Как HR-анализ помог избежать массового увольнения

Как избежать массового увольнения 
Как избежать массового увольнения 

Периодически заказчики обращаются за подбором новых сотрудников, но не всегда это необходимый шаг к повышению продуктивности персонала. Уже на ознакомительной консультации становится ясно: все не так просто, как кажется управленцам.

По словам руководителя отдела продаж и коммерческого директора в одном лице проблемы начались в результате слияния двух компаний.

Результативность сотрудников упала, увеличилось количество конфликтных ситуаций в коллективе.

Уволить, нельзя помиловать!

Руководящий состав

И разместил новые заявки на подбор.

Масштаб бедствий вызвал панику, поэтому на консультации приняли решение начать с оценки бизнес-процессов, текущей ситуации и выявления комплекса причин негатива со стороны персонала. Для этого необходимо было пройти этапы:

оценка компетенций;

  • психологическое интервью с персоналом;
  • анализ взаимосвязи по бизнес-процессам;
  • выявление болевых точек;
  • анализ уровня вовлеченности, лояльности у сотрудников;
  • определение противоречий в управленческом цикле;
  • подготовка рекомендаций по исправлению ситуации.

Краткая история слияния компаний, истоки проблем на пути развития бизнеса

Первая компания – крупный игрок рынка. Собственники – представители «молодого» поколения, за инновационные методы продаж, тренды маркетинга, сотрудничество с известными медиа-агентствами. Опыт работы с крупными клиентами.

Менеджеры по продажам – специалисты с сильными навыками коммуникации, ведения деловых переговоров, изучающие маркетинг, новинки для внедрения в работу. Но рискованная политика ведения бизнеса вызвала рост долгов. Принято решение о продаже компании.

Вторая компания – покупатель первой, менее амбициозная, работала по отлаженной годами схеме. Клиенты – представители местного рынка.

Менеджеры по продажам – исполнительные, спокойные, безынициативные, не заинтересованные в развитии сотрудники. Демонстрировали средний, но стабильный результат, который устраивал коллектив, собственников бизнеса.

В результате слияния компания вышла на расширенный рынок, увеличила площадки для продвижения бренда.

Ожидаемый результат – укрепление позиций на рынке. По факту - стагнация, спад продаж.

В чем причина?

Собственник бизнеса

Коллектив тяжело переживал изменения.

Сотрудники компании А переехали из просторного, стильного офиса в маленький кабинет. Разочарованы в системе мотивации, уравнивающей оклады с менее результативными сотрудниками.

Сотрудники компании Б чувствовали неприязнь со стороны новых сотрудников, что увеличило количество конфликтных ситуаций в рабочих процессах.

Собственники поручили решение проблемы руководителю отдела продаж из компании А. На вопрос:

С какими сотрудниками готовы расстаться?

Команда HRBIZ

Со всеми, кроме РОПа

Собственник бизнеса

В результате анализа бизнес-процессов, общения с персоналом установили истоки негативных настроений сотрудников:

объединение разных корпоративных культур;

  • неэффективность мотивационной системы;
  • отсутствие управленческого авторитета;
  • нежелание РОПа «заниматься» коллективом. Уход в личные продажи, раздраженность.

Предложили решения:

1. Разработка матрицы компетенций.

2. Психологическое интервью, оценка компетенций сотрудников отдела продаж.

3. Проведение оценочных мероприятий, включающих кейсы реальных жизненных ситуаций, групповые, парные, деловые игры, тестирование, интервью.

4. Внесение изменений в систему мотивации с учетом специфики бизнеса.

5. Интервью по компетенциям отдела продаж.

Мероприятие проходило онлайн по заранее разработанному графику. Обеспечение присутствия сотрудников на согласованных оценочных процедурах давалось РОПу сложно. Возникали накладки, переносили даты встреч. В результате временные затраты увеличились вдвое.

За период сотрудничества стало понятно, что у руководителя нет достаточных навыков системной работы.

Эмоциональное выгорание, отсутствие энергии снижало мотивацию к достижению результатов в сфере продаж.

РОП позиционировал себя как стратег, поэтому запросили недостающие данные для анализа продуктивности деятельности компании: объем продаж, маржинальность, количество новых, постоянных клиентов, процент увеличение продаж в динамике внутри одного проекта, другие показатели. Аналитика не велась.

Руководитель собрал нужную информацию о продуктивности компании, но данные оказались противоречивыми, неполными. Релевантного ответа на поставленные вопросы управленец дать не смог.

Оценка РОПа подтвердилась в интервью с менеджерами:

не принимал участия в жизни отдела;

  • не выстраивал работу;
  • не помогал подчиненным в сложных ситуациях;
  • не посещал важные переговоры с крупными клиентами;
  • контролировал постановку, выполнение задач сотрудниками самостоятельно в CRM-системе.

Результат оценки компетенций отдела продаж

Главная причина низкой продуктивности персонала отдела продаж – некомпетентный руководитель.

Результат сотрудничества:

1. Сформирована система грейдирования с дифференцированными окладными частями.

2. Разработана окладная вилка в соответствии с грейдами, включающая позиции младшего, среднего, ведущего менеджера, привязанная к конкретным оценочным показателям.

3. Сотрудники получили возможность подтверждать, повышать грейд, следовательно, оклад.

4. Подготовлен подробный отчет с результатами оценки менеджеров и РОПа.

5. Сформированы рекомендации для построения новой корпоративной культуры компании, разработки систем мотивации, адаптации персонала, замены РОПа.

Когда получаем запрос на подбор кандидатов с целью замены сотрудников, понимаем, что чаще истинная причина низкой продуктивности не только в персонале.

В процессе анализа бизнес-процессов, структуры компании, распределении функциональных обязанностей в отделе, выявляем отсутствие, несоответствие стратегическим целям компании систем мотивации, адаптации персонала, корпоративной культуры.

Выходят на поверхность внутренние конфликты, проблемы с коммуникациями между подразделениями, сотрудниками.

Поэтому начинаем работу с первичной консультации в целях выявления причин запроса. Поддерживаем системный подход к решению задач на пути повышения продуктивности персонала, масштабирования компании.

Елена Уварова 
Стратегический бизнес-партнёр в сферах HR, маркетинг, продажи.

e-mail: uelena@hrbiz. ru

тел. : +7 (964) 793-70-84

Читайте также:

1515
9 комментариев

Один из интереснейших кейсов, с которыми пришлось столкнуться. Проделана огромная работа, и какой результат. Но стресс сотрудники получили огромнейших связанный со слиянием компаний, ох я им не завидую.

2
Ответить

Ирина, спасибо. Там и стресс, и неприятие, и бунт, и борьба кланов. Потому что, мало подписать документы о слиянии и поставить всех в известность. Людей нужно адаптировать к переменам и поддерживать в новой реальности.

2
Ответить

Елизавета, камней много. Если простым языком, у людей в один миг поменялся формат жизни, работы, окружение. Нужно было готовить коллектив до того, вместе вступать в новую историю и поддерживать.

2
Ответить

Да, это как ребенка в школу готовить к 1 классу. Думаю, непросто и руководителям, и рядовым сотрудникам. Но в некоторых случаях это того стоит. Были же положительные случаи, когда компании становились сильнее.

1
Ответить

было в моей жизни слияние, в итоге через год команда почти полностью обновилась

1
Ответить

Иван, почему, как считаете?

1
Ответить

Боюсь представить, сколько может быть подводных камней при слиянии компаний! В моем представлении это слияние двух рек в одну, в каждой своя температура, свои рыбы, своя экосистема и тут она становится единым, более сложным комплексом, морем. 😅🤯🔥

1
Ответить