Как выбрать РОПа на аутсорсе — на что смотреть и как интерпретировать увиденное

• Как можно сегментировать рынок шеринга руководителей?
• Какие плюсы и минусы есть в каждом сегменте?
• На что обратить внимание?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво проанализировать свой опыт работы на рынке шеринга руководителей

Броснан. Пирс Броснан
Броснан. Пирс Броснан

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо) И подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Дивертисмент

Известный, но от того не менее прекрасный пример с конфетками M&M’s от вокалиста Van Halen — одной из самых успешных рок групп конца 70-х.

Он прост — одним из требований в объемистом райдере группы было наличие за кулисами вазы с M&M’s. Из которой обязательно должны быть удалены коричневые конфетки. Все до единой.

На первый взгляд — обычное требование зажравшейся рок-звезды. Однако, действительность намного интереснее. Van Halen были одними из пионеров продвинутых технических решений во время концертов. А это означало, что над музыкантами висела вполне реальная угроза здоровью если что-то пойдёт не так.

Концертов много. Технических требований по свету, пиротехнике, спецэффектам – тоже. Успеть проверить, как справились местные специалисты при подготовке зала – практически невозможно.

M&M’s играли роль канарейки в угольной шахте. Пункт о конфетах был засунут в середину райдера. Но миску с драже проверяли первой. Присутствие коричневых M&M’s означало, что встречающая команда невнимательно отнеслась к требованиям музыкантов. И тогда группа требовала проведения полной проверки всего технического оборудования сцены.

Шеринг руководителя отдела продаж

Шеринг РОПа, он же аренда, он же аутсорсинг и т.д. — это когда руководитель управляет не одним отделом, а несколькими, при этом в разных компаниях.

За пять лет с момента создания услуги о ней узнали все (или почти все). Появилось приличное количество компаний, которые переориентировались на шеринг руководителей или были специально созданы под этот бизнес.

А еще появились тысячи клиентов, которые на себе попробовали новую модель. Безусловно есть успешные примеры, однако, некоторые кейсы, мягко говоря печальны.

Буквально вчера я опубликовал статью, в которой собственник детально расписывает как некий арендный РОП уронил продажи в 5 раз. Справедливости ради, нужно сказать, что и со штатным там пока нет истории успеха.

С одной стороны появилась альтернатива штатным РОПам, с другой — серебряной пули как не было, так и нет. Сравнение найма и шеринга можно посмотреть в статье «4 способа создания отдела продаж — подробный анализ, плюсы и минусы каждого». В этой статье разберем только шеринг, чтобы понять как не ошибиться с подрядчиком.

Структура рынка шеринга руководителей

На рынке шеринга руководителей есть четыре сегмента, в которые вписываются абсолютно все игроки:

  1. Верхний сегмент
    Высокая экспертность, высокая цена часа, большое количество часов, высокая цена.
    Компаний, работающих в верхнем сегменте, традиционно не много.
  2. Средний сегмент (экспертность)
    Высокая экспертность, высокая цена часа, минимально необходимое количество часов, средняя цена.
    Во втором сегменте игроков тоже не так много, но не из-за того, что на рынке мало экспертов, а потому что клиентам трудно выбирать по степени экспертности.
  3. Средний сегмент (часы)
    Средняя экспертность, минимальная цена часа, большое количество часов, средняя цена.
    Намного легче выбрать подрядчика по количеству часов, указанных в договоре, поэтому таких компаний много.
  4. Нижний сегмент
    Средняя экспертность, средняя цена часа, минимальное количество часов, минимальная цена.
    В этом сегменте работают те, кто ориентируются на супер-маленьких клиентов.

Таким образом, те, кто хочет «полный фарш» идут в первый сегмент. Кто выбирает экспертизу — во второй. Кому нужно много движухи — в третий. И кому подешевле — в четвертый.

Гарантии результата

Очевидно, что максимальные гарантии — в верхнем сегменте.

В среднем экспертном гарантия результата обеспечивается опытом и насмотренностью специалистов, плюс навыком дожимать каждую ситуацию до результата.

За 14 лет работы в консалтинге я не видел ни одного проекта, который бы проходил полностью гладко. Весь вопрос в том, что подрядчик делает, когда сталкивается с какой-то сложностью. Если он дожимает ситуацию до результата, то он (результат) будет. Чтобы дожать нужно две вещи: во-первых, предпринять необходимые действия; во-вторых, знать какие именно действия нужны.

В среднем сегменте с большим количеством часов на проекте гарантия обеспечивается прежде всего возвратом средств.

В нижнем сегменте странно ждать гарантий, но и там бывают подрядчики, которые и дожимают до результата, и возвращают деньги.

Являются ли гарантией положительные отзывы. Безусловно, полное отсутствие их отсутствие наталкивает на вопрос. Но не меньше вопросов вызывает отсутствие негативных отзывов.

Их может не быть, если у компании мало проектов, либо отзывы целенаправленно удаляются. Вот уж насколько мы вылизываем каждый проект, но даже у нас есть негативные отзывы. Мы размещаем их прямо на главной странице сайта. В соответствующем разделе слева идут положительные, а справа отрицательные.

Мне кажется, что лучшей гарантией является во-первых, правильный выбор; а во-вторых, возможность получить обязательства от первого лица компании.

Тарифы

Есть два параметра тарификации:

  • За отдел или за менеджера по продажам
  • За месяц или за неделю

Шеринг руководителей удобен тем, что можно частично оплатить дорогого специалиста, потому что целиком он не нужен. Тогда логично, чтобы администрирование одного менеджера по продажам стоило в два раза меньше, чем двух.

Если тарификация предусматривает оплату за отдел, например, до пяти менеджеров, а по факту в наличии только два, значит заказчик переплачивает.

Похожая ситуация с помесячной тарификацией. Есть короткие месяцы (январь, май). Есть отпуска и больничные у сотрудников отдела продаж. Даже, если месяцы полные, количество недель в них может отличаться на 25%. Поэтому логично, если списываются именно недели, а не месяцы. Плюс с понедельной тарификацией удобнее ставить проект на паузу.

Премии

Вариантов премии обычно тоже два:

  • Премия за факт выполнения плана
  • Премия с продаж

Есть практика, когда РОП «согласовывает» план продаж с заказчиком, чтобы сделать его более выполнимым. На мой взгляд это тупиковый путь.

Заказчик должен поставить такой план, при котором он может поставить менеджеру привлекательную зарплату, оставить в компании хорошую прибыль и со спокойной душой заплатить премию подрядчику. Как поставить такой план я писал в статье «Как в B2B установить план продаж: пример и пошаговая инструкция».

Премия с продаж — очень лайтовый вариант для подрядчика. Такая премия не дает возможности влиять на объем продаж.

Проектная команда

Обычно в проектную команду входят:

  • РОП
    Осуществляет управленческое воздействие, коммуницирует с заказчиком, помогает принимать решения, отсматривает кандидатов перед отправкой на финальное собеседование
  • Асессор-методист
    Это человек, который читает CRM, слушает звонки, готовит отчеты. Часто эту функцию заменяют отделом контроля качества (ОКК), но функции асессора шире. Подробнее я писал об этом в статье «Как одна хрупкая скромная девушка может удвоить результаты всего отдела продаж».
  • Подбор (скринер, квалификатор и т.д.)
    Служба подбора осуществляет весь процесс найма. Как это устроено у нас я писал в статье «Полный гайд по подбору сотрудников — все принципы и техники, позволяющие нанимать за неделю, а успешно работать годами».
  • Эксперты консалт-поддержки
    Это специалисты, которые отвечают на любое количество вопросов заказчика в отношении его отдела продаж. Это разгружает РОПа и позволяет использовать опыт, накопленный во всех реализованных проектах. В нашей компании консалт-поддержку курирую я, и это здорово помогает ежедневно публиковать экспертные статьи.

Если нужно больше часов, то добавляют еще несколько ролей:

  • Бизнес-тренер
    Проводит тренинги по продажам. Обучать менеджеров по продажам — это хорошо и правильно. Важно, чтобы тренинги не подменяли собой плохой подбор. Лучше взять сильного менеджера, чем доучивать слабого.
  • Координатор/ директор по продажам
    Это эксперт более высокой квалификации, который курирует несколько РОПов. Если такая позиция есть, то нужно убедиться, что РОП соответствует своей должности, а не является просто помощником настоящего РОПа, который называется координатором.
  • CRM-интегратор
    Внедрение CRM — как ремонт в квартире. Его невозможно закончить, можно только бросить. Но если в CRM каждый месяц появляются новые интересные функции, то даже бросить не получается. О том, как разумно подойти к настройке CRM я писал в статье «Настройка CRM — как минимальными усилиями сделать работу отдела продаж прозрачной, системной и масштабируемой».

Объем и состав услуг

Как говорил Петр Леонидович Капица «Задача руководителя — не мешать хорошим людям работать». Поэтому работа проектной команды должна быть практически не заметной для менеджеров по продажам.

Если нет кадровой ошибки, процессы настроены и работа ведется системно, то достаточно двух планерок в неделю: одна общая на отдел, вторая индивидуальная с каждым менеджером.

Практика ежедневных планерок (а я встречал и по три планерки в день), непрерывная постановка задач, детальный контроль — это печальная необходимость в тех отделах, где инициатива и самостоятельность менеджеров убиты неопытными, но очень активными руководителями.

Имея на руках стоимость услуг и суммарное количество часов, нужно посчитать стоимость часа и ответить себе на вопрос: может ли необходимый специалист столько стоить. Тем более, что минимум половина заплаченных денег уйдет на налоги, прибыль подрядчика, его управленческий контур и т.д.

Если нашей целью является ежемесячно выводить менеджеров по продажам на план, то достаточно довольно простых действий в рамках пяти этапов, о которых я писал в статье «Как вывести менеджера по продажам на план — 5 простых этапов, проверенных практикой».

По большому счету задача руководителя заключается не в том, чтобы менеджер не забыл отправить клиенту КП. Такой контроль скорее вредит. Я писал об этом в статье «Контроль сотрудников — что мы должны знать, чего не знаем, а чего лучше и не знать, чтобы обеспечить прибыль и спокойный сон».

Руководитель должен выстроить такие отношения, в которых менеджеру важно и КП отправить, и план выполнить. Это большая сложная тема. Именно в этом заключается его профессионализм и его призвание. У меня есть большая статья, в которой я раскрываю эту тему: «Лидерство руководителя: как привести коллектив к работе не за страх, а за совесть (Книга патрона)».

От выстроенных отношении сильно зависит процесс обучения. Дело в том, что обучаемость — это производная от мотивации. Если подойти к процессу системно, то нужны не часы, а правильные рабочие отношения и база знаний. Подробнее можно посмотреть в статье «8 секретов как сделать базу знаний для отдела продаж на Teamly, чтобы менеджеры знали и любили продукт».

Итого

В деле управления продажами не бывает дорого или дешево, много услуг или мало. Я бы рассуждал категориями рациональности. Хорошему подбору легче взять сильного менеджера по продажам, чем плохому — слабого. Профессиональному РОПу легче вывести менеджеров на большой план, чем новичку — на маленький.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
3333
1212
22
11
11
11
11
11
11
118 комментариев

Ура!) Дивертисмент вернулся) классная история и крутое решение, на самом то деле)

6
Ответить

Это требование хоть както объясняется. А многие звезды совсем уже кукухой поехали

4
Ответить

Да. Очень элегантное)

3
Ответить

да, история заставляет задуматься. Молодцы старички

2
Ответить

Прикольный сетап с коричневыми конфетками. Про сам факт слышал, а вот что они по этой штуке ещё и выводы по технике делали — нет.

4
Ответить

Все дело в мелочах)

4
Ответить

интеересно, почему именно коричневые..

2
Ответить