Тренды рекрутинга: эмоциональный капитализм, молодой рынок труда и магическая цифра «3»
Диана Распопова, директор 65apps в Новосибирске, рассказывает, почему компаниям стоит пересмотреть привычные подходы к управлению и HR-процессам.
Всего несколько лет назад, потенциальному сотруднику требовался карьерный рост, конкурентоспособная зарплата и красивый удобный офис с зонами отдыха. Мир меняется, вчерашние дети растут, меняются и правила рекрутинга, HR-менеджерам приходится работать с новыми терминами маркетинговых моделей. В том числе, с эмоциональным капитализмом — системой, где эмоции становятся отдельным продуктом.
Диана Распопова, директор 65apps в Новосибирске, рассказывает, почему компаниям стоит пересмотреть привычные подходы к управлению и HR-процессам.
Социологические тенденции в управлении
Магическая цифра «3» преследует нас на протяжении жизни. В три года у ребенка формируется психика, три года живут хомячки, столько же — любовь (по утверждению известной книги). Три года — срок исполнительного производства в суде и даже средний срок службы ноутбука составляет три года.
В управлении или HR много говорят о ресурсах, политике, бренде, удержании и управлении и ещё больше — о трёхгодичном цикле жизни сотрудника в компании. О том, что сотрудник должен проработать в компании не менее трёх лет, чтобы достигнуть в своей рабочей позиции максимума.
Но HR и управление — не про три года, а про людей. Социальные связи — базовая психологическая потребность человека. Для их поддержания мы строим отношения с людьми, определяя правила взаимодействия между социумом и собой. Мало, кто задумается о том, что при трудоустройстве человек начинает строить взаимоотношения с компанией.
Отношения с компанией бывают здоровыми — партнерскими, когда вы понимаете, что даете друг другу и что берёте взамен, а могут быть токсичными, с перекосом в сторону «скажите спасибо, что я тут работаю» или «скажи спасибо, что тебя сюда работать взяли». Этим отношениям, как и межчеловеческим, свойственны те же тенденции и законы. А человечество уже шагнуло в эпоху эмоционального капитализма.
Loyalty, voice, exit
Как утверждает социолог и редактор сайта Open Democracy Полина Аронсон, мы вступаем в эпоху эмоционального капитализма и относимся к чувствам как к финансовым активам. Десятилетие социальных сетей и Tinder показали, что развитие понимания отношений идет по маркетинговой модели, и «loyalty-voice-exit» — это уже не только про товар.
В советском союзе маркетинговое «loyalty» лаконично выражалась в наличии на прилавке только одного типа товара и невозможности выбора, потому что ничего и нет. Потом на рынке появилось много новинок, и мы погрязли в отзывах и рейтингах — потребитель имел голос и часто им пользовался, чтобы донести до производителя отношение к результатам его труда («voice»). Но чем дальше мы движемся, тем проще в многообразии доступного для потребления сублимированного счастья просто не покупать, если что-то пошло не так. Больше не нужно писать и не нужны усилия — ставишь товар на полку и идешь дальше («exit»).
В отношениях мы прошли тот же путь. От «loyalty» в эпоху династиционных браков («У тебя есть деньги, у меня есть статус, поэтому мы объединим ресурсы наших семей и у наших детей не будет выбора не вступать в эти отношения») до «voice» с семейными психотерапевтами, озвучиванием претензий и непрерывной работой над отношениями. И наконец, Tinder привел нас к «exit»: свайпни влево, если отношения не зашли.
Новые реалии HR
Так исторически сложилось, что люди в управлении и HR привыкли обсуждать с сотрудниками проблемы, развитие, потребности и искать пути, по которым они вместе пройдут эти заветные три года. То есть, работают в парадигме «voice». Это и планы развития, и «сделай это, это и вот то, а потом мы дадим тебе то, что ты хочешь» — череда переговоров, пока все не придут к позиции «win-win». Но в последние годы стандартный алгоритм начинает давать сбои. Рынок труда стремительно молодеет (в IT это особенно заметно), на работу выходят 20-25-летние сотрудники, выросшие в эпоху Tinder — поколение «exit». И они не хотят договариваться — их мир другой, не было ни дефицита, ни войн за отзывы, только огромное изобилие всего, что можно было вообразить и бесконечные возможности online. В игру вступают новые правила.
Правило №1
Люди больше не хотят обсуждать свои потребности. Не работает схема «достигни Х — будем давать тебе Y». Сотрудники не готовы ждать год или два до свершения своих желаний — проще прийти к новому работодателю с готовым оффером, чем заниматься полезным копанием в своих скиллах. Кругом сотни и тысячи вакансий, а если не понравится — всегда можно найти другую. Быстро и безболезненно.
Перестраивайте процессы удержания — нанимайте тех, кому готовы дать желаемое сразу и учитесь прощаться с теми, чьи потребности не укладываются в модель бизнеса.
Правило №2
Полезный срок жизни людей в компании продолжает сокращаться, три года постепенно превращаются в год или полтора. Теперь полтора года (максимум) — это срок, на котором для бизнеса заложена окупаемость затрат на найм, адаптацию и максимальное извлечение прибыли.
Если сейчас ваши бизнес-процессы не настроены на быстрый ввод и адаптацию специалистов любого уровня, а цикл найма длительный и дорогой, пора это менять. Иначе это может привести к нерентабельности бизнеса на длинном отрезке из-за того, что нанятый специалист не успевает себя окупить и тем более принести прибыль.
Правило №3
Работа — больше не бесконечный и повторяемый процесс, сейчас это проект, который начинается, чтобы закончиться. А выход из компании — это просто окончание проекта. Но из-за неразвитой культуры коммуникации и отсутствия информации о происходящем, увольнения всё ещё вызывают у команд и руководителей экзистенциальный ужас перед «текучкой».
Компаниям неловко говорить об увольнениях, но если этого не делать, легко получить неуверенных в своем положении сотрудников, с которыми не обсуждается что увольнение — это обычная часть работы, просто момент, в который человек закончил свой проект. И ничего плохого не произойдет после его ухода, и, возможно, с этим же человеком вы снова войдете в другой проект, который будет ему интересен.
Правило №4
Найм Junior специалистов меняется в сторону интернатуры и стажировки во время обучения. Больше не будет времени на «приходи, мы тебя научим» — уже в момент выхода на работу нужен сотрудник, способный решать шаблонные задачи со старта, а не через 6 месяцев.
Если модель бизнеса зависит от «свежей крови», стоит задуматься, хватит ли у компании ресурсов, чтобы растить компетенции новичков. Если нет — перестраивайте свой процесс, иначе вы растите специалиста не себе, а рынку, за что рынок, конечно, безмерно благодарен, но, пожалуй, такая благотворительность ни к чему.
Правило №5
Не стоит в разговоре с молодыми специалистами (особенно до 25 лет) делать акцент на долгосрочном развитии. Оформляйте рабочее предложение в понятный конечный проект со сроками, задачами и результатами для сотрудника и для компании — это куда ценнее абстрактного «мы будем тебя растить».
Почти у каждого 20-летнего сейчас есть собственный план роста, развития и жизни. Не гадайте, прямо спросите о нем и оберните в свою пользу. Лучше короткое, но продуктивное сотрудничество, чем бессмысленное бесконечное обучение и неожиданный уход.
И наконец, правило №6
Помните о том, что скорость «текучести» кадров не перегнать, если все знания и экспертизу сосредотачивать в этих самых уходящих и приходящих людях.
Думайте про процессы, про хранение и оцифровку знаний — они должны остаться в компании, это тоже ваш «золотой актив».
В заключение
Мир людей большой и удивительный, и если немного зарыться в социологию, можно сделать много открытий о том, куда стоит бежать, чтобы успеть за сменяющимися поколениями. Люди — это основная ценность. Если вы понимаете людей, вы уже в более выигрышной позиции в этом человеческом мире.
А если вы ещё и немного понимаете психологию, то знаете, что больше всего люди ценят только свои усилия. И задача HR-менеджера или управленца сводится не к тому, чтобы просто дать что-то готовое просящему, а к тому, чтобы дать правильное пространство приложения его усилий для реализации его же проекта. Сложно, но весело. Вот такая она, взрослая жизнь.
Люди больше не хотят обсуждать свои потребностиа чьи потребности они хотят обсуждать, ваши что-ли? Или вы думаете они расчитывают, что вы догадаетесь об их потребностях сами и броситесь их удовлетворять?
Почти у каждого 20-летнего сейчас есть собственный план роста, развития и жизни...и любимый вопрос теперь - кем вы видите себя через пять лет, все рады часами об этом на собесах рассказывать.
Больше не будет времени на «приходи, мы тебя научим» — уже в момент выхода на работу нужен сотрудникага, сотрудник будет приходить готовый, зайцы и куропатки сами на сковородку будут залетать. Ягоды будут расти на опушке с кота размером. Коты будут размером с собаку, собака с корову, а корова - как цех, а в цеху мужики в шахматы будут играть по методике Ботвинника — конем мат ставить с первого хода.
Никто и никогда не говорил, что у 20-летних нет потребностей. Они есть, и они вполне конкретные. И нет, там не план «кем я буду через 5 лет», а очень понятный план на краткосрочную перспективу в 1-2 года.
Каждый 1-ый приходит с запросом «за год я хочу вырости х2 или х3 в ЗП» или «поработать на таком-то проекте» или «получить такую-то компетенцию». И никто не готов работать в парадигме «ну поработай, а мы потом оценим, может быть дорастешь, а может быть и нет», потому что вы привыкли к «переговорам давай не х2, а х1,2 потому что мы не увидели рост на х2», а он привык к тому, что он вам честно сказал свою потребность. И вы ее или принимаете или нет. Можете обсуждать, а не принимать запрос, но через пол года с высокой долей вероятности вы увидите вашего сотрудника на рынке.
Рынок ИТ перегрет, и будет перегрет еще сильнее. И если очень хочется верить в историю, в которой к вашему Junior-у, которого вы год учили и очень хорошо научили, не постучаться рекрутеры и не позовут его на эти самые х2-х3, то можно верить и в НЛО. А можно научиться работать с кандидатами из широкой части воронки уже в бою, чтобы когда они уйдут, а они уйдут, вы не подбивали убытки от их обучения.
)). У людей больше нет потребностей... Нам и солнца не надо, нам и партия светит!
Никто и никогда не говорил, что у 20-летних нет потребностей.ну во первых, я бы не был столь категоричен, печатая это сообщения я произнес эту фразу и, уверен не был первым. Соглашусь с тем, что в статье не было об отсутствии потребностей, и я об этом ничего не говорил, но вы зачем то оспариваете именно это утверждение.
Каждый 1-ый приходит с запросом «за год я хочу вырости х2 или х3 в ЗП»я рад вашему личному опыту, но мой отличается, да и в статье говорться не о зп а значительно глобальнее:
собственный план роста, развития и жизни
Рынок ИТ перегрет, и будет перегрет еще сильнее.Перечитайте абзац своего комментария, начинающегося с этой фразы и попробуйте выразить мысль, которая в нем должна быть одним предложением ))
Комментарий недоступен