Зачем центральные банки по всему миру создают собственные цифровые валюты

Простыми словами о том, что такое цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ) и почему началась межгосударственная «гонка» национальных цифровых валют.

Сергей Пенкин
Финансовый аналитик АО УК «Апрель Капитал»

Многие страны мира проявили интерес к созданию цифровых валют, которые будут дополнять наличные и безналичные формы денег. Это свидетельствует о том, что в ближайшие годы на глобальном уровне могут произойти существенные изменения в денежном обращении, а также в денежно-кредитной политике и валютных операциях.

Не можешь победить – возглавь!

Появление негосударственных цифровых валют (в том числе криптовалют) и их стремительное развитие c 2010-х годов показало перспективность виртуальных токенов, распределённых реестров и смарт-контрактов. Были даже опасения, что криптовалюты нанесут существенный урон национальным валютам и в значительной степени подорвут монополию банков и международных платёжных систем на осуществление платежей.

Зачем центральные банки по всему миру создают собственные цифровые валюты

Однако на практике криптовалютам удалось только стать средством обращения, но не мерой стоимости. То есть они не обрели полноценную функцию денег. Причиной тому является высокая волатильность курса криптовалют, затрудняющая устойчивое ценообразование товаров и услуг. Более того, в большинстве случаев цифровые активы создаются в качестве бизнес-проекта, который направлен на рост их курса. Но чтобы стать мерой стоимости, курс криптовалюты должен быть неизменным годами или даже десятилетиями. Для разрешения этого противоречия предпринимаются усилия по созданию стейблкоинов – цифровых валют, стоимость которых «привязана» к менее волатильным или более предсказуемым активам.

Поэтому в настоящее время криптовалюты воспринимаются скорее как инструменты спекуляции, чем платёжные средства. А их правовой статус, который остаётся неурегулированным, провоцирует частые и крупные относительно размеров рынка мошенничества.

Но масштабный эксперимент, за краткий промежуток времени превратившийся из теоретических научных разработок в рынок с капитализацией в более чем 1 триллион долларов к началу 2021 года, привлёк внимание «идейных врагов» децентрализованных валют – центральных банков большинства стран мира.

Ситуация обостряется ещё и тем, что свои платёжные системы уже давно создают частные IT-корпорации. И по мере развития их экосистем повышается риск концентрации огромного массива экономической информации и персональных данных в руках ограниченного круга компаний (что особенно опасно: иностранных). Чтобы противодействовать этой угрозе, государства начинают перехватывать инициативу в области развития платёжно-расчётной инфраструктуры и Big Data у частного сектора и транснационального бизнеса.

По оценке Банка международных расчётов, ещё в 2020 году 80% всех центральных банков либо находились на стадии создания цифровых валют, либо изучали такую возможность. В настоящее время лидером в этом направлении является Народный банк Китая, который запустил пилотный проект государственной цифровой валюты Digital Currency Electronic Payment (DCEP) с перспективой начала полномасштабного её обращения с 2022 года.

Банк России тоже планирует с 2022 года начать практическое внедрение цифрового рубля. Преимуществом России являются высокий уровень развития отечественного IT-сектора, а также тот факт, что доля безналичных розничных транзакций уверенно увеличивается. Поэтому цифровой рубль в стратегической перспективе может войти в число мировых лидеров среди национальных цифровых валют по количественным и качественным показателям развития.

Больше, чем новая форма денег

В настоящее время в большинстве стран мира существует двухуровневая банковская система.

Первым уровнем является центральный банк, владеющий монополией на эмиссию национальной валюты в наличной форме и являющийся агентом правительства по размещению государственных долговых обязательств, а также кредитором последней инстанции для банков.

Вторым уровнем являются коммерческие банки, осуществляющие платёжно-расчётное и кредитно-депозитное обслуживание граждан и организаций.

В свою очередь, платёжно-расчётные операции и безналичное денежное обращение базируются на системе межбанковских корреспондентских счетов. Данная система позволяет осуществлять два фундаментальных процесса.

1. Двойную бухгалтерскую запись платежей: обязательства или расходы одного банка являются активами или доходами другого. Этот механизм позволяет отслеживать транзакции, в том числе трансграничные.

2. Денежную мультипликацию: безналичное денежное обращение делает эмитентами денег не только центральный банк, но и второй уровень банковской системы – коммерческие банки – по формуле «денежная масса = денежная база / норма резервирования». Так, выпущенные центральным банком и поступившие в обращение 1000 денежных единиц при норме резервирования 10% от размера каждого депозита теоретически приводят к увеличению денежной массы на 1000 / 0,1 = 10000 денежных единиц (на практике, конечно, намного меньше в силу существования теневого сектора экономики, наличного денежного обращения, проведения трансграничных операций и других факторов).

Цифровые валюты центральных банков, как следует из названия, предполагают наличие монополии центральных банков на их эмиссию и делают ненужными коммерческие банки для мультипликации денежной массы. Таким образом, центральный банк будет являться и создателем, и оператором, и хранителем пула цифровых денежных единиц. Операции клиентов приводят к перемещению средств с одного расчётного счёта на другой так, как будто бы банковская система является одноуровневой.

Роль коммерческих банков в подобной системе заключается в проверке клиентов и их операций на предмет соответствия требованиям законодательства о противодействии легализации незаконно полученных доходов. Также они будут предоставлять клиентам платёжно-расчётную инфраструктуру для трансформации их средств из одной формы в другую (наличную, безналичную, цифровую).

В перспективе подобная система может привести к тому, что центральные банки станут предоставлять нефинансовому сектору экономики не только расчётные, но и кредитно-депозитные услуги. Это сделает неконкурентоспособной традиционную бизнес-модель банков и поэтому многие из них уже сегодня активно инвестируют в экосистемы и финтех.

Впрочем, центральные банки пока не выработали единую концепцию эмиссии и обращения национальных цифровых валют. Не исключено, что в каких-либо юрисдикциях право коммерческих банков на эмиссию цифровой валюты в той или иной форме сохранится.

Концептуально ЦВЦБ станут безналичными деньгами, наделяемыми метаданными (то есть некоей побочной информацией в дополнение к основной).

Примером метаданных в наличном денежном обращении является серийный номер банкноты. Бумажная купюра выступает подтверждением того, что её держатель имеет некое количество денежных единиц. А серийный номер (никак не влияющий на осуществление платежей) используется центральными банками в качестве дополнительной степени защиты, а также для анализа денежного обращения в географическом, отраслевом и временнóм разрезе.

Метаданные превратят ЦВЦБ в так называемые «окрашенные» денежные единицы. Центральные банки получат возможность встраивать автоматизированные алгоритмы в процессы эмиссии, обращения и стерилизации (то есть перевода в менее ликвидную форму вплоть до вывода из обращения и уничтожения) данной формы денег. Теоретически, в перспективе каждая единица цифровой валюты может включать в себя один или несколько блоков информации.

В том числе:

  • сведения о сделке, которую осуществила данная денежная единица;

  • запись об ограничениях (отраслевых или географических) на обращение указанной денежной единицы;

  • данные о периоде времени, в течение которого может находиться в обращении эта денежная единица.

На рисунке ниже показана графическая интерпретация метаданных ЦВЦБ по аналогии с наличными банкнотами.

Зачем центральные банки по всему миру создают собственные цифровые валюты

Метаданные позволят также реализовать механизм смарт-контрактов. Например, покупатель крупной бытовой техники будет оплачивать в магазине покупку с прикреплением смарт-контракта в виде аккредитива, согласно которому деньги поступят на счёт продавца только после завершения процедуры доставки и установки данной техники.

Гонка цифровых технологий и глобального финансового влияния

По заявлениям центральных банков и международных финансовых организаций, внедрение ЦВЦБ позволит в стратегической перспективе создать комфортную и безопасную инфраструктуру платёжно-расчётных услуг для граждан и организаций, а также минимизировать комиссии за денежные переводы.

Параллельно с этим цифровые валюты предоставят возможность для «обеления» теневых секторов экономики и автоматизации сбора налогов, а также предоставления государственных услуг. К примеру, в случае внедрения модели безусловного базового дохода ЦВЦБ позволят путём соответствующих запретительных метаданных ограничить приобретение алкогольной и табачной продукции за счёт полученных субсидий.

Однако существует и ещё по крайней мере одна важная причина, по которой центральные банки форсируют внедрение цифровых валют. Она напрямую связана с геополитическим противостоянием и внешнеэкономической конкуренцией.

Опасность ЦВЦБ заключается в том, что государство, ставшее лидером в этой технологии, получит возможность предлагать этот инструмент нерезидентам для обслуживания транзакций в других странах. Причём обращение цифровых валют может происходить только на серверах эмитента. Это означает, что информация о транзакциях не сможет поступать в налоговые органы государств резидентства иностранных пользователей. Кроме того, иностранные цифровые валюты смогут "вытеснять" наличные и безналичные национальные денежные единицы, способствуя разбалансировке денежного обращения.

Эмитент пользующейся спросом на внешних рынках цифровой валюты также сможет влиять на её заграничных пользователей. Например, предлагать беспроцентный (или даже с отрицательной ставкой) торговый кредит зарубежным покупателям продукции отечественных производителей или поставщиков услуг.

Эти риски можно эффективно минимизировать только за счёт создания внутри страны конкурентоспособной национальной цифровой валюты.

Поэтому «гонка» цифровых валют связана в том числе и с тем, чтобы создать «шлюз», с помощью которого на основе межправительственных соглашений будет осуществляться «стыковка» национальной и иностранных цифровых валют.

1010
16 комментариев

Всю эту ситуацию с переходом на цифровые фантики на мой взгляд очень ёмко описывает комментарий пользователя vc:

В давние времена деньгами были золотые монетки, которые сами по себе имеют ценность. Но таскать с собой много монеток неудобно, они тяжелые и неудобные.

Поэтому появились банки, ты приносишь свои монетки в банк, а банк дает тебе свои бумажные долговые расписки, которые обязуется если че поменять обратно на монетки. Билеты банка приколов в твоем кармане это как раз типа такой хуйни. Поэтому на них и написано что это билеты, и раньше писали всякую хуйню про обеспеченность золотом и т.п. И да, раньше у каждого банка были свои билеты.

Потом в какой то момент решили что ну его нахуй менять билеты обратно на монетки, иии... бумажки сами стали деньгами.

Но таскать с собой бумажки тоже неудобно, поэтому придумали безнал. Ты приносишь свои бумжаки в банк, а банк дает тебе карточку. Карточка это типа обязательство банка если че выдать тебе обратно твои бумажки. У каждого банка на балансе лежит много бумажек и есть бдшка в которой написано сколько денег на каждом счету. С помощью картчоки ты говоришь банку, что хочешь перевести денюжек на счет продавца в другом банке. Но никто никуда твои бумажки не гоняет, просто меняют баланс в бдшке, а потом по хитрой схеме банки синхронизируют свои балансы.

И если ты понял логику, то сейчас решили что ну его нахуй выдавать тебе обратно бумажки, иии... безнал сам станет деньгами.

Есть ЦБ, в нем есть бдшка где написано сколько у тебя денег. К нему есть апишка, через которую можно гонять деньги между счетами. Других банков нет, налички нет. Все бабки ходят внутри ЦБ, соответсвенно видно все твои транзакции, и если ты например решил купить мороженку не того цвета, можно изи забанить все твои бабки. Или если у тебя недостаточно голубая кровь, то можно ебануть тебе лимит 17к рублей на счету. Или если ты не потратил зп за месяц, можно ее обнулить.

Остальные страшилки сами придумывайте.

2

Одна из проблем цифрового рубля в том, что история про «полностью прозрачные схемы расчетов и выявление жуликов» - это тупо ошибка выжившего. Представим, что есть честный человек и нечестный. Честный покупает мороженку, нечестный - нечестное ружжо. При предлагаемом концепте нечестный как покупал своё ружжо за нал, так и продолжит. То есть, ЦР лишь подтвердит честность честных людей. А весь серый/чёрный сегмент так и останется за бортом.

2

Зато в подворотне вас никто не грабанет.

А нахрена эти страшилки придумывать? Законопослушному человеку ничего не будет угрожать. Не больше чем сейчас по крайней мере. Хотя, тут нужно уточнить, что законопослушным человеком хорошо быть в  той стране, где закон один для всех.

Добрый день.
Спасибо за статью. 
Предлагаю всё же использовать международную принятую аббревиатуру CBDC (Central Bank Digital Currency), не придумывать русские аналоги. Как минимум, выглядит не очень уместно на статье оперирующей такими понятиями как "смарт-контракты" и "токен". 
"Русский" цифровой рубль не будет аналогом фиатного рубля, насколько я помню? Или ошибаюсь?

1

Добрый день, Дмитрий! Словосочетание "цифровая валюта центрального банка" уже используется в российских официальных документах (например, здесь: https://www.cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/), поэтому и было использовано в статье. 
Цифровой рубль будет такой же фиатной (то есть не обеспеченной на уровне закона драгоценными металлами или товарной массой ) денежной единицей, как и "нецифровые" рубли. Это следует из страницы 3 консультативного доклада Банка России (https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf): "Цифровой рубль – это все тот же российский рубль, который будет выпускаться Банком России в цифровой форме дополнительно к существующим формам денег." 
Насколько мне известно, центральные банки не рассматривают возможность введения обеспеченных цифровых валют. То есть цифровые валюты планируются ими к внедрению как дополнительная форма фиатных денег в дополнение к наличной и безналичной формам.

1