Мать Википедии: как Encarta покорила рынок в 90-е

Но Microsoft всё равно проиграл битву за знания.

Мать Википедии: как Encarta покорила рынок в 90-е

Как Билл Гейтс энциклопедию придумал

Основатель Microsoft начал задумываться над цифровизацией знаний ещё в 1985 году. Он представлял энциклопедию, полное издание которой не будет занимать несколько книжных полок — достаточно пары компакт-дисков. Как оценивал предприниматель, такой продукт был бы не менее популярен, чем Word и Excel. Воодушевленный, он запросил лицензию на текст энциклопедии Britannica. Однако получил отказ.

Консервативные книгоиздатели банально не верили в востребованность цифровых баз знаний. Сама идея о чтении информации с экрана монитора казалась им бессмысленной — ведь так просто найти нужную книгу на полке.

Время шло, и уже через четыре года на рынке появились первые CD с мультимедийными энциклопедиями от более прогрессивных компаний, чем Britannica. Востребованность как дома, так и в образовательных учреждениях теперь была очевидна. Microsoft нашла лицензиара и в 1993-м вышла на рынок с энциклопедией Encarta — буквально произведя фурор.

Мать Википедии: как Encarta покорила рынок в 90-е

Знания на диске

Продукт на тот момент был действительно революционным и превосходящим всех конкурентов. Около 50 тысяч статей, использование звука и видеоконтента, анимации, синхронизация с Word — и всё это на 1-5 компакт-дисках. Позднее добавили словари. Но самое главное — можно было искать статьи по названию, категориям и содержанию. Материалы имели оглавление и ссылки на источники: всё как в современной Википедии!

За неполный 1993 год было продано более 350 тысяч копий (за $99 каждая), что сделало Encarta самой продаваемой мультимедийной энциклопедией, за 1994-й — ещё миллион. Для окончательного укрепления позиций на рынке продукт сделали бесплатным бонусом к некоторым моделям ПК.

Команда Encarta следила за всеми конкурентами и позаимствовала у них часть фичей. Функция Timeline показывала события, изобретения и страны в хронологическом порядке. А интерактивный атлас позволял изменять масштаб отдельных регионов и государств, подобно более статичной версии Google Earth.

Мать Википедии: как Encarta покорила рынок в 90-е

В Encarta’94 интегрировали игру с лабиринтом MindMaze. Для школьников, уставших от пасьянсов и Minesweeper, это было самое любимое развлечение. Encarta '95 кардинально обновилась в визуальном плане — разработчики добавили меню с чёрным фоном примерно за 20 лет до того, как «‎тёмная тема»‎ стала трендом.

Википедия вошла в чат

В 1996-м Билл Гейтс написал своё знаменитое эссе «Контент — новый король»‎. В нём визионер предвидел монетизацию контента и фактически предсказал бум подписок и интернет-рекламы, но оговорился, что произойдет это далеко не сразу.

«‎Чтобы интернет процветал, поставщики контента должны получать деньги за свою работу. Я ожидаю много разочарований в краткосрочной перспективе — компании, предоставляющие контент, будут пытаться заработать на рекламе или подписке. Пока что это не работает, и, возможно, не будет работать ещё какое-то время‎»‎

Удивительно, но Microsoft выбрала деньги. На фоне массового подключения простых граждан к всемирной паутине Encarta решила заработать именно на подписке. Энциклопедию перенесли в онлайн-формат, сделав бесплатной лишь малую часть контента. У пользователя возникал резонный вопрос: зачем тратиться на подписку, если можно воспользоваться поисковиками?

А в 2001-м рынок изменила Википедия. Она была бесплатной, с возможностью редактирования самими пользователями — такую функцию Microsoft решилась добавить в свою энциклопедию лишь в 2005-м. Более того, на момент запуска в Вики было уже более 2,8 млн статей, а в Encarta лишь порядка 60 тысяч.

Мать Википедии: как Encarta покорила рынок в 90-е

Поговаривают, что упадку энциклопедии способствовал и раскол в Microsoft. Корпорация фактически разделилась на два лагеря: первый работал над операционными системами, который приносил бóльшую часть выручки, второй — над контент-продуктами и сервисами. Вполне естественно, что снижение выручки от мультимедиа способствовало фокусу топ-менеджмента на флагманских продуктах.

Последние годы существования продукта ничем примечательным не отличались. Encarta прекратила своё существование в 2009-м, оставив о себе лишь воспоминания как об одном из самых успешных мультимедийных проектов Microsoft.

Буду благодарен за подписку на сорванный пуш — там я рассказываю о растущих компаниях в необычных нишах, трендах в диджитал и не только.

6363
65 комментариев

Лойс, если в душе что-то откликнулось

53
Ответить

это для уроков истории такое было? бригаду пояснительную

2
Ответить

О, верните мой 2007-й!

7
Ответить

Прямо услышала голос женщины, которая озвучивала эту энциклопедию)

2
Ответить

Самое забавное, что в России и СНГ такие продукты прожили гораздо дольше, чем Encarta.

1
Ответить

ностальджи..

1
Ответить

Сукаа, были же времена

Ответить