KPI в SEO – как поставить, как отслеживать, как оценивать – Ultimate Guide 2023-2024

Ключевая цель SEO – прибыль для бизнеса клиента.

Итак, когда с основной целью мы уже разобрались, с другими будет значительно проще.

Что влияет на увеличение прибыли?

- Трафик;

- Позиции запросов в органике;

- Количество заказов;

- Видимость в поиске;

- Количество ссылок;

- Органический CTR;

- Показатель отказов.

Часто приходится слышать от клиентов и коллег, что следует выбрать какой-то один параметр и отслеживать его на протяжении всего сотрудничества.

Такой подход тоже имеет право на жизнь, но я бы хотел коротко остановиться на плюсах и минусах каждого из таких пунктов

Коротко разберём каждый из пунктов, а затем создадим идеальную модель KPI в SEO продвижении.

KPI в SEO по трафику

Что под этим понимается? В 1 месяц у нас было 10 посетителей из органики, в 10 месяц стало 100 посетителей из органики. Вопросы для самостоятельной проверки Клиенту и SEO-специалисту при выборе этого KPI

1) Будет ли проекту полезен информационный трафик?

2) Какой объём коммерческого трафика будет «ок»?

3) Каким точным, измеримым характеристикам должен отвечать конкретный посетитель из SEO-выдачи?

Бонусный вопрос: Трафик требуется какому-то отдельному разделу или всему сайту?

Что может пойти не так?

Количество трафика – важно.

Ещё важнее – на какие страницы этот трафик отправляется. В том случае, если речь идёт о конверсионных посадочных и/или основных страницах – всё ок.

В том случае, если трафик условно-искусственно нагоняется за счёт создания большого кол-ва малополезных страниц на сайте, как я описывал в этой статье - https://vc.ru/seo/795038-sozdanie-sayta-pod-seo-prodvizhenie - это становится проблемой.

Почему?

1) Сайт может попасть под фильтр «Малополезный контент» в Яндекс или его аналог в Google.

2) Такие посетители обычно никак не влияют на конверсию. Просто входят и выходят.

Тем не менее – KPI действительно может быть выполнен. Стало ли на сайте больше трафика? Да.

Как это исправить? Определить сегменты трафика.

1) Трафик на определённое кол-во адресов/страниц/разделов на сайте.

Как собрать сегменты?

- При помощи выявления определённого признака. Например, нам нужно увеличить кол-во трафика на информационный раздел сайта, который лежит в папке articles. Соответственно, трафик можно смотреть в метрике примерно как:

KPI в SEO – как поставить, как отслеживать, как оценивать – Ultimate Guide 2023-2024

- В том случае, если есть готовый список URL для продвижения, которые находятся в разных разделах – разумно будет использовать Yandex Datalens или Google Data Studio Например, в Yandex.Datalens это выгружается просто в виде таблицы с кастомным набором параметров:

KPI в SEO – как поставить, как отслеживать, как оценивать – Ultimate Guide 2023-2024

Как ещё фильтровать качественный трафик наглядно?

- По определённому пулу запросов. Это сложнее, поскольку счётчики обычно не дают детальную аналитику по запросам из SEO;

- По поведенческим метрикам. То есть, брать за пользователя только человека, который определяется: 1) Как человек;

2) Как НЕ отказ;

3) также можно вписать или придумать какой-то свой собственный параметр, который легко найти в любой метрике. Также считаю важным напомнить, что SEO – отличается от директа, при всей внешней схожести для клиента.

В SEO – платить за «клики» не имеет никакого смысла, SEO – это про целевой трафик.

KPI SEO по позициям запросов в органике

Самая простая и наглядная метрика. Сайт в выдаче или есть, или его нет. Выглядит просто, но этот процесс также важно правильно выстроить.

Всегда ли много запросов – это хорошо? Какое количество запросов должно быть в проекте по SEO?

Такое, которое наилучшим образом отражает положение сайта по наиболее маржинальным услугам или продуктам клиента. Изучая коммерческие предложения разных компаний, можно иногда увидеть пункт о том, что «продвижение ведётся по 300+ запросам».

Это хорошо, но насколько экономически эффективно?

Начнём с того, что поисковые системы Яндекс и Google уже достаточно давно отказались от ранжирования сайта исключительно по запросам. Куда важнее – интент пользователя

Приведу выдержку из текста по этой ссылке –

KPI в SEO – как поставить, как отслеживать, как оценивать – Ultimate Guide 2023-2024

С одной стороны – ничего сложного.

С другой стороны – никаких указаний на количество точных и косвенных вхождений слов.

Если просто - продвигать каждый кластер запросов на 1 странице сайта следует по 1 наиболее частотной или конверсионной фразе.
Она будет задавать тон всему кластеру запросов, её одну и следует отслеживать в системах снятия позиций.

Кроме того, каждый SEO-специалист точно знает, что за одной наиболее конверсионной фразой обязательно «тянется хвост» вспомогательных запросов, по которым сайт начинает ранжироваться как бы «автоматически». Безусловно, существуют ситуации, тематики, ниши, эксперименты и тд.
Но если взять SEO «в среднем» – то для 1 внутренней страницы вполне достаточно будет отслеживать 1-2 запроса. Для Главной страницы на сайте – 3-4 штуки. Что может пойти не так в KPI по позициям сайта?

1) Могут быть взяты запросы, которые и так на момент продвижения сайта находятся в ТОПе выдачи;

2) Могут быть взяты супер-НЧ ключи, по которым нет конкуренции и по которым сайт быстро сам становится в ТОП;

3) Из нескольких сотен запросов реально полезными для отслеживания могут оказаться максимум 10.

Как это исправить?

1) Иметь представление о том, по каким запросам сайт и так находится в ТОПе. Для этого не надо быть супер-специалистом, первоначальную аналитику легко даст даже бесплатный сервис – например https://www.bukvarix.com/

2) Следить за позициями в связке с конверсией или трафиком. Так уж устроена жизнь, что один показатель зависит от другого.

3) Не отслеживать всё ядро «сразу». Куда важнее подразделять его на отдельные разделы/услуги/продукты и следить по сегментам позиций. Это поможет легко подстраивать SEO под направления, которые более актуальны – к рекламной акции или сезону высокого покупательского спроса.

KPI SEO по количеству заказов с сайта

Одна из наиболее «очевидных» метрик для владельцев бизнеса и топ-менеджмента.

Интересно отметить, что Conversion Rate (CR) будет падать, даже если количество заказов будет расти. Так может случиться, например по причине того, что объём трафика с SEO увеличился, а количество заказов не выросло пропорционально трафику.

Поэтому, разумнее отслеживать именно количество заказов в штуках.

С одной стороны, это справедливая метрика. С другой стороны, на SEO-специалиста в таком случае возлагается большая ответственность, которая требует:

1) Предоставления всех доступов к сайту, хостингу, серверу – для оперативной технической оптимизации;

2) Предоставление полного контроля + ресурсов (программист, верстальщик, дизайнер, контент-менеджер) при работе с *контентом;

*Под «контентом» я понимаю не только текст – это относится к дизайну, формам, наличию и доработки HTML-структуры, внедрению новых блоков с разнообразными форматами и интерактивом, по необходимости

3) Полное отсутствие этапа согласования контента или уведомительный характер об изменениях на сайте;

4) Настроенная сквозная аналитика и отлаженная работа менеджеров по продажам (обработки заказов) – чтобы можно было быстро и прозрачно проверить лиды, о параметрах качества которых также следует договориться перед началом сотрудничества.

Для чего это нужно?

1) Чтобы клиент не затягивал сроки выполнения работ;

2) Чтобы нововведения на сайте не шли вразрез с другими важными задачами других отделов на стороне клиента;

3) Чтобы оценивать работу по объективным критериям.

Вопросы для самостоятельной проверки для Клиента и SEO-специалиста при выборе этого KPI
1) Как считать успех или провал в SEO в периоды высокого или низкого спроса?

2) Как быть, если спрос на товар или услугу не сформирован? Или формируется/увеличивается прямо сейчас за счёт медийной активности клиента?

3) Кто отвечает за обработку заказов и опыт пользователя после того как заявка попала на сайт из SEO?

4) Как быть, если конкуренты снизили свою медийную активность?

5) При таком SEO-шнике, нужна ли зарплата штатному интернет-маркетологу?

Выбирая такой KPI следует сразу заранее обговаривать детали, о многих из которых вполне возможно и не знать вообще при начале сотрудничества.

Из своего опыта могу сказать, что этот KPI будет оптимален после того, как работа с SEO для бизнеса уже была успешно выстроена и приносит реальные результаты. БОльшая интеграция SEO-специалиста в бизнес клиента в этом случае, закономерный процесс.

Однако начинать отношения с такого KPI – вполне возможно, не вполне разумно.

Далее пойдут уже более экзотические модели KPI, для них остановлюсь лишь на отдельных особенностях, чтобы не затягивать материал.

KPI в SEO - видимость в поиске

Для каких сайтов этот параметр будет полезен?

1) Для лендингов. Да, да, лендинги и мини-сайты – это отличная ниша для SEO, вы всё правильно поняли;

2) Для сайтов СМИ. В эту категорию входят и спортивные прогнозы, и сайты солидных профильных изданий;

3) Для сайтов-агрегаторов, где оптимизация страниц чаще всего проходит массово и также массово надо отслеживать ранжирование сайта в поисковиках.

Как отслеживать?

1) Наиболее объективные показатели – Яндекс.Вебмастер, Google Search Console

2) Из платных сервисов – можно выбрать что угодно.

Важно отметить!

Опосредованно, к видимости можно отнести наличие в выдаче материалов и ссылок, которые также соединены с основным сайтом и ранжируются с ним вместе по одним и тем же запросам.

Сделать это можно при парсинге видимости, когда в выдаче одновременно может быть:

1) Основной сайт

2) Статья на условном «%Дзене%»

3) Группа в ВК

4) Статья на Telegra.ph

KPI в SEO – по количеству внешних ссылок

Лично в моём опыте такого не встречалось, но, изучая опыт коллег я пришёл к выводу, что и такие KPI могут быть записаны в договоре. Из 2023 года это звучит странно.

Единственное, что в этой связи хотелось бы отметить, что:

1) Важно заранее договориться об инструменте отслеживания ссылок. Вероятнее всего, это может быть Ahrefs

2) Договориться о параметрах качества каждой отдельно взятой ссылки.

KPI в SEO – органический CTR

Также проходит в моём личном рейтинге по разделу «Экзотика».

Как отслеживать?

- Google Search Console, Яндекс.Вебмастер

В чём может быть проблема?

Опять же, ни для кого не секрет, что уже сравнительно давно поисковики формируют заголовки и описания страниц на стороне поисковой выдачи автоматически и самостоятельно.

Плюс, расширенные результаты в Google по состоянию на Октябрь-23 активно реформируются на стороне Корпорации Добра.

KPI в SEO – снижение показателя отказов

Это уже менее экзотический показатель, традиционно применяется клиентом в качестве «составного» элемента к KPI по трафику.

Как это отслеживать?

Что такое «Отказ» в Я.Метрике?

KPI в SEO – как поставить, как отслеживать, как оценивать – Ultimate Guide 2023-2024

Что такое «Отказ» в GA4?

Намеренно уже не пишу здесь о GA в традиционном понимании.

Теперь работаем с Engagement Rate – Показатель вовлечённости – Сеанс с взаимодействием, который считается как:

То есть, уже на этом этапе важно сразу договориться о том, в какой системе аналитики будут отслеживаться «Отказы» и что считать отказом.

Отдельно оговорюсь, что крупные международные клиенты, к примеру, часто имеют собственный пул аналитических инструментов, внутри которых действуют свои принципы.

Как SEO влияет на отказы?

В классическом понимании – при помощи размещения текста.

Но практически, мы приходим к тому, что «управляет» поведением пользователя всё-таки не SEO-шник.

Это обеспечивают:

· Формат контента

· Качество контента

· Конкурентоспособность УТП клиента

Про каждый из этих факторов можно написать огромный текст и добавить про А/Б тесты.

Но, в итоге приходим к тому, что в этом случае нужно, как минимум, тесное взаимодействие SEO + UX/UI + Коммерческого отдела бизнеса.

Когда такой KPI совершенно точно подойдёт?

Например, когда одной из важных точек роста является брендовый трафик проекта.

Часто читаю о том, что «в SEO бренд надо исключать!11».

Конечно, это так, но до тех пор, пока не начнёшь собирать семантику, в том числе по бренду.

Может оказаться так, что официальный сайт компании – первый и единственный в Интернете, вообще даже не думает отвечать на вопросе о самой же компании, которые действительно волнуют пользователей. Причём волнуют очень часто, судя по частотности запросов.

Такая ситуация может возникнуть при продвижении сложного продукта – к примеру, сервиса типа «Конструктор сайтов».

Также, как и в случае с KPI SEO за заказы – здесь очень важно, чтобы SEO на проекте был не просто номинальным поставщиком г-страниц и мета-тегов, а принимал участие в формировании структуры сайта в целом, конкретных посадочных и тд.

Что делать? Как организовать работу SEO и какие KPI выставить??

Как выстроить систему KPI при работе с SEO?

1) Оцените сколько лет вашему сайту

2) Насколько вы готовы вкладываться в переработку контента своего сайта (в широком смысле, речь не только о пресловутых SEO-текстах)

3) В каком формате сделан сайт – Агрегатор, СМИ, сайт услуг, Интернет-магазин, информационник – всё это разные ниши уже внутри SEO, которые имеют свои особенности.

Тем не менее, возьмём усреднённые показатели – новый сайт популярных (со сформированным спросом) услуг в Москве.

Месяц 1 – техническая оптимизация + сбор семантики и тд. Отчёт по проведённым работам.

Месяц 2-4 – KPI по приросту трафика за счёт публикации/доработки посадочных страниц.

Месяц 5-10 - KPI по позициям, которые заняли или занимают опубликованные и/или доработанные посадочные страницы.

Месяц 11-12 – KPI по позициям + при наличии желания и возможности, KPI за заказы и/или постклик.

66
9 комментариев

Ключевая цель SEO – прибыль для бизнеса клиента.Это ключевая ошибка. Дальше читать не стала.

Какое утверждение было бы правильным?

1

С KPI по позициям или трафику тоже часто работаем с клиентами. Иногда по заказам.
Но обычно не меняем по месяцам. Как клиент выбрал на старте, так и работаем всю дорогу, если клиент не запрашивает изменение этого.

Хорошая статья, но главный вопрос который я задался в моменте прочтения статьи это примеры того, как автор видит kpi для клиентов, как клиенты относятся и реагируют и личный опыт на базе которого выстраивается статья.