал выше.

Роль родителя в учебном процессе?

Первая волна коронавируса в сфере образования напоминала огромную ролевую игру, при которой сотни тысяч взрослых людей понимали, что система нерелевантна текущему дню и тем не менее продолжали имитировать процесс: учителя читали урок на камеру, родители обеспечивали присутствие детей на уроке и делали за них домашние задания. Параллельно в личных беседах и в СМИ появлялось всё больше публикаций, в которых многие семьи сетовали на то, что образовательный процесс выглядит не как дистанционное, а как самостоятельное обучение. При этом основная ответственность за учебу и усвоенный материал перекладывается на родителей. Безусловно, в онлайне нет ни звонков, ни строгих учителей, которые ждут в классе. Разработать режим дня и следить за его соблюдением, сбалансировать работу и отдых, добавить в расписание кружки и спорт – все это требует участия и внимания со стороны всех членов семьи. Здесь же стоит отметить о еще одной характеристике онлайн-образования: оно как лакмусовая бумажка показывает, есть ли у ребенка желание или нежелание учиться. Именно страх столкнуться с неприятным “открытием” вызывает реакцию отторжения дистанционного обучения у родителя. Практика же показывает, что увлеченному ребенку отсутствие очных занятий не помеха, а часто – помощник. Более того, правильно выстроенная система онлайн-обучения, наоборот, должна высвобождать время у родителей и развивать самостоятельность у детей, побуждая их осваивать азы тайм-менеджмента. И пусть на начальном этапе ученикам может быть непривычно учиться в более свободных условиях: принимать самостоятельные решения о том, во сколько начинать урок и как строить свой день, в конечном итоге овладение этими навыками обязательно пригодится им в будущем. Здесь стоит напомнить, что образование – это всегда так или иначе работа на перспективу. Тем более твердый и качественный фундамент удастся заложить в самом начале, чем проще будет двигаться дальше и тем лучше будет конечный результат, причем не только в учебе, но и в карьере.

Алексей Мисютин – кандидат социологических наук, эксперт в области цифровизации образования и особенностей британских и российских академических квалификаций, учредитель РБШ "Алгоритм".

0
2 комментария
Хороший Человек

Всем советую, очень довольны - https://ibls.one

Ответить
Развернуть ветку
Masha Razumova

отличная статья! спасибо

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда