{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как рекрутеру быстро закрывать вакансии

Запись и тезисы второго блока главного форума про рекрутинг НАЁМ

16 ноября более тысячи рекрутеров и HR-специалистов поучаствовали в главном форуме про рекрутинг НАЁМ.

Во втором блоке выступлений спикеры с главной сцены форума рассказали о том, как быстро закрывать вакансии, привлекать кандидатов и конкурировать с другими компаниями.

Публикуем тезисы и записи выступлений второго тематического блока.

Владислав Могильников,
фаундер в Time t0 IT

Как рекрутеру управлять имиджем компании через коммуникации с кандидатами

Бывает так, что рекрутер делает ошибки, которые негативно влияют на впечатление кандидата о компании.

Ошибки на этапе найма — «ошибки плохого секретаря»

  • Орфографические, стилистические, пунктуационные и фактические ошибки в описании вакансии.
  • Агрессивно-оценивающая позиция рекрутера под девизом «Пусть кандидат мне понравится».
  • Отсутствие обратной связи для кандидата.
  • Неумение рекрутера вести встречу и обозначать, кто и о чем сейчас должен говорить.
  • Отсутствие знаний о культуре компании, ее миссии и ценностях.
  • Желание быстро закрыть вакансию без оглядки на то, хорошо ли подходят друг другу кандидат и компания.

Ошибки на этапе онбординга

Часто новому сотруднику на этом этапе не объясняют, какие функции выполняют специалисты HR-департамента — кадровые сотрудники, HRBP, HRPP, HRD, HRM, HRG. Поэтому для него весь HR-департамент кажется незначительным, хотя в действительности это не так.

К чему стоит стремиться рекрутеру

Чтобы рекрутеру утвердить свою роль эксперта и быть эффективным в своей работе, он может сделать несколько вещей:

  • Не допускать ошибок «плохого секретаря» и во время онбординга доносить новым сотрудникам, чем им полезны сотрудники HR-департамента.
  • Перенять у HRPP несколько функций:
  • управлять талантами и подбором персонала;
  • обучать и развивать сотрудников;
  • сохранять и улучшать корпоративную культуру;
  • разрешать конфликты и поддерживать позитивный рабочий климат.
  • Стать агентом изменений в компании и улучшать следующие процессы:
  • performance review;
  • онбординг;
  • запуск команды;
  • роспуск команды;
  • организация мероприятий — митапов, хакатонов и прочих;
  • обучение;
  • Scrum;
  • рекрутинг.

Формула хорошего рекрутмента

Хороший рекрутмент состоит из трех компонентов:

  • качественный процесс найма;
  • лидирование минимум 2 процессов компании в год;
  • ответственность рекрутера за все свои действия и имидж компании, в которой он работает.
Ксения Классен,
старший консультант в Odgers Berndtson Russia

Executive search: как найти нужную экспертизу, если на рынке ее еще нет

В последние годы экономика и рынок существенно изменились:

В новом состоянии рынка бывает так, что нужен специалист с абсолютно новой экспертизой, которой или еще нет, или она только зарождается.

В таком случае классический подбор уступает место расширенной и более гибкой стратегии поиска кандидата. Например, искать подходящего человека можно по следующим направлениям:

  • Искать кандидата в других функциях, но с хорошим знанием продукта.
  • Искать кандидата в компаниях иного масштаба, но со знанием продукта и региона.
  • Искать кандидата в другой индустрии, но со знанием продукта и региона.
  • Искать комбинацию бизнес-ролей, которые будут дополнять и усиливать друг друга.

Три ключевых софт-скилла для лидера, который должен совершить прорыв:

  • Предпринимательство — умение быстро договориться, собрать команду и выстроить процессы.
  • Осознанная «смелость-дерзость» — умение действовать и идти на риск при минимуме или даже отсутствии вводных. Это сценарное мышление, отсутствие необходимости опираться на план. Оно дает возможность менять линию поведения, просчитывая риски и учитывая окружающую обстановку.
  • Освоение новых компетенций — умение погружаться в контекст и овладевать навыками.

Помимо этого, для лидера важны и такие софт-скиллы:

  • гибкость и адаптивность,
  • умение управлять командами,
  • любознательность,
  • быстрая обучаемость,
  • стрессоустойчивость.

Мотивирующие факторы для кандидатов на роль лидера:

  • создание того, чего раньше не было;
  • возможность быть первопроходцем;
  • развитие своих новых компетенций;
  • возможность заработать.

На текущем рынке привлечение лучших кандидатов заключается в следующем:

  • Увеличение компенсации в соответствии с рынком и задачами, которые будет выполнять кандидат.
  • Понятный бонус — ясно, что нужно сделать и сколько за это можно получить.
  • Выплаты за «суперподвиги» — нетривиальные задачи, которые нельзя измерить KPI.
  • Выплаты за риски — например, за работу в санкционной компании.

Базовые правила адаптации кандидатов:

  • Разработать систему адаптации для всех новых сотрудников, включая топ-менеджеров.
  • Проводить предварительную адаптацию — познакомить сотрудника со всеми участниками бизнес-процессов и определить четкие правила его успешности как специалиста на первые 3, 6 и 12 месяцев в компании.
  • Проводить регулярные встречи с руководителем. Рекомендую зарезервировать для таких встреч время в календаре в первые три месяца работы и проводить эти встречи без пропусков.

Для адаптации «золотых» кандидатов можно использовать индивидуальный подход к адаптации:

  • Определить бадди, использовать коучинг или оценку личного профиля, например по методике Hogan.
  • Уделять внимание контексту: профессиональной роли и личностным характеристикам, географии, культуре кандидата.
  • Составить индивидуальный график встреч, комфортный для всех их участников.
Наталия Минченкова,
специалист подбора и адаптации во Вкусно — и точка

Как нанимать, когда у вас не хотят работать

Вызовы, с которыми компания Вкусно — и точка столкнулась весной 2022 года:

  • Большинство сотрудников имеют моноопыт: они работают в компании всю жизнь. Им сложно и страшно было представлять, как вообще выйти на рынок труда.
  • Сотрудникам было страшно потерять свой доход.
  • В СМИ и соцсетях было много недоверия и негатива к компании.
  • Компания не могла дать гарантии, что останется в России, и пообещать что-либо сотрудникам. Максимум она могла информировать о своем текущем состоянии.
  • Общая тревожность и паника.
  • Кардинальная смена режима жизни.

Чтобы поддержать сотрудников в момент уязвимости, делали следующее:

  • Проводили видеовстречи с CEO и HR VR, организовали новостную рассылку и горячую линию.
  • Встречались очно с сотрудниками на предприятиях.
  • Предоставили возможности саморазвития: базу материалов, которые можно изучать, пока они находятся дома или в ресторане.
  • Полностью выполняли свои обязательства по выплате заработной платы.
  • Договорились с компаниями-партнерами, чтобы в момент простоя по желанию сотрудники могли выйти к ним на временную подработку и дополнительно заработать. Когда простой заканчивался, сотрудники возвращались в компанию.

Подписывайтесь на Telegram-канал Хантфлоу.

Гайды для рекрутеров, прямые эфиры с экспертами и новостные дайджесты из HR-сферы.

С помощью этих мер компания удержала 80% штата. За два месяца до открытия новой компании следовало быстро найти потерянные 20% штата — 12 000 человек. При этом шумиха в соцсетях и СМИ вокруг новой компании не утихала, а старый HR-бренд компании Макдоналдс нельзя было использовать. Доверие кандидатов нужно было завоевывать заново.

Летом 2022 года открылась новая компания — Вкусно — и точка. Вот как она справилась с новыми вызовами:

  • Перезапуск реферальной программы. Стало приходить на 15% больше новых сотрудников, чем раньше. Текущие сотрудники были готовы рекомендовать компанию даже в сложный экономический период.
  • Удовлетворение любопытства к новой компании. За первые 2 месяца работы компании пришло более 100 тысяч анкет соискателей, за первые полгода работы — 230 тысяч.
  • Демонстрация преемственности через образы. Удалось донести до кандидатов идентичность старой компании через намеки и образы в кампаниях по найму.

Во Вкусно — и точка удалось нанять около 100 новых ИТ-сотрудников с редкими профилями. Это было непросто, поскольку компания столкнулась с сложностями при подборе:

  • Не ИТ-компания. 51% кандидатов хотят работать в аккредитованной организации.
  • Нет удаленки. 60% кандидатов готовы работать только в удаленном формате.
  • Не релоцируем. 54% кандидатов рассматривают переезд или уже переехали.
  • Нет зарплаты в валюте. 57% кандидатов важно получать доход не в рублях.
  • Нет имени в tech-направлении. С компанией конкурируют Сбер, VK, Х5.
  • В российской части компании Макдоналдс было развито support-, а не IT-направление, а значит, у IT-специалистов мало опытных коллег.
  • Длительный и сложный процесс отбора — другие компании делают офферы за несколько дней.
Виталия Просветова,
HR-директор в Flipper Devices

Как конкурировать с гигантами за IT-кандидатов

Учитывайте особенности компании

Ожидания кандидатов от крупных компаний:

  • разнообразные проекты;
  • структурированные пути карьерного роста;
  • известный бренд и репутация, вызывающая доверие;
  • компенсационные пакеты и льготы;
  • стабильность и безопасность на рынке труда;
  • глобальное присутствие компании и сеть контактов.

Проблемы крупных компаний, с которыми сталкивается новый сотрудник:

  • проекты, которые тестировали, но не запустили;
  • сложно изменить внутренние процессы;
  • проблемы с корпоративной культурой;
  • нет гибкости и индивидуального подхода к сотруднику;
  • возможности карьерного роста ограничены;
  • неэффективное внутреннее общение.

Небольшие компании могут обернуть минусы корпораций себе на пользу. У них появляется поле для творчества и возможность доказать кандидату, что компания стоит внимания.

Плюсы небольших компаний, которые можно подсветить:

  • Возможность влиять на распределение ресурсов и финансирование. Когда между руководством и сотрудниками выстроены доверительные взаимоотношения, сотрудники могут генерировать и реализовывать свои идеи на пользу компании.
  • Компания дорожит своим брендом и репутацией, поэтому стремится перенимать best practice у лучших.
  • Структурированные пути карьерного роста позволяют гибко настроить карьерные треки, коммуникацию и рабочие процессы под каждого сотрудника.
  • Широкий спектр проектов позволяет сохранить сотрудников, которые устали от или даже выгорели, занимаясь одним проектом. Когда человек переключается на другие задачи, напряжение от прежних его отпускает.
  • Компенсационные пакеты и льготы могут быть гибкими, их можно изменить по потребностям сотрудника. Например, можно оплачивать такси для работника, который часто задерживается.
  • Глобальное присутствие и сеть контактов. Чем лучше продукт, который делает компания, тем более вероятно, что компания станет известной. Со временем она приобретет медийность и обрастет контактами.
  • Стабильность компании и безопасность работы в ней можно доказать через открытость перед кандидатом — например, можно показать ему опубликованный отчет по финансам или провести беседу с операционным директором.

Соблюдайте соцгарантии и предлагайте соцпакет

Социальные гарантии — это обязательства, перечисленные в Трудовом кодексе, которые работодатель не имеет права не предоставлять своим сотрудникам. Социальные гарантии следует строго соблюдать и исполнять: это залог хорошей репутации компании.

Соцпакет — это дополнительные бонусы, которые работодатель по желанию может давать своим текущим и потенциальным сотрудникам. Соцпакет увеличивает лояльность сотрудника к компании.

Общепринятые составляющие соцпакета:

  • техника для работы и оборудование рабочего места;
  • ДМС;
  • wellness — йога, танцы, фитнес и т. д.;
  • оплата профильного обучения и курсов для изучения иностранных языков;
  • питание.

То, что приживается в соцпакете — не внедрено повсюду, но иногда встречается:

  • индексация зарплаты,
  • детский сад,
  • помощь в релокации,
  • бонус за принятие оффера,
  • опционы.

Учитывайте ценности кандидата

Валентина Орлова,
IT & Digital Recruiter в Cloud.ru

Как конкурировать с гигантами за IT-кандидатов

Прокачивайте HR-бренд

Рискованно прокачивать внешний HR-бренд, если не прокачан внутренний. В таком случае можно получить негативные отзывы от сотрудников, ожидания которых не были удовлетворены.

Развивайте элементы внешнего HR-бренда:

  • Карьерный сайт — место, где кандидат увидит вакансии и узнает подробности о компании.
  • Чат в телеграме с деврелами и командой подбора сократит дистанцию между кандидатом и компанией.
  • Конференции и программа наставничества для спикеров дадут возможность кандидатам продуктивно пообщаться с представителями компании.
  • Участие в рейтингах и публикации статей о компании в разных источниках. Например, в последнее время vc.ru хорошо показывает себя как источник, который приводит кандидатов.

Нетворкинг — эффективный способ закрытия вакансий. Кандидаты, которые знакомы с компанией, ее сотрудниками, корпоративной культурой и ценностями, более лояльны. Поэтому важно уделять внимание общению с потенциальными и фактическими кандидатами.

Чтобы упаковать вакансию, можно представить, что вакансия — это товар, и ответить на 4 вопроса:

  • «Зачем продаем?» — какую потребность бизнеса закроем, если приведем специалиста в компанию.
  • «Кому продаем?» — какую целевую аудиторию кандидатов хотим привлечь, какие навыки должны быть у подходящего кандидата.
  • «Как продаем?» — что нужно и интересно кандидату, что из этого можем ему дать.
  • «Почему это захотят купить?» — какие у компании есть преимущества перед другими.

Не нужно стремиться представить вакансию идеальной, если она таковой не является. Неоправданные ожидания болезненны для новых сотрудников вплоть до увольнения. Важно, чтобы рассказы о вакансии на момент устройства на работу совпали с тем, что сотрудник увидит, когда начнет работать.

Проводите стажировки

Если рынок не позволяет нанять нужное количество новых сотрудников, можно вырастить их внутри компании с помощью стажировок. При должном внимании стажеры вырастают в полноценных специалистов, адаптированных именно под задачи и бизнес-процессы компании, в которой они стажировались.

Не стоит запускать стажировку, когда в компании нет ресурса — людей, которые могут или хотят обучать новичков.

Стажировки позволяют middle+ и senior-специалистам развить в себе качества, нужные лиду команды. Это прокачивает кадровый резерв компании, увеличивает пул потенциальных руководителей.

Улучшайте процессы и культуру найма

Недостаточно квалифицированные нанимающие менеджеры сильно уменьшают воронку найма и усложняют его процессы.

Хорошему рекрутеру важно выстроить здоровые и доверительные отношения с нанимающим менеджером, чтобы не слепо отрабатывать его запросы, а соизмерять их с реальной ситуацией на рынке.

Рекрутер может поговорить с каждым нанимающим менеджером или собрать общую встречу, на которой он экспертно осветит такие вопросы:

  • из чего состоит наем;
  • что сейчас происходит с рынком;
  • почему кандидатов именно столько, а не больше;
  • почему он использует такие-то каналы для привлечения;
  • что можно сделать, чтобы привлекать больше кандидатов;
  • почему важны софт-скиллы;
  • как правильно вести себя на собеседовании.

Выстроив доверительные отношения с нанимающим менеджером, рекрутер сможет быстрее закрывать вакансии. От этого конкурентность компании на рынке повысится.

Культура найма включает:

  • Четкие процессы. Оговорены правила, из каких этапов состоит наем, что в нем делают, а что нет. Правила могут быть гибкими, но они всегда оговорены и с ними согласны все участники процесса.
  • Разграничение зон ответственности. Все участники процесса должны понимать, кто и за что отвечает. Например, кто принимает решение о принятии кандидата на работу.
  • Обратную связь. Она нужна всем участникам процесса — кандидату, заказчику и рекрутеру. Важно не только давать ее, но и проактивно запрашивать.
  • Индивидуальный подход. Важно при первом касании дать понять кандидату, что он не один из многих участников стандартного процесса, а чем-то действительно интересен компании. Например, рекрутер может упомянуть рабочие кейсы кандидата или его выступления в публичном пространстве.
  • Заинтересованность. Если кто-то из участников процесса не верит в то, что он делает, достигнуть хорошего результата процесса не удастся.

Журнал Хантфлоу читают более 70 000 рекрутеров и профессионалов HR-индустрии. Подкасты, интервью, тематические статьи и экспертные мнения.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда