ЕГ11 – строим бизнес на питании в гос. учреждениях

История о том, как побороть бюрократическую машину и сделать прибыль на муниципальных учреждениях.

Мы – компания, которая занимается заказной разработкой веб-сервисов. Но всегда хотелось сделать что-то своё. И вот однажды, работая над проектом детских билетов на развлекательные мероприятия, мы заметили, какой мрак творится в системе школьного питания. Кормят детей непонятно как и чем, непонятно, откуда берутся продукты, кто составляет меню, по каким технологическим картам… Всё это невероятно устарело, делается зачастую «на коленке», с отчетностью полный крах (пожилой медработник считает на калькуляторе и пишет результат в тетрадку), прозрачности вообще никакой. А как вам истории о нечистых на руку “поварёшках”, которые оставляют свой Lexus RX в двух кварталах и идут до школы пешком? Ну а крайние при этом – дети, которые недоедают, а зачастую не хотят есть ту противную массу, которую им наложили в тарелку. Посмотрели мы на это и решили: надо что-то менять. Как раз освободилась пара программистов и PM из нашей команды..

Как всё начиналось

Дело было в не очень далеком 2017. Чтобы не брать идеи «с потолка», нам нужен был подопытный кролик, и мы обратились туда, где со стоящей перед нами задачей знакомы лучше, чем мы – то есть в школу. Директор, наша хорошая знакомая, при встрече улыбалась, кивала пышной химзавивкой, говорила, какие мы молодцы, как здорово придумали, желала удачи и процветания. Но, когда мы закончили MVP и дело дошло до бесплатного подключения этой школы для тестирования основных функций, нас вдруг начали кормить завтраками. Не сегодня, не сейчас, сотрудника нет на месте, компьютер сломался, в школе совещание, проверка, потоп, пожар, катаклизм и нашествие тараканов…

ЕГ11 – строим бизнес на питании в гос. учреждениях

Так бы мы и развешивали эти овсяные хлопья по своим ушам, если бы вдруг случайно не выяснили, что первый и единственный поставщик продуктов в вышеупомянутую организацию является по совместительству не кем иным, как мужем директрисы. Пазл сошелся. Разумеется, кому же тут выгодно, чтобы всё стало прозрачным и автоматизированным?

Но мы не собирались так просто сдаваться. В поисках честных директоров мы пошли по всем близлежащим школам, и нашли-таки первых партнёров. Нашли – и начали их пытать с пристрастием: узнавать, что еще необходимо системе для грамотного функционирования, какими инструментами они пользуются сейчас, чего при этом не хватает, как сделать лучше, удобнее, приятнее. И вот в таком непосредственном контакте в течение года мы уже доработали основные функции системы ЕГ11. Конечно, куча проблем различного масштаба всплывает при реальной работе в «полевых» условиях. Например, была проблема со школами, у которых несколько корпусов и, соответственно, несколько складов, или наоборот, один склад на несколько корпусов – в общем, в процессе обкатки мы старались напороться на максимальное количество подводных камней, чтобы учесть все возможные нюансы использования продукта.

Битва за детсады

Это вообще отдельная история! Туда мы зашли через мэрию (а конкретно – департамент питания в образовательных учреждениях), где получили добро на подключение в пилотном режиме трёх детсадов. По окончании пробного периода на организованной встрече представителей мэрии и работников тестовых детсадов мы купались в овациях и слушали восторженные отзывы о системе. Казалось бы, дело выиграно: мы получили от мэрии рекомендацию на подключение к системе ЕГ11 всех детских садов города. Ну не красота ли? «Вот сейчас дело попрёт!» - подумали мы и приготовились усиленно работать, всё-таки 200 новых учреждений-пользователей. И тут почти ничего… То работник в отпуске, то некогда, то неохота, то «сотрудник возрастной, не осилит новый софт». Оказалось, рано радоваться, работа еще не окончена. Нахрапом нам удалось подключить только 30-40 учреждений, а потом уже пришлось потрудиться и поуговаривать...

Но в итоге мы справились. Звонили, приходили, объясняли, договаривались на индивидуальные условия… Даже бабулечку далеко запенсионного возраста научили работать в системе! Хотя она 7 минут (мы засекали!) вводила только логин и пароль. В первый год работы системы мы подключили только 10 учреждений (в 2019ом), а сейчас их уже более 150. Таким образом, мы вывели компанию в плюс, и выросли за год в 15 раз!

При работе с новыми клиентами наша команда частенько слышит возражение «нам ничего не нужно, нас все устраивает». Но потом, наслушавшись «сарафанного радио», люди сами звонят и просят их подключить. Причем был даже такой случай: детский сад присоединили к школе, и последняя не выделила денег на систему питания – и тогда заведующая предложила из своего кармана оплатить все расходы, лишь бы не отключать их до разрешения вопроса о финансировании.

Практически все довольны

Отзывы о системе кругом положительные. Те, кто пользуются системой сейчас, кажется, готовы расцеловать разработчиков. По крайней мере высказывания в стиле: «Где ж вы раньше были? Мы столько лет мучились!» - мы слышим регулярно (хотя всё равно каждый раз очень приятно).

ЕГ11 – строим бизнес на питании в гос. учреждениях

Как-то в одном из детских садов соседнего региона нас очень неохотно встретила очень взволнованная заведующая, которой было совсем не до нас, поскольку сгорел жесткий диск на её компьютере вместе со всеми данными по питанию детей. Мы кое-как смогли объяснить ей, что с нашим софтом это больше не проблема, а все её технологические карты и вовсе уже забиты в системе (сборники ведь у всех одни). Когда она наконец всё это осознала и сама в этом убедилась, то радости её не было предела.

Так в чем фишка?

Главное, что отличает ЕГ11 от всего, что было ранее на рынке систем питания в муниципальных учреждениях – это онлайн-сервис. Это не тетрадка, не табличка в Excel и даже не 1С-ка. Это – принципиально новый продукт, который полностью исключает все минусы работы на локальном компьютере. Работа происходит в онлайн-режиме, данные хранятся в облаке, регулярно производится резервное копирование. Теперь ничего не может «сгореть», потеряться, «случайно» удалиться, плюс работник не привязан жестко в рабочего месту и может работать из дома (что крайне актуально в современных реалиях).

ЕГ11 – строим бизнес на питании в гос. учреждениях

У нас есть пример одной высококвалифицированной сотрудницы, которая была буквально нарасхват у детсадов. Раньше она кое-как обслуживала 2-3 соседних сада, составляя им всем меню. Сейчас, вооружившись ЕГ11, она спокойно обслуживает 5 садов из разных районов и планирует «расшириться» до 10.

Распространение в регионах

Для быстрого распространения и развития мы взяли за основу партнёрскую модель. Наши партнеры занимаются подключением в своих городах, где у них есть возможность прямого контакта с образовательными учреждениями и администрацией, и за это получают вознаграждение от 30% до 50% с каждого клиента. Фактически мы только начинаем привлекать партнеров, поэтому будем рады всем кто не побоится прийти в администрацию или учреждение и продемонстрировать наш продукт.

Образовательным учреждениям мы даём

В режиме онлайн делать все необходимые манипуляции с меню и продуктами: вести складской учёт, формировать блюда по технологическим картам и утвержденным сборникам (никаких импровизаций), составлять меню-требования и развернутое меню, автоматически учитывать остатки на складе после приготовления того или иного набора блюд, учитывать льготников и детей со специальным питанием (например, диабетиков), и, что немаловажно, параллельно вести всю необходимую документацию. При этом процесс становится прозрачен для всех сторон: для руководства детского сада, для родителей и для контролирующих органов – у всех есть свой доступ к системе.

Для медработников, зав. производства или диетсестер

В распоряжении у ответственного сотрудника сразу есть список питающихся и заранее составленное меню. Нужно только нажать на кнопку, сформировать меню-требование – и отправить его в работу. А дальше система всё сделает сама! Все необходимые продукты автоматически будут списаны со склада и автоматически же сформирован отчет для надзорных органов. Система самостоятельно формирует отчеты касательно охвата питания и выполнения натуральных норм.

Органы надзора в любое время видят актуальные данные
Органы надзора в любое время видят актуальные данные

Для бухгалтерии и надзорных органов

Продукты автоматически списываются в базе 1С (есть интеграция в обе стороны), все необходимые коэффициенты уже учтены (такие как коэффициент сезонности или ужарки), отчетность формируется автоматически. А воспитателям теперь не нужно каждое утро писать список питающихся и бежать с ним к медработнику – у них есть мобильное приложение, в котором они отмечают детей по фактическому посещению.

Кроме того, система ЕГ11 дает ясную прозрачную картину для надзорных органов, чтобы видеть в своём личном кабинете «как на ладони», в каких садах/школах чем кормят, кто поставщики, где какие проблемы или пробелы, и на что нужно обратить внимание. Это заметно улучшает контроль за качеством продуктов и за работой предпринимателей, занимающихся поставками продовольствия. Минимизирует риски отравления и стимулирует поставщиков внимательнее относиться к качеству продукции. Помимо этого, надзорные органы в реальном времени могут следить за выполнением нормативов по питанию, достаточно ли дети получают необходимых витаминов, макро и микроэлементов.

Те, кто уже пользуется нашим сервисом, говорят, что работа с ним намного проще, удобнее и очевиднее, чем всё то, что существовало ранее.

Хотя не сказать, что мы были абсолютными инноваторами в данном вопросе – в других регионах уже делали попытки внедрить нечто подобное, только сильно упрощенное (онлайн-меню для родителей), но так и не довели до ума. Мы же на порядок обошли всё, что существовало ранее: у нас автоматизировано всё от склада и до подноса, есть готовые актуальные справочники тех. карт для любых блюд, складской учет, автоматическое списание продуктов со склада по фактическому потреблению, учет посещаемости, отчеты для администрации и т.д.

Примерно год назад на презентации в одном из регионов (руководитель согласился на встречу в нерабочее время и уже после фуршета) мы с гордостью заявили о том, что учитываем специфику регионов и даем полную свободу, на что получили неожиданный вопрос: «А можно добавить технологическую карту для кумыса и включить его в школьное меню?». Пришлось аккуратно объяснять, что технически это возможно, но Роспотребнадзор вряд ли согласует такое меню. :-)

Технические моменты

Наша система опробована, стабильна, получила прекрасные оценки потребителей. Всё «детские болячки» вылечены, под нагрузкой проверено. Интерфейс и принципы работы системы наглядны и понятны даже таким «динозаврам» как возрастные сотрудники бухгалтерии детских садов. Есть обучающие ролики на Youtube.

Если говорить в целом про наш опыт, то за годы заказной разработки веб-сервисов мы освоили и внедрили несколько важных вещей:

Когда создаете продукт, начать стоит с фундамента - создать инфраструктуру производства.

Запас по процессорам и памяти не менее 90%
Запас по процессорам и памяти не менее 90%

Мы используем 6 основных концепций/инструментов:

1. микросервисная архитектура: API, моб. приложение, визуализации страниц

2. концепция непрерывной интеграции и доставки - git + ci/cd

3. автоматическое тестирование всех новых версий перед обновлением

4. непрерывный мониторинг ошибок – sentry

5. использование контейнеров и их оркестрация – kubernetes/rancher

6. асинхронная масштабируемая платформа разработки - node.js

В системе запущено довольно много контейнеров, т.к. есть и чат и телеграм-бот
В системе запущено довольно много контейнеров, т.к. есть и чат и телеграм-бот

Все вышеперечисленное нужно в основном для максимальной надежности, ведь мы работаем с детскими садами, а они кормят детей строго по расписанию. Тут не пройдет номер "У нас технические неполадки, попробуйте обратиться к системе через несколько часов". Чтобы накормить детей обедом, нужно ежедневно делать несколько вещей в системе учета: по сегодняшней реальной посещаемости и на основе заданного меню рассчитать, сколько и каких продуктов взять со склада, списать эти продукты, составить отчет по потреблению БЖУ и витаминов, и сохранить все эти документы для отчётности. У нас всё это максимально автоматизировано, надежно, работает как дорогие швейцарские часы.

Любой живой продукт постоянно дорабатывается.

А значит, всегда нужен свежий взгляд сторонних разработчиков, которые укажут на непонятные части кода или архитектуры, чтобы вовремя сделать рефакторинг и исключить момент, когда уже "проще все переписать с нуля чем разбираться с этим". Каждое значительное изменение или добавление функционала попадает в основную ветку репозитория только после проверки кода старшим разработчиком, который сам при этом не участвовал в разработке.

Удобство продукта определяется его пользователями.

Если у кого-то возник вопрос: "А как это сделать?" – значит, нужно пересмотреть функционал и сделать его более интуитивно-понятным.

Важные организационные моменты

Тех. поддержка проекта должна быть доступна по бесплатному номеру 8-800, а также по WhatsApp и сотовому конкретного специалиста. Нагрузку на операторов необходимо тщательно рассчитать, чтобы не было этих «все операторы заняты, время ожидания на линии – 36 минут». И даже если человек не дозвонился, обязательно сделать обратный звонок.

Сбис и Контур - автоматизация бухгалтерии, электронный документооборот – все это должно работать идеально. Важен сервисный подход к документообороту, то есть клиенты не должны просить прислать контракт, акт или выставить счет – здесь мы действуем на опережение и высылаем всё заранее.

И, чтобы обезопасить себя (мы знаем как отбирают у разработчиков их детище, отсудив домен), мы зарегистрировали товарный знак и внесли систему в реестр российского ПО. Это нам стоило полгода времени и 25.000 руб. (за товарный знак), но зато теперь всё надежно и по закону.

Ну и самое интересное: прибыль для потенциальных партнеров

Рекомендуемая абонентская плата за пользование сервисом: от 2500 р/мес, из которых 50% уходят производителю. То есть чистая прибыль с каждого муниципального учреждения – от 1250 р/мес. А дальше простая арифметика: даже в средних городах с населением 300-500 тысяч человек, при количестве учреждений от 50 каждого типа (школ и детских садов) мы уже имеем потенциал подключения от 100 учреждений. Соответственно, единожды подключив учреждения, можно получать стабильный доход от 125.000 рублей в месяц – а это полтора миллиона рублей в год пассивного дохода, поскольку всю тех. поддержку мы берём на себя. Не сложно посчитать, какие цифры будут для более крупных городов и областей…

Сайт системы: https://eg11.ru/

Канал с инструкциями на Youtube:

Наш сайт

11
5 комментариев

Кто ж во вменяемом состоянии детей объедать будет?

Хотелось бы, чтобы все люди были порядочными, но это зачастую не так.

Всем понятно, вокруг кого (структур и персоналий) крутится бизнес питания в муниципальных учреждениях. Какие-то нововведения и инновации им сейчас ни к чему. Это типичная кормушка. В целом, Ваш продукт- хорошая перспектива продаться структурам, получающим гос подряды на осуществление данной деятельности, в случае их заинтересованности в доп вливаниях со стороны гос.

Интересно, а вы регистрировали оператора персональных данных в роскомнадзоре, чтобы хранить данные детей и т.п.? Это требуется для такого сервиса?

Да, это был один из первых наших шагов.