Практические тренды Executive коучинга

Автор: Галина Алексеевна Бобрякова, Executive coach, PCC ICF, врач-невролог, нейропсихолог. Agile business coach. Executive ментор

Соавтор: Анастасия Константиновна Кириллова. Бизнес-коуч, фасилитатор, член ICF. Эксперт Комитета по международным отношениям НФпМК.

Резюме. Тема применения коучинга и менторинга в бизнесе сама по себе новой не является. Обширна зарубежная и отечественная практика использования этих методик в бизнес-контексте. И, чтобы добавить новизны в освещение вопроса, в этой статье мы осветим практические подходы с инновационной точкой зрения. Мы очертим перспективу, в русле которой будут развиваться помогающие направления в предпринимательской среде, государственном секторе и даже в сфере культуры. Статья может быть полезна для представителей бизнеса, лидеров изменений, широкого круга читателей гибких помогающих профессий.

Abstract. The topic of the application of coaching and mentoring in business is not new in itself. There is an extensive foreign and domestic practice of using these techniques in a business context. In addition, to add some freshness to the coverage, in this article, we will highlight practical approaches from an innovative perspective. We will outline the perspective in the mainstream of which the helping directions will develop in the business environment, the public sector and even in the field of culture. The article can be useful for business, leaders, a wide range of readers of flexible-helping professions.

Что сейчас происходит в мире?

Понимать бенефиты и тенденции коучинга в бизнес-среде полезно для всех игроков этого развивающегося рынка. За последние полтора десятка лет во всем мире наблюдался всплеск интереса к коучингу, как методу развития и управления, в самых разных отраслях бизнеса.

Говоря сегодня о тенденциях применения коучинговых и менторинговых инструментов в организациях мы все чаще говорим об улучшениях уже внедрённых гибких методик во многих компаниях на уровне ТОП-менеджмента и команд. Речь уже не о том, что в современном мире неэффективно действовать по шаблонам и добиться успеха можно только создавая инновации. Сейчас мы уже знаем, что коучинг - именно тот инструмент, который может вывести лидера и команду за пределы текущего восприятия. И если раньше это было актуально для высокотехнологичных компаний, то сейчас это работает во всех секторах бизнеса. Внедрение коучинговых программ – это очевидное конкурентное преимущество, инструмент, эффективность которого можно измерить [1].

Совсем недавно коучинговые и менторские подходы в компаниях внедряли пионеры, самые смелые экспериментаторы. Они говорили, что постепенно работа с коучем станет нормой для бизнеса. И даже они не предполагали, как быстро все будет происходить. И действительно, прогнозы, которые давались на десятилетия вперёд, реализуются прямо сейчас. Например, Brian O. Underhill, Ph.D., PCC ICF, в своей статье [2] на портале Международной Федерации Коучинга ICF еще в 2018 году был впечатлен результатами исследования «Executive коучинг для достижения результатов», регулярно проводимого его компанией CoachSource, LLC. Эти исследования показали, что в течение ближайших пяти лет ожидается сильный рост запросов на коучинг, в различных его форматах – групповой, командный [21], внутренний коучинг.

Также на важности командного коучинга был сделан акцент на живой панельной дискуссии [3], которая прошла 29 января 2021 на площадке крупнейшего коучингового бизнес сообщества WBECS (World Business & Executive Coach Summit). Спикеры отметили, что фокус на лидерах больше не работает, вперед выходят команды как драйвер изменений. Сейчас для нас различные виды и комбинации форматов групповой и индивидуальной работы уже выглядят как нечто само собой разумеющееся. Более того, есть понимание необходимости совмещения этих форматов для повышения эффективности работы и накоплены уже кейсы, в которых проявил себя синергетический эффект от такого совмещения.

Еще один пример - в статье «15 Тенденций, которые изменят Executive коучинг в следующем десятилетии» [4], подготовленной Экспертным советом коучей Forbes в 2018 году были озвучены смелые прогнозы. Например, Rose Cartolari, Executive коуч и предприниматель с более чем 30 летним опытом в корпоративной среде утверждала, что в бизнес и Executive коучинге мы увидим больше помогающих профессий (коучи, менторы, тренеры), которые имеют сильный отраслевой опыт. Поскольку лидеры сталкиваются с растущим давлением, им самим потребуются коучи и консультанты, которые помогут им глубоко продумать этот спектр сложных вопросов.

А Ken Gosnell, генеральный директор CEO Experience, сделал еще более интересный прогноз – о том, что большое значение обретет коучинг опыта и впечатлений. По его утверждению, опыт-лучший учитель. В будущем Executive коучинг руководителей перейдет от объяснения к непосредственному проживанию. И формат взаимодействия будет определяться индивидуальным подходом, основанным на том, какой опыт необходим руководителю для достижения новых моделей поведения. И вот, всего через три года это уже стало нормой и сейчас эти тенденции находят свое отражение в теневом коучинге и ценностном подходе.

Тенденции развития помогающих направлений в бизнесе

Если обратиться к моделям интегрального видения систем, такие как спиральная динамика [19], можно сделать вывод, что в настоящий момент коучинговые инструменты стали популярны в мире, потому что человечество и его институты переходят на новый уровень развития. И это развитие определяет в том числе скорость технического прогресса. Возросший темп изменений стал жестким вызовом для бизнеса – меняйся быстро или умри [5, 6, 7]! Если не успеешь «переобуться», то останешься не у дел: не сможешь удержать современных специалистов, не сможешь найти внутренние ресурсы, чтобы привлекать таланты и обучать своих сотрудников, не выработаешь механизмы адаптации к изменившейся среде.

И как только лидеры бизнеса осознали, что гибкие методики – это тоже инструменты роста и орудия конкурентоспособности, они взяли их на вооружение.

Как описано выше, практика различных направлений коучинга и менторинга [20] широка, поэтому можно говорить о том, что более востребовано, что здорово работает поодиночке, а что даёт высокие результаты только в параллели. Итак, 4 тенденции использования гибких инструментов в бизнесе.

1. Один в поле не воин

И в этом пункте тренд идёт сразу в двух направлениях:

а) Индивидуальный Executive-коучинг все больше внедряет компоненты командного Executive-коучинга.

б) Эклектика в Executive-коучинге: использование элементов нескольких методик, например, коучинг + менторинг [20] или + консультирование (возможны разные варианты), а также использование инструментов различных видов смежных подходов, например, работа с executive-клиентом на индивидуальных коуч-сессиях + теневой [22, 23] коучинг + командный коучинг [11, 12, 17, 21].

В executive-сегменте не всегда работает коучинг в чистом виде (в данном случае подразумевается коучинг ICF [8]). Клиент данного вида коучинга осознанный, с большим опытом и багажом личного и профессионального развития, с особым механизмом мышления. Кроме того, в корпоративной среде много неуловимых процессов, скрытых конфликтов и многое другое, на что может уходить энергия, силы, время, деньги.

Важная задача организации и их лидеров – привести компанию к цели, где скорость имеет иногда определяющее значение при неизменно высоком качестве товаров/работ/услуг. Понятно, что это возможно не только при ясном мышлении и видении отдельно взятого первого лица компании. Сегодня в выигрыше на финише оказываются те организации, чьи команды с завидной постоянностью демонстрируют высокую степень вовлеченности и сплоченности всех звеньев. Поэтому грамотным ответом помогающих сфер будет фьюжн-подход: коучинг, менторинг, Agile и терапевтические подходы, знания из области социальных наук, организационного менеджмента и HR и др.

Особое внимание хотелось бы уделить так называемым скрытым внутрикомандным порокам [9] в Executive командах и командах их подчиненных. Казалось бы, здесь говорится об очевидных и давно описанных слабых сторонах корпоративных культур, которые присутствуют в любом коллективе. И всё бы ничего, но при сегодняшних скоростях они бросаются в глаза.

У компаний больше нет времени для длинных решений, переписок и согласований с головным офисом в поисках совета, ужесточение конкуренции на фоне турбулентности в экономической и других социальных средах отражаются даже на бизнесах-монополиях. Возьмём в пример компанию ОАО «РЖД», сегмент пассажирских перевозок. Прямого конкурента на российском рынке у неё нет, зато потенциально клиенты РЖД в качестве альтернативы могут воспользоваться автомобильным сообщением, воздушным транспортом, могут удалённо посетить какие-то серьёзные мероприятия или поговорить с давним приятелем по видеосвязи. С развитием технологий и разными вызовами VUCA-мира даже монополисты ощущают на себе влияние подобных процессов [10].

И в этой ситуации ответом на вопрос будет использование командных подходов к развитию ТОП-менеджеров и лидеров компании. Почему же развитие executive-коучинга идёт в сторону большего использования командной работы по сравнению с индивидуальной?

Работая по этой теме на индивидуальной коуч-сессии, клиент может обозначить проблему, подумать о причинах и даже спланировать, как он её будет решать. Но важное упущение в том, что руководитель видит ситуацию только со своей позиции, и о причинах он судит таким же образом, не всегда видя картину целиком. Здесь на помощь приходит командный коучинг [11, 12, 17, 21]. А по собственному опыту могу сказать, что если компания хочет достичь результата быстрее и лучше, то здорово помогает параллельная работа инструментами теневого коучинга, коучинг для executive-команды и индивидуальный коучинг с первыми лицами компании.

Ещё несколько слов о том, как работает связка индивидуальный коучинг + теневой + командный [11, 12, 17, 21]. Иногда после индивидуальной коуч-сессии с собственником или руководителем первой линии, я предлагаю клиенту такой эксперимент – прожить вместе с ним его рабочий день в качестве теневого коуча. И в течение дня я «отзеркаливаю», возвращаю в обратной связи все процессы, которые вижу. Я как бы ставлю собственника в зеркальную комнату, и он видит абсолютно все грани рабочих процессов, видит, что происходит вокруг него. Видит разрывы, которые происходят на разных этапах работы. Это максимально продуктивно продвигает собственников к результату.

Ещё любопытней наблюдать за совещанием, на котором присутствуешь с собственником или генеральным директором компании, а потом идёшь на теневой коучинг [22, 23] с исполнительной дирекцией, и его командами. Иногда оказывается, что задачу исполнительный орган видит в совершенно ином ключе, нежели так, как это обсуждалось на совещании, а ведь он её реализует на деле. Данные наблюдения теневой работы с компанией находят решение в аксиологическом подходе к развитию, описанном в 4 главе настоящей статьи.

2. Развитие доверия.

Отдельно хочется сказать про модерацию внутренних скрытых конфликтов. Часто они связаны с людьми, стоящими на одной корпоративной ступени, например, между партнёрами по бизнесу, между управленцами высшего звена - между теми, кто стоит на одинаковой позиции и от их взаимодействия зависит большинство результатов.

Скрытые конфликты между отделами могут иметь серьёзный характер. И здесь главное сконцентрироваться на том, где у клиента слабые точки? Почему «воз и ныне там»? Работать со скрытыми конфликтами помогают коучинговые и менторинговые инструменты доверия. Они в разрезе современного бизнеса приобретают особое значение, потому что удалённая работа пошатнула доверие в командах многих компаний. Некоторым удалёнка показала, что доверия и не было. В российском бизнесе это проявилось в гротескной форме [11, 12]. Между тем, руководящие менеджеры компаний всего мира также выражают обеспокоенность вызовам к их способности адекватно перестроить и управлять командой, ее культурой, доверием и вовлечением участников, в новых условиях [13, 14, 15].

Когда управленец обладает коучинговыми и менторинговыми инструментами, направленными на формирование доверия в команде, это значительно упрощает организацию удалённой работы, способствует выстраиванию коммуникации в команде. Но есть способ внедрить этот и описанные в других пунктах инструменты быстрее и результативнее. Вот мы и подобрались к ещё одному тренду, суть его проста – компаниям нужны грамотные штатные коучи.

3. Коучи в штате.

Инструменты, которые мы перечислили, возможно внедрить с привлечённым извне коучем. Это хорошая практика, имеющая, однако свои ограничения: стоимость [16], ограниченность по времени и охвату персонала. Чаще всего внешнего коуча привлекают для работы с некоторыми первыми лицами компании. Именно поэтому в мире есть компании, которые имеют собственных корпоративных коучей.

Коучи необходимы в штате, чтобы проживать все процессы, постоянно работая в командах, с людьми, обучая их, проводя коуч-сессии, групповые и командные встречи. Это западный тренд, который медленно, но верно, расцветает в России.

4. Аксиологический подход к развитию.

Аксиология – это область философии, которая отвечает на ценностные вопросы. И заключается этот подход к развитию в том, что человек максимально хорошо достигает своих целей, если они коррелируют с его глубинными ценностями. Если мы проясняем свои ценности, то начинаем быстро решать жизненные вопросы. То же с командами. Dream team существуют, и образуются они тогда, когда все участники совпадают по ценностям.

Это тренд для мира вообще, потому что, с одной стороны, растёт конкуренция, с другой - люди ощущают на себе большой информационный поток и не всегда могут разобраться, что на самом деле они хотят. В-третьих, глобальная цифровизация и возможность видеть то, что происходит на другой части планеты в реальном времени, тоже вносят свои коррективы. И человеку может хотеться больше, чем ему хотелось 30 лет назад: можно и жить, где хочешь, и работать, где хочешь, и управлять людьми по-разному.

Почему аксиологический подход востребован в мире? Потому что, человек калибруется с чем-то через ценности, он может понять, его это дело или нет, зачем ему это надо и что нового он о себе узнает. Этот инструмент работает с обратной стороны тогда, когда ты, например, в продажах в широком смысле слова, реализуешь цепочку товаров, работ, услуг. Тебе важно говорить на языке «болей» потенциального и имеющегося клиента, иногда работая на опережение. За потребностями людей всегда стоят ценности: красота, свобода, мир, желание оставить память о себе для будущих поколений. И эти ценности важно видеть и слышать в любой части бизнеса и жизни. Именно поэтому коучинг стал так широко применим. Аксиологический подход привел к тому, что коучинговые инструменты сегодня подходят для любой сферы жизни: это использование открытых вопросов, связанных с ценностными мотивами человека, это понимание убеждений, в том числе ограничивающих, и работа с ними. Такой подход приводит к результату.

У любого руководителя высшего звена или собственника компании есть люди, чьими руками идеи претворяются в жизнь. Для процесса воплощения идей важно, чтобы сотрудники разделяли ценности своего лидера. Здесь огромна роль HR-институтов компании, которые ценностно, подходят к подбору команд. Однако, ценностный подход в свою очередь позволяет вывести рекрутинг за пределы классической схемы [17]. Кроме того, управление через коучинговые подходы, борется с «сломанным телефоном» первоначальной идеи лидеров, которая спускаясь вниз по корпоративной вертикали, не видоизменяется до неузнаваемости.

Что бывает в практике? Сотрудники берут в работу или осознают только часть того, что придумал идейный лидер, у которого в голове есть «картинка», он её максимально описывает ТОП-менеджерам во время стратегических сессий и планирований. ТОП-менеджеры её реализуют в виде работы со своими командами и другими руководителями, линейным персоналом. Но собственник, увидев то, что получается в итоге, делится со мной как с коучем: «То, что было у меня в голове, и то, что получилось, – совершенно разные вещи. Похоже на мою идею, но это не то, что я хотел». Именно поэтому я говорю о сочетании теневого, командного и executive-коучинга в работе с executive-клиентами. Укрепить цепочку «Собственники – ТОПЫ - руководители - линейные сотрудники» и починить «сломанный телефон» можно, на мой взгляд, через аксиологический подход с помощью индивидуального и командного коучинга [21] и менторинга [20] с включением теневых подходов.

Как это выглядит на практике?

Любая корпорация – это люди. И одна из основных трансформаций в рамках аксиологического подхода должна произойти с HR-службой компании. Попробуйте ответить на вопрос - действительно ли в компанию набираются сотрудники, которые разделяют ценности компании?

  • Подумайте, как часто бывает, что люди, которых вы берёте на работу на любом уровне, остаются в компании всерьёз и надолго?
  • А правда ли те ценности, которые постулируются в компании, отражаются на ежедневной работе сотрудников?

В одной компании, с которой я работала как коуч, человеколюбие, описанное в миссии компании, выражалось, в первую очередь, в человеколюбии к сотрудникам. Для персонала был установлен гибкий режим рабочего дня: плавающее начало дня, сокращенные понедельники и пятницы, частично удалённая работа еще до ситуации пандемии [18].

Прекрасная высокая миссия! Однако бизнес – это всё же про деньги. Компания, с которой работала я, ушла на «зелёный» уровень [19] и совсем забыла про прибыль. Собственника волновал вопрос - а что не так? Мы ориентированы на сотрудников, но не растём финансово. Мы стали выяснить, где в системе ценностей компании заработок? И так ли это важно, когда мы приносим счастье людям? И это каскадировалось в отдел продаж.

Ценностный подход позволяет привести всех к общему знаменателю. Когда общий знаменатель найден, то каждый сотрудник в компании начинает размышлять в ключе: «Каким образом я достигну цели, чтобы все ценности, которые есть во мне и в компании, были созвучны и привели бы компанию к прибыли?». Тогда менеджер по продажам делает новое действие: он разговаривает с клиентом, поддерживает его, предоставляя ценностный подход, при этом, предлагая решение, задаёт вопрос, который относится уже к бизнесу. Продажа будет продолжением поддержки клиентов.

Основная масса компаний, конечно, ориентирована на прибыль. И вторая тема в рамках рассмотрения аксиологического подхода – клиентоориентированность через ценностный подход.

Приходя в крупные международные компании, я чаще всего слышу, что компания клиентоориентирована, радуюсь за клиентов организации и… начинаем разбираться.

«Человек развивается до уровня своей некомпетентности» (Принцип некомпетентности Лоуренса Дж. Питера).

Пробить стеклянный потолок быстро в таких категориях как клиентоориентированность и доверие можно также через ценности. Все ответы на вопросы можно найти в реальной практике, стоит просто встать на позицию клиента, понять, что он видит и слышит, что для него ваш продукт? Какие новые способности он несет для человека? Почему это для него важно? Для кого еще в жизни вашего клиента важно, чтобы он купил у вас ваш товар/работу/услугу? Когда я спрашиваю у организации про клиентов, я имею в виду личные желания, стремления, убеждения, притязания, как клиент проживает свой рабочий и выходной дни, почему он должен выбрать именно эту компанию и продукт, какую боль это закрывает, почему для клиента это важно, что особенного он в этом усматривает.

Заключение

Коучинговые и менторинговые инструменты для любого управленца и эксперта сегодня – это необходимые элементы личного стиля управления и общения. Новые практические тренды в Executive и business коучинге или новый взгляд на прежние инструменты – это естественное развитие коучинга в организации в постоянно изменяющихся условиях внешней среды.

Накопленный опыт коучинговой практики показывает, что помогающие методологии работают как с клиентами бизнеса (ритейл, фарма, банки, производство, услуги и др.), государственного сектора (образование, медицина, административные ресурсы), так и с клиентами из сектора культуры, науки и искусства (например, кинематограф давно идёт с коучингом в ногу, ещё Станиславский задавал открытые вопросы, продвигающие человека к тому, чтобы вжиться в роль). Коучинг и менторинг работает в самой широкой бизнес-среде, как с монополистами, так и в конкурентном поле, приводя компании и команды к целям, позволяя им оставаться на плаву и развиваться, меняя мир и делая своего клиента счастливее.

Дисклеймер: Статья основана на опыте работы Галины Бобряковой с первыми лицами и командами ТОП-ов более, чем 30 компаниями из различных сфер, а также обзоре литературы. Все литературные источники представлены в специальном разделе.

Литература:

  • Adkins, A. (2015). Majority of U.S. employees not engaged despite gains in 2014. Retrieved from http://www.gallup.com/poll/181289/majority-employees-notengaged-despite-gains-2014.aspx
  • Tugend, A. (2014, March 8). It’s clearly undefined, but telecommuting is fast on the rise. New York Times. Retrieved from http://www.nytimes.com
  • Roark, P. (2013). Employee engagement. Leadership Excellence, 30(9), 25-26. Retrieved from http://search.proquest.com/docview/1449170059?accountid=14872
  • А.В. Королихин. Стоимость коучинга 2020 в Москве. Ассоциация русскоязычных коучей. 2020. Ссылка
  • Г.А. Бобрякова. Кейсы из командного коучинга. Вебинар ссылка/ Международный Университет Global Coaching. Москва, - 11, 2020.
  • https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019
  • Д. Бек и соавт. Спиральная динамика на практике. Альпина Паблишер, Москва, 2019.
  • А. Прицкер. Менторинг: инструкция по применению. Искусство развивать себя, сотрудников, компании. Москва, 2020
  • Командный коучинг с Галиной Бобряковой и Артёмом Тихоновым. Коучинг команд ТОП-менеджеров. Коучинг команд ТОП менеджеров. Открытый вебинар 20.04.2021
  • Executive coaching. Коучинг первых лиц. Ссылка на видеоролик.
  • Executive coaching: инструкция по применению с Галиной Бобряковой и Анастасией Кирилловой. Открытый вебинар.
8
1 комментарий

Спасибо за статью! Емко и по делу.

1
Ответить