реклама
разместить

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Мы делаем карты более реалистичными, чтобы жителям городов было проще ориентироваться на местности. Для этого мы перерабатываем внешний вид всей окружающей среды: домов и инфраструктуры вокруг, дорог, растительности и всех сопутствующих объектов вроде остановок, боллардов или пожарных гидрантов. И конечно же, делаем красивый 3D-рельеф.

В одном из прошлых постов мы подробно рассказали, что в каждое время реалистичность и иммерсивность карт и определялась возможностями технологий. Сегодня расскажем, как на современных технологиях мы сделали наши карты ещё красивее и реалистичнее.

Первые модели зданий

Первую объёмную модель с детальными элементами мы создали для Театра оперы и балета в 2011 году.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

На 2gis.ru мы тогда использовали растровый движок — карта с сервера передавалась отдельными фрагментами и уже в браузере склеивалась в единую картинку. Карту нельзя было покрутить, поэтому 3D-модели зданий можно было увидеть только с одного ракурса. А при их создании учитывалось, не перекроет ли оно другие объекты.

Позже, когда в 2012 году мы перешли на векторный движок, смогли настроить акценты карты на разных масштабов, а трёхмерные объекты сделать полупрозрачными и с тенями.

Всего наши моделлеры за 10 лет создали вручную ≈1500 объектов: зданий, достопримечательностей и инфраструктурных строений. Это были очень лёгкие модели. Первые — совсем упрощённые. Для минимального веса использовалась простая чёрно-белая 8-битовая текстура. В дальнейшем, с развитием движка карты и способов оптимизации размеров, детализацию постепенно получилось повысить.

Делали в 3ds Max, Blender 3D и Maya, а потом прогоняли через плагин, который их ещё сильнее сжимал и добавлял защиту. Одну модель создавали за три-пять дней, в зависимости от размера и количества деталей здания.

Общие принципы

Сегодня технологии позволяют создавать более сложные красивые модели с текстурами и подсветкой. Ещё, конечно, нельзя нарисовать реалистичным весь город, поэтому мы начали со знаковых зданий, достопримечательностей, исторически важных объектов и архитектурных шедевров.

Перед началом работы поставили себе правила:

  • Модели должны быть узнаваемыми
    У каждого здания — уникальный характер с собственной исторической и культурной ценностью. И это нужно передать.
  • Модели должны быть лёгкими
    Так как они будут отображаться на смартфонах и других мобильных устройствах.
  • Модели должны быть детализированными
    Мы хотели уделить особое внимание деталям каждого здания, чтобы передать их главные архитектурные особенности.
  • Модели должны быть оптимизированными
    Чтобы они занимали минимальное количество памяти и быстро загружались.

Для BIM-сообщества — профессиональных строителей и архитектурных эстетов — облегчённая модель может показаться недостаточно проработанной, ведь мы не отображаем детально все элементы здания: не моделируем капитель с подробным отображением акантов, кауликоли, каннелюр на фусте.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Каждый элемент существенно увеличит количество полигонов, из вершин которых состоит модель. А значит сильно увеличит их размер и снизит скорость загрузки и производительность. Такая детализация будет избыточной, когда нужно построить маршрут, найти товары или банкетный зал, посмотреть режим работы и решить множество других задач, в которых спасает 2ГИС.

Мы постарались подобрать оптимальный уровень детальности — чтобы с одной стороны они были узнаваемыми, с другой — с ними было комфортно и приятно работать на всех устройствах.

Сегодня в 2ГИС 1000 новых высокоточных моделей. Все здания разные с точки зрения архитектурных течений: от неоклассицизма и ампира до модерна и хай-тека.

Точное моделирование

Трёхмерная модель — это тысячи соединённых между собой точек, образующих форму зданий, с наложенными текстурами, которые создают реалистичный облик.

Масштабные модели со сложной архитектурой, конечно, могут занимать больше времени. Если у здания уже отрисована объёмная модель старого типа, как у Театра оперы и балета в Новосибирске, работа сократится в два раза.

В целом движок позволяет добавить даже отражения на окнах и блики на воде в реальном времени, но всё это очень много весит.

Наши 3D-объекты всегда видны в онлайне и в мобильном приложении, да ещё и в дневной и ночной темах. Мы уделяем большое внимание оптимизации — подбираем формат моделей, которые будут максимально детализированы и приемлемого размера. Это важно для скорости загрузки модели при просмотре.

В этом плане наша работа пересекается с геймдев-индустрией: разработчики игр также постоянно оптимизируют подход к моделированию, чтобы предоставить лучшую картинку и «не взорвать» девайс.

Сегодня моделлеры в первую очередь отрисовывают на зданиях те элементы, которые больше 20 см, и используют универсальные модели для популярных объектов, например, лавочек.

Скрин типовых моделей, как мы их видим в процессе работы
Скрин типовых моделей, как мы их видим в процессе работы

Ещё одна важная особенность — мы создаём трёхмерные объекты так, чтобы они гармонично смотрелись на картах и сохраняли удобную навигацию для пользователей. Реалистичные модели отрисованы в общей палитре — реальные цвета сделали бы карту пёстрой и неаккуратной.

Из-за этого пока не получается автоматизировать добавление новых объектов — брать готовые *.gltf-модели со стоков, прогонять их через скрипт и заводить в продукт.

Внимание к деталям

Технология создания 3D-моделей зданий основана на качественных фотографиях. Моделлер должен по фотографиям понять и повторить внешний вид объекта.

Используются все доступные фото- и видеоматериалы, сделанные с разных позиций относительно центра здания с шагом ≈45°. Если здание большое и/или сложной конфигурации, шаг можно уменьшить до ≈30°.

Если кадров не хватает, отправляем своих специалистов, чтобы они сделали фотографии с нужных ракурсов.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Все ключевые/сложные/фигурные/повторяющиеся элементы, которые определяют его узнаваемость, нужно снять чётко — без снега, грязи, падающих теней. Золотое правило — чем больше фото, тем лучше. Даже если здание симметрично, мы просим запечатлеть каждую из его сторон.

Примерно так выглядит работа с референсами
Примерно так выглядит работа с референсами

Благодаря такому подходу удалось проделать огромный и интересный путь от первой 3D-модели с небольшой детализаций до самых последних сложных шедевров.

Квадратные метры

Естественно, возможность показать объект с красивыми текстурами понравилась и строительным компаниям. В феврале 2023 года мы добавили первую коммерческую 3D-модель, созданную по проектным планам застройщика — ЖК «Грандо» в Новосибирске.

Так как ЖК — это не только дома, но и окружение, мы рисуем и придомовые территории: местность у подъездов, собственные набережные, детские и воркаут-площадки. В этом проекте получилось нарисовать даже зеркальные отражения фасадов — важную часть этих зданий.

Для больших застройщиков и случаев, когда объекты хочется показать более детально, мы подготовили сервис для нашего MapGL JS API. С ним можно добавить карту со своими 3D-моделями на свой сайт или в приложение даже с поэтажным планом.

Озеленение

Первые реалистичные новогодние ёлки появились на картах 50 городов ещё в декабре 2022 года.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Но глобальное озеленение карт — задача посложнее. Важно, чтобы озеленённые объекты и смотрелись красиво, и достоверно отражали реальную среду на местности.

Представим себе какой-нибудь большой городской объект. Например, парк.

Первое, на что мы обратим внимание — это обилие зелени. Если с фотографии убрать деревья, картина будет совсем другая. У нас останется, скорее, план-схема парка — сориентироваться можно, но впечатления уже не те.

Зелёные зоны — самые разные виды растительности, не только абстрактные хвойные или лиственные деревья, но также крупные кустарники или, например, пальмы. На одних территориях деревья высажены аллеями, на других — целыми массивами. И даже одиночно стоящие деревья игнорировать не хочется.

После стольких лет отрисовки зданий разрабатывать растительность оказалось совершенно новым опытом — занимательным и интригующим.

В первую очередь надо было создать 3D-модели деревьев, которые соответствовали бы концепции. Также важно было попробовать разные формы и структуры, подобрать цвет, вид и образ деревьев, которые будут подходить именно для карты 2ГИС. В итоге получилось много разных угловатых ёлок.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Во второй итерации решили посмотреть в другую сторону — сделать модели наряднее и живее. Лиственные деревья стали радикально другими, с длинными стройными стволами и изящными шапками, а ёлки нарядились в ажурные юбочки.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

На этом этапе поняли, что хочется видеть в 2ГИС: лаконичный внешний вид деревьев, который дополняет и наполняет карту, но не перегружает и не стягивает на себя внимание. В общем, золотая середина между первой и второй итерациями.

Чтобы массивы деревьев получались более хаотичными и реалистичными, «сажаем» их с помощью рандомизации — деревья повёрнуты под разными углами, разного размера и сдвинуты относительно исходной точки. Кроме этого, мы вручную расставили больше 13 млн деревьев.

<p>И конечно, если мы говорим о реалистичности — <span>деревья меняют цвет в зависимости от времени года. </span><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2F2gis.ru%2Fmoscow%3Ffloor%3D0%26amp%3Bm%3D37.629488%252C55.750847%252F18.24%252Fp%252F50%252Fr%252F49.79&postId=926147" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Зарядье</a><span> в 2ГИС</span></p>

И конечно, если мы говорим о реалистичности — деревья меняют цвет в зависимости от времени года. Зарядье в 2ГИС

Дороги

Сложно представить реалистичные карты без объёмных дорог. Добавили объёма дорожным развязкам и тоннелям.

Раньше дороги на карте 2ГИС были одного уровня и пересекались на одной плоскости. Сейчас дороги, которые идут выше, рисуются поверх других:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

У дорог, которые уходят в тоннели, появились на карте въезды и выезды, а их «внутренняя часть» спрятана под землёй:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Мосты и эстакады стоят на опорах и отбрасывают тень:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Линия маршрута рисуется полупрозрачной в тех местах, где она идёт под какими-то объектами — под мостами и эстакадами, внутри туннелей:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

О технической реализации объёма у дорог можно почитать в нашем посте на Хабре.

Следующим этапом добавим разметку.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Что дальше

Мы в начале большого пути: результаты наших исследований и поисков будут постепенно появляться в ваших девайсах в 2023 году — в проектах, городах или на конкретных территориях.

Карты 2ГИС будут становиться всё более реалистичными, делая жизнь в городе ещё удобнее.

88
реклама
разместить
Начать дискуссию
Китайский ИИ-разработчик DeepSeek возглавил топ бесплатных приложений в российском App Store

В Google Play — на седьмом месте.

Скриншот vc.ru
2121
55
22
11
11
Фух, я уж испугался, несколько часов новостей не было про дикпик
реклама
разместить
Мнение: рыночная паника из-за DeepSeek «раздута» — спрос на чипы не упадёт, а вырастет

Акции Nvidia, которая контролирует около 80% рынка чипов для ИИ, начинают отыгрывать просадку на 17%.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fx.com%2FKarl_Was_Right%2Fstatus%2F1883921847047401941%2Fphoto%2F2&postId=1776630" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Х</a>
1616
22
11
Мнение: весь рынок акций превратился в казино, особенно в хайповых отраслях никакими взвешенными решениями и не пахнет, уровень спекуляций уже к крипте приближается, а значит обсуждать все это смысла нет
Сколько зарабатывают психологи в России и мире

За последние пять лет спрос на психологов в России вырос в шесть раз. Чаще всего их ищут образовательные и медицинские учреждения, социальные службы. Но многие специалисты предпочитают заниматься частной практикой, консультируя клиентов напрямую. В статье рассмотрим, сколько можно зарабатывать, помогая другим.

Статья обновлена 28 января 2025 года.
Госдума поддержала в первом чтении законопроект о необходимости брать согласие покупателя при продаже дополнительных услуг

В случае принятия закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.

4141
1818
11
11
11
Не слышал ни об одном наказании банка или автосалона
Власти ЕС сообщили о планах запретить продажу приставок PlayStation и Xbox в Россию

Запрет коснётся продавцов из Евросоюза, в том числе торгующих подержанными устройствами.

Источник фото: Playground.ru
4949
1313
1010
11
11
Их борьба
Суд в Москве продлил арест инфоблогера Аяза Шабутдинова до конца февраля 2025 года

По делу о мошенничестве.

2121
2020
1010
44
22
Искренне не понимаю радости от того, что посадили предпринимателя и произошедший «потребительский терроризм». Сам с 2017 по 2022 прошёл несколько продуктов, в стоимости от 500 ₽ до 1,5 млн. ₽. Окупилось ли это всё — да, сразу — нет. Любой инфо-продукт подразумевает работу, поэтому «волшебной таблетки» никто не давал, а давали направление, куда идти и как анализировать. Из явных фактов, после 2020 года, просело качество общее продукта, когда проведение перешло в онлайн. Плюс подключили других неопытных «преподавателей» (таких же начавших предпринимателей), которые просто продвигали свои продукты. Тут можно действительно зацепится за качество, но недовольным всегда делали возвраты. Но видимо большинству комментаторов проще взять «общее мнение», сказать «мошенник», не ознакомившись лично с продуктом.
ТОП-5 курсов профессиональной переподготовки по медицинскому массажу

Массаж помогает укрепить здоровье и справиться с различными заболеваниями, поэтому специалисты в этой области востребованы. Их приглашают работать в фитнес-клубы, спа-салоны, санатории и поликлиники. При этом зарплата может достигать 180 тысяч рублей. Обучиться направлению можно на курсах профессиональной переподготовки на массажиста.

Статья обновлена 28 января 2025 года. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.freepik.com%2Ffree-photo%2Fmale-osteopathic-therapist-checking-female-patient-s-lower-back-spine_12346956.htm&postId=1779080" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Image by freepik</a>
В китайский генератор видео Hailuo добавили управление камерой — можно делать пролёты дрона, наезды и зумы

Бесплатно доступно создание до трёх роликов в день.

1212
88
11
11
11
11
[]