Наука о предпринимательстве

рисунок Paul Baul
рисунок Paul Baul

Кто может стать предпринимателем? Кто по настоящему крут?

Из-за своего нескудного опыта консультации стартапов, менеджмента организаций и работы в научной лаборатории при Институте Бизнеса и Делового Администрирования РАНХиГС, я дерзко решил написать для вас выжимку того, что на мой взгляд наука знает о предпринимателях. Если лень читать, главное я выделил.

Мы живем в век предпринимательской экономики. В нашей стране об этом много говорят. Вокруг бесчисленное количество программ поддержки, ярких речей политиков, тьма акселераторов и квази-деловых тусовок. Любят у нас обсуждать предпринимательство, его важность и конечно же давать советы, обычно без обоснования. Кроме такого подхода, есть область теоретических и практических исследований о предпринимательстве, которыми в мире занимается обширный список приличных кафедр и авторитетных организаций. По крайней мере люди работают, чтобы понять, кто такие предприниматели, какие они в конкретной стране или индустрии, как реализовывать экономический потенциал и кого стоит поддерживать и как.

Для начала давайте взглянем в бездну истории. Вы найдёте уйму древнейших договоров и документов логистического или бухгалтерского типа, но практически не найдёте героев коммерческого дела в эпосе и литературе. В ней славятся многочисленные правители, воины и священнослужители. До повсеместного введения французского термина «entrepreneur» — «предпринимающий действия», как только предпринимателей не звали: дельцы, торгаши, воротилы, ростовщики, аферисты, авантюристы. Предприниматели прошли путь от бартера, рабовладения и ремесленничества, через торговца-купца, до промышленника и лица обладающего только интеллектуальным капиталом. Вообще любопытно заметить, что предприниматель приличным стал только после эпохи Просвещения, а если всерьез престижным стал только к концу 19 века. Тогда динамика мира, а не статика стала по настоящему нормой. Так что главный симптом здоровой рыночной экономики — предприниматели.

Замечу, что наука массово занимается отвратительным академическим самовоспроизведением абстракций, но зато обладает рядом замечательных доказательных и логических свойств. Далее я постараюсь описать ряд общепринятых обоснованных взглядов и даже позволю себе упрощения в терминах. Ссылки не указываю, потому что их количество бы превысило объем самого текста, а сами научные материалы скучней чем этот, поэтому надеюсь на ваше доверие к моему доброму имени. Вы легко найдёте подтверждение моих слов, также как и опровержения, тем более если будете исходить исключительно из своего опыта. Заочно вам предоставляю для этого обширное поле. Настоящая наука присутствует только там, где тезис можно раскритиковать, тем более в социальных науках, где обычно нет ничего более истинного чем вероятностное знание.

Есть одна распространенная проблема, из-за скудности терминологии одним термином мы называем, как ITстартапера из Калифорнии, так и хозяина якутского лесхоза. В действительности разница в видах предпринимательства, индустрий, размеров организаций и стран настолько велика, что используя один термин мы говорим о значительно разных феноменах. Хотя ограниченное количество общих принципов конечно есть.

Кто может стать предпринимателем?

На вопрос, кто же может стать предпринимателем есть простой ответ — любой человек. Это не закрытая область деятельности, преимущественно не выдвигающая особые супер требования: образования, сертификата или уникальных навыков. Есть люди которые становятся бизнесменами из-за наследства, а кто-то вовсе вынужденно, а для кого-то это естественный жизненный путь. Заметьте, что человек становится предпринимателем, как только становится предпринимателем: открывает бизнес, учреждает организацию, получает ИП. По факту, бóльшая часть предпринимателей это развившаяся форма самозанятости. Вне зависимости от того, где человек находится, в стартап-нации израильтян или монгольской степи, обобщая, вот что может предсказывать решение стать предпринимателем:

  • легкая переносимость провалов;
  • общая жизненная рисковость;
  • уверенность, что он обладает необходимыми навыками и может быть успешен;
  • окружающая поддержка предпринимательства и его самого.

А вот более сложный вопрос, кто будет наиболее успешен в деловой среде? Ниже косвенным образом будут сформулированы ответы.

Наука о предпринимательстве

Что делает предприниматель?

Мы определились, что предприниматель это в первую очередь деятельность, а не цвет кожи или тип личности. Значит самое интересное, что же он делает? Здесь есть некоторые сложности в множестве определений, однако выделим самое важное.

Он занимается координацией ресурсов, то есть людей, финансов и других элементов капитала. Он переводит все эти ресурсы из менее эффективного поля в более эффективное, зачастую преобразуя их связи. Если посмотреть глобально: предприниматель нещадно ломает шаткую устоявшуюся в какой то момент стабильность: равновесие в обществе и рынке. Другими словами это его инновация. Однако, выражение «бизнес и ничего личного» подсказывает нам, что не обязательно используются порядочные методы. Как только предприниматель разрушает равновесие, он соответственно стремится к именно к этой устойчивой стабильности максимизации своей прибыли, в идеале монополизму. Для простоты примера вспомните историю цен на смартфоны от растолстевших Apple и Samsung или нынешние цены на респираторы и маски. Общество не всегда выигрывает от решений бизнеса. Поэтому предприниматель и конкуренция не только созидание и благосостояние для общества, но вполне себе и спекулятивный элемент. И тут становится легко заметить, почему в нашей стране те люди, которые предпочитают «стабильность», контроль и главное безопасность — никогда не будут союзниками свободного предпринимательства. Но так как коммерческие компании чаще серьезнее зависят от потребителя, чем он от них, в нормальных условиях компании вынуждены умеренно подстраиваться, а ещё их подталкивают к этому специальные социальные институты защищающие общество.

Почему предприниматель крут?

Крутость предпринимателя в том, что он берёт на себя риски. Никто кроме него этим в рыночной экономике толком не занимается, а без этого нет движения и развития. И как только он решает изменить состояние действительности: открыть частную компанию, которая бы многоразово использовала ступени ракет или казалось бы просто открывает маленькую булочную, он тем самым меняет состояние мира и создает новую неопределенность. Он оказывается в своих субъективных условиях, где он рискует временем, деньгами, ресурсами и здоровьем, а еще приводит туда окружающих. Предсказать развитие событий, абсолютно затруднительно. Организация изменений и создания оптимальных благ это главная ценность предпринимателя. Он проактивный элемент общественного благосостояния.
В теории есть серьезный вопрос, что первично личность (предприниматель) или технологическое развитие (обстоятельства), вопрос ситуативный и риторический, как об яйце и курице. Но как интеллектуальное упражнение, что первичнее и важнее: изобретение тачскрина в условиях роста экономики или руководитель компании, который добился создания первого массового продукта использующую эту технологию?

Кто самый успешный предприниматель?

Есть ещё проблема, кого считать наиболее успешным предпринимателем?

Самый простой вариант мерить размером кошелька и попаданием в мнимый список Forbes. Другой вариант, смотреть на занятую долю рынка и разные финансовые показатели. А можно ещё измерить показатель темпа роста.

Но, деньги не всегда главное. Для кого-то продукт и его качество важней всего. Согласитесь, хозяин маленькой бургерной с лучшими в городе котлетами и обслуживанием, в чём то точно круче, чем хозяин большой сомнительной сети фастфуда (названия подберите сами).

С другой стороны, можно сравнивать предпринимателей их целями и достижениями. Человек заявил приоритеты и как менеджер реализует декларируемое задуманное. Например, в социальном предпринимательстве главное какому количеству людей вы улучшили жизнь, а не сколько заработали. По другому, это может звучать: «я хочу отправить людей на Марс и сделаю это!». Если полетим — молодец, а если нет, то он слабый «деятель».

Есть ещё четвертый экзистенциальный вариант, самый простой и сложный одновременно — мерить счастьем, то на сколько человек реально удовлетворен своей деятельности.

Чем предприниматель отличается от обычных людей?

Простой ответ — ничем, они такие же люди. Более сложный подразумевает описание множество наиболее частых демографических, поведенческих и психологических факторов. Попробуем описать.

Во первых, он видит возможности, там где большинство не видят или куда вообще не смотрят. Простым языком он придумывает бизнес идеи или является их носителем. И поэтому, его доход это доля из прибыли после вычета всех расходов, а не зарплата или дивиденды (тут если что важнее суть, а не бухгалтерская запись).

Во вторых, он действует. Действует чаще и интенсивнее, выбирая обычно задачи, которые немного сложней, чем те что выбирает большинство. Но при этом адекватные, то есть их реально решить. Предприниматели обычно не азартны, обладают умеренной рациональностью. Они скорее ориентированы на достижение результатов и это для них важнее денег. Они выбирают воздержанный риск (не идут в ва банк, но готовы всё же вложить больше чем остальные) и переживают его легче, чем остальные. Для многих же обычных людей это непереносимое состояние. Кроме того, в случае неудач, они чаще не бросят, а наоборот более активно пытаются вернуться на прежний уровень. Можно сказать, выученные реакционные оптимисты, в этом они похожи на спортсменов и крутых профессионалов, которые каждый день упираются в мелкие неудачи.

Чтобы следовать таким поведенческими стратегиями, нужно обладать своеобразными свойствами. Совсем не обязательно, но в среднем по больнице выходит примерно так. Решительность и активность проявляется тем, что в обстоятельствах в которых другие бы оттормозились бы, стали бы искать опоры, слишком долго изучать, предприниматель будет действовать. Он таким образом безусловно прыгает в омут, придумывает на ходу тактику, получает синяки и суммарно делает больше попыток. Его настойчивость в бизнес намерениях может давать результат. Такое поведение обеспечивается, тем что предприниматели уверенней остальных в своих решениях и в том что их действия будут успешны. Это чувство зачастую гораздо сильнее, чем объективно обстоят дела. Они думают оптимистично, что в состоянии контролировать не зависящие от них обстоятельства. Ориентируются гораздо больше на себя, верят в свою способность влиять, менять реальность. И с таким набором, он конечно совсем не обязательно приятная личность. Скорее даже наоборот, в работе он весьма целеустремленный циничный манипулятор, заботящийся больше о своих интересах и вполне вероятно черствый и импульсивный.

Наука о предпринимательстве

Опасный стереотип

Из предыдущего абзаца понятно, почему известны такие упёртые предприниматели, которые бросили ради своих идей колледжи и университеты — они супер яркие и добиваются своего. А вот из-за медиа сложился глупый поп-стереотип, что успешный предприниматель это легкомысленный почти что инфантильный типаж. Такие тоже есть, но скорее это исключительные кейсы. Так например, серийные предприниматели, которые серийно банкротятся и дальше будут это делать чаще, чем даже случайный человек начавший своё дело. Это не значит, что подросток или бросивший учёбу не может стать успешным предпринимателем, это значит, что в действительности они становятся успешными значительно реже.

Извините, но опять, всё скучно. Наиболее успешны — наиболее компетентные, именно это важнейший фактор. В развитой экономике (нам же хочется стремится туда?) , чем выше уровень образования и профессионализма, тем выше статистика успеха: соотношение действующих/закрытых, прибыльности, устойчивости, доли рынков, серийного успеха и тд. В «развивающихся» больше рулит административный и коммуникативный ресурс. В норме, получение (приличного) MBA качественно повышает успешность. Усредненный образ предпринимателя это мужчина 35 лет с высшим образованием, специалист в конкретной области. Для того, чтобы действовать разумно, то есть корректно с целями прибыли, захвата рынка и тд. — он в первую очередь должен быть способным успешно существовать в этой среде. Ему нужно осмысленно вести деятельность в сфере за которую он взялся и находить варианты компенсаций своих недостатков, должен уметь находить пути развития. Суммарно для этого ему нужна: ориентация, понимание, информация, навыки, а также организационные и коммуникационные способности. Конечно, каждому начавшему свое дело лучше иметь базовый уровень: знание финансов и бухгалтерии, принципов договоров, трудового права, деловой этикет, умение делать людей согласными с собой и их организованно направлять. Но, главная роль предпринимателя в осуществлении бизнес идеи являющейся производной из понимания конкретной области, то есть его компетенций. Конечно, он может найти важные компетенции вокруг, но посыл от этого не меняется, так как, как минимум ему нужно понять, какие компетенции требуются.

Формула примерно такая: успех в предпринимательстве = компетенции + рациональная деловая проактивность + организационно/коммуникативный/эмоциональный интеллект + удача.

Счастливый и адекватный

Рядом кроется разница между менеджерами и предпринимателями. Топ менеджеры более ориентированы на структуру и качество, в среднем более образованы, но обладают меньшей «импульсивностью». Можно сказать, что они необходимы, так как предприниматели уступают им в управленческих способностях. Предпринимателям интереснее свои цели.

Среди лидеров наиболее счастливых профессий с наименьшим физиологическим стрессом — предприниматели и топ менеджеры. Объяснений много: можно сказать, что они приспособлены к этому, а можно сказать, что им везёт заниматься тем, что имеет для них содержание, другими словами дает смысл жизни, а ещё уровень жизни, свободу, независимость и социальный статус. Однако, когда (такое бывает) по каким-то причинам они не адаптируются при крахе и неудаче (хотя обычно это скорей их суперспособность преодолевать трудности), могут переживать свой провал катастрофически тяжело, как потерю близкого человека, да и в целом потерю всего смысла жизни. Причин почему человек “сломался» можно искать по кругу. Также поведенческая дезориентация может происходить при достижении какого то индивидуального уровня успеха. Один из вариантов негативного проявления в таких случаях: предприниматель начинает оперировать абсурдными и не рациональными аргументами или вести роскошную, эпатажную или очень странную жизнь. Рынок ценных бумаг в развитом мире выучился распознавать это, как негативные проявления и очёнь остро, превентивно реагирует. В России об этом только только начинают задумываться.

Наука о предпринимательстве

Российский климат

В России предприниматель, совсем недавно стал вообще уважительной профессией. И уже сегодня, родители массово хотели бы, чтобы их дети были предпринимателями, популярней только благородная карьера врача. Однако, по условиям ведения предпринимательской деятельности, развитости, культуре предпринимательства мы в 3-5 десятке стран. Помимо резкого отставания по условиям ведения бизнеса, количество предпринимателей и компаний на душу населения, а также количество работающих в организациях малого среднего бизнеса примерно в два раза меньше, чем в развитых странах. Кроме того, 90% населения не видит для себя возможности заниматься предпринимательством, хотя около половины потенциально была бы не против. И последние лет 5-10 прогнозы предпринимателей умеренно-пессимистичны. Лучше всех длительное время, на мировом уровне показывала себя индустрия IT. Мы почти могли бы гордиться гендерным равенством: у нас действительно много женщин руководителей и последние года все больше женщин предпринимателей. Играет в том числе роль, то что девушки в России сравнительно образованы (человеческий капитал). Но вот российские стереотипы в отношение к женщинам предпринимателям — откидывают Россию опять же за третий десяток стран. Наиболее частые проблемы, о которых говорят предприниматели: доступность капитала, непостоянство/неопределенность, инфраструктура, коррупция и всякие другие прелести российской действительности.

А ещё, у нас странная государственная политика. При планах развития, национальных программах, проектах поддержки, открытии образовательных бизнес программ, по моему скромному опыту, у нас, как-то не принято основываться на подготовленной аналитике, формальной логике, научных работах и даже хотя бы предварительно знакомиться с приличными профильными документами от GEM, PSED, World Bank, World Economic Forum, OECD, EBRD, ILO, Ernst&Young, KPMG, BCG, PWC, Deloitte, НАФИ и аналитиков институтов при правительствах стран на которые стоит равняться… Однако, радует, что всеми признается, что в России культура предпринимательства растёт и потенциал развития предпринимательства и улучшения климата в России действительно очень большой. Если бы это было реализовано, то появилось бы раза в два больше предпринимателей, естественным образом выросла бы гораздо более обширная диверсификация экономики, обеспечивающая устойчивость и бережливость развития.

Простыми словами, жили бы мы лучше и как это не показалось бы некоторым неожиданным, гораздо стабильнее.

PS.

По просьбе трудящихся, несколько ссылок с качественным обзором предмета:

  • Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM)
  • Современные классики теории предпринимательства,
    под редакцией А.Чепуренко. ВШЭ.
  • The Oxford Handbook of Entrepreneurship,
    Edited by Mark Casson et al.
  • Handbook of Entrepreneurship Research,
    by Zoltan Acs et al.
  • A General Theory of Entrepreneurship; The Illusions of Entrepreneurship: The Costly Myths that Entrepreneurs, Investors, and Policy Makers Live,
    by Scott Andrew Shane
  • Entrepreneurship as Organizing: Selected Papers
    of William B. Gartner
55
10 комментариев

Спасибо, что докрутили страницу до конца.

3
Ответить

Не только докрутили, но и дочитал)
Пожалуй, я с тобой во всех аспектах статьи согласен. Особо даже докопаться не к чему) 

4
Ответить

Написал материал о Предпринимательском Поведении, описана модель и способы формирования предпринимательского поведения.
Интересно было бы обсудить наши работы при случае :)
https://vc.ru/u/10763-alexandr-bakeev/116164-predprinimatelskoe-povedenie-sposoby-ego-formirovaniya-i-celenapravlennogo-razvitiya

2
Ответить

С удовольствием!)

Ответить

С удовольствием прочитал. Не знал, что ты именно в этой теме. Очень круто и почти ко всем плюсую. Особенно спасибо за ссылки 😉

1
Ответить

Спасибо!)

Ответить

Спасибо за статью, в целом соглашусь, но не очень понятно, на каких данных сделаны обобщения. Чем меряли, в общем. 

1
Ответить