Вопросы для собеседования на позицию руководителя

Найти сотрудника на топовую роль — задача со звездочкой. Такие специалисты обычно не ищут работу, а компании крайне внимательно подходят к найму, чтобы не допустить ошибку.

О подборе руководителей поговорили с Софьей Дубровиной, консультантом практики TIMES консалтинговой компании в сфере лидерства и развития команд Odgers Berndtson Russia. Софья рассказала, какие вопросы для собеседования на должность руководителя помогут оценить кандидата, а также объяснила, на что обращать внимание во время интервью.

Вопросы для собеседования на позицию руководителя
Софья Дубровина
консультант практики TIMES в Odgers Berndtson Russia

Что происходит на рынке труда руководителей

Сильные менеджеры востребованы в любые времена, поэтому находить нужных специалистов непросто. Еще больше усложнили поиск две тенденции последнего времени.

Сузилась воронка подбора. Некоторые руководители уехали из России, а компаниям часто требуются люди в пределах страны.

Запросы нанимающих менеджеров становятся сложнее. Сейчас востребованы кросс-функциональные руководители, которые объединяют экспертизу в нескольких направлениях.

На зарплаты специалистов никак не повлияли мировые события. Их доход даже немного вырос, но это следствие закономерного развития рынка.

Качества, необходимые руководителю

Универсальный список хард-скиллов менеджера дать невозможно: для каждого они свои. Например, финансовому директору нужно владеть бизнес-планированием, а арт-директору — разбираться в UX/UI-дизайне.

С софтами проще: каждому руководителю важно иметь 4 универсальных навыка.

Этот список не исчерпывающий. Для каждой роли его нужно дополнить другими необходимыми софтами, которые следуют из задач и ожиданий от специалиста.

В идеале у кандидата не должно быть перекоса в сторону хардов или софтов. Однако иногда нанимающие менеджеры отступают от этого правила и прощают руководителю отсутствие некритичного умения, если он очень хорош в чем-то другом.

Кто занимается подбором руководителей

Обычно наймом руководителей в компании занимается старший рекрутер, HRD или HRBP. Это связано с тем, что рядовой рекрутер может не знать всех нюансов бизнеса и его планов на будущее. Старшие коллеги более глубоко погружены в бизнес-процессы, поэтому им проще презентовать вакансию кандидату.

Также поиск доверяют консультантам из Executive-search-агентств. Это нужно, например, когда у HR-отдела не хватает ресурсов на подбор или требуются опыт, знакомства и экспертиза внешних специалистов.

Сотрудника, который ведет подбор руководителей, я буду называть HRD, но в вашей компании это может быть кто-то другой.

Как подготовиться к собеседованиям

HRD важно разобраться в портрете идеального кандидата. Это позволит на этапе скрининга резюме отсеять неподходящих специалистов и задавать более глубокие вопросы на интервью.

Носителем информации об идеальном кандидате часто является СЕО или топ-менеджмент. Уточнять детали портрета сотрудника лучше на встрече. Чтобы она прошла максимально полезно, рекомендую придерживаться 3 правил:

  • Внимательно слушайте, что говорит нанимающий менеджер, и задавайте уточняющие вопросы. Фиксируйте ключевые тезисы в блокноте или записывайте диалог на диктофон.
  • Не зацикливайтесь на том, как нанимающий менеджер называет позицию. Бывает так, что компания ищет директора по маркетингу, а на самом деле ей нужен сильный коммерческий директор. Поэтому уточняйте задачи, которые будут стоять перед специалистом, и сверяйтесь с тем, как таких сотрудников называют в других компаниях.
  • Разберитесь, куда движется бизнес и какая роль в развитии компании у нового руководителя. Спросите у заказчика, как он видит результат, к которому специалист должен привести подразделение. Также уточните, есть ли какие-то особенности позиции, о которых стоит предупредить кандидата.

После встречи структурируйте портрет сотрудника: составьте список хард- и софт-скиллов, определите круг обязанностей.

Если HRD знает четкие требования к кандидату, это упростит собеседования: будет понятно, на какие детали в опыте и навыках нужно обращать особое внимание.

Типы вопросов на собеседовании для руководителей

Не обязательно по каждому типу вопросов проводить отдельное интервью. Лучше сочетать их, чтобы получить как можно больше информации о кандидате.

Биографические

Не нужно просить кандидата пересказать историю его жизни. Важно обратить внимание:

  • с чего специалист начинал карьеру;
  • через какое время и благодаря чему он дорос до руководящей позиции;
  • в каких компаниях работал и почему выбрал именно их.

Такие вопросы для руководителя на собеседовании помогают понять карьерную стратегию кандидата и оценить релевантность опыта.

Поведенческие

Если биографические вопросы отвечают на вопрос «‎Что и где делал кандидат?», цель поведенческих вопросов — понять, как именно он справлялся с задачами. С помощью поведенческих вопросов HRD может оценить:

  • как кандидат подходил к решению сложных ситуаций;
  • что делал для достижения результата;
  • почему выбирал определенный план действий.

Чтобы специалист более содержательно ответил на поведенческий вопрос, попросите его рассказать о нескольких кейсах с прошлой работы в технике STAR. Она расшифровывается как:

  • Situation — ситуация, с которой столкнулся кандидат;
  • Task — задача, которую ему предстояло решить;
  • Action — действия, которые он совершил;
  • Result — результат.

Управленческие

Одна из главных задач руководителя — направлять сотрудников, чтобы они достигали результатов, необходимых компании. Поэтому на собеседовании важно проверить:

  • насколько хорошо менеджер умеет организовывать других;
  • какой стиль управления применяет и подходит ли этот стиль компании;
  • какие виды мотивации использует.

Чтобы оценить управленческие навыки, предложите кандидату порассуждать, как бы он решил конфликт в команде, или попросите рассказать, каким он видит идеального сотрудника.

Мотивационные

Руководитель не сможет долго показывать хороший результат, если не будет мотивирован. Поэтому на собеседованиях важно понять:

  • насколько специалиста интересует сфера деятельности компании,
  • какие задачи он хочет решать,
  • что его мотивирует.

Также эти вопросы при собеседовании на руководящую должность помогают проверить совпадение кандидата с корпоративной культурой.

Ситуационные

Ситуационные вопросы нужны, чтобы погрузить кандидата в контекст компании и понять, как бы он справился с вымышленной задачей. Они помогают оценить, насколько методы руководителя совпадают с тем, что принято в организации, как он принимает решения и что ему для этого необходимо.

Например, кандидату на позицию директора по маркетингу можно предложить порассуждать, как бы он выводил продукт на азиатский рынок: какие ресурсы ему для этого нужны и с чего лучше начать.

Чтобы составить кейс для интервью, придерживайтесь 3 правил:

  • Возьмите за основу ситуацию, с которой компания уже сталкивалась или может столкнуться.
  • Опишите проблему, которую нужно решить, а также обстоятельства, которые ее усложняют.
  • Обозначьте доступные ресурсы для решения проблемы.

🔥 Подписывайтесь на Telegram-канал Хантфлоу

Гайды для рекрутеров, интервью с экспертами и новостные дайджесты из HR-сферы.

Топ популярных вопросов на собеседовании при найме руководителей

С кандидатом обычно проводят 4 собеседования:

  • интервью с HRD;
  • собеседование с нанимающим менеджером;
  • интервью с руководителем, с которым предстоит часто взаимодействовать;
  • встреча с СЕО.

Бывает так, что нанимающий менеджер и руководитель, с которым необходимо часто взаимодействовать, — это СЕО. В таком случае нужно объединить цели каждого собеседования в одном интервью.

Если интервью с СЕО уже состоялось (например, на этапе интервью с нанимающим менеджером), второй раз его проводить его не нужно. HRD достаточно обсудить с СЕО всех кандидатов и выбрать, кому отправлять оффер.

Что оценивать при ответах

Во время собеседования обращайте внимание на 4 момента:

  • насколько кандидат честен и открыт;
  • нет ли в ответах специалиста противоречий;
  • достаточно ли логично и последовательно кандидат рассуждает;
  • насколько комфортно складывается общение.

Чтобы как можно глубже понять опыт и навыки кандидата, на собеседованиях соблюдайте 3 правила.

Достаточно ли только собеседований, чтобы оценить кандидата

Чтобы принять взвешенное решение, кому из кандидатов отправлять оффер, я рекомендую оценивать специалистов не только по интервью. Также важно собирать рекомендации методом «360 градусов» и при необходимости давать тестовое задание.

Чтобы собрать рекомендации методом «360 градусов», нужно запросить их не только у руководства компаний, в которых работал кандидат. Важно узнать впечатления о сотруднике у подчиненных, коллег из других подразделений и клиентов. Такая оценка позволит сформировать полный образ кандидата.

Если среди нескольких рекомендаций окажется одна отрицательная характеристика, не стоит отметать специалиста. Важно учесть все мнения и результаты собеседований.

Тестовое задание полезно, если вы ищете руководителя на креативную роль, например арт-директора. Но важно помнить, что проверочное задание на менеджерскую позицию — это необычная практика. Поэтому не давайте объемное тестовое, выполнение которого может занять несколько дней. Также не просите кандидата делать что-то «руками‎»‎. Например, не стоит предлагать контент-директору написать пост. Лучше попросите его оценить блог компании.

Выводы

  1. Поиск сильных руководителей стал сложнее из-за переезда некоторых кандидатов за границу и возросших требований нанимающих менеджеров.
  2. Нет единого списка хард-скиллов, которые нужны любому менеджеру: для каждого они свои. Универсальные софты выделить проще. От кандидатов требуется:
    -быстро привыкать к изменениям;
    -быть сильным наставником;
    -не поддаваться панике и поддерживать команду в меняющихся условиях;
    -не бояться принимать решения, даже когда вводных недостаточно.
  3. Перед собеседованием важно расспросить нанимающего менеджера, какие задачи будут стоять перед руководителем и какая у него роль в развитии бизнеса. Это поможет уточнить у кандидата важные нюансы об опыте и навыках.
  4. Чтобы оценить руководителя, во время интервью ему стоит задавать вопросы разных типов:
    -биографические,
    -поведенческие,
    -управленческие,
    -мотивационные,
    -ситуационные.
  5. Обычно в процессе подбора с кандидатом проводят 4 собеседования:
    -интервью с HRD;
    -собеседование с заказчиком;
    -интервью с руководителем, с которым предстоит взаимодействовать чаще всего;
    -встреча с СЕО.
  6. Бывает, что заказчик и руководитель, с которым нужно часто взаимодействовать, это СЕО. Тогда цели трех собеседований нужно объединить в одной встрече.
  7. Слушая ответы кандидата, важно оценить:
    -насколько он честно рассказывает о себе;
    -нет ли в его ответах нестыковок;
    -умеет ли он логично рассуждать;
    -если ли неприятные ощущения от коммуникации.

Наш блог читают более 40 000 рекрутеров и профессионалов HR-индустрии. Подкасты, интервью, тематические статьи и экспертные мнения.

11
реклама
разместить
2 комментария

Эти вопросы хороши, когда руководитель сразу озвучивает стоимость своих требований. А если зарплата мала, то есть ли смысл так мучать кандидата?

Главный вопрос: "Вы готовы сесть с конфискацией"?