Метамодернизм: о личном и цифровом в работах современного искусства

Всем привет! Добро пожаловать в 28 выпуск рубрики #нашистуденты — серии интервью, где ребята рассказывают о себе и своём искусстве.

В этом выпуске я хочу познакомить вас с современной художницей Дарьей Просунцовой. Даша рассказала о своем пути в искусство, о поиске собственного визуального языка и о том, как сочетать уязвимость и иронию в одном полотне.

Секретный канал для галерей, художников и арт-менеджеров:

Оглавление:

Мы познакомились в Октаве, когда я приезжала читать лекцию. Если вспомнить то время, каким было твоё видение искусства тогда (в 2022 году) и сейчас? Какие изменения произошли?

Метамодернизм: о личном и цифровом в работах современного искусства

Знакомство с современным искусством у меня было задолго до 2022 года. Например, в 2017 году, в свой день рождения, я поехала в Питер и целый день провела в Эрарте. Также, когда жила в Москве, была частым гостем на Винзаводе. В общем, я была знакома с историей искусства и понимала, что существует классическая (академическая школа) и современный подход. Видела, что в современном искусстве идея выходит на первый план и что для его понимания нужно погружаться в контекст. Но это было поверхностное представление. На современное искусство я смотрела скорее со стороны, иногда пытаясь разгадать смыслы тех произведений, которые цепляли визуально.

Сейчас я больше погружена и смотрю изнутри. Наблюдаю, какие приёмы используют другие художники, как они работают с восприятием, какой опыт зрителя закладывают. Ежедневно формирую насмотренность, знакомлюсь с новыми именами в мировой и российской арт-сцене. Например, сейчас пишу это в «Ласточке», и в планах сегодня посетить ГЭС-2 и Cosmoscow.

Как ты пришла в современное искусство? Чем занималась до этого?

Мой путь в современное искусство был достаточно планомерным. Всё началось в детстве с художественной школы, потом я получила высшее образование графического дизайнера. Первые годы работала по специальности, потом ушла в маркетинг. После рождения ребёнка решила не возвращаться в эту сферу и обучалась иллюстрации. Это позволило мне работать удалённо, совмещая работу и материнство. В какой-то момент я обнаружила, что меня начал поглощать цифровой мир. Мне захотелось развиртуализироваться, поработать с физическим медиумом. Мой выбор пал на масло. Работе с ним я училась у Тани Иванковой в онлайн-мастерской Radiopaint. Таня — потрясающий преподаватель, её подход к живописи совсем не похож на то, чему я училась раньше. Случился абсолютный мэтч, я влюбилась в масло и поняла, что жизнь без него будет мне не мила :) Начала искать возможность писать. Сначала работала дома, но с маленьким ребёнком это была так себе затея.

После долгих поисков мастерской и её обретения начала работать регулярно. Поняла, что мало просто писать холсты. Захотелось углубиться в процесс работы над идеей и понять, что я хочу сказать своим искусством и что мне с ним делать. Перспектива рисовать «в стол» и дарить картины друзьям и родственникам на праздники меня не привлекала. Так я оказалась у тебя на курсе. И это было лучшее решение!

Расскажи про своё искусство: с какими темами ты работаешь? Как ты их раскрываешь?

«Время собирать камни» 
«Время собирать камни» 

Лейтмотивом моего искусства является осмысление понятия реальности и её восприятия современным человеком через призму персонального и коллективного опыта. Осознавая свою зависимость от цифровой среды, я принимаю эту часть своей жизни, но продолжаю искать баланс, конвертируя свои воспоминания и хайлайты путём такого архаичного медиума, как масло, обратно в реальный мир.

Мысль о том, что восприятие реальности всегда субъективно и зависит от субъекта, её воспринимающего, пугает и одновременно привлекает меня. Реальность, в которой цифровой и материальный мир уже неразделимы, где скорость потребления информации постоянно растёт.

В мире, где происходит «ВСЁ ВЕЗДЕ И СРАЗУ». Как всё это воспринимать и сохранить адекватность, ментальное и физическое здоровье? Насколько я могу менять своё восприятие, если не в силах изменить действительность, не уходя при этом в эскапизм?

Выходом и ответом на эти вопросы стала для меня работа над пластичностью восприятия. С детства я ловлю лаги и баги привычной реальности, которые учат меня не воспринимать мир под одним единственно верным углом и относиться ко всему с долей иронии. Приняв мультиформатность действительности, я стараюсь отразить её в своих работах.

Я работаю с личным фотоархивом, используя бытовые сюжеты, давая им иное прочтение. За счёт деконструкции формы, искажения цветов и добавления цифровых артефактов я моделирую собственную реальность. Эти приёмы осложняют возможность однозначной трактовки происходящего на полотнах, открывая тем самым зрителю пространство для интерпретаций.

Расскажи о каком-то конкретном произведении, чтобы по нему можно было понять твоё искусство.

«Думскроллинг»
«Думскроллинг»

Думаю, работа «Думскроллинг» наиболее репрезентативна на данный момент. Визуал и название говорят сами за себя. Эта картина — отражение моей усталости от цифровой среды.

Зависимость, в которой ты тратишь огромное количество времени на новости и другой контент, от которого тебе становится только хуже. Меня беспокоит тема цифровизации нашей жизни. Недавно исследование Теда Джоя (писателя множества нон-фикшн книг) показало, что мы перешли из эпохи развлечений в эпоху отвлечения. Отвлечение съедает развлечение. Самый быстрорастущий сектор культурной экономики — это отвлечение внимания. Его можно назвать прокруткой, пролистыванием, тратой времени или как угодно. Но это не искусство и не развлечение, а просто непрерывная деятельность. Каждый стимул длится всего несколько секунд и должен быть повторён. Это огромный бизнес, который скоро станет больше, чем искусство и развлечения вместе взятые. Это не просто горячий тренд 2024 года. Он может длиться вечно, потому что основан на химии тела, а не на моде или эстетике. Наш мозг вознаграждает эти короткие вспышки отвлечения. Происходит выброс дофамина, который заставляет нас чувствовать себя хорошо, и мы хотим повторить стимул. Это цикл зависимости, который нам целенаправленно навязывают медиакартели. Это наше антиутопическое будущее. Не столько «1984» Оруэлла, сколько «О дивный новый мир» Хаксли.

Есть ли среди твоих работ какая-то «программная» для тебя?

«Неудачная попытка»
«Неудачная попытка»

На мой взгляд, «программной» работы у меня нет. Я молодой художник, и мой визуальный язык и метод находятся в процессе формирования. В каждой новой работе есть удачные моменты, из которых складывается «пазл» моего почерка.

Что было для тебя самым сложным на пути до этого момента? Какие основные трудности, по твоему мнению, возникают у начинающего художника?

Сложно было определить и нащупать, о чём я как художник, что мне важно говорить со зрителем. Когда я получала академическую базу, таких вопросов нам не ставили, поэтому пришлось достаточно долго копаться в себе, рефлексировать. Это не всегда приятный процесс. Думаю, так или иначе, такая проблема возникает у всех начинающих художников.

Что даёт тебе опору продолжать свой путь в искусстве?

Опора в том, что я сделала выбор и приняла решение — идти по этому пути. Как говорится, обратной дороги нет :) А какой будет этот путь — покажет время. Я верю в то, что для достижения успехов в любом деле нужен интерес к процессу, дисциплина и трудолюбие.

Единственный, кто мне может помешать, — я сама. Самосаботаж, конечно, никто не отменял, но я достаточно безжалостна к себе (в хорошем смысле).

Что тебя вдохновляет?

Очень простые, бытовые вещи: красивый свет, необычная тень, интересное отражение. Также природа, музыка, прогулки наедине с собой. Всё как у всех. Ещё один важный и бесконечный источник вдохновения — мой сын. Люблю совместно делать какие-то творческие штуки и наблюдать, как он круто находит форму, экспериментирует с материалами, смешивает цвета. Его работ в нашей квартире висит больше, чем моих. И мне есть чему у него поучиться.

Могла бы ты назвать свои произведения метамодернистскими? Если да, то почему?

Метамодернизм: о личном и цифровом в работах современного искусства

Да, так как я сама — продукт метамодернизма, а мои работы — продолжение моего видения и отражения реальности, в которой мы все живём. В них я балансирую между иронией и уязвимостью, порой граничащей с наивностью, красотой и уродством, любовью и отвращением. Это непрерывное колебание и одновременное существование между диаметрально противоположными полюсами.

Что для тебя важно в искусстве: в твоём и в искусстве вообще?

Подлинность, искренность, глубина, точность.

Полезна ли тебе наша программа? Если да, то чем?

Всем :) До прихода на курс я чувствовала себя как слепой котёнок. Не понимала, что представляет собой арт-среда, какие в ней существуют направления. Чем отличается стратегия развития коммерческого художника от институционального. Список можно продолжать бесконечно.

Программа дала мне объёмное понимание того, как устроен мир современного искусства, практические навыки — от составления пакета документов до разработки выставочного проекта. Она раскрыла множество тонкостей и нюансов, которые художнику полезно учитывать в работе. Но самое главное — программа изменила моё видение. Обывательский взгляд на искусство сменился более глубоким.

Вообще, импульс к углублению, к задаванию вопросов себе и сверке с внутренним компасом — это метанавык, полезный и применимый за пределами искусства. Вся программа построена так, чтобы в процессе обучения мы его приобрели. Маша находит тысячу и один способ научить нас этому. Её вопрос: «А как тебе самой с этим?» побуждает развивать внутренние опоры и становиться авторитетами для самих себя. На мой взгляд, это лучшее, что может вынести для себя художник.

Как начать свою карьеру художника в современном искусстве?

Узнать больше о стратегиях и других важных для художника темах вы можете из нашего бесплатного мини-курса «Хочу в арт-среду. Как продавать свои работы по 20000 €».

Метамодернизм: о личном и цифровом в работах современного искусства

На бесплатном курсе мы:

— Разберем авторитетные площадки, региональные галереи и фестивали

— Поймем, какие “правила игры” существуют в арт-среде: от этики до критики

— Определимся с ценообразованием: как не занижать и не завышать цены на свои работы

— Разберемся с основными медиумами, вашим посланием и идеями

— Обозначим пути развития любого художника

— Обсудим основные документы, которые необходимы для галерей.

Найти наш бесплатный мини-курс можно по ссылке:

Выпуски интервью

Начать дискуссию