реклама
разместить

Фиктивное банкротство: как избежать проблемных контрагентов?

Работа с новыми контрагентами всегда предусматривает риск. Даже внешние признаки – просторный офис в центре города, наличие большого штата сотрудников и положительная финансовая репутация компании не являются гарантом надежности вашего будущего партнера. Иногда возникают ситуации, когда контрагенту, который набрал большой объем долгов выгодно объявить себя банкротом, не являясь таковым. Это избавит его от проблем с кредиторами и даст возможность сохранить свой бизнес, но уже под новым юридическим лицом. В предыдущих статьях мы подробно рассказали вам о контрагентах, планирующих умышленно обанкротить свое предприятие. В данном материале речь пойдет о признаках фиктивного банкротства, возможностях выявить такие неблагонадежные компании своевременно.

Фиктивное банкротство: как избежать проблемных контрагентов?

Признаки фиктивного банкротства контрагентов

Если у какой-либо организации размер долга перед другими компаниями-партнерами превысил размер ее активов, а сроки оплаты по счетам превысили квартал, то такая организация теоретически может объявить себя банкротом.

Выявляются отнюдь не единичные случаи, когда руководство предприятия вместо оплаты накопившихся долгов решает объявить о своем банкротстве на основе ложной информации о финансовом состоянии компании, то есть фиктивно. При этом, у такого контрагента есть возможность оплатить задолженность перед рядом кредиторов. Цель таких руководителей – объявить о финансовой несостоятельности, инициировать процедуру банкротства с целью освободиться от обязательств по непогашенным долгам перед кредиторами, по налогам, сборам и штрафам. То есть, если преднамеренное банкротство предполагает умышленное разорение компании, которое происходит в реальности, то фиктивное – лишь объявление о несостоятельности контрагента при фактическом отсутствии признаков финансовых проблем.

Фиктивное банкротство (ФБ) преследуется по закону. В случае, если сумма общего ущерба составляет менее 2 млн. руб., то речь идет об административном правонарушении, если свыше 2 млн. – уголовно наказуемом преступлении.

Несмотря на это, некоторые факты ФБ так и остаются безнаказанными по причине отсутствия реакции у кредиторов и каких-либо движений со стороны контролирующих органов. Первые – поверхностно анализировали финансовое состояние должника-контрагента, поэтому пропустили нужный момент, а другие – не смогли оперативно среагировать в результате большого объема работы и волны банкротств, связанных с коронакризисом.

Кроме того, сказывается и незнание юридических тонкостей - инициировать возбуждение уголовного дела по факту возможного ФБ контрагента может кредитор и финансовый управляющий.

Однако следует помнить – если вы как кредитор заявили о банкротстве вашего должника, то у должника отсутствует состав фиктивного банкротства и арбитражный управляющий может искать только признаки преднамеренного банкротства, т.к. в соответствии со статьей 197 Уголовного Кодекса РФ заявлять о своей несостоятельности обязан именно должник, а не кредитор.

Для того, чтобы «сфабриковать» ФБ, контрагенты могут использовать следующие приемы:

· подделка документов о расходах, которых не существует;

· оплата долгов несуществующих кредиторов (чаще всего родственников, друзей бенефициаров);

· фальсификация документов о расходах и доходах компании;

· официальное прекращение трудовых договоров с ключевыми сотрудниками, которые при этом продолжают работать в компании;

· работа с рядом партнеров без договора с целью утаивания прибыли;

· изменение учредительского состава компании;

· формирование существенной кредиторской задолженности аффилированных лиц.

В любом случае, следует внимательно относиться к выбору контрагентов. Лучший принцип – проще избежать работы с предполагаемым неблагонадежным контрагентом, чем начать с ним работу и получить просроченную дебиторскую задолженность, которую, скорее всего, вы не сможете взыскать по причине его возможного банкротства.

Своевременный анализ – гарантия избежать проблем с контрагентами

Грамотная оценка уровня платежеспособности контрагента и прогноз вероятности его банкротства (тем более фиктивного), требуют качественного анализа с двух точек зрения: экономической и юридической. Сделать это своими силами реально лишь в том случае, когда в вашей компании есть профессиональные юристы и финансовые аналитики. Если вам не по силам содержать подобных экспертов, рекомендуем вам обращаться в специализированные компании, которые имеют богатый опыт работы на финансовом рынке.

В процессе анализа деятельности новых контрагентов следует обращать внимание на ряд следующих признаков, которые должны вас насторожить:

· при сопоставлении финансовых показателей за последние два или три года наблюдается резкое падение доходов компании;

· смена учредительского состава, частое изменение руководящих лиц, обладающих правом подписи документов;

· проблемы с уплатой налогов за последний отчетный период;

· наличие кредиторов, общая сумма долга перед которыми свыше 2 млн. руб.;

· изменение юридического или фактического адресов;

· включение в список кредиторов компаний, перед которыми у контрагента нет долга (это может говорить о возможном планировании фиктивного банкротства);

· частая работа по бартеру и сделки намеренно убыточные;

· тесные взаимосвязи контрагента с фирмами, бенефициарами которых являются их близкие друзья и родственники (это несложно выявить в результате анализа учредительского состава смежных компаний, в которых они могут фигурировать);

· несовпадение реальной картины дел с финансовыми показателями компании (офис в элитном ТЦ в центре Москвы с фонтанами, и демонстрация убытков в отчетности; или наоборот - комната на 8 м2 на окраине города при попытке приобрести у вас товар на сумму свыше 5 млн. руб.

Но что же делать, если вы уже столкнулись с проблемными контрагентами? В первую очередь, необходимо понять, что просроченная дебиторская задолженность является одним из самых разрушающих факторов для вашей компании. Соответственно, чем ее больше, чем больше проблем вы можете получить уже в ближайшем будущем.

Нет долга – нет проблем!

Вы должны осознать тот факт, что чрезмерная вера в честность контрагента и его обещания частично оплатить долг – в большинстве случаев лишь лживые обещания, направленные на то, чтобы затянуть время и воспользоваться этим в собственных корыстных целях.

Пока вы ожидаете оплаты, контрагент в это время может начать процедуру фиктивного банкротства. После того, как вы первым объявите его финансово несостоятельным, вы потеряете последнюю возможность вернуть долг быстро и в полном объеме (о чем мы говорили выше в статье).

Соответственно, самым лучшим решением, способным предотвратить возможные проблемы с возвратом долга будет его продажа (переуступка прав требования другой компании). Причем, чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов у вас на то, что вы получите часть долга назад.

Каким образом лучше продать просроченную дебиторскую задолженность? С нашей точки зрения, наиболее выгодной для вас как кредитора будет переуступка прав требований долга именно финансовой компании, а не самостоятельная продажа долга посредством ЭТП (электронной торговой площадки). С более подробной информацией об этом, вы можете ознакомиться в нашем прошлом материале.

Каким образом происходит процесс продажи долга? Вы обращаетесь в конкретную компанию. К примеру, в ФК «Содружество». Ее эксперты анализируют пакет документации по вашему должнику-контрагенту. В случае положительного решения, с вами заключат договор цессии (подробнее). Далее вам не требуется дожидаться взыскания долга – большую часть долга компания выплатит вам уже через 10-15 дней после заключения договора. Таким образом, вы получите деньги, которые можете направить на нужды своей компании или ее развитие.

Будьте на шаг впереди вашего контрагента, избавляйтесь от просроченной дебиторской задолженности своевременно!

1010
реклама
разместить
8 комментариев

Добрый день, Содружество!
Дождалась своей темы. Рада прокомментировать статью. В целом весьма компетентно. Добавлю лишь следующее: маловато про непосредственно фиктивное банкротство - от признаков быстро ушли в сторону анализа контрагентов. А как же более подробная информация? Про фиктивное банкротство можно талмут написать)))) 

1

Александра, рады Вас слышать!

Наш автор очень хотел раскрыть данную тему более подробно, но, как вы сами понимаете, на это нужна серия статей.
Поэтому он вычленил самую суть, которую наши читатели могли использовать в повседневной практике.
Будем рады, если Вы станете нашим автором.
С удовольствием, опубликуем Ваш материал. 

1

Согласен толмут написать можно. Например "Фиктивное (преднамеренное) банкротство в России". Написал еще аж в 2013 году. Прочитав статью, комментарии. Вижу, что переиздаваться еще нет смысла. Законодательно ни чего не изменилась. А практика ни чего нового не выявила. Хотя новеллы появились, изменения в УК и КоАПе России есть, но законодательных инноваций нет. А статья... рекламный ход для привлечения клиентов, в общем сплошной маркетинг... Как говориться печалька..

То есть вы предлагаете продавать вам дебиторку? А вы не боитесь, если возьмете банкрота или паленый долг? Риски ведь высокие.

Добрый день, Иван!
Мы работаем на рынке долговых обязательств уже более 10 лет. Наши аналитики и юристы перед покупкой долга проводят глубокий анализ компании-должника, что позволяет оценить его платежеспособность по ключевым факторам, сделать прогноз по поводу его возможного банкротства и принять решение о дальнейшей работе с ним.
Благодаря сильным компетенциям в анализе и оценке рисков ФК «Содружество» совместно с инвесторами приобретает только качественную дебиторскую задолженность, вероятность взыскать которую и получить высокую прибыль - выше 90%. 

1

Добрый вечер!

Вышлите, пожалуйста, Вашу презентацию по покупке просроченной ДЗ и пару ближайших сделок на мою почту: arkadiy.loginov.70@bk.ru
Телеграмм не уважаю. 
Спасибо. 

И мне тоже. Удивите меня уже дебиторкой. kraus.serzh@inbox.ru

«Реклама и SEO-мусор испортили поисковики, теперь ChatGPT, Perplexity, Claude и даже собственный ИИ Google ищут информацию лучше»

Но «классический поиск» всё ещё может быть хорош — например, если нужно найти конкретную страницу, считает старший обозреватель The Wall Street Journal Джоанна Стёрн.

1313
22
11
11
Эта проблема заключается в том, что приоритеты другие, они не развивают поиск. У того же Google вообще куча практически заброшенных сервисов, экосистема говно, много чего не заброшенного, но не развивается должным образом. У меня иногда возникает ощущение, что эти товарищи сами не пользуются тем, что делают. Многое можно улучшать и улучшать ещё, но им похер, Google может легко превратится в подобие рамблера, дело времени. Кто бы что не говорил, но поиск нужен, интернет должен быть децентрализован, а они всё пытаются централизовать, то соц.сети, то ИИ чат-боты.
Я видел штрафы на маркетплейсах 5 000 000 рублей и больше. Поэтому, сделал бесплатный бот, чтобы селлеры могли защитить свои права

Ходят легенды, что работники склада ВБ используют рулетки, которые начинаются с 5 см. Как думаете, правда или вымысел? Но сегодня не про легенды. Я придумал бота, который поможет сразу узнать за что селлеры получают штраф и какие действия предпринять, чтобы урегулировать конфликт с маркетплесом.

Я видел штрафы на маркетплейсах 5 000 000 рублей и больше. Поэтому, сделал бесплатный бот, чтобы селлеры могли защитить свои права
88
77
11
Компания Figure обучила своих роботов естественной человеческой походке

Почему это заслуживает внимания? Потому что это была нетривиальная техническая задача! С помощью сложной модели гуманоидного робота Figure 02 обучили ходить, как человека.

55
44
33
Феномен Гребенюка: Как от учителя по истории дойти до самого популярного предпринимателя в России

Я человек разносторонний, отдал 13 лет бальным танцам, где работал со своей будущей женой, поработал учителем по обществознанию и истории 2 года, учителем много не заработаешь, поэтому я..

Феномен Гребенюка: Как от учителя по истории дойти до самого популярного предпринимателя в России
3737
1818
11
Опять инфоцыгане, все из бизнес молодости…
Что реально влияет на цену продажи в твоем бизнесе? 4 неочевидных вещи

Цена продажи – важнейший показатель для бизнеса, который продвигается с помощью интернет-каналов трафика. Какая цена считается хорошей, кому за ней реально надо следить и что на нее действительно влияет – в статье.

Что реально влияет на цену продажи в твоем бизнесе? 4 неочевидных вещи
77
33
Про кросс-продажи, клиентскую проблему, личные границы и тазик салата

Если ты попал в воронку, все, п#здец, пройдешь по ней любой ценой, ознакомившись со всем ассортиментом блюд, неважно, нужно это или нет.

Про кросс-продажи, клиентскую проблему, личные границы и тазик салата
11
О редизайне и ребрендинге простыми словами. Гайд на рост прибыли бизнеса с помощью обновления дизайна бренда.
О редизайне и ребрендинге простыми словами. Гайд на рост прибыли бизнеса с помощью обновления дизайна бренда.

Эта статья — практическое руководство, которое поможет вам понять когда настает пора обновлять дизайн бренда и сайт компании. Как найти точки роста бизнеса за счет правильного дизайна, созданного под актуальный запрос вашей целевой аудитории и как не сойти при этом с ума.

44
33
11
Маркетинг мёртв: 3 самых бесполезных вещи, на которые вы сливаете бюджет

Мы живём в то время, когда каждый второй маркетолог называет себя "диджитал-стратегом", "трансформационным лидером" или ещё каким-нибудь придурком, не несущим в себе никакого смысла. За этими громкими титулами скрывается одно — тотальная профнепригодность

Маркетинг мёртв: 3 самых бесполезных вещи, на которые вы сливаете бюджет
1212
77
Мультиканальность для бизнеса: временный тренд или новая реальность

Сегодня соцсети меняют алгоритмы, завтра рекламные кабинеты становятся неэффективными, а послезавтра привычные площадки перестают работать. И если для стабильности человеку нужна подушка безопасности, то бизнесу желательно иметь несколько одновременно развивающихся площадок.

Мультиканальность для бизнеса: временный тренд или новая реальность
1111
22
11
реклама
разместить
Ещё один неверный шаг, и я бы потерял 1,5 млн ₽ на ровном месте? Не знал что реальность такая…

С такими слова обратился ко мне некий Никита.

Никита, не в обиду)) Самое главное, что мы справились. 💪
1515
11
Вложил 300 тысяч в онлайн и потерял все деньги. Как это было и почему: разбор на личном опыте.

Всем вам уже надоели эти эксперты, которые трубят из каждой подворотни о том, что бизнес в онлайне - это лучшая ниша. Но лично я на своем опыте убедился в обратном, и давайте разберем, как же это было

Вложил 300 тысяч в онлайн и потерял все деньги. Как это было и почему: разбор на личном опыте.
1919
22
22
Давно не видел более тупой и очевидной саморекламы