Появляются виртуальные психологи и сервисы для подбора: помогает ли это клиентам и не обесценивается ли терапия
В The Guardian рассказали, как психологи оценивают новые технологии — ботов, которые шлют пользователям подбадривающие гифки, ИИ-консультантов с анализом мимики и речи и сервисы, где люди работают даже ночью.
Психотерапия обрела новый облик раньше, чем ожидалось, пишет The Guardian. На смену личным беседам в небольших кабинетах пришли:
- Терапия в чате и по видеозвонку.
- Tinder для подбора психолога по анкете.
- А также чат-боты и ИИ-специалисты.
Онлайн-сервисы стали особенно популярны в пандемию. По данным Нацслужбы здравоохранения Великобритании, во время карантина за психологической помощью обратилось рекордное число британцев.
Приток пользователей отметила и американская платформа онлайн-помощи BetterHelp — за еженедельную подписку на сервис она взимает от $60 до $90.
Некоторые врачи считают, что цифровизация неизбежна, и верят в гибридную модель терапии — сочетание очных и дистанционных сеансов в зависимости от потребностей клиента.
И пандемия, по словам гендиректора Института онлайн-терапии Кейт Энтони, предоставила рынку возможность эту модель усовершенствовать.
Мне нравится, как рассуждает Тим Бернес-Ли: он выступает против токсичности в онлайне и считает интернет общественным благом, право на которое должно быть у каждого.
Так и с психическим здоровьем: человечество должно использовать технологические достижения на благо терапии, чтобы сделать её общедоступной.
Однако сами пользователи онлайн-сервисов не всегда удовлетворены оказанной им поддержкой. Одна из клиенток BetterHelp рассказала The Guardian, что приложение неоднократно соединяло её с неподходящими психологами.
Она обратилась к консультантам BetterHelp с травматическим стрессом, однако оба психолога, с которыми ей довелось пообщаться, не работали с травмами.
Потратив время впустую, клиентка почувствовала себя ещё хуже: «Меня отвергли те, кто должен был помочь».
Представители BetterHelp ответили, что подбирают психологов на основе миллиона входных данных:
- Характер проблемы.
- Предпочтения клиента.
- Демографические показатели.
- Успехи терапевтов по решению схожих вопросов.
Однако компания признаёт, что «мэтч» не всегда стопроцентный, поскольку отношения между терапевтом и клиентом устроены сложнее.
Исследовательница Cardiff Metropolitan University, а в прошлом психотерапевт Нацслужбы здравоохранения, Элизабет Коттон считает, что «уберизация» терапии даёт новые возможности компаниям, но при этом принижает саму сферу.
Сомнительна даже инициатива Британии по улучшению доступа к терапии, говорит Коттон. Например, психологи нередко просят клиентов заново проходить опросы, чтобы повысить собственную результативность. А если пациенты придут в службу повторно, в системе их оформят как впервые обратившихся, а предыдущую терапию засчитают успешной.
Основная проблема, по словам Коттон, не в приложениях как инструменте, а в мотивации их создателей.
На одной из конференций по ИИ выступал спикер, участвовавший в запуске инициативы Нацслужбы. Мой друг поинтересовался, кто просил внедрить ИИ-технологии в сферу. «Никто, но мы всё равно это сделаем», — ответил тот.
Для компаний важнее показатели и продажи: терапию прошло столько-то людей, такой-то процент стал счастливее, а стоила услуга — всего ничего.
По словам Коттон, одна из основных претензий к платформам онлайн-терапии — это их уподобление приложениям вроде Tinder. Всё это, считает она:
- Намеренно сокращает продолжительность терапии.
- Снижает ожидания от неё.
- Упрощает процесс в глазах людей.
- Исключает из него высококвалифицированных специалистов, которые нередко вынуждены выступать наблюдателями, а не врачами.
Такая модель подрывает также понятие «терапевтического альянса», в котором терапевт — союзник клиента в борьбе с той или иной проблемой. Онлайн-платформы этого не гарантируют.
Хороший терапевт не обязан вам нравиться — вы можете на дух его не переносить. В интернете же всё наоборот: нужно завлекать и идти по верхам, а не углубляться.
Всякий раз, когда инновации обещают сделать нужную миллионам людей услугу более доступной, технологические компании спешат монополизировать рынок, не гарантируя при этом надёжности и безопасности, на которых строится терапия.
Клиентам не всегда уделяют должное внимание, а потому ответственность за восстановление в конечном счёте ложится на них самих.
Мало того что человек и так чувствует себя паршиво, так теперь он будет винить себя, если «провалит» терапию — ведь, по отчётам, 50% завершили её успешно.
Несмотря на это современные платформы всё же предлагают альтернативу большему числу людей. Одному она не поможет, но другого сумеет направить. И последних, полагает The Guardian, со временем станет больше.
Я не всегда понимаю, что вы пишете, но иногда главное — высказаться.
Но данные могут стать поводом для проверки.
Ни одна компания не обходится без креативных визуальных решений. Они необходимы для всего: от ярких стендов на выставках до впечатляющих лендингов, от брендбуков до рекламных роликов. С этим брендам помогают дизайнерские агентства полного цикла. Рассказываем, какие услуги они предоставляют, сколько это может стоить и как выбрать, с кем сотрудничать…
Официально в банке информацию не комментировали.
Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.
Вы можете уже завтра уволить восемь менеджеров, а продажи и лояльность клиентов от этого только вырастут. При этом вы еще 2,8 млн руб/год на ФОТ (фонд оплаты труда) сэкономите. Как это возможно? Сейчас расскажу.
Функциональное программирование (ФП) делает код более читаемым, масштабируемым и удобным для тестирования. Ведущий разработчик IBS Юрий Таратов продолжает рассказ об особенностях этого подхода на примере JavaScript.
До конца марта 2025 года.
Человеческая психика невероятно сложна и запутана, любые подвижки в области улучшения технологий по её обслуживанию - хорошо.
Другое дело в том, что действительно квалифицированных специалистов найти очень непросто, даже селебы жалуются, куда уж там простым смертным.
Спасибо автору - интересный материал.
Все-таки психология - это про человеческие отношения, а не про технологии. Как можно упросить то, что само по себе является невероятно сложным явлением? Это я про психику.
А про конфиденциальность даже не буду начинать - это отдельная и очень болезненная тема в цифровизации.
Человеческие отношения это такой же навык как и все остальные, и для улучшения, применения и развития всех остальных навыков - есть инструментарий, технологические платформы тут такой же инструмент, чем они лучше эти инструменты - тем лучше мы овладеваем навыками, эффективнее их применяем и активнее наращиваем плотность соответствующих нейросетей в мозге, повышая частоту взаимодействия с объектом навыка, например, раньше подобрать терапевта могли годы уйти, а сейчас можно и за недельку управиться, в результате вы чаще работаете с психикой - она прокачивается - вы становитесь лучшей версией себя, profit!
я бы попиздел с ботом. а где можно?
В первую очередь создатели должны научиться сами отбирать исполнителей. Пока не будут разработаны какие то стандарты в отношении специалистов, оказывать услуги будут и астрологи и шаманы и другие инопланетяне, у которых и самих столько нерешенных проблем, но главное - нет образования и важных для терапевта навыков.
Все равно вряд ли они заменят живого человека