Как Стэнфорд обучает разработке no-code, часть первая

Привет, меня зовут Никита, я основатель Академии #безкода, где мы помогаем основателям стартапов, продактам и маркетологам решать свои задачи без разработки. Недавно я вступил в число участников курса по no-code-инструментам от Стэнфорда и решил поделиться с вами их подходом к образованию и полезными инсайтами.

Это первая статья по мотивам их курса, если вам будет интересно, я продолжу писать такие же по итогам каждого урока.

Итак, пару месяцев назад каждый, кто хоть немного работает в теме no-code, написал, что нас ждёт новая эпоха, поскольку сам Стэнфорд запустил собственный курс с громким названием: Build Applications Without Programming: The No-Code Revolution.

Мне показалось, что нельзя упускать возможность изучить их первый опыт в живом формате, так что я поторопился и попал в список 30 студентов, которые теперь занимаются на этом курсе. Как и обещал, буду делиться инсайтами в рамках дозволенного.

Начну с того, что мне скорее интересен их подход и методическая работа, поскольку я не особо надеюсь на получение принципиально новых знаний в силу нашего опыта в этой теме. По большей части я буду писать именно об этом, хотя уже после первого урока у меня есть некоторые практические инсайты, которыми тоже хочется поделиться (об этом в конце поста).

Итак, первый урок. Он был очень вводным с минимумом информации, 50% времени ушло на онбординг участников и Q&A. С одной стороны, это хорошая работа с активацией в учебный процесс, с другой — мне было немного жаль, что ради этого я встал в пять утра по Москве, ведь всё это и так было написано в личном кабинете учащегося.

Из информативной части очень понравилось то, что они сразу разделили весь рынок no-code инструментов на «corporate and personal», ответит тем самым на вопрос применимости этого подхода на разных этапах развития бизнеса.

Честно скажу, большинство из представленных enterprise-решений я не знал, поскольку мы в основном работаем со стартапами, но теперь знаю, будем изучать опыт их внедрения у иностранных коллег, чтобы выйти в корпоративный сегмент в России, когда у нас появятся решения, соответствующие нашему законодательству и привычкам.

Ещё одна мысль, которая очень зашла: [на рынке США] образовательных проектов в no-code сейчас переизбыток, но при этом каждый из них строит процесс на каких-то конкретных кейсах. То есть это курс не про no-code в целом, а про то, как собрать Uber из и палок.

Я всегда был уверен, что так и нужно делать, но ребята сказали верную мысль: это очень сильное ограничение для рынка начинающих специалистов: им не нужно делать Uber, им нужно понять, что они могут сделать и на чём.

Для этого требуется обзорный курс с практикой на большом количестве разных кейсов, как я рад, что именно этим мы и занимаемся последние полгода.

Что очень сильно смутило: вторая половина лекции прошла в формате дискуссии с приглашенным лектором из одного очень известного образовательного no-code-продукта в США (отдельный плюс курса — возможность лично познакомиться с такими людьми, давно искал выход на них).

С одной стороны, новичкам, видимо, интересно послушать про их опыт и иметь возможность задать вопросы лично. С другой, для меня такой формат является абсолютно непродуктивным с точки зрения восприятия информации в силу отсутствия структуры и визуализаций.

Принял для себя решение максимально исключить его из наших уроков в целях повышения активации учеников в приобретение навыков. Хотя, возможно, я ошибаюсь, буду рад услышать мнение коллег по образовательным продуктам в комментариях.

И в завершение, хочу поделиться классной подборкой сервисов, с помощью которых (цитата приглашенного лектора) «мы решаем большинство собственных и клиентских задач». Не самые очевидные сервисы, с некоторыми я познакомился только сегодня:

thinkific.com — платформа для размещения онлайн-курсов, тут как раз все очевидно, аналогов миллион. Не заглядывал под капот, но могу сказать, что мы подобные уже год делаем на Tilda + Integromat + AirTable

sharetribe.com — готовое решение для маркетплейсов. Слышу о нем уже на протяжении 2 лет, все никак не доходят руки попробовать. Если кто-то там работал — поделитесь опытом в комментариях

cloudmatchapp.com — решение для быстрого создания приложений типа Tinder с готовой системой мэтчинга. Впервые о нем слышу и пока не очень понимаю, где их рынок, кому нужен ещё один Tinder? Или есть какие-то менее очевидные кейсы, где так сильно нужен мэтчинг?

mightynetworks.com — тоже слышу впервые, на первый взгляд похоже на монстра, который съел Tilda, GetCourse и кусочек WordPress. Но ребята говорят, что это качественный white label соц сети, и, если им нужно реализовать отдельное коммьюнити (зачем, если есть решения, к которым все привыкли?), то они делают это именно там

glideapps.com — ну это мы и так с вами знаем, тут комментарии излишни. Для тех, кто о нем ещё не слышал — это простейший конструктор мобильных приложений в формате PWA

В целом позитивное впечатление от курса пока складывается только в силу бренда Стэнфорда. Если бы все то же самое я услышал от кого-то менее известного, то, скорее всего, отдал бы смотреть курс кому-нибудь из своей команды в целях найти что-нибудь полезное для нас.

Но бренд и сообщество сильно решают, так что мы продолжаем развивать свои, скоро новый набор нашей Академии с кучей обновлений. Добавляйтесь в друзья на Facebook, буду рад новым знакомствам. И пишите в комментариях, учились ли вы на онлайн-курсах от Стэнфорда и насколько это было полезно.

1313
15 комментариев

Учить программированию на no-code инструментах - это как обучать музыке без знания нот и сольфеджио. То есть - подудеть смогут после определенной тренировки, но навык будет достаточно узким.

Кмк, алгоритмическое структурное мышление свойственно людям в не слишком больших процентах, и другой категории людей довольно тяжело будет разобраться с программированием без понимания программирования. 

А тем, кто разберётся в программировании и поймёт суть, постепенно станет удобнее писать просто код, без этих неудобных визуальных конструкций в no-code среде.

8
Ответить

Полностью согласен, структурное мышление - это первично, если речь идет о чем-то более сложном, чем лендинг на Tilda. Просто тут, скорее, задача не в обучении программированию, а в обучении быстрой проверке идей. Люди учаться собирать первые версии своих продуктов самостоятельно на готовых решениях, чтобы как можно скорее перейти к чему-то более серьезному.
Я сам не очень люблю, когда сравнивают разработчиков и тех, кто работает на конструкторах - как правило, эти люди решают разные задачи бизнеса, и их одновременное наличие на рынке никак не мешает обеим сторонам.

3
Ответить
Комментарий удалён модератором

Я помню когда вышел первый Delphi, многие тоже говорили, что теперь приложения можно разрабатывать почти без программирования. Просто накидываешь на форму контролы и связываешь их. Ну где-то минимальные обработчики событий написать и вуаля. 

1
Ответить

"...когда у нас появятся решения, соответствующие нашему законодательству и привычкам" - решения-то есть. И законодательству соответствуют. Было бы желание использовать.

Ответить

В большинстве случаев в моем опыте крупных заказчиков отпугивает хранение данных за пределами России. У нас на внутреннем рынке не так много функциональных платформ, которые соответствуют 152-ФЗ без оговорок и сомнений.

Если вы знаете такие решения - буду благодарен за их упоминание.

Ответить

Очень крутой опыт!! Жду продолжения

Ответить