Есть несколько распространенных «серых» схем:
- Покупка ключей. Здесь все просто – есть куча сайтов, продающих ключи (типа Плати.ру). Там можно оплачивать покупки любыми способами, после чего выдают ключ, который надо всего лишь активировать в Стиме. Ничего сложного, единственное – не начислят очки Стим (на которые можно аватары с рамками покупать), т.к. ты не тратишь средства с баланса кошелька Стим и не покупаешь напрямую в нем. Ну и стоит смотреть более внимательно, т.к. иногда подобным образом продают не ключи, а целые аккаунты и пр.
- Покупка баланса. Здесь нужны Р2Р-площадки, на которых можно найти человека, который пополнит за тебя твой баланс Стим, а ты переведешь ему за это деньги. Обычно это жители стран, где доступны все способы пополнения.
- Пополнение кошелька Стим через Киви в казахских тенге. Старая популярная схема, появившаяся еще в первые дни после запрета пополнения кошелька привычными способами. Для этого в кошельке Киви нужно открыть счет в тенге, а затем пополнить его любым удобны способом (даже в рублях – они конвертируются). Ну а затем уже в Киви выбрать пополнение Стим (Казахстан) и ввести имя аккаунта. Из-за всех конвертаций теряется часть суммы, учитывайте этот момент.
А в этом нет ничего удивительного – хайп на IT-шников длится уже не первый год. На курсах обучают от нескольких месяцев до года, толком ничему не учат. Вот и получается на выходе целая куча джунов, которых никто никуда не берет (по причине низкий знаний, пока такого доучишь, потратишь время и деньги, а он может потом куда-то и уйти). А новые опять обучаются, в итоге джунов становится еще больше. Круг замыкается.
Но это вовсе не значит, что нет смысла идти в эту сферу. Просто придется больше учиться, осваивать разные направления (а не условный фронтенд), первое время работать, грубо говоря, за еду и набираться опыта. И уже тогда будет шанс, что возьмут в более-менее серьезную команду. Ну или придется перебиваться случайными заработками на очередной бирже фриланса, надеясь там получить хоть какой-то опыт.
Таких примеров можно найти десятки не только на Wildberries, но и на Ozon, Авито и других площадках. Что касается конкретно маркетплейсов, то сам факт того, что «продавец» предлагает сотрудничество напрямую в обход маркетплейса (прикрываясь тем, что так не придется платить никаких комиссий), уже говорит о мошенничестве. В этом случае проще не тратить время и сразу заблокировать подобного продавца. Ну а уж если и решили попробовать рискнуть, то обязательно внимательно смотреть на ссылки (это больше актуально для Авито с его Доставкой).
Надеюсь, не последнее положительное решение в пользу истцов. А еще надеюсь на то, что многие клиенты, потерявшие деньги из-за списаний на основании «незаконного обогащения», так же обратятся в суд. На мой взгляд, у представителя банка с апелляцией ничего не удастся.
Хотя в целом, я понимаю их позицию. Банк прекрасно осознает свою ошибку, но так же понимает, что большинство клиентов не побегут в суд. Кто-то на разницу курсов сделал совсем небольшую прибыль и не станет терять время, чтобы вернуть свои условные 10-15к, кто-то побоится пойти в суд, решив, что и вправду «незаконно обогатился» и т.д. Ну а банк, в свою очередь, будет затягивать подобные делопроизводства, постоянно откладывать их, подавать апелляции и пр., в расчете на то, что клиент первым сойдет с дистанции. В остальном-то банк уже ничего не сделает, вот и тянет резину.
Запрет на отправку голосовых сообщений – пожалуй, главная (если не единственная полезная) функция Premium-версии Telegram, за которую не жалко заплатить. Добавили бы такую возможность в других мессенджерах и социальных сетях, цены бы им не было. Хотя не удивлюсь, что вскоре у многих появится такая возможность. Конечно же, за дополнительную плату.
С одной стороны, да – рассылки в WhatsApp выгоднее, чем SMS-рассылки. Я вижу у них как минимум 3 преимущества:
- Нет ограничения в 70 символов;
- Можно бесплатно отправлять дополнительные сообщения в течение 24 часов;
- Можно добавлять картинки, смайлики и пр.
Но есть один нюанс. Наличие WhatsApp означает, что у человека есть номер телефона (что логично), а вот наличие номера телефона не значит, что у него есть WhatsApp. То есть полностью отказаться от SMS-рассылок в любом случае не получится.
Ну и если все же пытаться уложиться в 70 символов, то SMS-ки будут все равно выгоднее. Для WhatsApp стоимость первой отправки около 4,7 руб., а во многих сервисах SMS-рассылки цена за одно сообщение обычно не больше 4 рублей (а еще зависит от тарифа, типа SMS, оператора и пр., поэтому может составлять и вовсе около 1,8 руб.). Так что если придерживаться принципа «Краткость – сестра таланта», то отправлять SMS-ки все равно надежнее и дешевле. Например, в этой статье (https://www.mtt.ru/blog/sms-mailing-how-to-tips-examples/) можно посмотреть еще преимущества SMS-рассылок, как и правильно оформлять и пр.
Сейчас, чтобы забрать заказ на Озон, достаточно сказать его номер или продемонстрировать штрих-код для считывания. Никакой дополнительной информации (например, имя заказчика, номер телефона и пр.), которая могла бы хотя бы приблизительно идентифицировать пришедшего, не требуют. А уж про документы, удостоверяющие личность, я вообще молчу.
Имхо, именно последнее и могло бы решить проблему – при оформлении заказа указывать паспортные данные того, кто сможет забрать заказ. А при вручении – спрашивать паспорт и сопоставлять данные. По крайней мере, для заказов стоимостью выше определенной суммы (например, 10 тыс. рублей). Или при выдаче товара отправлять на номер телефона код верификации.
Недавно читал где-то (на Пикабу, вроде) похожую историю – женщина заказывала смартфон за 100+ тыс. рублей, а его забрал неизвестный, представившийся курьером (у него был номер заказа, поэтому сотрудник ПВЗ просто выдал ему телефон). И теперь у нее ни денег, ни телефона. А ведь в подобной ситуации нельзя со 100% уверенностью утверждать, что не было попытки обмануть Озон. Например, дать номер заказа какому-нибудь знакомому, чтобы он забрал заказ, а потом требовать его в ПВЗ и обвинять Озон. В общем, код верификации при получении или проверка документов точно бы решили такую проблему.
Интересный кейс. Правда, механизм реализации выглядит достаточно сложным, плюс не представляю, во сколько обойдется такое решение. Для большинства будет проще оценивать эффективность ТВ-рекламы через тот же статический коллтрекинг. Достаточно запустить несколько рекламных роликов, дать им разные телефонные номера – и отслеживать количество звонков с источниками трафика. Так можно будет понять, сколько клиентов приходит с рекламы по ТВ, сколько с конкретных рекламных объявлений и т.д. Чуть более понятно об этом можно почитать в этой статье – https://www.mtt.ru/blog/kolltreking-zachem-on-biznesu/.
Я почему-то уверен, что у нас эта идея приживется. По крайней мере, в небольших городах. Вот, например, в моем городе общественный транспорт (автобус) стоит 31 руб., а средний чек на такси – 100-130 руб. Т.е. такси, как вы видите, стоит не очень дорого. Но при этом экономит кучу времени – на один и тот же маршрут можно потратить на автобусе 40-50 минут, а на такси буквально 10-15 минут. Из-за этого многие отдают предпочтение такси. А если теперь на нем получится еще и экономить 30-40%, то отбоя от желающих не будет точно. Тем более, если говорить о тарифе «Эконом» - о каком комфорте тут вообще речь?
С чем-то соглашусь, а с чем-то – не до конца.
Во-первых, хочу добавить еще несколько способов борьбы с выгоранием:
- Отпуск. В первую очередь нужен тем, кто посвящает работе слишком много времени. Как бы человек ни любил свою работу, он от нее устает. И в этом случае единственный способ решить проблемы – временная смена деятельности. Отпуск желательно сделать таким, чтобы он не напоминал о работе вообще.
- Полная смена деятельности. В этом случае, к сожалению, придется попрощаться с работником навсегда. Как правило, здесь накапливается несколько причин – и ненависть к работе, и усталость, и отсутствие мотивации и др. В этом случае отпуск уже вряд ли поможет.
Во-вторых, при попытке решить проблему выгорания сотрудника нужно отталкиваться именно от причины, которая привела к выгоранию. Например, если человек банально устал от работы и хочет взять паузу, никакой диалог ему не поможет. А вот если проблема в отношениях в коллективе – здесь пожалуйста, диалог решит все проблемы.
И в-третьих, не соглашусь с тем, что отчеты помогают бороться с выгоранием. Если у сотрудника много задач, то лучше всей командой использовать какие-нибудь таск-менеджеры или даже полноценные CRM. Там вся работа будет отображаться наглядно, а отчеты формироваться автоматически. Если же задач не так много или вы не используете вышеназванные сервисы, то отчеты – это потерянное время, имхо. А для сотрудника это и вовсе лишь очередная задача, которую он должен выполнить, и которая при этом лишена смысла.
На мой взгляд, SEO-оптимизация была всегда важна. Да, можно при распределении бюджета на продвижение отдавать предпочтение другим каналам (той же контекстной рекламе и др.), но уделять внимание SEO сайта нужно обязательно. Во-первых, это органический трафик. Во-вторых, ваш сайт принадлежит вам (здесь проведу параллель с аккаунтами в соцсетях – многие в свое время продвигались только в Instagram, игнорируя ВК, Telegram и пр., но при накрутке ботов конкурентами получали блокировку и теряли все). Ну а последние события лишь подтверждают, что SEO будет актуально всегда.
Несколько своих мыслей по поводу разных каналов продвижения в этом направлении:
1) Контекстная реклама. С этим проблем не должно быть в принципе, все работает. Пользователи активно интересуются автомобилями (сейчас преимущественно подержанными и «китайцами» - возможно, стоит делать акцент в этом направлении).
2) Таргетированная реклама. На данный момент лучше отказаться. Из-за невозможности продвигаться в FB и Instagram, стоимость рекламы в ВК и MyTarget (в первую очередь, речь об ОК) нереально завышена. Да и из «запрещенных» соцсетей пользователи никуда особо не ушли – первое время была миграция в ВК и Telegram, но потом все скачали VPN и сидят там же. А значит можно продвигаться через инфлюенсеров.
3) SEO. Имхо, тут особо ничего не должно поменяться. Если вы занимались автомобилями и у вас был свой сайт – вы должны были его оптимизировать. А если нет, то сейчас резко бросаться на SEO смысла нет, эффект все равно быстро не появится. А через несколько месяцев опять может что-то поменяться.
Вообще, выбор канала тут не столь важен. Сейчас привлечь лида можно отовсюду. Проблема в другом – как конвертировать его в клиента? Бюджет покупателей сейчас ограничен. Если в конце февраля и начале марта многие были готовы потратить последние деньги на покупку автомобиля (классический страх деноминации - вдруг «деньги обесценятся» и уже ничего не получится купить), то сейчас они принимают решение более обдуманно. И первое, о чем они думают – последующее обслуживание. Вот от этого и стоит отталкиваться при продвижении. Возможно, предложить расширенное гарантийное обслуживание и т.д. В общем, нужно выявлять тренды на рынке, определять проблемы потребителей и прорабатывать вопрос с ценой. А для этого автопрому неплохо бы провести хотя бы простейшее маркетинговое исследование (https://www.mtt.ru/blog/marketing-research-what-is-how-conduct/).
Не удивлюсь, что Маск на самом деле опять «качает» рынок, как было в свое время с Bitcoin. Сначала заявил, что за криптовалютами будущее, из-за чего курс резко пошел вверх, а потом отказался принимать оплату в ВТС при покупке Tesla – видите ли, майнинг криптовалюты приносит много вреда природе. Или вспомним его поддержку Dogecoin, курс которого вообще пробил потолок. Имхо, с Twitter аналогичная история. Недаром в той же новости сказано, что акции компании после этого упали на 6%.
На самом деле это круто, когда компания заботится о своем сотруднике. Хотя идея не нова – опытные грузчики уже давным-давно используют специальные такелажные ремни. С их помощью они без особого вреда для спины и позвоночника транспортируют крупногабаритные грузы (те же холодильники, пианино и т.д.). Правда, для этого приходится работать в паре. А если у «Грузовичкоф» экзоскелет будет рассчитан на одного человека – то вообще замечательно.
"является партнёром самого Аяза Шабутдинова"
Уже на этом этапе можно было задуматься. Верить в то, что с членами команды инфоцыгане поступают лучше, чем с клиентами – довольно наивно.
А уж история с собеседованием – мое почтение. Групповой созвон в Zoom, на котором вам говорят: «Извините, график работы немного другой, да, вам придется работать больше и отдыхать меньше, но у нас КОМАНДА, у нас ПРОЕКТЫ» - тут уже точно пора было класть трубку и не тратить свое время.
Не испытываю ни малейшей жалости к тем, кто теряет деньги в финансовых пирамидах. Для меня такие люди делятся на 2 группы:
1) Глупые. Наивно верят в то, что смогут разбогатеть, но даже не пытаются понять, как работает эта система. Имхо, им уже не помочь, т.к. здесь дело явно не в образовании – вспомним жертв МММ, прошедших «идеальную и без изъянов» советскую школу, и поколение ЕГЭ, которое несло деньги в Финико.
2) Жадные. Прекрасно осознают, как работает эта система. Но считают себя самыми умными, из-за чего наивно полагают, что успеют вовремя соскочить. Как правило, не получается.
Что первых, что вторых – жалеть точно не стоит. И в одном я уверен точно – в будущем ничего вообще не изменится. Как бы ни запрещали подобные организации (у нас, если правильно помню, за такое есть уголовная ответственность), они будут жить, изменится только обертка. Например, появится очередное криптоприложение, в котором якобы можно будет зарабатывать криптовалюту, для чего нужно всего лишь купить NFT-кроссовки.
Подборка, конечно, интересная – с некоторыми сервисами знаком не понаслышке. Но сейчас в России многими из них пользоваться либо невозможно, либо очень сложно (по крайней мере, речь идет о легальном использовании, а не скачивании взломанных программ). Поэтому приходится искать замены среди отечественных аналогов.
Например, возьмем Figma – в качестве аналога некоторые дизайнеры сейчас переходят Alive Colors. Программа подходит для работы с растровыми и векторными изображениями, имеет все необходимые инструменты. Да и в целом, напоминает популярный Photoshop. Стоит немного, особенно с учетом того, что можно приобрести бессрочную лицензию.
Или task-менеджеры – вместо Trello можно использовать YouGile. Для небольших команд оптимальное решение, т.к. можно использовать бесплатно. Если бы еще выглядел по-современному, цены бы не было.
Среди сервисов видеоконференций вместо популярного Zoom можно использовать Яндекс.Телемост или Jazz. Если нужно более «профессиональное» решение – то Trueconf. Вот тут есть еще несколько аналогов – https://www.mtt.ru/blog/top-5-video-conferencing-services-guide-how-make-video-call/.
Факт того, что Telegram развивается, появляются новые функции и особенности (взять ту же Premium-подписку, дающую некоторые привилегии) и т.д. – это, конечно, хорошо. Но вот возможность встраивания в мессенджер веб-приложений на JavaScript, на мой взгляд, достаточно бессмысленная.
Я не особо могу представить себе тех, кто захочет реализовать этот функционал, т.к. это долго (вы сами указали – около 2 месяцев), сложно и дорого. Исключением могут быть разве что крупные игроки на рынке. Если мы возьмем обычных чат-ботов – для их создания не нужно быть программистом и обладать особыми навыками, поскольку существуют специальные конструкторы. С их помощью любой может создать своего Telegram-бота за несколько часов бесплатно. А если у пользователя есть средства или навыки, то он, скорее всего, реализует полноценный интернет-магазин, а Telegram будет использовать просто как канал для связи с покупателями.
Отдельный сайт можно продвигать в сети множество разных способов, подключать инструменты автоматизации (в этом блоге это подробнее расписано – https://www.mtt.ru/blog/kak-avtomatizirovat-otdel-prodazh/) и т.д. А что сможет интернет-магазин в Telegram? Просто демонстрировать доступные товары и предлагать сделать заказ? Да, за счет встраивания приложения такой магазин будет выглядеть намного красивее, чем устаревший магазин в виде бота. Но кардинально это не даст ничего нового. Ну и с точки зрения покупателя – я бы вряд ли стал оформлять заказ в таком магазине, это как минимум неудобно.
Ozon Premium – это уже давно не про кэшбек. Если кого-то интересует возврат части стоимости покупки, лучше оформить Ozon Счет. А Premium, лично для меня, это увеличенный срок возврата, а также бесплатная курьерская доставка при покупке на определенную сумму и бесплатная доставка в ПВЗ и постаматы. Ну и еще на момент оформления Premium мне предоставили подписку на пару онлайн-кинотеатров. Мелочь, но приятно.
Автоматизация – это отличная вещь. Но она не всегда нужна. Если с помощью инструментов автоматизации вы действительно ускоряете бизнес-процессы и снижаете расходы, то их внедрение целесообразно. В противном случае – нет. В качестве примера я всегда привожу кассы самообслуживания в супермаркетах. С одной стороны, они заменяют собой живых сотрудников, что в перспективе позволит сэкономить на оплате труда. Но с другой:
- Скорость обслуживания в разы меньше. Покупатель должен найти штрих-код на упаковке, отсканировать его, положить товар на контрольные весы (если имеются), дождаться обработки – и только потом приступить к сканированию следующего товара. Обычный продавец «пробивает» товары в 4-5 раз быстрее.
- Без живых сотрудников все равно не обойтись. Речь о консультантах (первые недели после внедрения рядом с кассой должен находиться сотрудник магазина, который будет помогать покупателям) и охранниках. Таким образом, магазину в любом случае придется выделять отдельных сотрудников, которые будут работать возле касс самообслуживания.
- Более высокий риск кражи. Несмотря на пристальное внимание охранников, вероятность кражи товара очень высока. Покупатели могут не «пробить» товар, что удастся выяснить лишь при проверке чека – а такие проверки проводятся достаточно редко, занимают много времени и вызывают недовольство покупателей.
Лично для меня платная подписка в Telegram – это способ поддержать разработчика и платформу. Если же задуматься о реальной пользе и выгоде, то можно выделить разве что отсутствие рекламы. В остальном платные функции бесполезны:
- Увеличение лимитов и повышение скорости загрузки. Telegram – это мессенджер, а не файлообменник или облачное хранилище.
- Реакции, аватары, значки и пр. Это необязательные элементы индивидуализации.
Поэтому, если судить в целом, то да – платная подписка бесполезна. Но не всегда стоит искать личную выгоду для себя, иногда стоит поддержать разработчика. Ведь многие сейчас покупают лицензионные игры, хотя могут их скачать бесплатно.
Потрясающая идея, на самом деле – универсальный предмет одежды, нейтральный дизайн, незаметная айдентика (привет брендам, которые готовы свой логотип разместить на всей поверхности одежды), возможность кастомизации стикерами. Особенно на фоне крупных компаний, которые не могут снабдить своих сотрудников униформой, в результате чего последним приходится приобретать ее самостоятельно.
Отсутствие теней, визуального объема и пр. – тренд на «плоскую айдентику» виден невооруженным взглядом. Так что с прошлого года особо ничего не поменялось. Вообще я не против минимализма, но если сравнивать старые и новые логотипы автомобильных брендов (из числа представленных – Nissan и Volvo), то я не сказал бы, что изменения пошли им на пользу. Просто, одно дело, как это выглядит на экране (или на бумаге), а другое – как это будет выглядеть на кузове автомобиля (я имею в виду шильдик).
Запись на посещение в Почте России – отличная вещь, на самом деле. Сам про нее узнал не так давно, но сейчас постоянно пользуюсь, если знаю, что смогу точно прийти в отделение в выбранное время (можно и отменить запись, но я предпочитаю в таких ситуациях брать талончик в обычной электронной очереди). Дополнительно радует и то, что про эту возможность знают немногие, поэтому на сайте Почты всегда большой выбор свободных окон. Выбираешь цель визита, дату и время – и приходишь в указанный час. А затем обращаешься в окно для приема по предварительной записи или просто говоришь любому сотруднику, что ты по записи, и идешь следующим. Как минус – недовольные взгляды и возмущения других клиентов, особенно со стороны посетителей более почтенного возраста. Зато те, кто старается идти в ногу со временем, либо спрашивают меня про эту предварительную запись, либо сами ищут информацию об этом в телефоне.
Тинькофф в своем стиле. Списывает деньги со счетов клиентов, прикрываясь формулировками про «незаконное обогащение» (самое забавное – некоторые клиенты обратились к юристам, составили обращение к финансовому уполномоченному и тот обязал банк вернуть деньги), оформляет рассрочки через сторис в своем приложении (даже если это работает только для владельцев кредитных карт – это не имеет значения), а теперь, вот, вводится плата за обслуживание валютных счетов. Видимо, как обычно, банк рассчитывает на то, что никто не будет жаловаться.
Раньше я считал, что у банка есть действительно хорошие продукты – например, дебетовая карта. Нет платы за обслуживание, есть кэшбек, проценты на остаток – ну круто же! Но последнее время даже она стала разочаровывать. Например, при выборе категорий для кэшбека я всегда выбираю «Все покупки – 1%» наряду с различными повышенными категориями. Но вот уже несколько месяцев банк для некоторых операций начисляет только 0,5% кэшбека (там целый список МСС-кодов) – и по «счастливому» стечению обстоятельств к этим операциям относятся практически все мои покупки (в супермаркетах, на Ozon и т.д.). А в качестве причины Тинькофф указывает на предписание ЦБ, в соответствии с которым банки должны уменьшить комиссию, взимаемую при оплате картой – якобы, как раз из этой комиссии и выплачивался кэшбек. Особенно забавно, что у других банков я это почему-то не наблюдаю.
На мой взгляд, самый ценный совет для специалиста на удаленке – убрать все, что может отвлекать от работы. Это касается развлекательных гаджетов, социальных сетей (я бы посоветовал телефон вообще отнести в другую комнату, если он, конечно, не нужен для работы), родных и близких и т.д. В идеале, конечно, работать в отдельной закрытой комнате, куда никто не будет входить.
Насчет офисного распорядка дня – идея неплохая. Но вот только на удаленке как раз и понимаешь, что условно с 09.00 до 18.00 работать нет никакого смысла. Нужные задачи выполняешь намного быстрее, поскольку не приходится отвлекаться на болтовню с коллегами, беготню по кабинетам и т.д. Поэтому от этого совета лучше оставить только начало – начинать рабочий день на удаленке вместе с офисным. Например, в 09.00. Чтобы не было соблазна поваляться в кровати подольше или занять себя чем-то другим.
Прием «Ешьте жабу» хороший, я сам предпочитаю начать с выполнения тех задач, которые не особо хочу выполнять. И даже дело скорее не в том, что с ними можно упустить дедлайны, а в том, что мысли об этих задачах будут посещать все время и портить настроение.
А в остальном, все правильно. Обязательно стоит делать перерывы хотя бы каждые полчаса. Буквально на 5 минут – походить по комнате, размяться и т.д. Можно даже сделать кофе или чай. Это отвлечет от работы и расслабит мозг.