Венчурные сделки в IT: неконкуренция и непереманивание
Всем привет! Готовы продолжить разбор базовых инструментов в документах по венчурным сделкам? Сегодня у нас по плану non-compete & non-solicitation – неконкуренция и непереманивание.
Что такое неконкуренция и непереманивание?
Non-compete (соглашение о неконкуренции) – это обязательство не осуществлять конкурирующую деятельность, т.е. деятельность, схожую с бизнесом вашего стартапа.
Non-solicitation (соглашение о непереманивании) представляет из себя обязательство не хантить, т.е. не переманивать ключевых лиц и/или клиентов из стартапа в другие компании.
Оба инструмента обычно направлены на защиту интересов инвестора: они обеспечивают сохранение стабильной команды профессионалов и защищают инвестора от недобросовестной конкуренции со стороны фаундеров/иных ключевых лиц стартапа. Для инвестора важно, чтобы знания, которые были получены фаундерами в результате сотрудничества в рамках сделки, не были применены ему в ущерб.
На кого распространяются обязательства?
Давайте начнем с non-compete. Чаще всего обязательство по неконкуренции устанавливается для:
фаундеров и
key employees/key persons стартапа
На инвестора non-compete распространить, скорее всего, не удастся, в т.ч. и по той причине, что инвесторы, как правильно, инвестируют в стартапы в схожих сферах и под таким ограничением не подпишутся. Инвестор откажется от принятия подобных условий, поскольку они будут противоречить его основной деятельности в целом.
Что касается непереманивания, то здесь уже можно пробовать установить взаимные обязательства и для инвестора. Если уж у инвестора есть право инвестировать в схожие бизнесы, то ограничить его в переманивании сотрудников или клиентов будет вполне разумно, и инвестор с большой вероятностью может согласиться на такие условия.
На какой срок могут устанавливаться non-compete&non-solicitation?
На нашем опыте, стороны чаще всего договаривались о следующем: если неконкуренция и непереманивание начинают действовать с момента заключения TermSheet (что это такое, мы рассказали в одном из предыдущих постов), то срок действия обязательств может достигать 5 лет. Если же обязательства не конкурировать начинаются с момента заключения обязывающих документов, т.е. совершения сделки, то non-compete и non-solicitation действуют в течение всего времени нахождения лиц, на которых наложены ограничения, в проекте + в среднем 2-3 года после выбытия из него.
Повторимся: универсального правила о сроках не существует. Поэтому если вы чувствуете, что инвестор предлагает слишком большие ограничения, можете смело вступать в переговоры с ним. Кроме того, в текущем динамично меняющемся мире знания и опыт, имеющие ценность сейчас, с большой вероятностью моральной устареют уже через год. Поэтому устанавливать очень долгие сроки в отношении обязательств по неконкуренции также нет особого смысла.
А что насчет территории действия?
Здесь, как и со сроком: все зависит от ваших договоренностей.
Часто можно увидеть формулировки о том, что конкурировать и переманивать запрещается на территории всего мира.
Но иногда такие запреты являются чрезмерными: например, ваш бизнес таргетирован на определенный регион (Китай, ЕС, США, СНГ или любой иной). Тогда и non-compete&non-solicitation целесообразно устанавливать только в соответствующем регионе.
На что еще обратить внимание, если в документах предусмотрены non-compete и non-solicitation?
В первую очередь, в документах должно содержаться определение того, что понимается под конкурирующей деятельностью и переманиванием, т.е. заданы их рамки и пределы определения должны быть максимально четкими и неразмытымии.
Формулировки вроде «конкурирующая деятельность – это любая деятельность по разработке программного обеспечения», являются слишком широкими и неоправданными. Под такими условиями мы не рекомендуем подписываться, т.к. они ограничивают практически любую деятельность в сфере IT. Добавив в описание сферу разработки (fintech, EdTech, и т.д.) и обозначив особенности продукта или деятельности, формулировку можно существенно сузить и, соответственно, уменьшить риски ее потенциального нарушения, а также оставить за собой возможность дальнейшего развития в иных IT-направлениях.
Во-вторых, в документах по сделке необходимо отображать все существующие на момент заключения сделки исключения. Допустим, у кого-то из key employees есть ИП и ведется работа в рамках B2B договоров с другими компаниями. Эту информацию нужно сразу раскрыть инвестору и, если инвестор будет согласен, зафиксировать, что на деятельность такого лица не будут распространяться условия о неконкуренции.
В-третьих, обратите внимание на ответственность за нарушение условий. Как правило, в документах предусматривается ответственность в виде штрафа или штрафного опциона (что это такое, расскажем немного позже в следующих постах).
Неконкуренция и неперманивание – важные инструменты для обеих сторон сделки. Они позволяют сохранить стабильную команду в проекте и, таким образом, способствуют лучшему развитию вашего бизнеса. Главное – помните: можно и нужно вступать в переговоры с инвестором и предлагать условия, которые будут соответствовать интересам обеих сторон.
Авторы
Анастасия Акулич, старший юрист REVERA law group
Александра Ковалева, юрист REVERA law group
Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.
А ещё предоставить ритейлерам льготные кредиты на закупку отечественных устройств, субсидировать рекламу и ввести дополнительный утильсбор.
Провели премию Ventra Go! Retail Awards: выбрали топ-11 лучших ритейл-брендов на основе 300 000 отзывов наших исполнителей.
Захотелось в жизни перемен, всё бросил и уехал в Израиль. Открыл бизнес, теперь помогаю переезжать таким же непоседам.
Его начнут взимать с 1 марта 2026 года.
Когда стоит задача вернуть игроков и привлечь новых, важно не просто сфокусироваться на одном канале. В этой кампании для battle royale игры на ПК мы использовали подход, который сочетает лучшие традиции performance-рекламы и практики работы с программатик-трафиком. Через точную настройку таргетинга и правильную работу с креативами удалось не тольк…
Пользователи смогут создавать не только красивые, но и «практичные» картинки вроде графиков и плакатов, считает компания.
За нарушение грозят штрафы.
Компания заявила, что новая версия сравнима с Claude 3.7 Sonnet и превосходит GPT-4.5.
Компания готовит «кардинальное» обновление дизайна интерфейсов в iOS 19, iPadOS 19 и MacOS 16, писало Bloomberg.