{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

KPI в SEO – как поставить, как отслеживать, как оценивать – Ultimate Guide 2023-2024

Ключевая цель SEO – прибыль для бизнеса клиента.

Итак, когда с основной целью мы уже разобрались, с другими будет значительно проще.

Что влияет на увеличение прибыли?

- Трафик;

- Позиции запросов в органике;

- Количество заказов;

- Видимость в поиске;

- Количество ссылок;

- Органический CTR;

- Показатель отказов.

Часто приходится слышать от клиентов и коллег, что следует выбрать какой-то один параметр и отслеживать его на протяжении всего сотрудничества.

Такой подход тоже имеет право на жизнь, но я бы хотел коротко остановиться на плюсах и минусах каждого из таких пунктов

Коротко разберём каждый из пунктов, а затем создадим идеальную модель KPI в SEO продвижении.

KPI в SEO по трафику

Что под этим понимается? В 1 месяц у нас было 10 посетителей из органики, в 10 месяц стало 100 посетителей из органики. Вопросы для самостоятельной проверки Клиенту и SEO-специалисту при выборе этого KPI

1) Будет ли проекту полезен информационный трафик?

2) Какой объём коммерческого трафика будет «ок»?

3) Каким точным, измеримым характеристикам должен отвечать конкретный посетитель из SEO-выдачи?

Бонусный вопрос: Трафик требуется какому-то отдельному разделу или всему сайту?

Что может пойти не так?

Количество трафика – важно.

Ещё важнее – на какие страницы этот трафик отправляется. В том случае, если речь идёт о конверсионных посадочных и/или основных страницах – всё ок.

В том случае, если трафик условно-искусственно нагоняется за счёт создания большого кол-ва малополезных страниц на сайте, как я описывал в этой статье - https://vc.ru/seo/795038-sozdanie-sayta-pod-seo-prodvizhenie - это становится проблемой.

Почему?

1) Сайт может попасть под фильтр «Малополезный контент» в Яндекс или его аналог в Google.

2) Такие посетители обычно никак не влияют на конверсию. Просто входят и выходят.

Тем не менее – KPI действительно может быть выполнен. Стало ли на сайте больше трафика? Да.

Как это исправить? Определить сегменты трафика.

1) Трафик на определённое кол-во адресов/страниц/разделов на сайте.

Как собрать сегменты?

- При помощи выявления определённого признака. Например, нам нужно увеличить кол-во трафика на информационный раздел сайта, который лежит в папке articles. Соответственно, трафик можно смотреть в метрике примерно как:

- В том случае, если есть готовый список URL для продвижения, которые находятся в разных разделах – разумно будет использовать Yandex Datalens или Google Data Studio Например, в Yandex.Datalens это выгружается просто в виде таблицы с кастомным набором параметров:

Как ещё фильтровать качественный трафик наглядно?

- По определённому пулу запросов. Это сложнее, поскольку счётчики обычно не дают детальную аналитику по запросам из SEO;

- По поведенческим метрикам. То есть, брать за пользователя только человека, который определяется: 1) Как человек;

2) Как НЕ отказ;

3) также можно вписать или придумать какой-то свой собственный параметр, который легко найти в любой метрике. Также считаю важным напомнить, что SEO – отличается от директа, при всей внешней схожести для клиента.

В SEO – платить за «клики» не имеет никакого смысла, SEO – это про целевой трафик.

KPI SEO по позициям запросов в органике

Самая простая и наглядная метрика. Сайт в выдаче или есть, или его нет. Выглядит просто, но этот процесс также важно правильно выстроить.

Всегда ли много запросов – это хорошо? Какое количество запросов должно быть в проекте по SEO?

Такое, которое наилучшим образом отражает положение сайта по наиболее маржинальным услугам или продуктам клиента. Изучая коммерческие предложения разных компаний, можно иногда увидеть пункт о том, что «продвижение ведётся по 300+ запросам».

Это хорошо, но насколько экономически эффективно?

Начнём с того, что поисковые системы Яндекс и Google уже достаточно давно отказались от ранжирования сайта исключительно по запросам. Куда важнее – интент пользователя

Приведу выдержку из текста по этой ссылке –

С одной стороны – ничего сложного.

С другой стороны – никаких указаний на количество точных и косвенных вхождений слов.

Если просто - продвигать каждый кластер запросов на 1 странице сайта следует по 1 наиболее частотной или конверсионной фразе.
Она будет задавать тон всему кластеру запросов, её одну и следует отслеживать в системах снятия позиций.

Кроме того, каждый SEO-специалист точно знает, что за одной наиболее конверсионной фразой обязательно «тянется хвост» вспомогательных запросов, по которым сайт начинает ранжироваться как бы «автоматически». Безусловно, существуют ситуации, тематики, ниши, эксперименты и тд.
Но если взять SEO «в среднем» – то для 1 внутренней страницы вполне достаточно будет отслеживать 1-2 запроса. Для Главной страницы на сайте – 3-4 штуки. Что может пойти не так в KPI по позициям сайта?

1) Могут быть взяты запросы, которые и так на момент продвижения сайта находятся в ТОПе выдачи;

2) Могут быть взяты супер-НЧ ключи, по которым нет конкуренции и по которым сайт быстро сам становится в ТОП;

3) Из нескольких сотен запросов реально полезными для отслеживания могут оказаться максимум 10.

Как это исправить?

1) Иметь представление о том, по каким запросам сайт и так находится в ТОПе. Для этого не надо быть супер-специалистом, первоначальную аналитику легко даст даже бесплатный сервис – например https://www.bukvarix.com/

2) Следить за позициями в связке с конверсией или трафиком. Так уж устроена жизнь, что один показатель зависит от другого.

3) Не отслеживать всё ядро «сразу». Куда важнее подразделять его на отдельные разделы/услуги/продукты и следить по сегментам позиций. Это поможет легко подстраивать SEO под направления, которые более актуальны – к рекламной акции или сезону высокого покупательского спроса.

KPI SEO по количеству заказов с сайта

Одна из наиболее «очевидных» метрик для владельцев бизнеса и топ-менеджмента.

Интересно отметить, что Conversion Rate (CR) будет падать, даже если количество заказов будет расти. Так может случиться, например по причине того, что объём трафика с SEO увеличился, а количество заказов не выросло пропорционально трафику.

Поэтому, разумнее отслеживать именно количество заказов в штуках.

С одной стороны, это справедливая метрика. С другой стороны, на SEO-специалиста в таком случае возлагается большая ответственность, которая требует:

1) Предоставления всех доступов к сайту, хостингу, серверу – для оперативной технической оптимизации;

2) Предоставление полного контроля + ресурсов (программист, верстальщик, дизайнер, контент-менеджер) при работе с *контентом;

*Под «контентом» я понимаю не только текст – это относится к дизайну, формам, наличию и доработки HTML-структуры, внедрению новых блоков с разнообразными форматами и интерактивом, по необходимости

3) Полное отсутствие этапа согласования контента или уведомительный характер об изменениях на сайте;

4) Настроенная сквозная аналитика и отлаженная работа менеджеров по продажам (обработки заказов) – чтобы можно было быстро и прозрачно проверить лиды, о параметрах качества которых также следует договориться перед началом сотрудничества.

Для чего это нужно?

1) Чтобы клиент не затягивал сроки выполнения работ;

2) Чтобы нововведения на сайте не шли вразрез с другими важными задачами других отделов на стороне клиента;

3) Чтобы оценивать работу по объективным критериям.

Вопросы для самостоятельной проверки для Клиента и SEO-специалиста при выборе этого KPI
1) Как считать успех или провал в SEO в периоды высокого или низкого спроса?

2) Как быть, если спрос на товар или услугу не сформирован? Или формируется/увеличивается прямо сейчас за счёт медийной активности клиента?

3) Кто отвечает за обработку заказов и опыт пользователя после того как заявка попала на сайт из SEO?

4) Как быть, если конкуренты снизили свою медийную активность?

5) При таком SEO-шнике, нужна ли зарплата штатному интернет-маркетологу?

Выбирая такой KPI следует сразу заранее обговаривать детали, о многих из которых вполне возможно и не знать вообще при начале сотрудничества.

Из своего опыта могу сказать, что этот KPI будет оптимален после того, как работа с SEO для бизнеса уже была успешно выстроена и приносит реальные результаты. БОльшая интеграция SEO-специалиста в бизнес клиента в этом случае, закономерный процесс.

Однако начинать отношения с такого KPI – вполне возможно, не вполне разумно.

Далее пойдут уже более экзотические модели KPI, для них остановлюсь лишь на отдельных особенностях, чтобы не затягивать материал.

KPI в SEO - видимость в поиске

Для каких сайтов этот параметр будет полезен?

1) Для лендингов. Да, да, лендинги и мини-сайты – это отличная ниша для SEO, вы всё правильно поняли;

2) Для сайтов СМИ. В эту категорию входят и спортивные прогнозы, и сайты солидных профильных изданий;

3) Для сайтов-агрегаторов, где оптимизация страниц чаще всего проходит массово и также массово надо отслеживать ранжирование сайта в поисковиках.

Как отслеживать?

1) Наиболее объективные показатели – Яндекс.Вебмастер, Google Search Console

2) Из платных сервисов – можно выбрать что угодно.

Важно отметить!

Опосредованно, к видимости можно отнести наличие в выдаче материалов и ссылок, которые также соединены с основным сайтом и ранжируются с ним вместе по одним и тем же запросам.

Сделать это можно при парсинге видимости, когда в выдаче одновременно может быть:

1) Основной сайт

2) Статья на условном «%Дзене%»

3) Группа в ВК

4) Статья на Telegra.ph

KPI в SEO – по количеству внешних ссылок

Лично в моём опыте такого не встречалось, но, изучая опыт коллег я пришёл к выводу, что и такие KPI могут быть записаны в договоре. Из 2023 года это звучит странно.

Единственное, что в этой связи хотелось бы отметить, что:

1) Важно заранее договориться об инструменте отслеживания ссылок. Вероятнее всего, это может быть Ahrefs

2) Договориться о параметрах качества каждой отдельно взятой ссылки.

KPI в SEO – органический CTR

Также проходит в моём личном рейтинге по разделу «Экзотика».

Как отслеживать?

- Google Search Console, Яндекс.Вебмастер

В чём может быть проблема?

Опять же, ни для кого не секрет, что уже сравнительно давно поисковики формируют заголовки и описания страниц на стороне поисковой выдачи автоматически и самостоятельно.

Плюс, расширенные результаты в Google по состоянию на Октябрь-23 активно реформируются на стороне Корпорации Добра.

KPI в SEO – снижение показателя отказов

Это уже менее экзотический показатель, традиционно применяется клиентом в качестве «составного» элемента к KPI по трафику.

Как это отслеживать?

Что такое «Отказ» в Я.Метрике?

Что такое «Отказ» в GA4?

Намеренно уже не пишу здесь о GA в традиционном понимании.

Теперь работаем с Engagement Rate – Показатель вовлечённости – Сеанс с взаимодействием, который считается как:

То есть, уже на этом этапе важно сразу договориться о том, в какой системе аналитики будут отслеживаться «Отказы» и что считать отказом.

Отдельно оговорюсь, что крупные международные клиенты, к примеру, часто имеют собственный пул аналитических инструментов, внутри которых действуют свои принципы.

Как SEO влияет на отказы?

В классическом понимании – при помощи размещения текста.

Но практически, мы приходим к тому, что «управляет» поведением пользователя всё-таки не SEO-шник.

Это обеспечивают:

· Формат контента

· Качество контента

· Конкурентоспособность УТП клиента

Про каждый из этих факторов можно написать огромный текст и добавить про А/Б тесты.

Но, в итоге приходим к тому, что в этом случае нужно, как минимум, тесное взаимодействие SEO + UX/UI + Коммерческого отдела бизнеса.

Когда такой KPI совершенно точно подойдёт?

Например, когда одной из важных точек роста является брендовый трафик проекта.

Часто читаю о том, что «в SEO бренд надо исключать!11».

Конечно, это так, но до тех пор, пока не начнёшь собирать семантику, в том числе по бренду.

Может оказаться так, что официальный сайт компании – первый и единственный в Интернете, вообще даже не думает отвечать на вопросе о самой же компании, которые действительно волнуют пользователей. Причём волнуют очень часто, судя по частотности запросов.

Такая ситуация может возникнуть при продвижении сложного продукта – к примеру, сервиса типа «Конструктор сайтов».

Также, как и в случае с KPI SEO за заказы – здесь очень важно, чтобы SEO на проекте был не просто номинальным поставщиком г-страниц и мета-тегов, а принимал участие в формировании структуры сайта в целом, конкретных посадочных и тд.

Что делать? Как организовать работу SEO и какие KPI выставить??

Как выстроить систему KPI при работе с SEO?

1) Оцените сколько лет вашему сайту

2) Насколько вы готовы вкладываться в переработку контента своего сайта (в широком смысле, речь не только о пресловутых SEO-текстах)

3) В каком формате сделан сайт – Агрегатор, СМИ, сайт услуг, Интернет-магазин, информационник – всё это разные ниши уже внутри SEO, которые имеют свои особенности.

Тем не менее, возьмём усреднённые показатели – новый сайт популярных (со сформированным спросом) услуг в Москве.

Месяц 1 – техническая оптимизация + сбор семантики и тд. Отчёт по проведённым работам.

Месяц 2-4 – KPI по приросту трафика за счёт публикации/доработки посадочных страниц.

Месяц 5-10 - KPI по позициям, которые заняли или занимают опубликованные и/или доработанные посадочные страницы.

Месяц 11-12 – KPI по позициям + при наличии желания и возможности, KPI за заказы и/или постклик.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Чайка О.
Ключевая цель SEO – прибыль для бизнеса клиента.

Это ключевая ошибка. Дальше читать не стала.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кальнов
Автор

Какое утверждение было бы правильным?

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

То есть вы не хотите сами почитать определения терминов, установить взаимосвязи и найти ошибку в тезисе? Ну, хорошо, попробую коротко изложить.
Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. То есть ключевая цель бизнеса — прибыль.
Примечание.
Хотя есть разные определения, они всё равно содержат понятие "прибыль" как отличительную характеристику деятельности.
Например, Питер Друкер: "Цель любого бизнеса – создание и удержа­ние клиента". Прибыль является результатом соз­дания и удержания нужного количества клиентов.
"Главная цель любой коммерческой организации – это получение денег. Успех определяется не прибылью, а в первую очередь наличием денежных средств на расчетном счете."
Или вот: "Основная цель бизнеса - удовлетворение потребностей владельца бизнеса".
И мн. др.
Конец примечания.
*
Для достижения главной и прочих целей бизнес пользуется разнообразными инструментами.
Например, реклама — это один из инструментов бизнеса, который используется для привлечения внимания к товару, услуге или компании. Цель рекламы - заинтересовать потенциальных покупателей и увеличить продажи.
PR (Public Relations) - это инструмент бизнеса, который помогает формировать положительное отношение к компании или продукту среди широкой аудитории. Он включает в себя мероприятия, направленные на создание благоприятного имиджа компании, распространение информации о ее продуктах и услугах, а также установление связей с ключевыми партнерами и клиентами.
Дизайн - это процесс создания визуальных образов, которые помогают передавать информацию и привлекать внимание к продукту или услуге. Как инструмент бизнеса, дизайн может помочь увеличить продажи, улучшить узнаваемость бренда и привлечь новых клиентов.
Брендинг - это процесс создания уникального образа компании или продукта, который будет узнаваем и запоминаем потребителями. Он включает в себя разработку логотипа, фирменного стиля, определение ключевых ценностей и преимуществ компании, а также продвижение бренда на рынке. Брендинг помогает укрепить позиции компании на рынке, повысить ее узнаваемость и лояльность потребителей.
Список можно продолжить, но вернемся к SEO.
SEO (Search Engine Optimization) - это комплекс мер, направленных на улучшение позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам. Цель SEO - привлечь больше посетителей на сайт из поисковых систем, что в свою очередь способствует увеличению продаж, улучшению узнаваемости бренда и формированию положительного имиджа компании.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Цуриков

Ключевая цель SEO (оптимизации для поисковых систем) - прибыль для бизнеса клиента, потому что эффективная SEO-стратегия позволяет улучшить онлайн-видимость сайта, привлечь больше качественных посетителей и потенциальных клиентов, а также увеличить конверсию и продажи. Ранжирование высоко в результатах поиска привлекает больше органического трафика, что повышает вероятность получения прибыли от рекламы, продажи товаров или услуг.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Тут нет прямой корреляции. Можно привести на водопой стадо - но пить не заставишь. Количество не обязательно переходит в качество. Вот поэтому традиционная сеошка распадается на пачку самостоятельных профессий: технарь далек от поискового маркетинга, но одно другим не заменишь.
А что, если проблема упирается не в формальные характеристики сайта (быстродействие, удобство, цитируемость, присутствие там и сям) а в более прозаические цены, удобство доставки, популярность бренда?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Стрельчук

Ключевой целью инструмента не может быть та, на которую этот инструмент не может влиять напрямую в явном измеримом выражении по тем показателям, которые непосредственно являются в области его воздействия. В данном случае (присутствие компании онлайн) по всей воронке, если брать ее как дорожную карту со всем набором инструментов, через которую выстраивается .
В данном случае прибыль - это концептуальная цель для SEO и не более. Только по тому факту, что на прибыль, как вероятностное событие в виде баланса на расчетном счете, во всем маршруте к ее реализации, будет влиять достаточно большое количество инструментов, помимо конкретных показателей, на которые то самое SEO влияет. Поэтому для разной стадии, размера бизнеса оффлайн и/или онлайн, ситуации на рынке - ключевая цель у SEO может быть как единственной в своей виде конечного показателя, так и комбинированной, как разрезе гео, так и по информационка/коммерция.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Вы повторяете ту же — логическую — ошибку, что и автор.

Ответить
Развернуть ветку
SEO без воды

С KPI по позициям или трафику тоже часто работаем с клиентами. Иногда по заказам.
Но обычно не меняем по месяцам. Как клиент выбрал на старте, так и работаем всю дорогу, если клиент не запрашивает изменение этого.

Ответить
Развернуть ветку
Умных много смелых мало

Хорошая статья, но главный вопрос который я задался в моменте прочтения статьи это примеры того, как автор видит kpi для клиентов, как клиенты относятся и реагируют и личный опыт на базе которого выстраивается статья.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда