Как заинтересовать детей кибербезом, и при чем тут динозавры

Всем привет! Меня зовут Рания Ганиева, я копирайтер направления внутренних коммуникаций в компании Innostage. Основной профиль нашей деятельности - это кибербезопасность, теме защиты личных данных уделяется большое внимание.

К разработке активностей для детей сотрудников мы всегда подходим с особенной ответственностью и любовью. Трепетное отношение компании к ребятам передается и родителям, а забота о сотрудниках - важная часть корпоративной культуры Innostage.

Дети и люди старшего возраста - группа риска, наиболее восприимчивая к уловкам кибермошенников. “Дотянуться” с предупреждениями до такой аудитории непросто. Как объяснить ребятам, что вводить свои личные данные на сомнительных сайтах нельзя, а безопасный пароль начинается от 16 символов, включая спецсимволы? Собирать их на лекциях и зачитывать им правила бесполезно и скучно, нужно что-то увлекательное и нестандартное.

Расскажем, как нам удается совмещать пользу, внимание и веселье на примере разработки детских подарков.

Вводные:

Работу над подарками мы начинаем заблаговременно, за несколько месяцев до события, так как продумываем концепцию, дизайн и ищем компании по изготовлению сувенирной продукции. Обычно это происходит так: проектная команда HR-департамента собирается и придумывает основной концепт и наполнение.

Что нужно было учитывать:

1. Пользу. Важно не только порадовать ребят прикольным подарком, но и объяснить им правила ИБ.

2. Фиксированный бюджет.

3. Уникальность: наша задача — удивлять и обучать через игру.

4. Мнения коллег: фокус-группа плюс отзывы о предыдущих подарках.

5. Практичность и универсальность. Стараемся не зацикливаться на теме праздника, важно, чтобы подарок можно было использовать в течение всего года.

Постоянная доминанта — упаковка — это мешок-рюкзак, традиционная основа подарка уже третий год. Легко подстраивать под любой дизайн, плюс потом можно носить в нем сменку в школу или детский сад. Однажды мы решили отойти от стандартных пакетов и коробок, которые просто отправляются в мусор, и сделать упаковку — функциональной частью подарка.

В этом году мы отказались и от традиционных сладостей, потому что они везде, и их чаще съедают родители, чем дети. Много сладкого детям вредно, а взрослым нет =) Можно было использовать ПП-угощения, однако прошлогодний опыт показал, что далеко не всем они по вкусу, поэтому мы решили поэкспериментировать с содержимым подарка.

Как заинтересовать детей кибербезом, и при чем тут динозавры

Что получили дети: мешок, игрушка Инни, карандаши, комикс, стикеры и шоколадка.

Расскажем подробнее о самых сложных элементах подарка, а именно: об Инни и комиксе.

Динозаврик Инни

Светлана Благодарова
Руководитель направления внутренних коммуникаций

В концепте отталкивались от символа 2024 года - дракона. Они внешне похожи на динозавров, а динозавров очень любят дети =) Стали разворачивать идею, думали над разными вариантами: от ёлочных игрушек, до пледов-пончо, но что может быть лучше мягкой игрушки? В прошлом году мы делали дорожные подушки в виде зайцев, которые многим понравились, поэтому и в этом решили не уходить далеко.

Инни был придуман на основе разных образов, мы взяли базовую модель, которую доработала наш специалист по внутренним мероприятиям Ксения Муравьева, а по совместительству классный художник.

Ксения Муравьева
Специалист по мероприятиям

Из готовых шаблонов игрушек нам не подходил ни один вариант - смущали размеры или дизайн. В итоге я взяла понравившуюся форму игрушки и перерисовала ее. Вариант понравился всем. Мы подобрали материалы, наполнение, форму и заказали тестовый вариант на фабрике. Главные требования: чтобы динозаврик был “трогательный” (его хотелось трогать) и практичный, например, его можно было использовать в качестве дорожной подушки.

<p>Рисунок, который отправился на фабрику</p>

Рисунок, который отправился на фабрику

Заказали тестовый образец, умилились результату, немного отредактировали дизайн и запустили партию.

<p>Итоговый результат</p>

Итоговый результат

Игрушка получилась самобытной, поэтому мы поняли, что данного персонажа необходимо оживить - придумать ему имя и историю. Тут и родилась идея с комиксом про нашего динозавра, которого коротко назвали Инни (от названия компании Innostage).

Комикс

У нас была задача, сделать так, чтобы дети вникали в основы и культуру кибербезопасности с раннего возраста и чуть лучше понимали, чем на работе занимаются их родители. Формат комикса решал сразу две проблемы: позволял ненавязчиво рассказать о правилах ИБ и увлекал ребенка.

Мы сделали его интерактивным - в виде раскраски со стикерами, так как пробовали похожий концепт раньше, и он очень понравился детям. К тому же с внуками часто сидят бабушки и дедушки, которые тоже находятся в уязвимой группе для кибермошенничества. Они могут читать комикс вместе с детьми и заодно просвещаться.

В набор заказали сразу брендированные цветные карандаши прямо с фабрики.

Как заинтересовать детей кибербезом, и при чем тут динозавры

Мы обратились к команде нашего Центра противодействия киберугрозам CyberART с вопросом, кто может помочь с правилами. Так в проекте появился Глеб Шимарин, который на работе ищет потенциальные атаки злоумышленников и участвует в расследовании инцидентов информационной безопасности. Он сразу поддержал идею и быстро сочинил практически готовые сюжеты.

Глеб Шимарин
Руководитель группы аналитики Центра противодействия киберугрозам

Важно как можно раньше начинать приучать детей к кибергигиене и защите личных данных, так как они много времени проводят в интернете и могут стать жертвами кибербуллинга, киберпреследования, кибермошенничества и других онлайн-угроз. Или столкнуться с другими негативными последствиями, такими как утечка персональной информации, неподходящий контент и т.д.

Работу Глеб построил так: в первую очередь составил список правил, которые легко запоминаются и которые хотел бы объяснить собственному ребенку.

При подготовке сюжетов он ориентировался на следующие критерии:

1. Познавательность - история должна быть не только интересной, но и полезной.

2. Понятной детям разных возрастов.

3. С примерами из жизни и персонажами, которыми хотелось подражать.

Всего получилось 16 эпизодов. Один эпизод — это краткое описание сюжета, действующие лица, место действия и правило. Теперь все это нужно было оживить: придумать сами истории и дополнительных персонажей, расписать для дизайнеров, что должно происходить.

Мне самой никогда не приходилось работать с форматом комикса - он требует думать не только текстом, но и картинками. Плюс на один сюжет у тебя максимум 5 действий, которыми нужно рассказать целую историю и сделать это нескучно и желательно без менторского тона.

От Глеба у меня было 16 сюжетов плюс один эпизод-знакомство, ИБ-правила, персонаж Инни и несколько локаций. Изначально все правила рассказывались словно от лица динозаврика, но мне показалось, что детям будет интересен не всезнайка, а персонаж, который ошибается и вместе с ними изучает правила кибербезопасности. Это касается и других детских персонажей. А ответственные взрослые всегда рядом и готовы помочь.

Основные персонажи:

Динозаврик Инни - милый и немного наивный динозаврик. Живет вместе с тетей Бини на опушке Цифрового леса. Обожает печенье.

Тетя Бини - тетя Инни, работает в Легионе Безопасности. Олицетворяет ИБ-специалистов.

Тоша и Мая - друзья Инни, часто попадают в передряги. У каждого есть особенности, которые раскрываются в историях.

Образы персонажей придумывала наш дизайнер Наташа Муратова, отталкиваясь от уже разработанного образа Инни. Сначала она отрисовывала каждого от руки на бумаге, а потом уже дорабатывала в графическом редакторе.

Наташа Муратова

Дизайнер

Это был необычный опыт, полный творчества и медитации. Участие принимала вся семья - у меня двое детей и их заинтересовала моя работа над раскраской. Садились рядом и рисовали свои варианты сцен. Получались классные вечера, где я совместила и работу, и время с детьми. Сразу же проходило тестирование продукта на юной фокус группе))

Как заинтересовать детей кибербезом, и при чем тут динозавры

Самое трудное - это придумывать позы и сцены, учитывая, что я не художник. Поэтому комикс был всегда со мной: во время рабочих созвонов, в гостях у друзей, вечером перед кино - везде у меня был с собой альбом, ластик и карандаш.

Вся работа над креативной частью комикса заняла около месяца: от запроса Глебу до последних правок к финальному файлу, а готовый тираж мы получили в конце ноября.

Что дальше

Подарок оценили и дети, и родители - вот такие отзывы мы получили на корпоративном портале.

Как заинтересовать детей кибербезом, и при чем тут динозавры

Ребятам понравился “трогательный” Инни и прикольный комикс, а сотрудники благодарили за то, что сюрприз оказался не банальным, а полезным. Один из коллег рассказал, что сын открыл подарок и сразу же сел читать комикс. Возможно, сюжеты подтолкнут его к выбору профессии в кибербезопасности.

Пока не думали, будем ли продолжать тему с Инни в этом году, однако использовали этот образ еще и на детской ёлке. Праздник прошел в тематике сафари-парка динозавриков, где мы вдобавок организовали детскую фотозону.

Как заинтересовать детей кибербезом, и при чем тут динозавры

Подарок получился запоминающимся, полезным и интересным. А самое главное, сделан с большой любовью.

2424
12 комментариев
3
Ответить

Любимая игрушка ребенка. Удобно брать с собой в поездки, ребенок использует его как подушку

2
Ответить

Подарки протестированы на троих моих детях: 4, 8 и 10 лет. Всем понравилось. Чтобы отличать трех динозавриков Инно, дочки к их хвостикам привяли ленты разного цвета

2
Ответить

Идея - огонь! И приятно, и полезно, и не банально. Повеселило "Много сладкого детям вредно, а взрослым нет =)" :D

2
Ответить

Потрясающий продуманный проект! Очень интересный способ приучать малышей к кибергигиене. Горжусь коллегами ❤

2
Ответить

Прикольная реализация. Сладости, конечно, легкий путь, а здесь прям заморочились. Видно, что с душой сделано. А комикс будет как-то тиражироваться или останется корпоративным инструментом?

1
Ответить