«‎Главный софт-скилл внутрикома — любить людей»‎. Чем занимается специалист по внутренним коммуникациям и как им стать

Менеджер по внутренним коммуникациям, менеджер по корпоративным коммуникациям, специалист по корпоративной культуре — одним словом, это внутриком.

Полина Лаптева из Emerging Travel Group (Ostrovok.ru) помогла разобраться, какими задачами занимается внутриком, всем ли компаниям он нужен и как им стать. Также узнали, где работодатели ищут внутрикомов, как проверяют компетенции и по каким критериям оценивают их работу.

Полина Лаптева
Head of Culture в Emerging Travel Group (Ostrovok.ru)
«‎Главный софт-скилл внутрикома — любить людей»‎. Чем занимается специалист по внутренним коммуникациям и как им стать

Кто такой внутриком и какие функции он выполняет

Внутриком — адвокат сотрудников в компании. Он делает так, чтобы бизнес слышал команду, а сотрудники были на связи с бизнесом.

Базовые зоны ответственности внутреннего коммуникатора:

  • информирование внутри команды — например, ведение корпоративного портала или телеграм-канала;
  • организация регулярных встреч и неформальных активностей — ежемесячных и ежеквартальных встреч, конкурсов, благотворительных акций, флешмобов;
  • планирование корпоративных мероприятий — например, новогоднего корпоратива или дня рождения компании;
  • создание, внедрение и обновление миссии и ценностей компании — совместно с командой и топ-менеджментом.

В разных компаниях функции внутрикома различаются. Поэтому специалист также может заниматься:

  • проведением опросов для измерения вовлеченности и лояльности сотрудников;
  • подбором скидок, налаживанием партнерских связей;
  • информированием о бенефитах компании.

Когда я работала в Skyeng, даже занималась созданием новой переговорки. Мне нужно было узнать, какую переговорку хотят сотрудники, и воплотить задумку в жизнь вместе с дизайнерами и отделом IT. Еще я искала производство картонных фигур для корпоратива, заказывала огромную неоновую вывеску в офис, открывала мини-спортзал и выбирала тренеров для занятий с сотрудниками, помогала организовывать хакатон для разработчиков, дизайнеров и продактов.

У внутрикома обычно нет понятного описания роли, навыков и строгих должностных обязанностей. Он просто включается в проблемные процессы и старается их улучшить. Поэтому задачи могут быть очень разными.

Как изменились задачи внутрикома после пандемии и 24 февраля

Адаптация стратегии внутренних коммуникаций под онлайн-формат. Когда наступила массовая удаленка, многие компании оказались к этому не готовы. В такой ситуации внутрикому нужно найти онлайн-инструменты взаимодействия, которые подойдут аудитории компании, чтобы коммуникации не сломались. Например, заменить стенд в офисе завода на группу для общения команды в мессенджере или на рассылку, перенести офлайн-мероприятия в онлайн так, чтобы туда приходили работники.

Забота о психологическом состоянии команды. Нужно помогать людям отключаться от мировой повестки, меньше тревожиться, сохранять рабочий настрой и продуктивность. Для этого внутрикомы могут, например, организовывать коллаборации с онлайн-сервисами психологической помощи.

Усиление роли информирования. Когда в стране неопределенность, бизнес не должен молчать. Это только усугубит панику. Важно выходить на контакт с сотрудниками и честно рассказывать, как дела в компании и какой план действий. Донести до руководства важность таких встреч — задача внутрикома.

После 2020 года работы у внутрикомов стало намного больше. Теперь фокус не на составлении контент-планов, а на тушении пожаров и поддержании эмоциональной стабильности команды. Но зато руководство и сотрудники стали понимать, что мы занимаемся не только конкурсами, флешмобами и прочим весельем.

В каком департаменте может работать внутриком

Внутриком может работать в HR-департаменте, маркетинге и даже в пиаре.

Расскажу о плюсах и минусах каждого варианта.

Внутриком в отделе маркетинга:

☑ Для внутренних коммуникаций могут быть полезны инструменты и каналы маркетинга: соцсети, рассылки, видео. Также обычно в маркетинге работают копирайтеры и дизайнеры, чья помощь нужна внутрикому. Поэтому если внутриком находится внутри отдела маркетинга, то ему проще получить доступ к этим ресурсам и эффективно ими пользоваться.

❌ Разные цели. Маркетинг направлен на привлечение потенциальных клиентов, а внутренние коммуникации — на установление контакта с сотрудниками.

Внутриком в пиар-службе:

☑ Если основная задача внутренних коммуникаций — информирование, то внутриком по навыкам подходит под портрет работника пиар-службы. Но редко так бывает, что внутриком занимается только этой задачей.

❌ Работа внутрикома эффективнее, если он может оценивать вовлеченность и другие HR-метрики. Так можно выявить узкие места и донести проблему до ответственных подразделений. Находясь в пиар-службе, это сделать сложнее.

Внутриком в эйчар-департаменте — самый эффективный вариант:

☑ Больше влияния на бизнес и доступ к HR-ресурсам. Так, если сотрудникам кажется непрозрачной система мотивации или логика повышения в должности, внутриком может подумать над решением проблемы вместе со специалистом по C&B.

Внутриком в эйчар-департаменте — не самоцель. Главное, чтобы специалист находился близко к топ-менеджменту, понимал бизнес и его цели. Тогда получится эффективно выстраивать внутренние коммуникации.

Как понять, что компании нужен внутриком

Корпоративная культура есть в любом коллективе и существует она без внутрикома: ее могут развивать основатели и команда, а поддерживать — топ-менеджмент, HR-команда или просто инициативные сотрудники.

Обычно бизнес задумывается о найме внутрикома, когда:

  • команда активно растет;
  • бизнес масштабируется;
  • есть риск потерять ценные элементы корпоративной культуры;
  • нужен человек, который упорядочит взаимодействие отделов — создаст новые процессы коммуникации или обновит существующие.

Сколько внутрикомов должно быть в компании

Если в компании нужно наладить постоянное информирование сотрудников, проводить регулярные встречи, то с этим справится один внутриком.

Когда бизнес растет и нужно организовывать больше корпоративных мероприятий или повышать их уровень, можно задуматься о создании отдела внутренних коммуникаций.

Мой идеальный отдел: сильные внутрикомы-проджекты, берущие на себя стратегические задачи, и ребята-джуны, которые не боятся рутины — например, готовы регулярно писать статьи для корпоративного портала.

HRBP — это поддержка внутрикома. Он берет на себя часть задач по информированию сотрудников, проводит встречи с подразделениями. Если в компании есть такая роль, то можно обойтись и без большого отдела внутренних коммуникаций.

Какие хард- и софт-скиллы нужны внутрикому

Харды внутрикома, на которые обращают внимание работодатели:‎

  1. Копирайтинг. Внутрикому часто приходится писать статьи на корпоративный портал, посты в телеграм-канал команды, рассылки с дайджестом новостей компании.
  2. Организация мероприятий. Придумать концепцию, согласовать ее с руководством, составить смету, найти подрядчиков, подобрать площадку, спланировать работу и проконтролировать все в день события — ответственность внутрикома.
  3. Работа в Word, Excel, PowerPoint, Google Документах. В экселе удобно считать сметы, в пауэрпойнте — делать презентацию новой стратегии внутренних коммуникаций для руководства, в гугл-документах — писать и комментировать тексты. Стандартные офисные программы — постоянный инструмент работы внутрикома.
  4. Работа с внутрикомандными каналами коммуникаций. Так, внутриком должен быть готов разобраться, как отправить отложенное сообщение в телеграме или добавить обложку видео на ютубе.
  5. Работа в корпоративных мессенджерах, в которых общаются сотрудники, — например, в слаке или маттермосте.
  6. Знание HTML — необязательный, но полезный скилл. Иногда нужно сверстать несложную рассылку или статью на сайте — если хотя бы немного ориентироваться в HTML, то с этим можно справиться и без помощи коллег.
  7. Работа в фигме и фотошопе. Еще один необязательный скилл, но здорово, если внутриком может сам создать несложную афишу или приглашение на мероприятие.

Софт-скиллы внутрикома:

  1. Эмпатия. Без любви к людям будет сложно находить общий язык с сотрудниками.
  2. Коммуникабельность. Внутриком много общается с командой, топ-менеджерами, подрядчиками и партнерами.
  3. Открытость. Важно, чтобы сотрудники доверяли внутрикому: так получится лучше понять, чего хочет команда.
  4. Умение держаться на публике. Внутриком проводит внутренние мероприятия, модерирует встречи. Поэтому он не должен бояться привлекать к себе внимание.
  5. Смелость. Специалист по внутренним коммуникациям регулярно общается с первыми лицами компании: нужно договариваться о комментарии или интервью, согласовывать мероприятия, обсуждать проблемные вопросы. Важно не стесняться.
  6. Готовность погрузиться в бизнес. Внутриком — хранитель и распространитель корпоративной культуры компании. Чтобы выполнять эту функцию, необходимо максимально глубоко погрузиться в ДНК бизнеса и его основные метрики. Например, если внутриком устроился на работу в фармацевтическую компанию, он должен разобраться, какие препараты производит фирма, как устроены бизнес-процессы, какие тренды в этой сфере.

Сколько зарабатывают внутрикомы

Зарплата внутрикома зависит от опыта и региона работы.

Данные по Москве взяты из аналитики <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcareerspace.hse.ru%2Fprofessions%2Finternal-communications&postId=536459" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Careerspace</a>. Зарплаты по регионам указаны на основании открытых вакансий на Хедхантере. Но разрыв между Москвой и регионами становится меньше, так как появляется все больше удаленной работы для внутрикомов
Данные по Москве взяты из аналитики Careerspace. Зарплаты по регионам указаны на основании открытых вакансий на Хедхантере. Но разрыв между Москвой и регионами становится меньше, так как появляется все больше удаленной работы для внутрикомов

Доход может состоять из постоянной и переменной части, которая зависит от достижения KPI. В KPI внутрикому могут поставить:

  • количество уникальных пользователей корпоративного портала, которые читают новости;
  • открываемость рассылок;
  • переходы по ссылкам в рассылках;
  • метрики вовлеченности и Response Rate — количество человек, прошедших опрос вовлеченности;
  • индекс лояльности сотрудников;
  • количество участников корпоративного мероприятия;
  • уровень удовлетворенности мероприятием;
  • текучесть персонала.

Также могут быть и проектные KPI. Например, подготовка Дня рождения компании — проект на несколько месяцев. Чтобы оценить эффективность работы внутрикома в течение всего этого периода, недостаточно одной лишь метрики «удовлетворенность сотрудников ивентом»: она покажет только результат на финише. Поэтому я выделяю проектные задачи, которые нужно выполнить в срок: согласование концепции ивента, составление сметы, подбор ведущих и декораторов. Все это проектные KPI.

Как стать внутрикомом

Чаще всего во внутриком переходят эйчары, пиарщики, журналисты, копирайтеры и ивент-менеджеры. У таких кандидатов уже есть нужные хард-скиллы. Софт-скиллы нужно проверять у любого кандидата независимо от предыдущей позиции.

Но даже без опыта работы можно стать специалистом по внутренним коммуникациям: порог входа в профессию не очень высокий.

Получите знания

Чтобы получить базовое понимание профессии, можно пройти обучение по внутренним коммуникациям. Подобных курсов очень много, и я не буду рекомендовать какой-то конкретный. Тут важна программа обучения — посмотрите, дает ли она полное понимание профессии: что, зачем и с помощью каких инструментов делает внутриком.

Также советую читать книги про корпоративную культуру. Из них можно узнать, как устроены внутренние коммуникации и корпоративная культура в крупных компаниях, какие инструменты бывают и подойдут ли они вам. Мой топ книг:

Составьте резюме

Если вы не работали внутрикомом, то расскажите в резюме о смежном опыте. Возможно, вы проводили креативные вечеринки, организовывали конференции, выступали на публике, вели блог — это все стоит упомянуть. Внутрикому важно проявлять себя, поэтому даже нерабочие активности будут плюсом.

Найдите работу

Первый вариант — пойти в стартап. Там обычно нужны активные и инициативные люди, которые готовы взять на себя много разных задач.

Второй вариант — устроиться на позицию джуниора в крупную компанию. Поначалу нужно будет заниматься только одной частью внутренних коммуникаций, например текстами для корпоративного портала. Со временем пул задач будет расширяться.

Растите в профессии

Развиваться в профессии мне помогает обмен опытом с внутрикомами из других компаний. Можно знакомиться с коллегами на конференциях, общаться в онлайн-сообществах или напрямую писать внутрикомам из компаний, культура которых вам нравится. Например, если мне нужен совет, я задаю вопрос в телеграм-канале Коннектикум «Корпкультура и внутриком». Там очень отзывчивая аудитория: можно вместе генерить идеи или даже созвониться, чтобы обменяться опытом.

Спрашиваю в чате, как перевести коммуникации на английский язык. Оказывается, что кто-то из коллег это уже делал и готов поделиться опытом
Спрашиваю в чате, как перевести коммуникации на английский язык. Оказывается, что кто-то из коллег это уже делал и готов поделиться опытом

Новичок-внутриком может в итоге стать руководителем отдела внутренних коммуникаций. Чтобы совершить такой вертикальный рост, нужно углубляться в менеджмент и управление командой, брать на себя больше задач и ответственности.

Бывает и горизонтальный рост. Можно развивать экспертизу и перейти в команду бренда работодателя, на другую HR-роль или в маркетинг. Главное, чтобы хватило хард-скиллов.

С чего начать внутрикому на новой работе

Новички-внутрикомы часто совершают три ошибки:

  • начинают внедрять новое слишком быстро, не разобравшись, как все устроено в компании;
  • запускают активности, не спросив у сотрудников, нужно ли им это;
  • берутся за все и сразу, не приоритезируют задачи по важности.

Чтобы избежать проблем и адаптироваться на новом месте, знакомьтесь с корпоративной культурой команды поэтапно:

  1. Как можно больше знакомьтесь и общайтесь с командой. Узнайте, кто является лидером мнений в каждом департаменте.
  2. Выясните, проводились ли опросы вовлеченности сотрудников, собирал ли кто-то обратную связь после ивентов. Изучите результаты.
  3. Сделайте аудит коммуникаций в компании. Разберитесь, какие способы информирования уже есть, как и где общаются сотрудники.
  4. Сходите на мероприятие компании. Оцените, какая там атмосфера, сколько сотрудников приходит и как они общаются.
  5. На основе результатов аудита и посещения мероприятия составьте гипотезы о проблемах во внутренних коммуникациях.
  6. Опираясь на гипотезы, составьте список открытых вопросов руководству компании.
  7. Назначьте встречи с топ-менеджерами и задайте вопросы. Допустим, у вас появилась гипотеза, что в компании перебор с информированием сотрудников. Люди так часто получают корпоративные сообщения, что устали от них и не воспринимают всерьез. Тогда можно спросить топ-менеджеров, нужна ли им такая интенсивность коммуникаций, не видят ли они в этом проблемы.
  8. На основе ответов составьте мини-стратегию внутренних коммуникаций и контент-план.
  9. Постоянно собирайте обратную связь. Проводите опросы, узнавайте у сотрудников, что бы они хотели изменить во внутренних коммуникациях, чего им не хватает. И главное, начиная новый проект, сначала определите его цель и запрос аудитории.

С какими инструментами работают внутрикомы

Выбор инструментов зависит от специфики компании и интересов сотрудников. Для IT лучше выбрать что-то современное — например, стикеры для телеграма, гифки, мемы. А если вы работаете на заводе, то нужны инструменты, которыми можно дотянуться до каждого работника производства и офиса. Здесь подойдут заставки для рабочих компьютеров, кружки с надписями о ценностях компании.

Выбирая инструменты, главное — не переборщить. Иначе можно создать много информационного шума, и внутренние коммуникации в компании будут ассоциироваться только с развлечениями.

«‎Главный софт-скилл внутрикома — любить людей»‎. Чем занимается специалист по внутренним коммуникациям и как им стать

Плюсы и минусы профессии внутрикома

«‎Главный софт-скилл внутрикома — любить людей»‎. Чем занимается специалист по внутренним коммуникациям и как им стать

Где работодатели ищут внутрикомов

Четыре основных канала, где можно искать внутрикомов:

  1. Хедхантер — многие ребята из моего отдела откликнулись на вакансию именно на этом джоб-сайте.
  2. Встречи по обмену опытом — там можно заметить новичка с хорошим потенциалом.
  3. Собственная компания. Внутрикомами могут быть действующие сотрудники — причем независимо от должности. Преимущество внутреннего найма в том, что человек уже погружен в процессы и атмосферу, поэтому ему проще справляться с новой ролью.
  4. Компании-конкуренты. Хантинговые инструменты тоже стоит иметь в виду, хотя они не так часто применяются: рынок HR-специалистов достаточно узкий, все друг друга знают, многие компании дружат.

Как оценить компетенции кандидата

С помощью тестового задания можно оценить, как кандидат пишет сам и редактирует чужие тексты. Обычно я даю соискателям два задания: в первом прошу переписать текст нового регламента бухгалтерии о правилах расчета премий, чтобы информацию понял любой сотрудник.

Второе задание — написать приглашение на онлайн-празднование Нового года, чтобы повысить ожидания сотрудников и привлечь как можно больше участников.

На интервью я даю кандидату кейс — реальную проблему, которую нужно решить. Например, если в компании много информационного шума, я бы спросила, какие действия предпримет соискатель, чтобы его снизить.

Я жду, что кандидат проанализирует каналы коммуникации, предложит провести опрос или интервью с сотрудниками, подумает над сегментацией или модерированием основных каналов коммуникации, предложит шаги по структурированию информации и обучению информационной гигиене. Хотя обычно в кейсах нет верного ответа — важнее, как человек мыслит.

Телеграм-канал Хантфлоу https://t.me/huntflow. ru Подписывайтесь🔥

Главное

  1. Обычно внутриком отвечает за информирование и поддержание атмосферы в компании. Хотя у этой роли чаще всего нет четко ограниченного круга обязанностей, поэтому задачи могут быть самыми разными.
  2. После пандемии и 24 февраля у внутрикомов стало больше работы. Но сотрудники и руководство поняли, что внутренние коммуникации — это не только конкурсы и флешмобы.
  3. Внутриком может работать в департаменте маркетинга или пиара, но эффективнее, если он относится к HR-подразделению. Так у специалиста появляется больше ресурсов для влияния на бизнес.
  4. Компании нужен внутриком, если: она активно растет; есть риск потерять ценные элементы корпоративной культуры; нужен человек, который упорядочит взаимодействие отделов.
  5. Количество внутрикомов зависит от пула задач. С базовыми функциями справится один специалист.
  6. Главный софт-скилл внутрикома — любовь к людям. Без этого не получится слышать команду и улучшать процессы.
  7. Для обучения внутренним коммуникациям подойдут базовые курсы и книги, но эффективнее всего развиваться, перенимая опыт коллег.
  8. Главная ошибка новичков-внутрикомов — желание поменять все и сразу. Сначала узнайте, как устроены внутренние коммуникации в компании и чего хотят сотрудники.

Наш блог читают более 30 000 рекрутеров и профессионалов HR-индустрии. Подкасты, интервью, тематические статьи и экспертные мнения. Переходите по ссылке:

1212
Начать дискуссию