«Telegram нужен как независимый проект»: как Дуров пытался найти деньги на мессенджер и запустил рекламу
Сооснователь мессенджера пообещал, что монетизация проекта будет «ненавязчивой» — благодаря достигнутому масштабу:
- Существующие функции останутся бесплатными, появятся новые для корпоративных клиентов и пользователей с расширенными потребностями.
- Рекламы не будет в личных сообщениях и группах — объявления будут только в крупных каналах.
- Компания не будет собирать личные данные пользователей для персонализированной рекламы. Реклама в каналах будет контекстной, то есть зависеть от темы канала.
- Команда мессенджера «никогда не заставит вас смотреть 30-секундные рекламные ролики».
Мессенджер также начал разрабатывать функции подписок и донатов для авторов каналов.
Поиски стороннего финансирования
Дуров публично рассказывал о монетизации сервиса и объяснял это ростом мессенджера. О необходимости вернуть средства инвесторам он не напоминал, о поиске инвестиций публично тоже не заявлял. С начала 2021 года источники СМИ стали сообщать о разных вариантах стороннего финансирования, которые рассматривает Telegram.
13 января The Information со ссылкой на источники сообщило, что Дуров провёл частные переговоры с инвесторами. Компания хотела привлечь в долг деньги, которые будут конвертированы в акции в ходе возможного IPO — Telegram искал $1 млрд.
По данным издания, компания уже несколько месяцев вела поиск финансирования. Сам Дуров тогда заявил, что не встречался с потенциальными инвесторами, но компания получала предложения о конвертируемом долге. Он назвал такой вариант хорошей возможностью оставаться независимым и реализовать стратегию монетизации.
В то же время представитель компании Маркус Ра подтвердил переговоры. По его словам, Telegram «рассматривает различные варианты», но не будет брать на себя никаких обязательств, предполагающих «обязательный выход».
The Information считает, что под «обязательным выходом» представитель Telegram имел в виду продажу, слияние или выход на биржу. В соответствии с изначальной целью оставаться независимым, Дуров отказывался от предложений продать долю.
Например, консорциум западных инвесторов хотел купить 5-10% мессенджера и оценил Telegram в $30 млрд, рассказывало The Bell со ссылкой на источники. Основатель сервиса отказался от инвестиций.
$1 млрд
Компания нашла способ привлечь инвестиции: 12 марта мессенджер разместил пятилетние конвертируемые долларовые облигации под 7% годовых и привлёк $1 млрд, узнало РБК. Бумаги предоставляют владельцам возможность конвертировать их в акции с дисконтом 10% к цене размещения компании в случае проведения IPO.
Дуров считает, что такая форма привлечения инвестиций позволит сохранить независимость: у владельцев облигаций нет прав в управлении компанией и они не могут влиять на её политику. Детали сделок он не раскрыл.
Владение облигациями не подразумевает наличия каких-либо значимых рычагов, как и «дружба» с кем-то, кто владеет облигациями. Облигации Telegram — это форма долга, которую любой инвестор теперь может купить на вторичном рынке.
Выпуск облигаций сильно отличается от продажи акций, при которой инвесторы получают право голоса и места в совете директоров. Вот почему, как я уже указывал в своем последнем посте, выпуск облигаций позволил Telegram привлекать средства, не жертвуя своей независимой природой.
В распоряжении VTimes тогда оказалась отчётность, которую мессенджер отправлял потенциальным покупателям перед размещением облигаций. В документе Telegram рассказал о проблемах, планах и финансовых показателях за 2018-2020 годы.
В 2018 году убыток компании составил $172,7 млн, в 2019 году — $150,9 млн. На тот момент сервис всё ещё содержался за счёт личных средств Дурова, у которого, по данным Forbes, было около $360-480 млн.
В отчёте Telegram раскрыл долги перед инвесторами: к середине 2020 года эта сумма составила $625,7 млн.
Часть привлечённых денег ($684 млн) компания обещала направить на покрытие долгов перед инвесторами, а остальное — на дальнейшее развитие проекта.
У Telegram короткая бизнес-история и новая бизнес-модель, из-за чего предсказать его будущие результаты сложно, а стратегии монетизации могут и не сработать — об этом сама компания предупредила инвесторов в отчёте.
В конце апреля «Ведомости» и Forbes рассказали о новом размещении облигаций Telegram — теперь на $750 млн. Большую часть скупили западные инвесторы, в первую очередь JP Morgan. Для чего компания привлекла новые средства, не уточнялось.
После размещения облигаций, в начале апреля, Telegram начал возвращать долги инвесторам TON, которые не забрали деньги сразу, узнало The Bell. О том, вернули ли деньги всем инвесторам, не сообщалось.
Что теперь делает Telegram, чтобы зарабатывать самой
Во втором полугодии Telegram активно запускал новые функции, включая голосовые чаты и видеозвонки, и реализовывал стратегию монетизации.
Перед выходом на биржу компания должна представить убедительную бизнес-модель — отсутствие монетизации один из главных рисков, на которые указывают эксперты.
Первым крупном обновлением стал выход новой версии для iOS (8.1) и Android (8.0.1) в сентябре — с новым разрядным диапазоном и записью трансляций. В предыдущей системе хранения значений заканчивался диапазон идентификаторов пользователей, каналов, ботов и групп. Если бы дошло до лимита, то новые пользователи не смогли бы зарегистрироваться, а остальные — создавать ботов, каналы и группы.
В конце октября Telegram представила рекламную платформу — через десять месяцев после её анонса.
Компания изначально выставила высокие требования для рекламодателей, которые позволят Telegram быстро получить большую выручку. Например, минимальный бюджет для запуска рекламной кампании — €2 млн.
При этом €1 млн — это депозит. Он не вернётся, если рекламодатель не потратит €10 млн за последние 12 месяцев.
Кроме того, владельцы каналов, в которых появляется реклама, не получают дохода от объявлений. Пока мессенджер забирает всю сумму себе, но обещает делиться после того, как покроет свои основные доходы.
Реакция на появление рекламы в мессенджере была негативной: многие жаловались, что такие посты раздражают, несмотря на пометку «спонсорская». А владельцы некоторых известных каналов начали предупреждать читателей, что они не могут взять на себя ответственность за достоверность рекламы.
Рекламные агентства в то же время не спешат пользоваться новой функцией: это новый сервис, нет ни отработанной методологии, ни понимания того, как это будет выглядеть и работать.
Те, кого раздражает реклама, смогут её отключить — Дуров анонсировал «недорогую подписку» для пользователей и возможность отключить объявления для владельцев каналов.
До 2023 года Telegram планирует добавить и другие функции, чтобы монетизировать мессенджер. Про них компания рассказала в отчёте, который рассылала потенциальным покупателям облигаций:
- Внедрять рекламу — к 2025 году каждый десятый пост в каналах может быть рекламой.
- Продавать премиальные стикеры на отдельном маркетплейсе.
- Интегрировать игры в чаты — выручку разделить со сторонними разработчиками игр.
- Создать дополнительные сервисы для корпоративных клиентов. В 2021-2022 годах компания планирует инвестировать в организацию отдельного рабочего пространства внутри мессенджера.
- Делить выручку с администраторами групп.
- Добавить формат «Истории».
- Запустить платформу для продаж — маркетплейс внутри соцсети, в котором Telegram предложит продавцам размещать каталоги товаров с возможностью оплаты. За продажи компания пока не планирует брать комиссии.
Павел Дуров, безусловно, достоин огромного уважения за то, что не продал долю всяким мутным личностям. И корпоратам тоже не продал, хотя лично для него это было бы очень выгодно.
Хорошо бы было ввести платную подписку типа 2-3 доллара в год. Так бы все выиграли: и собсвенник, и пользователи, и сервис от отсутствия рекламы всяких инфоцыган и мошенников. Очень жаль, что с TON не получилось.
Начать на деньги Мирилашвили, добавить к ним деньги Mail.ru Group в 2015, публично продаться государственному фонду из Абу Даби в 2021ом, но при этом "не продать долю мутным личностям" в глазах поклонников - это особое искусство PR.
А с TON всё получится, просто надо подождать. И поверьте, в TON уже "вошли" очень много крайне мутных личностей. Пруфов не будет.
Меня другое интересует. Почему Дуров не запустил TON в другой юрисдикции? Ну запретили ему американские регуляторы, пошёл бы в какой-нибудь Белиз или Доминикану и сделал там. Какая разница, где находится токен?
Я бы за подписку платил -)
а я бы не платил
Если бы не было еще и внутриканальной рекламы. Но она скорее всего будет.
Комментарий недоступен