Как превратить общедомовые собрания в полезный для всех инструмент

Как превратить общедомовые собрания в полезный для всех инструмент

Жители жилых комплексов как правило неохотно принимают участие в общих собраниях собственников (ОСС). Многие считают, что их присутствие там ни на что не влияет, а посещение таких мероприятий пустая трата времени. Более того в обществе сформировался негативный стереотип таких мероприятий. Если вас попросить представить, как выглядит типичное собрание собственников, скорее всего вы опишете его как небольшую группу пенсионеров перед домом, эмоционально обсуждающих какие-то незначительные вопросы.

На самом же деле ОСС и голосование собственников — это рабочее средство для управления жилым домом и формирования комфортного пространства для жизни. Современные цифровые инструменты помогают управляющим компаниям повышать эффективность таких собраний и вовлекать жителей принимать участие в жизни дома. Компания «Домиленд» в сентябре провела большое исследование и показала на конкретных цифрах, как с помощью мобильного приложения можно настроить диалог между жителями ЖК и управляющей компанией, и сделать его конструктивным и полезным для всех участников проекта.

Привычные способы проведения ОСС не работают

Сегодня жители ЖК как правило не видят смысла участвовать в ОСС. Люди не мотивированы тратить свое время на общедомовые собрания, потому что процесс от голосования до принятия конкретных решений не прозрачен. Кроме того он еще и очень сложен, а иногда запутан: чтобы разобраться как всё работает, надо потратить значительное количество времени и вникнуть в юридические тонкости. При этом большинство собственников негативно оценивают состояние ЖКХ, но разбираться в тонкостях управления, тратить на это время и брать на себя ответственность они тоже не хотят.

Правила въезда на территорию закрытого двора, ограничения парковки, ремонт общедомового имущества, смена УК — примеры типичных вопросов, которые могут решаться на ОСС. Кажется, что они актуальны для всех жителей многоквартирных домов или ЖК. Однако, в реальности это не так, наблюдается тенденция разделения жителей на две группы.

Первая — мотивированные люди, которые купили квартиру как правило не так давно и на первичном рынке. Они четко понимают, что общие решения по дому влияют на стоимость (ликвидность) их жилья. Особенно остро это осознают те, кто приобрел квартиру в ипотеку: платеж по ней нужно вносить длительный период, а при некачественном коммунальном обслуживании качество жилого объекта постоянно снижается.

Вторая группа жителей — люди без мотивации к участию в ОСС, потому что у них нет потребности и понимания, что они могут реально повлиять на качество своего жилья и жизни в нем. Как правило это те, кто не покупал квартиру. Например, она им досталась по наследству или была приватизирована.

Для первой активной категории жителей не хватает удобных инструментов для коммуникации и для скорости проведения собрания с учетом легитимного сбора и подсчета голосов. Сегодня на рынке появились цифровые решения, которые объединяют в себе платформу для взаимодействия и коммуникации жителей ЖК или многоквартирного дома со средствами для онлайн-голосования участников собраний.

Онлайн-голосование мотивирует собственников и упрощает жизнь УК

Жители с подобными цифровыми решениями получают доступный инструмент, с помощью которого они могут просто и комфортно выражать свое мнение, получать актуальную информацию по состоянию жилого хозяйства и голосовать за важные на их взгляд изменения. И всё это можно сделать за несколько тапов в приложении в их смартфоне.

По данным исследования за 8 месяцев 2023 года с помощью цифровой платформы «Домиленд» 24 УК провели общие собрания собственников в 72 домах. Почти половина из этих домов имела 200 и более квартир. 80% собраний набрали кворум в крупных домах, где 68% жителей используют мобильное приложение. Получается, что чем больше жителей пользуется приложением, тем выше вероятность получения кворума.

Цифровые решения значительно повышают мотивацию собственников к участию в ОСС. С помощью дистанционного голосования, УК может обеспечить высокий уровень вовлечения жителей и кворум ОСС.

С другой стороны CRM-системы значительно упрощают работу и самих УК. Сегодня большинство компаний проводит ОСС, используя обычный Excel, где они ведут реестр собственников с информацией по их жилью. Чтобы оповестить всех жителей о собрании, УК отправляет всем письма по Почте России. В ходе голосования ей нужно собрать бумажные бюллетени, потом внести в таблицу информацию по каждому собственнику каждого помещения варианты ответов: «За», «Против», «Воздержался» и провести подсчет голосов, а затем составить протокол голосования. Это большой ручной труд.

Если используется цифровая платформа, то уведомление и подсчет голосов происходят автоматически. Формируется протокол собрания, который УК направляет в ГЖМ/МЖИ.

При этом при всех преимуществах, которые дает этот инструмент, УК сегодня морально не готовы его использовать. Если общее число пользователей платформы «Домиленд» составляет 440 УК, то ОСС с ее помощью проводят только 24, то есть всего 5%.

Как превратить общедомовые собрания в полезный для всех инструмент

По закону голосование по повестке ОСС с использованием цифровых решений должно длится от 7 до 60 дней. Специалисты «Домиленда» увидели здесь интересную закономерность. УК, которые запускали собрания на 14 дней не могли обеспечить кворум, а там, где он был набран, среднее время проведения ОСС оказалось равным 23 дням. Чтобы УК собрать необходимый минимум голосов нужно отводить на проведение ОСС не менее 21 дня.

Если говорить про новые дома, то мобильное приложение является точкой входа в экосистему девелопера, с его витриной продаж, сервисами по умному дому, сервисами от УК и сторонних партнеров. Компании с помощью приложения повышают уровень вовлеченности жителей (MAU/DAU), а значит и вероятность проведения собрания в таких домах еще выше.

11
Начать дискуссию