«Краснополянская косметика»: как завоевать российский рынок натуральностью и экологичностью

Собственные плантации лаванды, алоэ вера и опунции в России. Производство, работающее на солнечной энергии. Продукция, как минимум на 95% состоящая из натуральных компонентов. Звучит фантастически, но именно так работает бренд «Краснополянская косметика». Его создатели не идут на компромиссы в вопросах качества, и потребители это ценят.

В рамках проекта Lamoda о перспективных российских брендах основатели компании «Краснополянская косметика» Кристина Судеревская и Дмитрий Серов рассказали, как создать по-настоящему экологичный бренд и развиваться, несмотря ни на что.

Основатели компании «Краснополянская косметика» Кристина Судеревская и Дмитрий Серов
Основатели компании «Краснополянская косметика» Кристина Судеревская и Дмитрий Серов

Горы для тишины и бизнеса

В 2009 году мы решили переехать из Москвы в горное село Медовеевка недалеко от курорта Красная Поляна. Здесь Дмитрий в партнерстве с другом построил эко-отель и паб Old Boys. Несмотря на то, что заведение находится высоко в горах в труднодоступном месте, оно быстро стало популярным среди местных и приезжих.

Кристина в это время совмещала воспитание дочери и хобби — варила мыло прямо на кухне. В те времена натуральное мыло и вообще натуральную косметику почти никто не продавал. На изучение тонкостей мыловарения ушел целый год. Информация в интернете почти отсутствовала, поэтому приходилось выписывать иностранные книги и много экспериментировать.

Поначалу мы просто раздаривали свое мыло друзьям и родственникам. Но вскоре появились первые покупатели: местные сувенирные лавки и бани. Мы увидели, что на натуральный косметический продукт появился спрос, но для его удовлетворения одного только мыла недостаточно.

Начался долгий путь изучения составов и формул, общения с технологами и другими производителями натуральных средств. Так на свет появился бренд «Краснополянская косметика». Сейчас это признанная марка натуральной косметики, которую мы производим уже 15 лет в горах около Красной Поляны.

2020 год подвёл нас к решению, что лучше выращивать сырьё самостоятельно: арендовали 7 гектаров заброшенной заболоченной земли, которая не использовалась прежде, и рекультивировали её. Там устроили органическую ферму, на которой выращиваем растения по международным экостандартам. Часть продукции и выращенного нами сырья выпустили в 2020 году, сейчас таких средств становится больше.

Экологично и этично

Мы стремимся, чтобы «Краснополянская косметика» приносила максимальную пользу человеку и отвечала всем экостандартам. Поэтому в основе идеологии бренда – экология и этика. В производстве мы ориентируемся на те требования, которые предъявляет к экологически чистой продукции сертификаты ECOCERT и COSMOS. Они касаются состава, вторичного использования упаковки, принципов производства.

Наши косметические средства сочетают в себе пользу природных ингредиентов, выращенных на экологически чистой территории без использования минеральных удобрений. Урожай мы собираем только вручную, а в ингредиентах нет компонентов животного происхождения, кроме продуктов пчеловодства. Все растения приготовлены и очищены экологически безопасным способом.

«Краснополянская косметика»: как завоевать российский рынок натуральностью и экологичностью

Мы организовали у себя полный цикл производства. С 2021 года наше производство работает на солнечной энергии. Оно полностью автономно и обеспечивает все потребности в электроэнергии: производственный цех, системы кондиционирования, полива и вентиляции. Сейчас в строй введены 120 солнечных панелей по 330 Вт, но мы планируем увеличивать мощности под растущие нужды производства.

Переход на «зелёную энергию» стал для нашей компании важным событием. Это еще один шаг для бренда и его клиентов на пути к сокращению негативного воздействия на окружающую среду. Забота об экологии для нас в приоритете, потому что экономический эффект от использования солнечной энергии можно ощутить в долгосрочной перспективе — через 5-10 лет.

Почти вся упаковка, которую мы используем, пригодна для переработки и безопасной утилизации. Наша косметика не тестируется на животных. Это подтверждает маркировка на этикетке. Еще одно подтверждение — сертификат тестирования на каждом продукте, на нем описана процедура его проведения. Мы не используем отдушки и красители в больших количествах, поскольку они не полезны для кожи. Наша компания обращается с ними очень осторожно и использует в минимально возможных объемах.

«Краснополянская косметика»: как завоевать российский рынок натуральностью и экологичностью

Чтобы продукт дольше оставался свежим, в обычной косметике применяются консерванты. Но в натуральной продукции допустимы только консерванты, разрешенные экостандартами, и правильная упаковка помогает уменьшить их объём: в темном стекле с дозатором продукт дольше остается «вдали от света и воздуха». Поэтому косметика в такой упаковке содержит меньше консервантов, и они слабее, чем при использовании пластиковой упаковки или обычных баночек.

Среди требований экостандартов, о которых мы еще не упомянули – содержание компонентов растительного происхождения должно быть не менее 95%.

Нестандартные стандарты производства

Все формулы будущих продуктов разрабатываются в нашей лаборатории, мы опираемся на тенденции рынка и доступные нам активные вещества. Ингредиенты, которые не можем произвести сами, закупаем только у проверенных партнеров. На каждый продукт они предоставляют сертификат качества, с информацией о клинических испытаниях.

Некоторое оборудование мы придумываем сами, так как его невозможно найти на рынке. Объясню это на примере собственной улиточной фермы и получения муцина. Обычно улитки вырабатывают этот секрет, чтобы защитить своё тело от внешнего воздействия или для восстановления, если повреждена раковина. На многих фермах улитки выделяют муцин от стресса. Мы же провели целую научную работу и изучили европейские источники, чтобы спроектировать и собрать аппарат по добыче муцина гуманным способом. Улитки вырабатывают его от удовольствия, после чего остаются жить в привычной среде обитания.

«Краснополянская косметика»: как завоевать российский рынок натуральностью и экологичностью

В нашей компании работает более 60 человек, все они живут в Сочи. Но помимо технологов и сотрудников производства, это офисная часть (бухгалтерия, маркетинг, отдел продаж), логисты, продавцы в магазинах, фермеры. Мы автоматизируем все процессы, какие только возможно. При этом часть производства всё равно остаётся ручной: например, бальзамы для губ и натуральное мыло могут быть изготовлены только человеком. Эко-производство обходится намного дороже, чем «традиционное». Как правило, обычные производства размещают среди развитой инфраструктуры, где уже есть хорошие асфальтовые дороги и коммуникации. Нам пришлось прокладывать их самим.

Создавая бренд натуральной косметики, мы решили, что будем бережно использовать природные ресурсы; когда встал вопрос о постройке нового производственного здания и собственной фермы для нужд бренда, мы остановились на создании экологически чистого производства. Построили производство «с нуля» по абсолютно новым технологиям. Чтобы здание было энергоэффективным, установили вентиляционную систему с рекуперацией воздуха, главным достоинством является значительная экономия и эффективное потреблении энергии. Использовали большее количество утеплителя, особые окна – всё это тоже помогает экономить энергию.

Внедрение и обслуживание солнечных панелей тоже сложный и очень затратный процесс. Переход на солнечную энергию обошелся нам в 15 миллионов рублей. Он был связан не только с значительными финансовыми затратами, но и с организационными сложностями. Сначала мы сделали прогноз потребления энергии. После чего выбрали размер аккумуляторной батареи, мощность инверторов (преобразователей) для неё, способы преобразования энергии. Затем купили соответствующую дизельную станцию.

«Краснополянская косметика»: как завоевать российский рынок натуральностью и экологичностью

Мы были уверены, что нам хватит солнечной электростанции на 15 кВт. Но прошло всего два месяца, а объёмы производства выросли в разы. И тогда мы поняли, что понадобится станция минимум в 45 кВт. Пришлось производить замену.

Растения, выращенные на нашей ферме, перерабатываются здесь же. Это позволяет снизить выбросы парниковых газов за счет экономии энергии на доставку ингредиентов.

«Витаминные бомбы» и «Лавандовые истории» для клиентов

Сейчас наш бренд насчитывает 353 продукта. Отдельная линия называется «Лавандовые истории». Её продукты сделаны на основе лаванды, выращенной на нашей ферме.

«Краснополянская косметика»: как завоевать российский рынок натуральностью и экологичностью

Наибольшей популярностью у клиентов пользуются бесспиртовые дезодоранты и гидролаты. Это средства на натуральной воде, которую получают в результате извлечения эфирного масла методом паровой дистилляции. Пар проходит через растения, «забирая» витамины, протеины и жирные кислоты. Так можно максимально сохранить полезные свойства растений. Мы называем гидролаты настоящими «витаминными бомбами» и производим вообще без консервантов.

Наш новый хит – солнцезащитный крем, который появился в нашем ассортименте в этом сезоне. Он легко наносится на кожу, не выбеливает её и надёжно защищает от солнца. И, что очень важно, — крем не нарушает экосистему водоёмов, потому как в его основе «физический» фильтр из оксида цинка. Он работает на поверхности кожи, создавая защитный слой, от которого отражаются лучи.

Ищите нас в Сочи и далее везде

В начале мы распространяли свою продукцию в местных сувенирных магазинах и банях. Когда поняли, что спрос вырос в 4-5 раз, решили открыть свои точки. У нас более 450 партнеров, которые представляют нашу косметику по всей России и в странах СНГ. Больше всего продаж приходится на Москву, Питер, Сочи, Краснодар. Первая точка появилась на нашей мыловарне в Медовеевке при эко-отеле Old Boys. Гостям отеля нравилось наблюдать за мыловарением.

Второй магазин с небольшой мыловарней мы открыли в 2014 году накануне Олимпиады на курорте «Роза Хутор». Это очень прибыльное для нас место, туристический поток создает постоянно высокий спрос на продукцию.

Сейчас всё больше людей совершают покупки на маркетплейсах, поэтому игнорировать эти площадки нельзя. Среди четырёх маркетплейсов, на которых мы представлены, есть и Lamoda. Мы видим хорошие результаты от работы на этой площадке. Наша основная аудитория – женщины 25-45 лет с доходом выше среднего. Как правило, они ведут здоровый образ жизни и поддерживают экологическую повестку.

Для продвижения своего бренда мы используем все современные методы: соцсети, СМИ, блогеры, кросс-промо и другие. После запрета некоторых соцсетей мы быстро перестроились и стали больше взаимодействовать с блогерами, участвовать в различных мероприятиях и кросс-промо. Спада в продажах после февраля 2022 года не заметили, тем более что некоторые крупные ритейлеры стали заполнять полки отечественной продукцией. Так мы смогли попасть со своей косметикой в Organic Shop и «Золотое Яблоко».

За то время, что существует «Краснополянская косметика», всё больше потребителей переходят на «зелёную сторону». Они вчитываются в составы, подписаны на экоблогеров и в целом интересуются экологией. На старте мы получали много вопросов о нехимических составах наших средств, ценах на натуральный продукт, которые выше, чем в массмаркете, и в целом — о пользе. Теперь этих вопросов становится всё меньше и меньше.

Интерес к натуральной косметике со стороны потребителей прослеживается и в развитии нашей компании. Из крафтовой семейной мастерской она превратилась в фабрику, которая производит 575 тысяч единиц продукции в год.

Поддержка – в собственном производстве

Наш бренд существует чуть более 15 лет, но уже столкнулся с несколькими серьёзными кризисами. В пандемию мы урезали расходы на маркетинг, продолжили развивать соцсети, сделали упор на сотрудничество с экоблогерами и таргетинг по регионам. Чтобы не «просесть» в продажах и помочь людям, выпускали необходимые в то время антисептики. В этот период нас очень «поддержали» такие продукты, как эфирные масла и мыло — их продажи выросли в 2 раза.

После февраля 2022 года у нас возникли серьёзные проблемы с поставками из-за границы. Мы заменили упаковку и тару, нашли новых поставщиков, стали доставлять ингредиенты через третьи страны, что увеличило сроки поставок. Появились трудности и другого рода. Мы уже прошли аудит и должны были получить сертификацию своей продукции по европейскому стандарту COSMOS. Но эта сертификация приостановлена для компаний из России, поэтому мы вошли в ассоциацию российских представителей натуральной косметики и теперь вместе разрабатываем новый стандарт.

В начале марта мы запустили оптовую продажу наших гидролатов. Таким образом мы решили поддержать отечественных производителей косметики. Они не могли купить ингредиенты для гидролатов у иностранных поставщиков, а мы выпускаем их из собственного сырья и на своём оборудовании.

Мы планируем значительно расширить свою долю рынка. Наша лаборатория работает чуть ли не круглосуточно. Технологи разрабатывают собственный эмульгатор и активные ингредиенты. Сейчас активно занимаемся разработками новых линеек: в прошлом году мы высадили на своей ферме кактус опунцию, будем производить на его основе антивозрастную линейку в коллаборации с Иреной Понарошку. Зарубежные бренды давно полюбили это растение за его антивозрастные свойства. Мы очень рады, что опунция хорошо прижилась у нас.

Мы также посадили плантацию алоэ вера, которое раньше покупали только за границей. Несколько лет подряд мы экспериментировали с этим растением и в результате убедились, что в нашем субтропическом климате его можно выращивать и получать концентрированный экстракт без использования консервантов. Это значит, что косметика на его основе будет действенной и уникальной.

Еще одна наша гордость – будущая линейка на основе муцина улитки. Корейские бренды давно покорили российских покупателей этим компонентом. Экстракт улиточной слизи обладает множеством уникальных свойств, которых нет больше ни в одном компоненте. Теперь мы тоже выращиваем этих моллюсков и собираем улиточный муцин на своей ферме. Ждите новинок!

Три важных урока от создателей бренда натуральной косметики

  • Не откладывать решения на потом, действовать оперативно.
  • Всегда держать руку на пульсе и рассчитывать только на собственные силы.
  • Самое главное – это команда. Важно вкладываться в людей, тогда у компании будут хорошие результаты.
4949
24 комментария

Вот бы сейчас лежать в этом лавандовом поле, а не это вот все =D

10
Ответить

Муд переехать в глушь и делать настойки, правда я бы делал другие

6
Ответить

Такие они вовсю делают в своём баре

Ответить

мне кажется в это глуши все остальные делают такие настойки, слишком большая конкуренция будет)

Ответить

Пасторальная чушь! Аж слезы навернулись.
Про косметику ничего не скажу, не слышал.

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Кажется, это лучший отечественный бренд эко-косметики!

4
Ответить