Как уменьшить налоги ООО

7 «стратегических» способов уменьшения налогов. От простых и белых, до не совсем светлых.

Оформить ИП вместо ООО

Получать прибыль с ИП выгоднее, чем с ООО.

Причина: при выводе прибыли с ООО нужно платить НДФЛ (13%), а с ИП можно сразу распоряжаться средствами на р/с (если не берем во внимание 115-ФЗ).

Получили 5 000 000 рублей прибыли:

  • На ИП можно будет снять 5 млн и купить новенькую Audi (перевод через зарплатный проект на собственную карту, тогда комиссии от банка не будет).
  • На ООО придется отдать государству 13% — 650 000 и на покупку Audi в упрощенной комплектации останется 4 350 000 рублей. При выводе дивидендов комиссия от банка нулевая.

У ИП и ООО есть свои плюсы и минусы. Поэтому выбор между ИП или ООО нужно делать на основе бизнес-целей и личных предпочтений.

Подробнее про выбор ООО или ИП в этой статье.

Выбрать правильную систему налогообложения (СН) и использовать льготы

Это основа основ, база.

Кратко:

  • Патент для ИП — чаще всего самая выгодная история.
  • УСН Доходы (6%) — выгодная СН для бизнеса с низкими расходами (сфера услуг). Расходы должны быть на уровне 60% и меньше от выручки, если больше, то выгоднее УСН 15%.
  • УСН Доходы минус расходы (15%) — выгодная СН для бизнеса с большими расходами (торговля, производство). Расходы должны быть больше 60% от выручки, если меньше, то выгоднее УСН 6%.
  • ОСН — выгодная СН, если ваши клиенты юрлица на ОСН, вы занимаетесь экспортом или можете применять льготны ставки по НДС и налогу на прибыль. В других случаях самая невыгодная СН.

Также для УСН и ОСН возможно применение льгот. Например, в Санкт-Петербурге для всех компаний на УСН доходы минус расходы ставка составляет 7%. А для IT-компаний в Ульяновске ставка УСН доходы равна 1%. Для IT-компаний с аккредитацией Минцифры налог на прибыль составляет 0%.

Уровень налоговой нагрузки, если система налогообложения выбрана правильно:

  • Для патента — 0,1-1% от выручки.
  • Для УСН 6% — 0,5-6% от выручки в зависимости от наличия льгот.
  • Для УСН 15% — 1-5% от выручки. В зависимости от доли расходов и применения льгот.
  • Для ОСН — 2-10% от выручки. В зависимости от доли расходов, льгот и структуры расходов.

Про уровень налоговой нагрузки писали в этой статье.

Также можете скачать налоговую модель компании по ссылке, чтобы сравнить разные системы налогообложения для вашего бизнеса.

Скрин налоговой модели
Скрин налоговой модели

Выдать заём собственному ООО

Легальный способ уменьшения налогов и дешевого вывода прибыли из ООО.

Логика простая: учредитель выдает собственному ООО процентный заём. ООО на сумму процентов уменьшает налог на прибыль или УСН 15%. Учредитель получает проценты и уплачивает с них НДФЛ (13%).

А теперь на цифрах:

  • Учредитель выдает заём собственному ООО на 20 млн рублей под 25% годовых. Сумма процентов за год составит 5 млн или 420 тыс. в месяц.
  • У компании ежемесячно возрастут расходы на 420 тыс. за счет выплаты процентов, которые можно будет принять к учету и уменьшить налог на прибыль или УСН 15%.
  • Учредитель получит на руки 360 тыс. ежемесячно, т.к. 13% от 420 тыс. (60 тыс.) придется уплатить в качестве НДФЛ.

Этот способ служит также для получения прибыли из ООО. Его эффективность практически такая же (13%), как вывод прибыли через дружественного ИП (комиссия 7-10%). Но способ через выдачу займа не несет рисков в отличие от ИП, если:

  • ООО получает тело займа на р/с.
  • ООО использует заём для роста. Цель получения займа: развитие и рост бизнеса, либо пополнение оборотных средств.
  • ООО переводит % на счет учредителя.
  • Учредитель платит НДФЛ.

Этот способ был популярен в 10-х годах для оптимизации налога на прибыль крупных компаний. Только в их случае суммы займа составляли млрд рублей и более, а суммы уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль составляли сотни млн рублей.

В этих схемах не было фактических движений средств (сумма займа не передавалась компании и компания не платила %), но при этом компании уменьшали налог на прибыль на сумму процентов. Из-за слабой «айтификации», недостаточной опытности и сильной децентрализации налоговой (компании могли «договориться» с местными налоговиками) в начале 10-х годов компании пользовались этой лазейкой, но потом лавочку прикрыли.

Использовать самозанятых

Легальный способ уменьшения налогов, если использовать самозанятых по назначению.

Логика простая: вместо трудового договора с физлицом заключается договор на оказание услуг или выполнение работ.

Если оформлять трудовой договор, то компания платит страховые взносы и НДФЛ.

Например, чтобы выплатить сотруднику 50 тыс. на руки потребуется заплатить 18 тыс. налогов (калькулятор) — это 36% от суммы на руки, если компания из МСП и применяет пониженные страховые взносы.

Если компания оформляет договор услуг с самозанятым, то компания не платит никаких налогов. Налоги платит самозанятый и закладывает сумму своего налога (6%) в сумму договора.

Например, самозанятый за сборку 50 стульев хочет получить 50 тыс. на руки. Самозанятый выставляет счет на 53 тыс. рублей, где 3 тыс. рублей налог самозанятого.

Удельная налоговая нагрузка при использовании самозанятых в 5,5 раз меньше, чем при использовании трудового договора.

Но самозанятость не следует рассматривать, как замену трудовому договору, т.к. в этом случае это будет подмена трудового договора, а значит возникнут риски от налоговой.

Самозанятых нужно использовать тогда, когда бизнес-процесс действительно может протекать с участием СЗ.

Если вам нужны работники на разовые работы, либо под определенный объем работ, то СЗ — хороший выбор.

Если вам нужны работники под постоянную загрузку и основной вид деятельности — по СЗ появляются риски и схему работы нужно проработать с налоговым юристом.

Основные правила работы с СЗ:

  • Отношения с СЗ должны быть сдельными. Т.е. компания выступает, как заказчик, а самозанятый, как исполнитель. Т.е. компания не может расценивать его как своего сотрудника, а тем более называть сотрудником. Это подрядчик и подрядчик оказывает услуги так, как ему удобно в соответствии с ТЗ заказчика.
  • Заключать договор услуг с СЗ в котором нет ни одного намека на трудовое законодательство.
  • Не заключать договор с бывшим сотрудником.
  • Заключать договор на определенный объем работ.
  • Платить строго за объем работ: раз в неделю, либо раз в месяц. Не делать даты выплат в тот же день, что и выплату зарплаты.
  • Желательно не платить одинаковыми суммами – они должны меняться в соответствии с объемом выполненных работ.
  • Если нанимать СЗ под задачи, которые также выполняют штатный сотрудники – могут возникнуть риски. Если сборщик Иван работает, как самозанятый, а сборщик Макс, как штатный сотрудник, то могут возникнуть риски.
  • Если нанимать СЗ под основной вид деятельности, то также могут возникнуть риски. Например, компания оказывает услуги грузоперевозок. Для этого компания оформила договор услуг с самозанятыми-водителями – в этом случае могут возникнуть риски (Яндекс.Такси и таксопарки не оказывают услуги грузоперевозок, а предоставляют доступ к сервису или возможность получения/размещения заявок на перевозки).

Использовать дружественного ИП

Это незаконная схема уменьшения налогов и вывода прибыли из ООО.

Суть: создается ИП, которое подконтрольно собственнику ООО. ООО переводит ИП средства за оказание услуг, реальность которых сложно отследить (ИП может реально оказывать данные услуги, но не в том объеме или не за рыночную стоимость). Далее ИП снимает средства и передает ООО кэш.

ООО примет в расходы услуги ИП и уменьшит налог на прибыль или УСН 15%.

ИП заплатит налог на УСН (6%+1%), а также банк возьмет комиссию за снятие наличных через карту (0-3%). В итоге комиссия за вывод средств составит 7-10%.

Это незаконная схема уменьшения налогов и вывода денег. Но очень распространенная среди микро и малого бизнеса.

Если:

  • Между ООО и ИП нет аффилированности.
  • ИП платит все налоги.
  • В месяц выводятся суммы порядка 0,5 млн.
  • У ИП есть другие контрагенты, которым ИП оказывает схожие услуги.
  • ООО и ИП зарегистрированы в разных регионах.

Тогда такая схема может существовать годы и налоговая вообще не будет обращать на это внимание.

Однако в этой схеме нужно опасаться не налоговую, а банк. Точней блокировку р/с со стороны банка по 115-ФЗ, попадание в черный список банков и вывод остатка с р/с с комиссией в 20-30%. Подробнее про 115-ФЗ.

Риски в этой схеме со стороны налоговой: переквалификация выплат от ООО в сторону ИП в выплату зарплаты и доначисление НДФЛ, страховых взносов, штрафа и пени.

Бумажный НДС

Незаконный способ уменьшения НДС за счет увеличения входящего НДС.

Статьи про НДС, которые стоит прочитать, чтобы понимать смысл НДС и как правильно с ним работать:

Суть бумажного НДС проста: однодневка-ООО фиктивно оказывает услуги компании и выставляет счет-фактуру с НДС. Компания перечисляет однодневке 1-2% комиссию (доход однодневки) от суммы счет-фактуры и принимает счет-фактуру к вычету, уменьшая НДС.

Например, торговой компании нужно уплатить в бюджет 10 млн НДС. Предприниматель не хочет платить столько налогов и находит оптимизаторов НДС. Покупает у однодневки НДС на 5 млн и перечисляет 100 тыс. рублей (2%) за оказанные услуги.

В итоге предприниматель вместо уплаты 10 млн НДС заплатил 5 млн, потратив всего 100 тыс. рублей. А на сэкономленные 4,9 млн можно купить Audi Q5 для жены (останется взять только трешку в центре и построить завод ЖБИ в Уфе).

Выглядит круто, но эта схема несет большие риски (она вообще незаконна). Т.к. при использовании бумажного НДС будет 100% внимание и требования со стороны ФНС (может быть через месяц, а может быть через 3 года), а затем дальнейшие требования убрать вычеты по НДС, иначе придет проверка.

Фишка НДС в том, что государство в любом случае должно его получить. Выставленный и полученный НДС появляются в системе, но его никто не платит (если заплатят, то схема лишается смысла). Поэтому все схемы с бумажным НДС недолговечны и 100% раскрываются.

Но некоторые предприниматели умеют работать с таким НДС, т.к. имеют своих поставщиков/контакты из налоговой и регулярно меняют бумажный НДС от одного поставщика на другого (перед разрывом цепи). Но все равно это постоянные требования, вызовы в налоговую, головняк и нервотрепка.

Подробнее про бумажный НДС можно почитать в наших статьях:

Совет: не идите в эту историю, риски существенны, а здоровье и нервы дороже.

Структуризация бизнеса

Способ уменьшения налогов среднего и крупного бизнеса. Может быть законным, так и незаконным.

Структуризация бизнеса — разделение бизнеса на несколько направлений-функций, где за каждое направление-функцию отвечает отдельное ООО или ИП. При этом иногда выделенные ООО и ИП могут применять УСН или патент.

Поэтому этот способ использует средний и крупный бизнес для уменьшения налоговой нагрузки (вместо одной компании на ОСН создается группа компаний на ОСН, УСН и патенте).

Если же разделение происходит только для налоговой выгоды, то налоговая называет эту процедуру — дроблением бизнеса. И это становится незаконной схемой уменьшения налогов.

Например, торговая компания с оптовым и розничным направлением с общей выручкой под 1 млрд рублей может оптимизировать налоговую нагрузку на 10-50 млн в год за счет уменьшения НДС и налога на прибыль (за счет выделения розничного направления). Размер оптимизации зависит от агрессивности схемы, доли выручки с разных направлений, внутренней структуры бизнеса и бизнес-процессов.

Чем больше выгода, тем больше риски. Особенно они возросли после изменения закона о субсидиарной ответственности в 2017 году, т.к. налоговой стало легче доказывать вину налогоплательщиков при банкротстве и выводе активов из компаний.

После проведения выездной проверки ФНС и обвинений в дроблении сумма доначислений может составлять сотни млн рублей и некоторые компании подают на банкротство (около 35% компаний подают на банкротство после доначисления налогов по дроблению бизнеса). А далее ФНС подает в суд и привлекает директора и учредителей к субсидиарной ответственности.

При этом до 2017 года налоговая выигрывала 15% дел по субсидиарной ответственности, а после 2017 года выигрывает 40%.

Структуризацию делают, чтобы улучшить управляемость, повысить защищенность, увеличить прибыль. Налоговая экономия следствие структуризации, а не цель.

Например, частые причины структуризации:

  • Сделать компанию под направление для выхода на новые рынки, клиентов. Например, выделили логистику и начали оказывать услуги грузоперевозок для 3-х лиц.
  • Улучшить управляемость: в каждой компании будет свой гендиректор, который будет единолично отвечать за свой вид деятельности, рынок. Не будет внутренних разногласий между отделами внутри одной большой компании (небольшие компании тщательнее следят за ресурсами, чем большие).
  • Уменьшить риски: выделить активы в отдельное юрлицо, которое будет защищено от политических игр внутри и внешних действий контрагентов, банков и налоговой.
  • Уменьшить воровство и внутренние политические игры. Когда зоны ответственности четко поделены, в том числе по разным юрлицам, то влиять на людей из соседних юрлиц становится сложнее. Плюс отследить воровство, нерациональные контракты и расходы легче в небольшой компании. Либо можно передать функции оплаты и проверок в отдельное независимое юрлицо, чтобы исключить заинтересованность руководителя направления. Поэтому средний и крупный бизнес иногда пользуется услугами аутсорсинговых компаний (аутсосер независимое лицо).

В реальности чаще всего собственник приходит к налоговым консультантам с запросом: «Хочу платить меньше налогов, но при этом минимизировать возможные риски. Помогите сделать.»

И далее налоговые консультанты разбирают бизнес и ищут внутренние проблемы на основании которых можно будет разделить бизнес и в последствии сэкономить на налогах. В бизнесе с выручкой 500 млн и более задач и проблем может быть достаточно.

После этого налоговые консультанты делают стратегию, составляют план преобразований и передают собственнику или топ-менеджеру на реализацию.

Если компания в итоге решит внедрять изменения, то внедрение нужно будет провести на 100% и следовать строгим инструкциям от консультантов. Иначе риски очень высоки.

Насколько безопасна эта схема?

Принцип и логика такая же, как при любой налоговой оптимизации: если компания платит налоги меньше, чем нужно, то будут риски.

Если после структуризации выручка и поступления в бюджет общей группы компаний увеличится, при этом каждая компания в отдельности будет платить налоги на среднеотраслевом уровне, то риски будут минимальны.

Если же после структуризации выручка общей группы компаний не увеличится или уменьшится, а поступления в бюджет также уменьшатся, то риски возрастают (бюджет страдает, значит налогоплательщик хитрит). В этом случае риски зависят от агрессивности схемы: чем больше уменьшаются налоги, тем больше риски.

Другие способы уменьшения налогов

Есть и другие способы уменьшить налоги: агентская схема (часто используется в торговом бизнесе и при структуризации), договор подряда (используется при производстве и структуризации бизнеса), создание простого товарищества (используется при структуризации), управляющий ИП, сдача личной собственности в аренду для ООО, проведение личных расходов через компанию, создание НМА и повышение его оценки, создание резервов, получение счет-фактур на аванс и т.д.

В этой статье не будем рассматривать их подробно.

Но, если вам интересно, то можем рассмотреть подробно в другой статье. Поддержите эту статью стрелочкой вверх, чтобы мы сделали вторую часть.

Telegram канал про бухгалтерию и налоги для предпринимателей на языке предпринимателей.

Если у вас есть вопрос по налогам, обелению бизнеса, уменьшению налогов, структуризации или вам нужна бухгалтерия, то можете написать нам в Telegram.

Гайд по уменьшению налогов и защите бизнеса от ФНС – собрали наши самые полезные статьи и шаблоны документов в одном месте.

Полезная статья?
Да
Нет
Сколько прочитали?
Все по диагонали
Половину
До конца
44
реклама
разместить
3 комментария

А если новенькую Ауди купить в лизинг на компанию?

Тоже способ. Но могут возникнуть вопросы у налоговой на которые грамотный бух сможет дать понятный ответ.

1

Спасибо. Очень полезно и интересно!