Как узнать прокрастинатора на собеседовании? Секреты HR по выявлению скрытой мотивации кандидата

В продолжении темы оценки soft-skills, поговорим о мотивации.

Часто мы слышим от нанимающих менеджеров про "горящие глаза" у кандидата. Ведь действительно, когда человек увлечен своим делом, с интересом берется за любые задачи и не унывает при трудностях - это ли не счастье для руководителя?

Как же оценить мотивацию, чтобы не остановиться на первом срезе про деньги, график и команду?

Мария-Магдалина Ряполова, исполнительный директор Hi, Rockits!, рассказала о инструментах и техниках выявления мотивации.

Как узнать прокрастинатора на собеседовании? Секреты HR по выявлению скрытой мотивации кандидата

"Я личность творческая: хочу - творю, хочу - вытворяю"

Мотивация - штука очень многогранная и многослойная, одним вопросом или кейсом ее не измерить, поэтому маркеры мотивации важно отслеживать на протяжении всего взаимодействия с кандидатом.

Начинаем оценку мотивации с самого простого - причины увольнения и поиска работы:

  • Почему находитесь в поиске?
  • Что важно при выборе работы?
  • Какую работу ищете?
  • Почему ушли с предыдущего места?

Так мы получаем первый срез по мотивации кандидата.

Далее, по ходу интервью и в процессе взаимодействия на других этапах, можно и нужно вставлять блоки на оценку мотивации при помощи нескольких методик.

Прямые вопросы

Узнав у кандидата, что его мотивировало (заряжало, возвращало на эту работу, двигало к большим результатам), вы поймете есть ли это в вашей вакансии.

Примеры:

  • Что вам нравится/не нравится в вашей работе?
  • Какие задачи вам интересны, а какие не интересны? Почему?
  • Почему вы выбрали именно эту деятельность?
  • Вспомните, пожалуйста, ситуацию, когда после рабочего дня или недели вы очень четко понимали, что это то, от чего вы кайфуете и чувствуете себя на все 200% - что это была ситуация? Почему вы испытали такие эмоции?
  • На что ориентируетесь в оффере?
  • Если вам сделают оффер на ту сумму, которую вы хотите, на что еще будете обращать внимание при выборе?
  • Если вы приходите к своему руководителю с оффером, что он может предложить, чтобы вы остались?

Проективные методики

В основе этого инструмента лежит то, что размышляя о других, мы в первую очередь говорим про то, что важно нам.

Примеры:

  • Как думаете, почему люди увольняются?
  • Руководство уехало в командировку на месяц, а сотрудники все равно работают без сбоев - почему?

Метапрограммы

Суть инструмента заключается в том, что мы оцениваем как говорит человек (форму речи), на что делает акценты.

Вот 3 самые распространенные метапрограммы:

1. Метапрограмма "Процесс - Результат"

Примеры вопросов:

  • Что вам нравится в ...?
  • Как оценивается эффективность сотрудника?
  • Опишите свою работу за ...

Если у кандидата больше склонность к процессу, то мы будем слышать, что человек делал, т.е. описание процесса "Как?"

"я делал...", "формировал...", "разрабатывал..." и т.д.

Если у кандидата больше склонность к результату, то мы будем слышать, что человек сделал, т.е. описание результата "Зачем?"

"я сделал...", "завершил проект..", "разработал..." и т.д.

2. Метапрограмма "Стремление - Избегание"

Примеры вопросов:

  • Как вы сами оцениваете полученные результаты?
  • Какие цели вы перед собой ставили в этом проекте?

Маркеры стремления к успеху:

"я достиг...", "я хочу...", "стремлюсь..."

Маркеры избегания неудачи:

"...проблемы...", "..трудности...", "нет/не..."

3. Метапрограмма "Тип референции"

Эта метапрограмма касается того, на какие ценности при принятии решений опирается человек (внутренние или внешние).

Примеры вопросов:

  • Вы хороший сотрудник? Почему вы так считаете?
  • Как вы понимаете, что хорошо справляетесь со своей работой?

Если преобладает внутренняя референция, то мы услышим опору на собственное мнение:

"я считаю, что все делаю правильно..", "я чувствую...", "я вижу...", "я думаю..."

Если преобладает внешняя референция, то мы услышим опору на чужое мнение:

"Так принято..", "Так положено...", "Меня ставят в пример...", "Меня так оценивает руководитель..."

Важно понимать, что чистых типов не существует - всегда будут маркеры и того, и другого, но какого-то типа все равно будет больше.

Это знание поможет понять на сколько наша роль, стиль руководителя и корпоративная культура будет мотивировать или демотивировать сотрудника.

Невербальные проявления при ответах на разные вопросы

На что можно обратить внимание

  • В каких кейсах расплывается в улыбке?
  • О чем говорит с восторгом и интересом?
  • Где появляются паузы, озадаченный вид или хмурые брови?
Мария-Магдалина Ряполова
Исполнительный директор IT кадрового агентства Hi, Rockits!

Если вы собрали достаточно информации про мотивацию человека, сделать самый “вкусный” оффер не составит труда, а работать с возражениями скорее всего не придется :)

Если понравился материал, еще больше полезного рассказываем в канале Hi, Rockits!

Если нужна качественная помощь с закрытием вакансий - обращайтесь. Работаем на "вау" эффект.

33
15 комментариев

Очередной мусор от недохр.. Все, абсолютно все люди ищут работу потому что нужны деньги! Если кто-то называет иную причину - врёт как дышит.
Почему кто-то ушёл с прошлого места работы? Всегда вопрос в оплате, опять же. Никаких "ой, меня не устраивало то-то и то-то" нет. Есть "мало платили за геморрой". И любой, кто утверждает обратное - настоящий лжец.

Ответить

"Абсолютно все люди ищут работу, потому что нужны деньги...."
Вы серьезно?
Нет людей, которые работают в благотворительных фондах бесплатно? Нет людей, которые идут на ЗП меньше той, которую получают СЕЙЧАС, за доп.обучением и ростом, потому что на новом месте готовы в него вкладываться? (открою секрет, их СОТНИ!)

Хорошо, а как выбирают люди между 5-ю офферами, в которых деньги ОДИНАКОВЫЕ? Потому что за деньгами есть еще ряд ценностей, которые у каждого свои. Развитие, безопасность, спокойствие, самоутверждение, власть...

Но у вас своя картина мира и из нее, вероятно, этого не видно, понимаю, каждый видит то, что в его жизни есть. Так же как только определённого склада люди, могут в публичном пространстве по одной статье оценивать профессионализм кого-то как "недо". Именно таких соискателей мы никогда не рекомендуем нашим клиентам, поэтому с нами любят работать.

4
Ответить

Все-таки между "нужны деньги" и "нужно больше денег" - есть разница. Не очень интересно собеседовать человека, который будет рассказывать что ему нужна эта работа, потому что ему нужны деньги. Вызывает только желание попросить помыть мою машину, так уж и быть, заработаешь хоть...

И гораздо более логично, когда человек аргументирует что ему недостаточно платили и отказали в повышении оплаты например. Действительно мотивирует узнать, так ли он недооценен и в целом - это привлекает внимание.

Вопрос подачи...

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Бывает) У всех такие периоды, пока работа не понадобится ;)

2
Ответить

Это социопатия скорее. Вообще у психологов на это отдельный термин есть, но я не они, потому его не запомнил. Можешь поискать, посмотреть. Я уверен, что в книге Малявина будет что-то об этом, хотя уже со стороны психиатра.

Ответить

И все-таки, как именно прокрастинатора отследить?) сочетание каких мотиваторов/метапрограмм может указывать на склонность к прокрастинации? И еще, мне кажется, всем людям свойственно иногда впадать в прокрастинацию - это же временное состояние. Есть ли смысл оценивать эту склонность у кандидата?

1
Ответить