{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как удержать талантливых сотрудников: миссия выполнима

Более 40% людей по всему миру рассматривают возможность смены работодателя в этом году. Высокий отток специалистов — дорогостоящая проблема для любого бизнеса. Расходы на привлечение нового специалиста составляют в среднем 50–60% от годового оклада, включая платное размещение вакансии на различных платформах, время, необходимое для адаптации и обучения, и промежуточную потерю производительности.

Вопрос о том, как сохранить талантливых специалистов, я решил обсудить с Надеждой Маковой. Мы поговорили о назревшей проблеме нехватки специалистов, демографическом кризисе и о том, что делать бизнесу, чтобы удержать лучших.

Maarten van den Heuvel | Unsplash

Co-founder EdTech-платформы для корпоративного обучения K-AMPUS , CEO просветительского медиа «Теории и практики», со-основатель Московской школы коммуникаций MACS, со-автор бизнес-книги по построению корпоративной культуры “Winning The Hearts: достучаться до сердец сотрудников”, адепт философии lifelong learning

Надежда Макова

Технократ, человек мира решений, основанных на данных, адепт образовательной аналитики и продуктового подхода к образованию. Заведует кафедрой в Институте Образования ВШЭ, автор провокационного телеграмм-канала «Образование, которое мы заслужили», CBDO университета рентабельных профессий Sky.pro, ex-content Director Skyeng.

Миша Свердлов

Раньше бытовало мнение, что у нас незаменимых нет, в том числе и сотрудников, поэтому чаще люди сталкивались со страхом, что их уволят. Как ты думаешь, почему сейчас более остро стоит вопрос того, что компании будут терять специалистов?

— Главный актив любой компании — ее люди. Замена ключевого сотрудника — сильный стресс для работодателя. Нужно срочно перераспределять задачи между другими членами команды, параллельно искать нового человека, а с его приходом адаптировать и обучать, вводить в курс дела. Ситуацию осложняет тот факт, что вдобавок мы живем в эпоху демографического кризиса. Только за этот год в России ожидается снижение численности населения почти на 300 тысяч человек.

То есть ты считаешь, что под воздействием глобальных демографических трендов меняется и рынок труда.

— Да, происходит это в первую очередь в результате старения населения. ООН прогнозирует, что к 2030 году количество людей старше 60 лет впервые в истории превысит численность детей до 10 лет. Если говорить о сотрудниках 20–24-летнего возраста, за последнее десятилетие их количество упало почти вдвое — с 12 до 7 миллионов. Это значит, что за джуниорские и мидл-позиции, на которых обычно работают люди этой возрастной категории, развернулась серьезная конкуренция.

А что о можно сказать о людях, которые уже обладают опытом работы? Уже не джуниоры, но еще не старше 60 лет?

— Это еще один повод для волнения — снижение численности специалистов в возрасте 25–29 лет. Традиционно это люди с опытом, которых компании активно нанимают. Ситуацию усугубили пандемия и локдаун, в результате которых такие сферы, как услуги, общественное питание, торговля, туризм и развлечения, пострадали больше всего и, как следствие, потеряли большое количество сотрудников. Наем в этих сферах до сих пор проходит не так активно, поскольку ситуация на рынке до сих пор нестабильна.

Компании испытывают кадровый голод. Причем это проблема сегодняшнего дня, и времени на подготовку уже нет. По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала.

По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала

Какие советы ты можешь дать владельцам бизнеса и руководителям, чтобы помочь удержать профессионалов?

— Во-первых, создавайте и поддерживайте благоприятные условия для карьерного роста в своей компании. Исследование Global Talent Monitor показало, что 40% сотрудников уходят из организаций из-за отсутствия перспектив карьерного роста. Если продвинуть ценных специалистов по карьерной лестнице пока не представляется возможным, подумайте о создании кадрового резерва или горизонтальном росте.

А как тогда пробить «стеклянный потолок»?

— Это можно сделать с помощью программы развития внутренних экспертов. Талантливые и опытные сотрудники хотят получать признание и укреплять свой авторитет, делясь экспертизой с другими членами команды. Предложите им разработать авторскую программу обучения или проводить мастер-классы для сотрудников. Важно, чтобы внутренние эксперты обладали достаточным количеством времени, желанием создать такой корпоративный продукт и многократно повторять этот опыт.

Предложите сотрудникам стать менторами и наставниками. Такое взаимодействие подразумевает передачу знаний со стороны опытного специалиста младшим коллегам и отлично развивает коучинговые навыки. В будущем это может подтолкнуть экспертов к ведению научной или преподавательской деятельности.

Во-вторых, обучайте своих сотрудников. Корпоративное образование — это не какой-то тренд, а реальный запрос самих людей. 59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию. При этом они хотят учиться именно в контексте своего рабочего места, чтобы, «не отходя от кассы», приносить пользу компании.

59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию.

Можно ли обучать сотрудников, не имея больших бюджетов? Или это фишка больших компаний?

— Обучать можно коллектив любого размера с разным уровнем запросов, в этом помогают современные LXP-платформы со встроенной базой знаний. Например, с помощью искусственного интеллекта платформа выстраивает индивидуальные планы для каждого сотрудника, автоматизирует и ускоряет рутинные процессы, помогает в онбординге и адаптации, содержит необходимые в работе документы компании и обучающие материалы. По статистике, сотрудники тратят до 30% рабочего времени на поиск нужной информации. Платформа работает по принципу одного окна, в считаные секунды выдавая сотрудникам нужную информацию.

Люблю цифры, и недавно нашел, что 65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

— К мнению сотрудников начали прислушиваться работодатели. Объем дистанционного обучения начал расти, появилось все больше решений для проведения виртуальных классов и удаленного взаимодействия.

Поэтому третьим советом будет: мотивируйте своих сотрудников учиться, развивая инфраструктуру lifelong learning. 79% работодателей убеждены в необходимости вдохновлять команду постоянно развиваться, чтобы компания оставалась конкурентоспособной. Из них 44% создают такие условия для сотрудников.

65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

По возможности сохраняйте удаленку или гибридный формат работы. После локдауна, охватившего весь мир, компании постепенно стали возвращаться в офлайн. Однако за сохранение гибкого формата работы выступили 73% опрошенных по всему миру работников. Российские цифры еще более высокие: продолжить удаленный или смешанный формат работы захотели 83% наших граждан. На первое место должна выйти работа на результат, а не на время.

Кстати, одним из плюсов сохранения удаленной работы для бизнеса является расширение рынка талантов. 46% опрошенных сотрудников планируют в этом году переехать на новое место именно благодаря возможности работать удаленно, например мы с семьей уехали из Москвы за город, а еще за год успели пожить по неделе в 5 регионах России. И все это без отрыва от работы.

— Да, и эта мобильность — еще одна причина отказаться от возрастных и гендерных стереотипов в пользу закрытия вакансий. Берите пример с компаний из ИТ-сферы, которые нанимают людей самых разных возрастов и из разных точек мира.

Выбирая сотрудников, обращайте внимание на их гибкие навыки, а также на отзывы с прежних мест работы. Еще в 2015 году ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека. Повысить профессиональные скиллы сотрудников можно уже в процессе работы. Среди гибких навыков, которыми должны овладеть сотрудники к 2025 году, — критическое мышление, гибкость, стрессоустойчивость, умение анализировать и находить комплексное решение проблем и активное обучение.

Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека.

И, наконец, автоматизируйте рабочие процессы. Компания Korn Ferry Hay Group прогнозирует, что к 2030 году дефицит квалифицированных кадров в России достигнет 2,8 млн человек.

А с другой стороны, часто слышу ужастики, что нас заменит Скайнет. А в свою очередь эксперты Всемирного экономического форума говорят, что к 2025 году 85 млн рабочих мест перераспределятся между людьми и машинами. Как ты думаешь, стоит ли нам, человечеству, переживать?

— Технологии добавят компаниям конкурентное преимущество и избавят от многих рутинных процессов.

ВЭФ отмечает скорость, с которой Россия идет в ногу с мировыми тенденциями роботизации и автоматизации рынка труда. 47,2% опрошенных российских компаний в ближайшем будущем намерены ускорить автоматизацию выполнения рабочих процессов, 33% ускорят цифровизацию переобучения или повышения квалификации сотрудников.

Выбор, который мы сделаем сегодня, окажет непосредственное влияние на бизнес в будущем. Самое время уделить внимание главным действующим лицам компании — ее сотрудникам. А именно продолжить инвестировать в переподготовку и усиление специалистов, мотивировать их непрерывно учиться, упростить работу с помощью технологий, создать комфортную рабочую среду, развивать корпоративную культуру, а также прокачивать гибкие навыки сотрудников. И результаты точно не заставят себя долго ждать.

Если вы тоже любите цифры, хотели бы следить за трендами и происходящим на рынке образования, интересует EdTech, и по какой-то причине не подписаны на канал "Образование, которое мы заслужили", то он все еще бесплатен и ждет вас.

Ведь #lifelonglearning невозможен без понимания происходящего вокруг, да и тут информацию за вас уже бережно собрали и структурировли.

0
105 комментариев
Написать комментарий...
Галина

По личному опыту и опыту знакомых наблюдаю не "кадровый голод",  а скорее несоответствие между рынком соискателей и работодателей, разрыв между  компетенциями соискателей и требованиями к компании, разрыв между ожиданиями работодателя к сотрудникам и предлагаемыми условиями. Например, все хотят мидл-сеньоров, которых мало и стоят они дорого, а джунам крайне сложно найти работу. Либо объем и функционал работы не соответствует оплате ("спрашивают как с умных, а платят как дуракам"). 

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Makova

Абсолютно согласна с вами, в этом и проявляется кризис в том числе. Его можно решить, давая понятные и нужные программы развития младшим сотрудникам, чтобы внутри растить их до middle , которых сильно не хватает. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Арслан Панаев

Кадровый голод есть только в среде качественных управленцев, потому что их мало кто хочет нанимать из страха быть обманутым.
А удерживать качественных сотрудников надо деньгами. Качественный сотрудник безмозглым быть не можешь, на такого сказки про дружную команду и интересный проект не подействуют.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Подчерняева

Арслан, деньги не единственный способ удержания талантливых сотрудников. Есть несколько исследований, которые доказывают, что обучение и развитие не менее важно. Например: 

Исследование HH. 59 % соискателей обозначали обучение, как один из главных мотиваторов https://tass.ru/ekonomika/7521701

Исследование hays. 79% работодателей уверены — необходимо мотивировать сотрудников постоянно обучаться, чтобы компания оставалась конкурентоспособной https://hays.ru/wp-content/uploads/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0_Hays-2.pdf

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Misha Sverdlov
Автор

Арслан, а как вы понимаете, что кадровый голод есть "только в среде качественных управленцев"? 

Интересно ваше мнение про "мало кто хочет нанимать из страха быть обманутым", просто всегда как раз качественных управленцев хантят только в путь, о чем вы сами заметили, но потом пишете, про некий обман. 

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Misha Sverdlov
Автор

"удерживать качественных сотрудников надо деньгами" - ну тут есть разные люди, для существенной части сотрудников отлично работают и нематериальные способы удержания. Понятное дело, если гигиенические потребности по Маслоу удовлетворены и ему не нужно заботиться базе. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Nadezhda Makova

Качественной сотрудник востребован на рынке, компании таким предлагают +\- одинаковое вознаграждение, поэтому выбирает он как правило именно по заинтересованности в сути проекта и близости корпоративной культуры. 

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Илья Разумин

Даю непрошенный совет. В следующий раз когда будете размещать промо чужого сервиса под видом интервью, не пишите это так прямо в utm-метках: utm_source=vc_mikhailsverdlov&utm_medium=website&utm_campaign=promo_article_august

Кстати utm-метки на vc запрещены.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Измеряем все, что делаем. Иначе как этим управлять?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Разумин
Миша Свердлов. Технократ, человек мира решений, основанных на данных, адепт образовательной аналитики и продуктового подхода к образованию. Заведует кафедрой в Институте Образования ВШЭ, автор провокационного телеграмм-канала «Образование, которое мы заслужили», CBDO университета рентабельных профессий Sky.pro, ex-content Director Skyeng.

Другими словами инфоцыган? Ну вроде все хорошо начиналось, девушку вроде нормально представили, но зачем эту чушь писать?

И меня смутила кафедра в ВШЭ, не может же быть такого, чтобы инфоцыган заведовал кафедрой в уважаемом заведении?

А нет, не все так просто:

Ответить
Развернуть ветку
Feudor Mcuncle

Илья, пардон что влез - но при всем желании - когда ВШЭ - стали уважаемыми? 
Кем уважаемыми? Что в мир принесли? Сколько концепций создали, как прикладные дисциплины вперед продвинули?

Мау, Гуриевы и прочая экономикс-шобла? Которые даже проповедуемую модель не могут пояснить и увязать с объективными процессами?
В зачет только ироничные ухмылки и типа умное хлопание глазами?

Ладно, бесполезно. Хрен с ним. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Misha Sverdlov
Автор

Илья, мне очень ценно ваше мнение и оценка. Базовая кафедра есть, как вы и заметили, в уважаемом заведении, как и исследования. 

А что там про инфобизнес вы говорите?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Misha Sverdlov
Автор

Кстати, если вам интересны тематики исследований
https://ioe.hse.ru/skyeng/science

А тут немного совместные про цели и задачи: 
https://www.hse.ru/news/437441290.html

Будут вопросы - с радостью отвечу. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
102 комментария
Раскрывать всегда