К чему готовиться при проектировании eCommerce-приложения

Привет! Мы — «Лайв Тайпинг», уже 13 лет разрабатываем мобильные приложения. И всегда, из проекта в проект, мы много внимания уделяем этапу проектирования. В этой статье объясним, почему разрабатывать продукт без этого этапа так же опасно, как строить здание без чертежа

К чему готовиться при проектировании eCommerce-приложения

Любой цифровой продукт — сайт или мобильное приложение — сначала нужно спроектировать. То есть сделать макеты экранов и описать словами, как должна работать вся система, от тапа на иконку приложения до целевого действия и его завершения. Особенно, если это действие — покупка. Ведь именно от проектирования зависит, насколько людям будет удобно пользоваться вашим приложением-магазином.

В статье расскажем, что такое проектирование и почему без этого этапа никак не обойтись. Ну, а если вас интересует не только проектирование, но и разработка мобильного приложения прямо сейчас — добро пожаловать к нам!

Что в статье:

Зачем ecom-приложениям этап проектирования

eCommerce — это вид торговли, при котором весь процесс продажи-покупки протекает онлайн. Условно можно выделить четыре вида ecom: торговля на сайте, в социальных сетях, на маркетплейсах и в приложении.

Можно выбрать только один канал продаж, а можно комбинировать все четыре, ведь так будет эффективнее
Можно выбрать только один канал продаж, а можно комбинировать все четыре, ведь так будет эффективнее

В России электронная коммерция сосредоточена на маркетплейсах: они растут быстрее всего и занимают самую крупную долю рынка. Но сфера ecom ими не ограничивается.

Крупные бренды и сети активно продают через собственные каналы — так они получают свою лояльную аудиторию. Эти люди обычно готовы покупать много и постоянно, поэтому главное для бизнеса — завоевать их доверие.

Если вы решили создать бизнес в этой сфере, то вам точно понадобится сайт или приложение, а иногда и то, и другое. Мы подробно остановимся на разработке мобильного сервиса. Этап проектирования — обязательная часть разработки, которую нельзя игнорировать.

Представьте, что вы купили шкаф. Приезжаете домой, раскрываете коробки и обнаруживаете, что вам его продали без инструкции. Вам кажется, что вы сможете собрать его и так. Но без инструкции вместо шкафа получается вешалка, тумбочка, домик для кошки, Оптимус Прайм— в общем, всё что угодно, только не шкаф. Вам приходится всё разбирать, ехать за инструкцией и начинать заново. А если бы инструкция была изначально — можно было уже вещи по полочкам раскладывать

Так же будет и с приложением, если пропустить этап проектирования. Благодаря этому этапу разработчики получают ту самую инструкцию, без которой они не смогут начать работу.

Сделать проектирование «для галочки» — не вдумываясь, пропуская важные части, — то же самое, что и не сделать проектирование вовсе. Как правило, так поступают из-за желания сэкономить. Но этот путь ведёт к появлению ошибок в последующих этапах разработки. А чем позже выявляются ошибки, тем дороже стоит их исправление.

К чему готовиться при проектировании eCommerce-приложения

Если пропустить этап проектирования, можно столкнуться с несколькими проблемами:

  • вам не понравится результат, а разработчикам придётся делать двойную работу и вносить правки в код;
  • может выясниться, что решение, которое предложили программисты, не соответствует вашим ожиданиям;
  • вы потратите время деньги на длительное согласование деталей и доработки, которых можно было избежать;
  • вашим пользователям не понравится приложение из-за непродуманного интерфейса, дизайна и сценариев использования — они быстро его удалят и никогда не скачают снова.

Именно поэтому важно заранее описывать и продумывать структуру приложения, его компоненты, переходы между экранами. Эта работа сэкономит время и деньги в будущем и позволит убедиться, что вы и разработчики мыслите в одном направлении.

Из чего состоит проектирование eCommerce-приложения

Чтобы приступить к созданию приложения, разработчикам нужно проделать большую работу. Сейчас мы подробно расскажем, что именно происходит на этапе проектирования и чем будут заниматься специалисты студии разработки. Подэтапы проектирования включают в себя:

  • сбор информации о продукте;
  • продумывание технических деталей;
  • создание прототипа интерфейса;
  • проектирование административной панели.

Теперь разберем каждый подэтап подробнее.

Сбор информации о продукте

Здесь собирается вся информация о будущем приложении, поэтому разработчикам важно понять, как будет устроено приложение, какие сервисы и системы интернет-магазина нужно будет интегрировать в API приложения.

API (Application Programming Interface, программный интерфейс приложения) — это свод договоренностей о том, как разные сервисы, системы и части приложений должны обмениваться друг с другом данными

Когда речь идет о мобильных приложениях, API нужно, чтобы связывать сервер интернет-магазина и все IT-системы, которые в нем есть, с мобильным приложением. API помогает договориться о том, как им обмениваться данными.

Главное на этом этапе — собрать как можно больше информации о сервисе и структурировать ее, например, собрать в один текстовый документ.

Что нужно интегрировать в API
Что нужно интегрировать в API

Продумывание технических деталей

После того как студия разработки и заказчик поняли, что движутся в одном направлении, можно переходить к техническим деталям работы.

Главный человек на этом этапе — архитектор программного обеспечения. Он обсуждает проект с владельцем бизнеса и и составляет схему развития для всего проекта — роадмап. В результате заказчик понимает, в какую сторону будет двигаться работа, что за чем будет выполняться.

Весь процесс работы архитектора превращается в набор технической документации, который ляжет в основу проекта.

Когда разработчики изучили и поняли проект, можно начать описывать функции будущего приложения и рисовать прототип интерфейса.

Создание прототипа интерфейса

Способ взаимодействия с мобильным приложением отличается от взаимодействия с сайтом. В приложении нельзя показать то же количество товаров или баннеров, что и на десктопном экране. Поэтому на этапе проектирования нужно выяснить, какой контент стоит показывать пользователю сразу, как строить навигацию по каталогу или функциям мобильного приложения. Разработчики узнают все это и создают прототип интерфейса.

Функции, которые разработчики включают в прототип интерфейса, влияют на то, какие данные приложению нужно будет получать от сервера. То есть на то, какие сервисы и системы нужно будет включить в архитектуру API. После проектирования интерфейса проектируют API и серверную часть.

Этот процесс повлияет на прототип интерфейса. Скорее всего, пройдет череда доработок, прежде чем прототип и архитектура API и сервера не начнут устраивать все стороны процесса. После этого остается только проектирование административной панели.

К чему готовиться при проектировании eCommerce-приложения

Проектирование административной панели

Почему важен этот этап? Мобильное приложение — это дополнительная витрина интернет-магазина. У приложения, в отличие от сайта, другой размер, формат, и способ взаимодействия. Люди чаще всего смотрят сайты сидя за столом, а приложениями пользуются как стоя в транспорте, так и идя пешком на работу. При этом человек по-другому воспринимает информацию и ему нужно предлагать не те товары, что предлагаются на сайте.

У приложений отличаются и технические возможности. Например, пользователю приложения можно отправить push-уведомление. Это создает дополнительный канал коммуникации, которым нужно управлять с помощью административной панели.

К чему готовиться при проектировании eCommerce-приложения

Что нужно сделать, чтобы начать проектирование ecom-приложения

Здесь все зависит от разработчиков. Но чтобы начать проектирование, им понадобится следующая информация:

  • бизнес-цели, которые вы ставите перед сервисом;
  • какие потребности бизнеса закрывает приложение;
  • функциональные требования;
  • ограничения компании: финансовые и технические;
  • примерные наработки дизайна (можно на словах).

Все это можно заранее прописать в техническом задании. Расскажем, как это сделать.

Как написать техническое задание на разработку ecom-приложения

Техническое задание — это документ, на который опирается студия во время разработки, чтобы создать приложение, которое будет соответствовать вашим ожиданиям. Этот документ можно сравнить с чертежами при постройке дома: начать работу без него вряд ли получится.

Главная задача ТЗ — описать, что должно быть сделано: понятно, наглядно и ёмко, а формат не имеет значения. Чтобы начать работу над ТЗ нужно:

Описать идею в общих чертах. Донести примерную идею приложения можно и в одном предложении. Главное озвучить основную функцию будущего приложения (мы называем ее киллер-фичей), тогда человек со стороны лучше поймет вашу задумку.

Описать, как пользователи будут взаимодействовать с приложением. Какой будет загрузочный экран, как проходит процесс регистрации, можно ли пользоваться приложением без авторизации, что человек увидит на главной странице. Это лишь небольшая часть пользовательского пути. В случае с интернет-магазином будет правильно описать процесс оформления заказа: от поиска нужного товара до самой покупки.

Посмотреть, что предлагают похожие приложения. Не стесняйтесь подглядывать за конкурентами и подробно изучать их сервис. Это поможет определиться с основными функциями и понять, чего пользователям не хватает в таких приложениях.

Сосредоточиться на самом главном. Дизайн и цвета и кнопок подождут до последних стадий разработки. На старте думайте об основных функциях и о том, что нового вы добавите в своё приложение, какие проблемы пользователей решите.

Расставить приоритеты. Распределите все функции по значимости и важности для вашего приложения — так разработчики поймут, на чем сосредоточиться в первую очередь.

У любого проекта есть технические и бюджетные ограничения, поэтому важно их проговорить на старте и сделать такое проектирование, которое позволит разработать сервис с учетом всех ограничений. Помимо этого команда разработчиков предложит свои решения, которые могут понравиться вам больше. Главное тут — проговаривать все, чего хочется

О том, как делаем техническое задание мы рассказали в отдельной статье. Там вы сможете найти подробный план с описанием всех пунктов ТЗ и вариантом, как можно сократить ТЗ без ущерба для проекта.

Основная функциональность приложения для интернет-магазина

Все подобные приложения очень похожи по функциональности: обязательно есть главная страница, каталог, карточка товара, избранное, корзина, экраны сравнения товаров, доставки и оплаты. Это основные функции, и сейчас мы разберем каждую из них подробно.

Главный экран. Все продажи начинаются отсюда. Важно вывести на главный экран предложения, которые привлекут внимание пользователя и будут для него актуальны.

Чтобы показывать покупателю товары, которые он точно захочет приобрести, нужно подключить рекомендательную систему. Тогда приложение проанализирует интересы человека и предложит то, что он скорее всего купит

Избранное. Сюда пользователь добавляет понравившиеся товары, которые он, возможно, купит чуть позднее.

Поиск и система фильтров. Чаще всего люди приходят в приложения за конкретным товаром. Чем лучше вы поможете пользователю найти нужный товар, тем вероятнее, что он быстро решит свою задачу и порекомендует приложение знакомым.

Карточка товара. В карточке указана основная информация, которая помогает пользователю принять решение — подходит ему этот товар или нет. Обычно указываются стоимость, подробное описание, отзывы и другие варианты того же товара: например, другой размер или цвет.

Программа лояльности. За каждую покупку пользователь будет получать баллы, а затем обменивать их на скидки и бонусы. Эта функция поможет удержать человека в приложении и сделать его вашим постоянным клиентом.

Корзина. Чтобы еще раз напомнить человеку, что именно он собирается купить. В корзине можно оплатить все товары за раз, или выбрать несколько покупок и оплатить только их. В корзину также можно добавить рекомендованные товары, основываясь на том, что пользователь туда «положил».

Профиль пользователя. В этом разделе пользователь указывает всю необходимую информацию о себе. Также здесь будут предстоящие доставки, все покупки, способы оплаты и избранное.

Отслеживание заказа. Показывает статус заказа прямо в приложении — без трек-номера и перехода на сторонний сайт для отслеживания посылок.

Поддержка. При возникновении спорных ситуаций пользователь может обратиться в службу поддержки. Для ответов на частые вопросы можно подключить бота, а сотрудник поможет с более сложными случаями.

Отзывы. Система отзывов поможет другим покупателям решить, подходит ли им этот товар или нет. Другие покупатели будут делиться всеми нюансами, связанными с тем или иным товаром, отмечать плюсы и минусы.

Уведомления. Будут сообщать пользователям об изменениях статуса заказа, отправлять персональные предложения и акции.

Стоимость проектирования

Проектирование необходимо для того, чтобы у клиента и разработчиков было полное понимание по функциональности и дизайну будущего приложения. Во время проектирования прототипов и написания ТЗ можно посмотреть на свой продукт с другой точки зрения. Это также позволит понять, чего не хватает или, наоборот, что можно убрать в приложении, сохранив при этом основную идею вашего сервиса.

Мы в «Лайв Тайпинге» занимаемся разработкой мобильных приложений с нуля. Этап проектирования у нас всегда включен в стоимость сервиса — без него разработку не начинаем. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментариях.

Больше интересного про разработку ecom-приложений:

4444
5 комментариев

это конечно хорошо, но это, вероятно менее. 5 всей работы.
вопросы о backend не раскрыли .=(

Ответить

от 5 до 20% скорее по нашему опыту, а про бекенд есть такая статеечка: https://livetyping.com/ru/blog/razrabotka-bekenda-mobilnogo-prilozhenija-na-storone-studii-pochemu-eto-vygodno

2
Ответить

Очень полезная статья для тех, кто занимается разработкой приложений. Много полезных советов и подробное описание всего процесса.

1
Ответить

Спасибо за обратную связь, Евгений!

Ответить