Жизнь в ИТ #12. «В каком смысле вас увольняют?!»⁠⁠

В уже далеком 2018 году я работал в одной крупной московской веб-студии. Мы пилили разного уровня проекты, но сильны были именно в разработке. Проектировать и готовить дизайн было явно не к нам (хотя были внештатные фрилансеры, которые помогали закрывать задачи с дизайном). Поэтому мы больше занимались корпоративными проектами для внутреннего пользования крупных компаний, где нет острой необходимости в хорошо проработанном дизайне и где мог бы справиться один фрилансер.

Наше руководство было прекрасно осведомлено об этом нюансе и в какой-то момент решили запартнёриться с одной из студий, специализировавшаяся как раз на проектировании крутого и эффективного дизайна. Они постоянно брали значимые награды со своими проектами и были в топах различных рейтингов. А вот в разработке они были явно не сильны. Поэтому получалось такое вот win-win сотрудничество. Многие студии в то время начали так же объединять усилия.

Волей случая получилось так, что я начал одним из первых вести совместные проекты с нашими дизайн-партнерами. Либо они приходили с каким-то проектом, требующий хороший backend и инфраструктуру, либо мы приходили с запросом на крутой дизайн. И для меня это был очень крутой опыт налаживания процессов между двумя студиями, ведь некоторые вещи делались у нас по-разному и приходилось подстраиваться друг под друга и избегать неэффективных взаимодействий, а многое вообще строить с нуля.

И вот однажды они пришли с одним вкусным предложением поучаствовать в крупном проекте: выиграли конкурс у одной из дочек (или подразделений) РЖД и там требовалось много backend’a и настройки инфраструктуры. А так как именно я уже успешно поработал с ними на нескольких совместных проектах, рулить процессом от нашей студии назначили как раз меня.

Пару дней перед встречей я посвятил подготовке. Изучал документацию, бриф по проекту, общее описание, формировал вопросы к встрече и т.д. А за пару часов до самой встречи мы с нашими дизайн-партнерами встретились, чтобы обсудить детали: кто будет вести встречу, какие вопросы будем поднимать и как строить защиту нашего будущего проекта.

Первая встреча прошла прекрасно, от клиента пришли два потрясающих человека, обоим где-то уже за 50 лет. Для простоты назову их Василий Васильевич, и Пётр Петрович. Насколько я понял, они возглавляли какой-то отдел и решили сделать своё аккредитованное СМИ для освещения их любимой темы — «Индустрия 3.0» (третья промышленная революция) и отправлять журналистов от его имени на различные профильные конференции (коих оказывается достаточно много). Они прям горели этой темой и на следующих встречах они нам рассказывали очень крутые вещи, которые их подразделение делает для РЖД — разнообразные инновационные датчики для тепловозов и электровозов, различные мощные навигационные системы для работников, инструменты для дорожников и многое-многое другое. Бывало, на некоторых встречах мы больше обсуждали проекты их подразделения, чем тот, ради которого собрались.

При этом, у них до РЖД уже был опыт запуска нескольких оффлайн СМИ (научпоп журнал и газеты) и они прекрасно знали, что и для чего нужно делать. Но вот для онлайн-проекта им уже потребовалась помощь. И отбирая конкурсные заявки, им безумно понравились те проекты, которые реализовал наш дизайн-партнер, решив рассматривать дальнейшее взаимодействие только с ними. Они хотели от дизайна вау-эффекта при весьма скромном бюджете.

И они его действительно получили. После долгой, плодотворной работы в течение нескольких месяцев и более десятка совместных встреч, мы защитили сначала проект, потом прототип, а в конце уже и финальные макеты дизайна. И я кайфовал от работы ребят из дизайна — они потрясающе знали своё дело, очень круто защищали и продавали на каждом из этих этапов. Да, клиенты были требовательные, они «болели» своим проектом и страстно защищали свою точку зрения, если она не совпадала с нашей. До сих пор с большой теплотой вспоминаю и сам проект, и клиентов, и совместную работу с дизайнерами.

Я обычно присутствовал на всех встречах, но в качестве технического консультанта — что можно, а что нельзя сделать в рамках проекта и т.д. А также вели всю документацию через нас — выставляли счета и акты, подписывали договоры, поэтому частенько я приезжал в офис к клиентам, передавая счета на оплату или акты выполненных работ на подпись - мы решили разделить этап дизайна и с юридической точки зрения тоже.

А параллельно с нашей работой клиенты проводили огромную работу в оффлайне — готовили документы для аккредитации, договаривались с журналистами, искали контент, оббивали порог вышестоящего руководства для выбивания бюджета на различные задачи и т.д.

И вот настал момент финальной презентации дизайна одному из замов РЖД (или её «дочки»). Это был обязательный этап перед следующим этапом — Зам должен быть всё согласовать, принять дизайн и дать добро. Мы потратили много сил и времени на презентацию проекта, готовили и прогоняли речь (защищать проект и сам дизайн должны были Василий Васильевич с коллегой), распечатали около 20 страниц дизайна формата А3 на бомбически качественной бумаге.

В назначенный день мы все (клиенты, я и партнеры-дизайнеры) приехали по назначенному адресу. Это было впечатляющее здание (в котором раньше располагалось Министерство черной металлургии СССР) не только снаружи, но и внутри: трёхметровые дубовые двери, паркет (наверно тоже из дуба), мраморные лестницы, потолки 4 метра. В общем, сохранилась крутая советская эстетика в первозданном виде, без излишеств.

Замом была женщина, на вид чуть больше 40 лет. Одна из помощниц (а их было три у неё) проводила нас с поста охраны (где тщательно проверяли наши документы) в просторный зал, где мы разместились за огромным красивым (тоже дубовым) столом. Встреча длилась, наверно, около двух часов. Василий Васильевич с присущей для него страстью рассказывал про проект, как он значим для индустриальной сферы в общем и для РЖД в частности. Показывал на огромном (в пол стены) экране проектора все детали и тонкости дизайна и вообще, что и для чего планируем. Зам внимательно просматривала наши “раздаточные материалы” и с интересом слушала Василь Васильича. После его выступления были вопросы, на которые в том числе и мы с удовольствием отвечали, обсуждение дальнейших планов и даже обсудили, что неплохо бы запустить и кое-какие другие проекты. Всё проходило просто отлично, у нас было приподнятое настроение, но я заметил, что чем ближе идет к концу встреча, тем настроение Василия Васильевича и Петра Петровича шло в обратную от нашего сторону: они выглядели всё больше поникшими, в них не было того оживления и уже не с таким интересом отвечали на вопросы.

«Видимо, просто вымотались и устали от всего», — подумал я в тот момент.

В финале встречи Зам даёт добро на следующие этапы, говорит, что проект действительно крутой и интересный. Сказала, чтобы мы готовили закрывающие документы за дизайн и счет они оплатят в течение недели.

Сказано — сделано.

Приезжаю на следующий день в приподнятом настроении как обычно в офис к клиентам, чтобы передать закрывающие документы и счет на оплату. Немного поболтали с Петром Петровичем и собирались уже было расходиться, как он невзначай бросает фразу:

— В общем, Jukka, мы передадим нашим коллегам ваш счет на оплату сейчас, а чуть позже я пришлю вам контакты, с кем вы будете дальше общаться по этому проекту.

— Э-э-э-эм, что?

— Нас же увольняют, вы забыли?

— В каком смысле вас увольняют?!

— Ну как же, вы же были вчера на встрече и сами всё слышали, нам дали понять, что дальше вести проект мы не будем.

Шок.

Разговорились. Оказалось, что Зам решил убрать всю «верхушку» этого подразделения и поставить свою команду (Зам тоже относительно недавно пришла с другого госпредприятия). И на встрече она несколько раз об этом намекала, типа «Ну хорошо, Василий Васильевич, вы потом скиньте нашей команде все нужные исходники» и т.д. Мы, не искушенные в «межвидовой» борьбе и подковёрных играх, даже не обратили на это ни малейшего внимания. А вот Петр Петрович и Василий Васильевич сразу всё поняли. И сегодня им уже «официально» об этом сказали — доработать неделю, а там с выходным пособием на вольные хлеба, со всей командой.

С большой теплотой попрощавшись с Петром Петровичем, с обоюдной надеждой на будущие встречи по другим проектам, я в полном смятении доехал до офиса и рассказал нашей команде эту новость. Они сперва не поверили. Не поверил сначала и арт-директор наших дизайн-партнеров, думая что это какая-то шутка. В общем, мы пришли к мнению, что дальнейшего хода этому проекту могут не дать.

И действительно, Петр Петрович передал контакт человека, который теперь был ответственный за проект. Мы с этим человеком пару раз созвонились по поводу оплат и документов. Пару раз также общались по почте, и вот спустя месяц, после многочисленных запросов с нашей стороны «когда будем начинать следующий этап», которые успешно игнорировались, от них пришло письмо, что, мол, они не заинтересованы на данный момент в проекте и будут его замораживать, «спасибо за вашу работу».

Да, всегда пожалуйста.

Начать дискуссию