Руины города — интервью с художницей Ириной Иониной

Всем привет! Добро пожаловать в 16 выпуск рубрики #нашистуденты — серии интервью, где ребята рассказывают о себе и своём искусстве.

В этом выпуске мы хотим познакомить вас поближе с Ириной Иониной, художницей из Санкт-Петербурга. Она работает с публичным пространством в разных направлениях — начиная со стрит-арта и заканчивая институциональными проектами.

Секретный канал для галерей, художников и арт-менеджеров:

Оглавление:

Поделись своими впечатлениями от вернисажа?

Вернисаж прошёл здорово. Сделали его открытым — мне хотелось, чтобы пришли все, кто захочет. Очень приятно было видеть коллег, с которыми мы познакомились в предыдущих проектах. Было радостно, что гости заинтересованы концепцией, и я с удовольствием отвечала на вопросы.

«Авосевы города не горожены» – народная пословица, упомянутая в числе прочих в словаре Даля в толковании слова «авось». Выставка задумана Ириной, как презентация проекта «Неонеорусский стиль».
«Авосевы города не горожены» – народная пословица, упомянутая в числе прочих в словаре Даля в толковании слова «авось». Выставка задумана Ириной, как презентация проекта «Неонеорусский стиль».

Выставка сделана в формате тотальной инсталляции — как таковых объектов на ней немного, впрочем, и само пространство галереи небольшое, что мне на руку: чем больше пространство, тем сложнее выстраивать архитектуру выставки. Это мой первый персональный галерейный проект, работала я самостоятельно без куратора. Концепция выставочного проекта основана на идее некоего ритуала или обряда: приглушенный свет, теплые световые акценты, имитирующие пламя; покрытый бордовой тканью стол с платьем на нём, подолом направленным к выходу; список утраченной архитектуры с датами постройки, намеренно огражденный красным канатом.

Руины города — интервью с художницей Ириной Иониной

В рамках выставки у нас запланированы прогулки по моим стрит-арт работам и artist talk. Я проведу медиацию по выставке, и мне также можно будет задать любые вопросы.

Над каким проектом ты еще сейчас работаешь?

Сейчас работаю с мультидисциплинарным проектом «Неонеорусский стиль». В проекте создается миф о становлении нового культурного стиля. Проект начинался с изучения разрушающихся деревянных зданий — дач и усадеб, построенных на рубеже 19-20 вв. в неорусском стиле, и ироничного использования фасадной сетки в качестве материала, который должен был поспособствовать реставрации этих зданий.

Шутка в том, что с этими архитектурными объектами проводится реальная процедура, которая называется «консервация руин» — сгнивающие полуразрушенные дома обносят лесами и затягивают сеткой. А дома продолжают разрушаться и гнить внутри.

Руины города — интервью с художницей Ириной Иониной

Я выстроила мифологию проекта с помощью псевдонаучной статьи, оформленной в виде арт-книги. Согласно мифу, фасадная сетка превращается в проникающий во все сферы жизни материал, первоначальная функция которого стирается.

В течение двух-трех месяцев с момента начала работы с проектом я увидела следующую тенденцию: люди, знакомые с проектом, стали замечать, по их собственным словам, обилие фасадной сетки на улицах города; регулярный постинг в соцсетях фотографий фасадной сетки также привел к тому, что подписчики сообщали об изменении восприятия сетки.

Из реальности я создала миф, и сейчас проект становится некоторым экспериментом по возвращению мифа в реальность. Я задаю себе вопросы: как идея становится массовой? Могу ли я вывести миф проекта в массы? И каким образом? Так как созданный миф уже основывается на факте наличия фасадной сетки в городе, моя задача обратить на нее внимание человека. Я пробую делать это через стрит-арт и через соучастные практики.

Одной из таких соучастных практик является проект «Делегированные интервенции».

Расскажешь о чем этот проект?

Людям предлагается взять набор для интервенции и «во что-нибудь вмешаться». Набор состоит из таблички-надписи на фасадной сетке «Неонеорусский стиль. Одобрено», открытки с фотографией одной из прошлых интервенций и сертификата подлинного адепта неонеорусского стиля.

Руины города — интервью с художницей Ириной Иониной

Люди, взявшие табличку, наделяются правом повесить табличку в выбранном ими месте, которое соответствует канонам неонеорусского стиля, тем самым присвоить этому месту соответствующие стилю характеристики. Каноны неонеорусского стиля заимствованы с небольшой корректировкой с манифеста Люка Тëрнера о метамодернизме — при этом открывается широкое поле для трактовки канона, поэтому место для интервенции выбирается участником по его усмотрению.

Человеку выдаётся «сертификат подлинности», который ему предложено заполнить самостоятельно после первого «вмешательства» и стать подлинным адептом неонеорусского стиля. Повесив табличку, участник присылает мне фотографию интервенции и адрес — эта фотография печатается на открытке и отправляется следующему участнику.

Есть ли у тебя пример стрит-арта, который вызвал интересные реакции?

Зимой я делала стрит-арт на одном из заброшенных зданий в Питере, которое обтянуто сеткой — вешала надпись «Добро пожаловать!» над заколоченной дверью. Время шло, работа прижилась, а однажды весной, проходя мимо этого дома, я увидела, что кто-то добропожаловал: дверь была выбита.

Руины города — интервью с художницей Ириной Иониной

Теперь фотофиксация этой работы у меня есть в двух вариантах - с закрытой и открытой дверью. Мне очень нравится наблюдать, как люди выбирают, какой из двух вариантов открыток хотят себе.

Как ты пришла в современное искусство?

Современное искусство всегда было мне интересно, во всех его проявлениях, в том числе, кинематограф, музыка, театр. Я раньше занималась предметным дизайном, а в какой-то момент поняла, что существует что-то, что я хочу проговорить через искусство - и начала говорить.

Руины города — интервью с художницей Ириной Иониной

Что для тебя является важным в современном искусстве?

Продуманная идея, выраженная теми способами, которые максимально эту идею раскрывают. Очень люблю эксперименты и элемент неожиданности. Сама стараюсь всегда пробовать новое и очень ценю это в других проектах.

Какие моменты ты считаешь наиболее важными в своей карьере?

На самом деле, важно всё, что происходило. Каждая выставка, каждая ярмарка, каждая работа, которая была сделана или по каким-то причинам не сделана. Это всё точки, в которых происходило и происходит становление.

Иногда результат видишь спустя большой промежуток времени, и этот результат может носить вовсе не практический характер. Самое важное, я научилась мыслить проектом. Помимо того, что это полезно с точки зрения развития высказывания, так это ещё и весело, потому что всё вокруг начинает ощущаться как часть проекта.

Как на тебя повлияла обучающая программа «Хочу в арт-среду»?

Когда я поняла, что хочу говорить через искусство, начала искать информацию по механике работы в этой сфере. Поняла, что мне нужен пакет документов.

Нашла программу «Хочу в арт-среду», почитала план, понравилось, решила идти.

Достаточно быстро поняла, что и как формально делать. Сделала первый пробный пакет ещё до защиты (он у меня сохранился — недавно его смотрела и хихикала). Пакет документов, который делала уже для защиты, был, конечно, куда лучше — с ним меня почти сразу взяли в два групповых проекта. А ведь с них и началась моя карьера художницы!

Как продавать работы по 20 тысяч евро, даже если вы начинающий художник

Узнайте больше о том как художнику создавать востребованное современное искусство, продавать свои работы и выставляться в галереях на нашем бесплатном мини-курсе «Как продавать работы по 20 тысяч евро. 5 шагов к карьере мечты в арт-среде».

🟣Узнаете преимущества карьеры в современном искусстве.

🟣 Разберëте «правила игры» и устройство арт-среды.

🟣 Откроете формулу успеха художника: личность+ хорошее искусство+ хорошее искусство+ стратегия продвижения

🟣 Поймете, как формируются цены на работы.

🟣 Разберёте основные документы, необходимые для работы с галереями.

🟣 Изучите какие основные шаги может сделать художник, чтобы продавать свои работы за 20 000 евро.

Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу и начните строить свою карьеру художника уже сегодня!

Другие выпуски интервью

Начать дискуссию