Страх потери контроля: причины, почему работодатели не вводят гибкий график работы

У каждого из нас есть желание работать в удобном режиме. Одним важно поспать подольше и потом работать до полуночи. Другие готовы проснуться в 5 утра, чтобы освободить вечер. Работа по такому графику выглядит привлекательно для сотрудников, но владельцы компаний не всегда готовы на подобные перемены. В статье разберём основные мифы о гибком графике, которые мешают работодателям внедрить его в компании и создать комфортную рабочую среду.

Мы — компания StickPeek, производим мерч со сменными стикерами, которые превращают корпоративную одежду в инструмент адаптации, мотивации и геймификации для сотрудников.

Мы разрабатывали мерч для многих крупных российских брендов — Ozon, Все инструменты, Beyosa, Генотек, Учи.ру, Туту.ру, Сбер и других. И в каждой из этих компаний наши толстовки, футболки и аксессуары становились незаменимым элементом корпоративной культуры, повышали узнаваемость компании и объединяли людей в разных ситуациях.

Содержание

При упоминании гибкого графика обычно приходит на ум удаленка — работаешь из любой точки мира в удобном режиме, не нужно тратить время на дорогу. Для созвона с коллегами и работы над проектом достаточно, чтобы был интернет. Никто не стоит за спиной и не следит, чем ты занят. Главное, чтобы задачи были выполнены вовремя и качественно.

В большинстве компаний не решаются отказаться от офиса, но разрешают сотрудникам самим планировать свой рабочий день. Например, приходить в офис позже и работать допоздна — продолжительность рабочего дня при этом одинакова для всех. Иногда удаленку и работу в офисе совмещают — несколько дней в неделю можно работать из дома, а в остальное время приходить на работу в офис.

Такие варианты рабочего графика положительно сказываются на настроении сотрудника и даже на его здоровье: есть исследования, что гибкий график снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Люди получают больше удовлетворения от работы, а это уменьшает текучку кадров.

Но работодателей, согласных ввести гибкий рабочий график в компании, все еще меньшинство. Если для сотрудников все плюсы такого распределения рабочего времени очевидны, то у руководства возникают опасения — как контролировать работу подчиненных, и чем это может обернуться для организации.

Собрали самые распространенные мифы, которые мешают работодателям ввести гибкий рабочий график в компании и рассказали, как мы в своей компании StickPeek создали комфортную рабочую среду.

Миф 1: Сотрудников сложно контролировать

В офисе будет пусто, работать некому, один пришел раньше, другой позже — верный путь к рассинхронизации, срывам дедлайнов и провалу. Откуда руководитель будет знать, что сотрудник делает дома в это время? Может, фильм смотрит?

Таков типичный страх работодателя, предпочитающего «‎чтобы все были на виду»‎. Это происходит из-за тяги к микроменеджменту — многие руководители любят следить за работой, видеть, что на экране мониторов сотрудников, регулярно их подгонять и уточнять, «на какой стадии выполнение задачи».

Решение

Прежде всего, обратите внимание на юридическую сторону взаимодействия с сотрудником. Закрепите ваши договоренности в трудовом договоре и четко обозначьте, что гибкий график не подразумевает вседозволенности и сокращения рабочего дня.

Можно подключить инструменты для учета времени, например, Clockify или Toggl, которые позволяют отслеживать затраченное время на каждую задачу. Это будет полезно и для анализа эффективности и адаптации графика к пиковым нагрузкам или при изменениях в проектах.

Подбирайте сотрудников, совместимых с руководством и командой. Часто выходит так, что выбирают кандидатов на должность с учетом hard skills, а потом не могут сойтись с ним по психологическим причинам. Для удаленной работы важно умение планировать свой рабочий день. Придется работать без внешней мотивации и “присмотра” руководителя.

Четко ставьте дедлайны. Если это долгосрочный проект — добавляйте промежуточные точки контроля. Так не придется дергать вопросами сотрудника, при этом руководство будет в курсе, как продвигается выполнение задачи. Для грамотного распределения тасков, определения сроков и контроля выполнения проектов идеально подойдут доски задач — Click Up, Trello, Miro.

Для отслеживания посещения сторонних веб-сайтов и использования приложений можно подключить инструменты мониторинга сотрудников, хотя такой контроль и вызывает споры.

При подборе сотрудников в StickPeek смотрим в первую очередь на профессионализм, инициативность, желание развиваться, учиться новому и расти вместе с компанией. Мы — за креатив, работать строго по инструкции в нашей компании не получится. Учим сотрудников приносить решения, а не просто озвучивать проблемы, нести ответственность за свою работу. Один из принципов нашей компании — люби то, что делаешь, или не делай вовсе. Это говорит о том, что в команде остаются люди, которые горят идеями, проникаются продуктом и становятся амбассадорами бренда.

Часть наших сотрудников, кто не связан с производством мерча, работает удаленно из разных городов России. Но при этом у нас есть общие для всех границы времени начала и конца рабочего дня. В эти часы решаем все вопросы в чатах или на созвонах.

У каждой задачи есть дедлайн, для сложных задач ставим промежуточные точки контроля. Это позволяет не заниматься микроменеджментом, не дергать сотрудника вопросами, и при этом быть в курсе, как продвигается решение поставленной задачи.

Что почитать по теме: → IT- компания, которой удалось эффективно выстроить взаимодействие с удалёнщиками и создать для них эффективную систему поощрений.

Миф 2: Сложно решать общие задачи

Во время рабочего дня необходимо взаимодействовать с другими подразделениями, но сотрудники могут оказаться не на связи, когда понадобятся.

Кажется, что когда все работают в одно время, работа идет быстрее. Даже если «сломалась» внутренняя система коммуникации, можно сходить в соседний кабинет и все решить на словах. Но такую же взаимосвязь можно встроить и при гибридном графике работы, когда половина сотрудников на удаленке, а вторая половина в офисе.

Решение

Гибкий подход к организации рабочего процесса не означает, что исключены созвоны, совещания и планерки. Установите дни и время, внесите их в общий календарь и донесите до сотрудников информацию, что присутствие на таких встречах обязательно для всех, вне зависимости от выбранного графика работы.

При гибридном графике нет смысла закреплять отдельное рабочее место за конкретным сотрудником — техника и столы будут простаивать, пока человек трудится удаленно. В таких случаях стоит заранее подумать о системах бронирования рабочих мест. К примеру, Simple Office — в программе можно отмечать на карте доступные рабочие места в офисе, узнавать, где будут работать коллеги, а также отслеживать график занятости переговорок. Удобно, если сотрудников немало, и рабочих мест в офисе на всех не хватает.

Чтобы снизить риск конфликтов внутри команды и выстроить взаимопонимание, проводите регулярные one-to-one встречи, хотя бы один раз в месяц. Запрашивайте от сотрудников обратную связь, интересуйтесь их состоянием и настроением — это важный инструмент поддержания психологического комфорта.

В StickPeek нет фанатов бесконечных созвонов каждый день. Встречи руководителей с подчиненными один-на-один проводим раз в начале каждой недели. На них обсуждаем задачи, решаем вопросы, с которыми столкнулись в работе, делимся идеями. После каждой встречи обязательно составляем контакт-репорт — краткий отчет, в котором фиксируем планы на следующую неделю. С разбора такого отчета и начинаем следующую еженедельную встречу.

По итогам недели в пятницу проводим встречи внутри каждого отдела во главе руководителя. Эти созвоны имеют свое название ДТП — достижения, трудности, предложения. Каждый сотрудник отдела кратко говорит про свои достижения за неделю, делится трудностями, с которыми столкнулся при выполнении задач, выносит на обсуждение свои идеи.

Для общения внутри команды выбрали чаты в Telegram — этот мессенджер удобен и для общения с клиентами. Для постановки задач используем Битрикс — в формате диаграммы Ганта видна занятость сотрудника и прогресс по задачам. А еще в Битрикс удобно ставить задачи на группу сотрудников, если они в разных отделах — добавляем подзадачи или чек-лист и для каждого этапа назначаем ответственного, проставляем сроки.

В феврале 2024 года мы провели стратегическую сессию в компании. Для этого собрали в Москве сотрудников из разных уголков страны. За целый день плотной работы всей команды определили, как дальше будет развиваться компания и какие цели приведут к желаемому результату. Выявили суперсилы, определили точки роста, наметили результаты на 2024 год и всей командой нагенерили идеи для их достижения. А еще нашли время пообщаться, познакомиться поближе с новыми членами команды. Общие локальные шутки из чатов перекочевали в оффлайн и создали супер атмосферу. Когда все члены команды находятся в хорошем настроении, мотивированы и готовы к работе, то и результаты получаются впечатляющими.

Что почитать по теме:Стратегическая сессия в Антарктиде: медитация в проливе Дрейка, встреча с айсбергами и переформатирование мышления.

Миф 3: Без корпоративной культуры конфликты неизбежны

Разобщенный коллектив неустойчив к кризисам и проблемам в компании. У сотрудников нет ощущения причастности к общему делу, а без общих ценностей продуктивной работы не получится.

Кажется, что если нет личного, в том числе неформального общения, общих посиделок и корпоративов, то работникам безразлично, с кем они работают. Однако в действительности при гибком графике можно отстроить культуру компании даже лучше, чем в офисе — для этого всем необязательно видеться каждый день.

Решение

Поздравления с днем рождения, совместные походы в бар по пятницам или вкусные посылки для коллег на больничном — все это поможет почувствовать, что есть коллектив, в котором коллеги поддерживают друг друга. Можно онлайн организовать совместные занятия йогой, клубы по интересам, проводить различные марафоны, играть в настолки. Мероприятия, традиции, система нематериальной мотивации, нормы общения между сотрудниками — все это элементы корпоративной культуры.

Хороший способ напомнить о принадлежности к коммьюнити — корпоративный мерч. А при гибком графике его важность, как объединяющего фактора, возрастает в разы!

Мерч помогает бизнесу:

  • передать ценности бренда
  • адаптировать новых сотрудников
  • замотивировать и поощрить коллег
  • подарить положительные эмоции

Можно сказать, что мы сапожники без сапог — производим мерч для клиентов, но созданию welcome-pack для своих сотрудников только приступили. При этом на конференциях и форумах наши сотрудники непременно в ярком мерче компании, который невозможно не заметить в толпе. Внутри компании мы разыгрываем новые модели мерча, собираемся на корпоративы, играем в игры онлайн. В день рождения засыпаем поздравлениями именинника и дарим классные букеты с доставкой в разные города. А в чатах с неформальным общением перекидываемся мемами, которые часто становятся корпоративными шутками).

Получить цветы в день рождения от коллег, которые находятся от тебя за сотни километров — приятно вдвойне.
Получить цветы в день рождения от коллег, которые находятся от тебя за сотни километров — приятно вдвойне.

Что почитать по теме: → Как объединить удаленную команду, если не хватает обычного человеческого общения? Рассказали в статье о компании, которая несколько раз в год организует кемп — лагерь для совместного отдыха сотрудников, куда съезжается практически вся команда.

Реализуем ваши идеи или бесплатно разработаем дизайн под ваш брендубк

В заключение

Самые распространенные критические утверждения о гибком рабочем графике на деле не более, чем мифы. Конечно, при его внедрении можно столкнуться с рассинхронизацией, проблемами с коммуникацией и многим другим, но у работодателя есть возможность избежать этих сложностей.

Гибкий график работы — не способ для сотрудников избежать выполнения задач, а одно из современных средств повышения выручки и прибыли компании. Причина этого — лучший work-life balance: у членов команды больше времени на личную жизнь, работник сам выбирает, когда ему удобнее пойти на обед и может пораньше уйти с работы, чтобы забрать детей из школы или заехать в поликлинику.

Вполне логично: сотрудники получают удовольствие от работы, текучесть кадров снижается, удовлетворенность клиентов растет, а финансовые показатели взлетают.

А вы за какой рабочий график? Как работаете сейчас и все ли устраивает? Делитесь мнениями и опытом в комментариях.

Ещё больше полезных историй о корпоративной культуре, мотивации сотрудников и грамотном управлении вы найдете в нашем телеграмм-канале. Максимум пользы — минимум уведомлений. Подписывайтесь!

Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна
ИНН: 771973915181 erid:2VtzqxdjJYC

3333
реклама
разместить
121 комментарий

Наличие человека в офисе не делает его более ответственным. Наличие сотрудника в офисе для некоторых руководителей является признаком работы, но, к сожалению, это не так. И чем больше компания, тем проще создавать видимость работы. В маленьких компаниях сразу видно, кто что стоит.

На своем опыте могу сказать, что из дома работаешь больше, чем когда работаешь в офисе. Потому что не тратишь 3-4 часа в день на дорогу.

13

еще при работе дома сложно разделять рабочее и личное время. выйти из офиса после окончания рабочего дня и попытаться закрыть ноут дома при удаленке - это не одно и то же

2

полностью соглашусь

1

Я уже шестой год работаю удалённо. И кажется, что нет на свете причины, которая заставит меня идти в офис на работу. Утром можно проснуться в 9 - и ты уже на работе. А высиживание в офисе строго до 18.00,даже если нет работы - это кажется адом, терпения не хватит

4

есть сторонники разных форматов. главное, чтобы совпало желание и возможность

"Один из принципов нашей компании — люби то, что делаешь, или не делай вовсе."

Как сказал Д.Трамп: "Страсть, страсть, страсть! Я с такой страстью отношусь к своему делу, что для меня во всем мире нет лучшего занятия — и это великолепное чувство."
И не важно какой график работы) Как считаете?

2

когда работа приносит удовольствие - это действительно великолепно. Но если посвящать этому абсолютно все время, то можно выгореть. Должен быть все-таки баланс между работой и отдыхом

2