«Если ребенок болеет, это не повод отказываться от мечты»

Как Вышка сотрудничает с проектом госпитальной педагогики «УчимЗнаем»

Иллюстрация: Софья Иванцова / Высшая школа экономики
Иллюстрация: Софья Иванцова / Высшая школа экономики

Преподаватель ВШЭ Гульшат Суханова последние годы является связующим звеном между университетом и федеральным проектом госпитальных школ России «УчимЗнаем». За это время студенты Вышки поучаствовали в развитии проекта, а несколько детей, ведущих борьбу с онкозаболеваниями, стали участниками и призерами вышкинских олимпиад и студентами Вышки.

«Конечно, это непросто, — говорит Гульшат, — это же рак! Да, он теперь излечим при ранней диагностике, но потери все равно неизбежны. За тот год, что я работаю в «УчимЗнаем», похоронили нескольких. А ты ведь становишься для этого ребенка почти другом… Ты больше чем учитель, сильно больше. И он для тебя тоже больше чем ученик. Но, с другой стороны, видеть результат и видеть в ответ улыбки таких учеников — это дорогого стоит…»

В первый раз Гульшат Суханова оказалась в этой необычной школе в 2018 году. Институт образования Вышки готовил новую образовательную программу «Экономика и управление образованием», и вместе с коллегами Алексеем Обуховым и Евгением Савелёнком Гульшат вывозила студентов-магистрантов «в поля», чтобы дать возможность погрузиться в образовательную среду различных передовых школ Москвы и России.

Федеральному проекту «УчимЗнаем» тогда было всего четыре года. Основал его профессор, PhD и заслуженный учитель России Сергей Витальевич Шариков, и у него была всего одна площадка — НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева. Дело в том, что прогресс в лечении рака на тот момент был уже приличным: излечение некоторых видов лимфобластных лейкозов перешло порог 90%, лимфома Ходжкина — почти 95%, опухоль Вилмса (почки) — почти 90%. Но детей от рака лечится все больше, лечение длительное, а учить во время лечения детей было некому.

Основатель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков 
Основатель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков 

Мировая практика говорит о том, что лечение и последующая реабилитация проходят лучше, если дать возможность ребенку максимально сохранять привычный образ жизни и обеспечить ему нормальное, без потерь и отставания, возвращение в свою обычную жизнь. В 2014 году Сергей Витальевич Шариков создал образовательное содружество «УчимЗнаем», чтобы решить вопрос доступного полноценного образования для школьников, находящихся на длительном лечении. И в настоящий момент в России открыто уже 45 региональных площадок этого проекта.

«Я помню, что, войдя впервые в школьный сектор, расположенный в центре им. Дмитрия Рогачева, я не только испытала удивление, но даже была несколько шокирована: настолько был резкий неожиданный контраст между ожиданиями и реальностью, — описывает Гульшат Суханова тот первый визит в школу. — Потому что, когда слышишь про школу в больнице, воображение рисует только унылые больничные стены. Здесь же все совсем не так. Да, это тяжело больные дети, слабенькие, замученные болезнью, кто-то даже передвигался с инфузоматом, и большинство детишек потеряли волосы после химиотерапии… Но, вы не поверите, они улыбаются! Они ничем не отличаются от обычных детей: играют, учатся, рисуют, готовят концертные номера и сдают экзамены. Несмотря на то, что находятся в больнице. Тогда это произвело на меня неизгладимое впечатление: сразу возникло желание «прикоснуться» к этому проекту, стать его частью или хотя бы стать полезной для этих детей».

О переходе в проект речи пока не шло, — но о том, как помочь проекту, Гульшат думала с тех пор постоянно. Для начала она организовала два студенческих проекта — исследовательский и прикладной — в рамках студенческой проектной деятельности в НИУ ВШЭ. Во время одной из бесед с Сергеем Витальевичем Шариковым она узнала, что школа нуждается в качественных педагогах. «Рынок труда не готов предоставить готовых специалистов в такие школы, госпитальной педагогике еще нигде не учат, готовых госпитальных педагогов на рынке труда практически нет. Это и стало отправной точкой для нашей дальнейшей совместной работы», — вспоминает она. Под руководством Гульшат Сухановой и Алексея Обухова студенты магистратуры Вышки начали исследовать эти вопросы и предлагать пути решения. В результате проделанной студентами исследовательской работы были выявлены основные критерии и требования, которым должен удовлетворять принимаемый в госпитальную школу учитель.

Гульшат Суханова
Гульшат Суханова

Далее — непосредственная рекрутинговая работа студентов, выход на беседы с соискателями, претендующими на открытые вакансии госпитальной школы. Предыдущий профессиональный опыт Гульшат (она работает в рекрутинге с 2003 года и имеет опыт ведения консалтинговых проектов в сфере HR) — оказался как раз кстати. И уже в ходе реализации первого студенческого проекта, студенческой команде удалось закрыть ряд вакансий и предложить руководству госпитальной школы несколько достойных и сильных кандидатов.

В 2019 году Гульшат Суханова приняла решение перейти в проект «УчимЗнаем» на основное место работы. Активно развивалась региональная сеть проекта, нужен был человек, который займется масштабным рекрутингом. В Вышке она продолжила преподавать, а сотрудничество университета с проектом после ее перехода только усилилось.

«В какой-то момент я поняла, что дети, которые оказались в этой тяжелой ситуации, могут и должны ставить перед собой самые амбициозные задачи, — говорит она. — Ведь если ребенок болеет, это не повод отказываться от мечты. Мечта дает силы жить и двигаться дальше. Это очень мощный стимул. Такой мечтой для многих наших учеников является поступление в Вышку. В центре им.Димы Рогачева лечатся дети в основном из регионов. В регионах ведь часто как думают: Вышка — это что-то недосягаемое, для золотой молодежи, туда поступить нереально».

Гульшат Суханова и Даниил Хачатуров на конкурсе HSE Startup Club, 2021 год
Гульшат Суханова и Даниил Хачатуров на конкурсе HSE Startup Club, 2021 год

Вдохновляя и помогая участвовать в вышкинских олимпиадах, Гульшат добилась, чтобы это представление постепенно корректировалось. В прошлом году одна из выпускниц школы «УчимЗнаем» в Морозовской детской клинической больнице по результатам олимпиады «Высшая проба» поступила в Вышку на бюджетное место. А уже в этом году на эту олимпиаду от госпитальных школ «УчимЗнаем» было зарегистрировано 17 заявок. Четыре человека прошли во второй тур, а одна из участниц завоевала статус призера. В конкурсе исследовательских и прикладных проектов «Высший пилотаж» приняли участие три проекта по направлениям «Биология», «Предпринимательство» и «Медиаком». Тринадцатилетний Даниил Хачатуров занял первое место в номинации «Идея» в конкурсе HSE Startup Club. Даниил выступал с проектом WM Products. Это сервис для адаптации образовательных веб-сайтов и приложений для незрячих людей, которые испытывают трудности с использованием таких сервисов. «Сейчас Даня всерьез думает о поступлении в Вышку, — радуется Гульшат. — И если он захочет, то у него это обязательно получится. В нем есть упорство, стремление к новому и новаторская предпринимательская жилка. Даня полностью потерял зрение после онкологии, но он очень талантлив и целеустремлен, и потеря зрения не должна быть препятствием для того, чтобы он получил самое лучшее образование и реализовал свою мечту».

Несмотря на разительные перемены в своей жизни, Гульшат Суханова считает, что именно в рамках проекта «УчимЗнаем» ей удалось, наконец, объединить несколько направлений своих профессиональных интересов — HR, образование, исследовательскую деятельность и преподавание. «Но здесь образовалась такая многогранная и разносторонняя взаимосвязь разных сфер, что возможности каждого направления деятельности просто удесятерились. И самое главное — огромная отдача. Болезнь, как правило, отнимает у детей не только здоровье, но и школьных друзей, резко сокращает круг общения. Педагоги заменяют им эти потери. Это и нагрузка эмоциональная очень большая, но и радость тоже», — говорит Гульшат. Для Вышки это — все то же самое: и радость, и масштабирование возможностей. Сотрудничество с проектом «УчимЗнаем» позволяет полнее реализовывать миссию университета, здесь же — новые возможности для студентов, а также развитие новой и важной области образования — госпитальной педагогики.

22
Начать дискуссию