Почему бизнесу нужно создавать команды, а не группы сотрудников?

Почему бизнесу нужно создавать команды, а не группы сотрудников?

Восточная пословица:
Сколько не говори слово «халва», во рту слаще не станет.

Тоже самое можно сказать про команду.
От частого употребления этого слова группа в команду не превратится.

Основные темы:

  • Чем отличаются группы от команд в бизнесе?

  • Как быстро проверить, являются ли топ-менеджеры командой?

  • Какие проблемы мешают создавать команды?
  • Что нужно делать, чтобы сформировать команды?

  • Почему нужно заниматься формированием команд в бизнесе?

Введение

Слово «команда» является одним из самых популярных в бизнес-языке. Возможно, это связано с тем, что мы с удовольствием смотрим и восторгаемся игрой лучших команд в футболе, хоккее, волейболе, и других игровых видах спорта.

В разных статьях, книгах и интервью упоминаются разные сочетания со словом «команда».

Например:

  • Команда прорыва

  • Команда роста
  • Команда изменений

  • Продуктовая команда
  • Мы - команда

Учитывая, что все начинается «с головы», в статье будет сделан больший акцент на организацию совместной работы топ-команд.

Ситуация

О командах в бизнесе говорят гораздо чаще, чем есть их наличие внутри компаний на самом деле.

Из моего опыта. На встречах с руководителями компаний при обсуждении проектов по разработке стратегии или другим задачам, я часто слышу от них слова «наша команда» и «мы – команда»

Однако, когда начинается коллективная работа выясняется, что команды, как таковой нет. Есть группа людей, которая объединена некоторыми критериями как, например, работа в одной организации или внутри одного подразделения.

На основе проведенного опроса Институт Адизеса выделил несколько управленческих проблем. Две из них имеют прямое отношение к построению бизнес-команд.

Проблемы
A. У компании нет четких стратегических целей.
B. Постоянные конфликты в команде топ-менеджеров.

К сожалению, это реальность большинства российских компаний.

Что отличает топ-команду от группы в бизнесе?

Одно из значимых отличий – количество участников. Группа может быть достаточно большой, десятки и сотни человек. Для команды ограничение есть.

Предельная численность составляет по разным источникам от 10 до 15 человек. Группы создаются легче. Можно набрать новое подразделение, посадить их в одной комнате и считать, что группа уже образована. У этих людей есть критерий, который их отличает от других сотрудников компании.

Прежде, чем говорить об отличиях группы от команды, я предлагаю определение команды, с которым всегда работаю.

Команда – это малочисленная группа людей с взаимодополняющими навыками, приверженными целям и стратегии их достижения. Члены команды разделяют основные ценности и несут коллективную ответственность за результаты работы.

Джон Катценбах, Дуглас Смит, Командный подход. Создание высокоэффективной организации.

Основные характеристики топ-команды

  • Ответственность за достижение целей команды несет как руководитель, так и каждый член команды
  • Каждый член команды воспринимает свои цели/задачи, как личный вклад в достижение целей команды
  • Ответственность за выполнение своих задач членами команды существует как перед руководителем, так и другими членами команды.
  • Каждый член команды может обсуждать качество выполнения порученной задачи с другим участником, а не только руководителем
  • Ценности и нормы поведения в команде определяются совместно участниками команды
  • В трудных ситуациях участники могут находить решения как самостоятельно, так и с привлечением руководителя
  • Система стимулирования учитывает как личные достижения, так и командный результат

Основные характеристики группы

  • Ответственность за достижение целей несет руководитель группы
  • Каждый участник группы выполняет конкретную задачу, определенную руководителем
  • Ответственность участника группы существует только перед руководителем
  • Нормы и правила поведения устанавливаются руководителем самостоятельно
  • Контроль работы каждого участника осуществляется руководителем группы единолично
  • Объединяющая сила - руководитель группы
  • Взаимодействие между участниками группы в трудных ситуациях осуществляется через руководителя
  • Каждый член группы знает только свою задачу. Цели группы редко вызывают интерес.
  • Система стимулирования в первую очередь ориентирована на личные результаты участника группы

Как быстро проверить, являются ли топ-менеджеры командой?

Из моего опыта бизнес-консультирования.

Работая с топ-командами разных организаций, я предлагал каждому участнику написать годовые цели организации над достижением которых они вместе работают. Расхождения в формулировках составляли от 50 до 80 процентов. Только в нескольких случаях участники написали цели как «под копирку». Это не единственный критерий, однако очень важный и главное, что простой в диагностике. Для группы знание общих целей группы не является обязательным условием.

Какие проблемы мешают создавать топ-команды?

Вопрос:
Что может объяснить расхождение между частотой использования слова «команда» в выступлениях руководителей и реальным положением дел с существованием топ-команд?

На мой взгляд, это связано со многими причинами, в том числе:

  • Непонимание принципиальных отличий группы от команды
  • Ожидание, что достаточно собрать для решения задачи несколько сотрудников вместе и команда сформируется сама собой
  • Нежелание вкладываться в формирование команд

Создание высокоэффективных команд требует серьезных усилий со стороны руководителя. Главная проблема – отсутствие понятных критериев, на основании которых можно стать членом команды.

Группа есть. Что мешает членам группы превратится в команду?

Дополнительные причины, затрудняющие превращение группы в команду:

  • Безразличие к результатам
  • Нетребовательность
  • Безответственность
  • Боязнь конфликта
  • Недоверие друг другу

«Пять пороков команды»
Патрик Ленсиони

Что нужно делать, чтобы сформировать топ-команду?

Возьмем в качестве примера спортивные команды.

Для формирования футбольной команды, например, делают:

  • Подбирают будущих членов команды по определенным критериям

  • Проводят тренировки
  • Проводят занятия по тактике, физподготовке, игровой технике и т.д.

  • К каждой игре в зависимости от целей и соперника определяют стратегию игры

Что можно взять из их опыта для подготовки топ-команд:

  • Использовать бизнес-тренинги для развития необходимых навыков и применения бизнес-инструментов в реальных ситуациях компании

  • Проводить стратегические сессии по определению целей и стратегии их реализации, ценностей организации и другим темам

  • Обсуждать на стратегических сессиях различные управленческие задачи, касающиеся организации в целом и вырабатывать согласованные решения

Частая ситуация (из опыта работы с разными руководителями)

В дополнение к причинам, препятствующим созданию топ-команд и изложенным выше, хочу отметить еще один момент.

Для создания топ-команды нужны:

  • Время

  • Желание первого лица компании/Силы
  • Деньги

Я сознательно поставил деньги на последнее место, потому что даже при их наличии, часто не хватает времени. Все время забирает «текучка».

Периодически слышу фразу: «Давайте сделаем это быстро»
По моему опыту, время не менее важный фактор для формирования команды, чем деньги.

Принципиально важно!

Для формирования топ-команды нужна постоянная совместная работа по обсуждению ключевых вопросов развития бизнеса и выработке соответствующих управленческих решений.

Основа формирования топ-команды – совместная мыслительная деятельность. Мне нравится фраза одного из героев сериал «Диверсанты»
«Мысль опережает действие»

Согласование мыслей ведет к согласованию действий.

Согласованные действия ведут к целостному образу организации.

Целостный образ определяет осознанное позиционирование компании и долгосрочные конкурентные преимущества.

Осознанное позиционирование и конкурентные преимущества – ключевые факторы, обеспечивающие устойчивый рост ключевых финансовых показателей.

В общем все как в стихотворении «Дом, который построил Джек» (С. Маршак)

Стратегические сессии, как формат командной работы, всегда требуют время.
Необходимо чтобы каждый мог высказать свою точку зрения, обсудить возможные варианты решений, критерии выбора решений и выбрать решения.

Это создает основу для принятия согласованных решений и приверженности выбранным решениям.

Что дает использование формата стратегических сессий:

  • Возможность услышать мнение друг друга относительно обсуждаемых тем
  • Создает мотивацию для перевода принятых решений в конкретные действия
  • Повышает скорость принятия управленческих решений вместо длительных обсуждений на тему «кто виноват»
  • Фокусирует на наиболее эффективных решениях, ведущих к достижению целей, вместо поиска доказательств своей правоты
  • Формирует ответственность каждого топ-менеджера за свой вклад в достижение общих целей вместо позиции « я свою задачу решил» а дальше не мое дело

Почему нужно заниматься формированием топ-команд в бизнесе?

Вопрос.
Если создание топ-команд требует серьезных усилий и вложений, то может быть стоит ограничиться в работе группами?

Удивительный момент заключается в том, что практически все руководители отвечали, что им нужна топ-команда! Однако в большинстве случаев после начала работы становилось очевидно, что на самом деле группа, как модель коллективной работы, их вполне устраивало.

По разным причинам. Например.

  • Собственнику нужно менять свое поведение, а это всегда трудно

  • Создание команды требует высокой включенности руководителя компании в этот процесс, а его «заедает текучка»
  • Связь между командной работой и результатами компании не всегда очевидна. А результаты хочется получить сразу

  • Считают, что набрали лучших менеджеров на рынке и они сами договорятся между собой
  • И т. д.

До сих пор храню высказывание одного собственника относительно игры сборной России по футболу, проигравшей очередной важный матч. Это было написано очень эмоционально, потому что он увидел параллели между сборной по футболу и поведением топ-менеджеров в своей компании.

«Знаете почему наша сборная по футболу так бесславно сыграла? Они (наши звезды-футболисты) не знают гимн и не поют его, им чихать на флаг, у них нет традиций, им плевать друг на друга, они встречаются только на площадке, им до фонаря их страна( вернее, она не их, они себя с ней мало ассоциируют) и (!!!) они играют исключительно за деньги - им не стыдно за любой результат, а заработают они раньше или позже в каком-либо ином месте/клубе, это они знают твердо.

Так вот, это наша компания сегодня. И никакие звезды, и их успешные в других компаниях коллективы не сделают нас победителями счастливыми, богатыми и здоровыми. Мы все время будем жить с оглядкой и затыкать собой повсюду возникающие бреши, и уж точно не сможем масштабироваться, если мы не будем системно решать ровно такие же задачи, которые не были решены в нашей сборной по футболу с этим перекормленным чужеродным тренером.

Нам нужны объединяющие долгосрочные цели, культура и единомышленники-профессионалы …»

Бизнес-команды – это ресурс бизнеса, который работает по принципу 1+1 =3.

Хотите сделать рывок, успешно выходить на новые рынки, масштабировать бизнес – без командной работы этого не сделать.

Создание бизнес-команд в компании начинается с верхнего уровня управления, то есть там, где стоимость принимаемых управленческих решений наиболее высока, а цена ошибки наиболее серьезна.

Ваши руководители работают:
Да, как команда
Нет, как группа

Читайте так же:

1414
29 комментариев

Я за гибридные формы. В компании есть место и для команд и для групп. К примеру:
В digital агентстве у меня есть скрам команды которые работаю на проектах клиентов. Там нужна командная работа разных специалистов для достижения цели. А в отделе продаж группа, потому что там нужна здоровая конкуренция и условия для карьерного роста, что не сделаешь в команде.

В аграрной конторе у меня есть скрам команда в которую входят агрономы и руководители, а есть операционный персонал который обеспечивает функционал теплиц, там не нужна команда, дам рутина и механика.

2

Sasha Step
Я согласен относительно гибридной формы использования команд и группы внутри компании.
Поэтому написал выше в посте, что решение привязывается к практической ситуации в компании.
Для меня вопрос стоит следующим образом:
Использование команды или группы при решении разных задач - это решение по привычке или осознанное решение руководителя?
Я сталкивался в своей практике с обеими ситуациями.

Много был на стратсессиях одной компании на 5к штата + много слышал о стратсессиях других компаний.

Не верю в это. Вот совсем не верю. Есть некая вера собственников, что стоит вырвать топов и миддлов куда-то в горы или заставить искать цивилизацию в степи, потом заставить их перекладывать шарики и строить пирамиды из говна, как они поднимут голову над операционкой, сдружаться, синхронизируются, и вернутся домой дримтимом.

Но, ведь, построение эффективного бизнеса это марафон, а не спринт. Можно вышколить команду на ценности на шариках. Потом одно неправильное взаимодействие от CEO/основателя/совета директоров очень быстро программу стирает и возвращает все в состояние "до". И, наоборот, если ценности каждый день соблюдает лидер, то и сессии не нужны. Пример и так всех выравнивает

1

Андрей, спасибо за откровенную обратную связь.К сожалению, для Вашего неверия в стратегические сессии есть много оснований.Одно из этих оснований заключается в том, что Вы описали. Вывозят в горы, бегают по веревке, падают со стола назад, чтобы другие ловили и много всякого другого.Называют стратегической сессией, потому что это модно и звучит серьезно.Вы правы также в том, что ценности будут работать в компании только в том случае, если ценности соблюдает лидер. А лучше, если все руководство компании.Однако стратегические сессии нужны для решения других задач.В частности, для обсуждения и осмысления ключевых вопросов развития бизнеса.А также принятия согласованных решений.Решений к принятию которых имело отношение вся команда.Именно поэтому большинство из них будут считать эти решения также и своими.Правда, чтобы это случилось, на стратегической сессии должна быть открытая атмосфера и все могут высказывать идеи и спорить по существу обсуждаемых тем.Я провел много стратегических сессий с компаниями из разных отраслей и отличающихся на порядки по численности.Не все из них были успешными.Однако во многих компаниях они давали свои результаты, в том числе изменение мышления топ-менеджеров.С этими компаниями одна стратегическая сессия превращалась в проект по разработке стратегии или внедрению Миссией и ценностей в практику управления бизнесом или изменение позиционирования компании и тд.Надеюсь, что у Вас будет возможность изменить свое мнение о стратегических сессиях, как формате совместной работы топ-менеджмента компании.

Как будто бы есть универсальный способ... )

1

Иван, универсального способа нет - Вы правы.
Есть модель/подход формирования команды.
А дальше он привязывается к практической ситуации компании, ее корпоративной культуре и другим ее особенностям

Добавьте пункт - не работают

1