реклама
разместить

Внесение товарного знака в таможенный реестр: функции и особенности процедуры

Алёна Шоколенко
Патентный поверенный

Роль и значение объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в экономике и обществе становится с каждым годом все более важными и значимыми. В развитых странах именно ОИС и инновации формируют большую часть валового внутреннего продукта страны. Доля инновационного сектора с каждым годом растет, обуславливая процесс интеллектуализации мировой экономики.

Помимо этого, растет объем и разнообразие способов нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Создание ОИС подразумевает существенные затраты, но при этом объекты легко тиражируются и воспроизводятся с нарушениями прав правообладателей. Продукция, относящаяся к интеллектуальной собственности, является наиболее уязвимой, нуждающейся в охране и защите государства.

Важно грамотно осуществлять перемещение и контроль ОИС. Для данных функций используется Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС, Реестр).

ТРОИС – один из механизмов, позволяющих осуществлять таможенный контроль с соблюдением прав и интересов правообладателей ОИС, внесенных в данный Реестр в Российской Федерации.

Практически все товары, перемещаемые через границу, содержат элементы объектов интеллектуальной собственности или непосредственно ими являются. С помощью ТРОИС реализуется таможенное регулирование оборота товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Порядок ведения ТРОИС со стороны таможенных органов определяется в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности от 8 июля 2019 г. (утвержденным приказом ФТС России от 28 января 2019 г. N 131 (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 июня 2019 г. № 54861).

Центральный орган, уполномоченный на ведение реестра, является ФТС РФ, которая осуществляет прием и рассмотрение заявлений:

  • о внесении ОИС в Реестр на основании заявлений правообладателей (их представителей);
  • о продлении сроков внесения ОИС в реестр;
  • об исключении ОИС из реестров;
  • о внесении в реестры изменений и дополнений;
  • публикацию перечня ОИС, внесенных в реестры, доведение данных реестров до сведения таможенных органов и заинтересованных лиц;
  • принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
  • взаимодействие таможенных органов с государственными органами, гражданами и организациями по вопросам, связанным с ведением реестров.

Таким образом, можно выделить несколько основных функций механизма ТРОИС:

  • Защитная функция заключается в работе механизма ТРОИС, используемого для защиты интересов правообладателя.
  • Регуляторная (контрольная) функция осуществляется посредством деятельности ФТС при проверке товаров на таможенной границе, выявлении нарушений и принятии мер по приостановке товаров, информировании правообладателя.
  • Стимулирующая функция заключается в мотивации правообладателей вносить ОИС в Реестр с целью пресечения дальнейшего нарушения их прав.
  • Экономическая функция подразумевает снижение финансовых убытков правообладателей от проникновения на рынок нелегальных товаров и их реализации, за счет чего могло бы происходить снижение доли оригинальных товаров на рынке. Тем самым правообладатель сможет реализовать планируемый объем своей оригинальной продукции.

В настоящее время заявление и все прилагаемые к нему документы, о внесении ОИС в ТРОИС могут быть поданы в электронном виде через личный кабинет на сайте ФТС РФ или бумажно.

Основные ОИС, включаемые в ТРОИС: объекты авторского права и смежных прав; товарные знаки (знаки обслуживания); наименования мест происхождения товаров.

В качестве заявителей на внесение ОИС в ТРОИС могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Если правообладатель является иностранным лицом, не имеющего возможности представительства на территории Российской Федерации перед таможенными органами, соответствующее заявление подается представителем - российским юридическим лицом, либо физическим лицом, имеющим российское гражданство и проживающих в Российской Федерации, в том числе зарегистрированным на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, уполномоченными в соответствии с правоустанавливающими документами осуществлять взаимодействие с ФТС России по вопросам, связанным с ведением Реестра.

Документом, подтверждающим полномочия представителя, является доверенность.

Заявление о включении товарного знака в Реестр должно содержать следующие сведения о правообладателе:

  • в случае подачи заявления российским юридическим лицом, оно должно быть подписано его руководителем или уполномоченным руководителем лицом и содержать следующую информацию: место нахождения и адрес; номер телефона, номер факсимильной связи (при наличии), адрес электронной почты для обмена информацией по государственной услуге; сведения о государственной регистрации юридического лица; сведения о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика.
  • в случае подачи заявления российским физическим лицом, оно должно быть подписано им лично и содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства; контактный номер телефона, адрес электронной почты, почтовый адрес для обмена информацией по государственной услуге; номер, серию паспорта, наименование органа, его выдавшего, дату его выдачи, дату и место рождения, адрес регистрации по месту жительства, ИНН (при наличии) или соответствующие реквизиты иного документа, удостоверяющего личность.
  • в случае подачи заявления представителем правообладателя указываются сведения о представителе правообладателя согласно информации указанной в п. 1-2 выше;
  • в случае, если правообладатель является иностранной организацией, указываются: полное и сокращенное наименование иностранной организации на русском и иностранном языках (в латинской транскрипции); адрес иностранной организации в стране регистрации на русском и иностранном языках (в латинской транскрипции); сведения о регистрации на основании данных торгового реестра или сертификата об инкорпорации, или другого документа аналогичного характера соответствующей страны происхождения, содержащего информацию об органе, зарегистрировавшем иностранное юридическое лицо, регистрационном номере, дате и месте регистрации;
  • в случае, если правообладатель является иностранным физическим лицом, в заявлении указываются фамилия, полное имя и адрес места жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность.

Также Заявителем представляются сведения о лицах, уполномоченных соответствующим правоустанавливающим документом, осуществлять взаимодействие с таможенными органами по вопросам принятия мер по защите прав на ОИС, в том числе связанных с приостановлением срока выпуска товаров, обладающих признаками нарушения прав правообладателя на ОИС.

Заявление о включении товарного знака в Реестр должно содержать следующие сведения об ОИС-товарном знаке:

  • наименование и описание товарного знака (знака обслуживания);
  • сведения о документах, подтверждающих регистрацию товарного знака (знака обслуживания) в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
  • сведения о договорах об отчуждении исключительного права в случае, если исключительные права приобретены по такому договору;
  • сведения о переходе исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) без договора;
  • сведения о лицензионных (сублицензионных) договорах и лицензиатах (сублицензиатах);
  • сведения о договорах коммерческой концессии (субконцессии);
  • сведения о предоставлении права использования товарного знака (знака обслуживания) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Заявление о включении товарного знака в Реестр должно содержать следующие сведения о ввозимых/вывозимых товарах:

  • сведения о лицах, осуществляющих оборот оригинальных товаров и товаров, обладающих признаками нарушения прав правообладателя с указанием их роли (импортер, перевозчик, грузополучатель, производитель, экспортер);
  • сведения о маршрутах движения (транзита), видах транспорта, местах перегрузки, хранения, местах пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза, местах совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
  • сведения об отличительных особенностях и характеристиках товаров (по каждому типу товара);
  • описание товаров и отдельных составных элементов, изображения и схемы в формате JPEG;
  • особенности транспортировки товаров, вид упаковки, идентификационные номера, имитация защитной маркировки, штрихкодов, изображения и схемы в формате JPEG;
  • сведения о документах, сопровождающих товары, и их отличительные особенности;
  • сведения о выявленных случаях нарушения прав правообладателя (предоставляются в случае наличия данной информации).

Сведения о товарах формируются с указанием кодов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне первых четырех знаков, исходя из перечня товаров, в отношении которых выявлены случаи нарушения прав правообладателя, с указанием для товарного знака (знака обслуживания) классов международной классификацией товаров и услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак (знак обслуживания) и имеет место введение в гражданский оборот соответствующих товаров.

Обращаем внимание, что в заявлении необходимо указать срок, в течение которого таможенным органам необходимо осуществлять защиту прав на товарный знак, указанный в заявлении. Срок защиты таможенными органами прав правообладателя на товарный знак устанавливается при его включении в Реестр с учетом срока, указанного в заявлении (с учетом срока действия прилагаемых к нему документов, то есть свидетельства на товарный знак), но не более трех лет со дня его включения в Реестр.

Вне зависимости от ОИС к заявлению прилагаются следующие документы: доверенность (как указано выше); обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением срока выпуска товаров; устав и учредительные документы правообладателя и представителя правообладателя (если заявление о включении ОИС в Реестр подано представителем правообладателя) в случае, если Заявителем является юридическое лицо; копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, Заявителя, если Заявителем является физическое лицо; выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ соответствующей страны происхождения, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранное юридическое лицо, регистрационном номере, дате и месте регистрации; документ, подтверждающий страхование ответственности правообладателя за причинение вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением срока выпуска товаров (договор страхования, страховой полис) с подтверждением уплаты страховой премии (при наличии на момент подачи заявления на включение ОИС в Реестр).

В отношении товарного знака предоставляются следующие документы: свидетельство на товарный знак (знак обслуживания); справка о товарном знаке на основании сведений из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации; справка об общеизвестном товарном знаке на основании сведений из Перечня общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков; документы о наличии правовой охраны товарного знака (знака обслуживания) в Российской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации; договор об отчуждении исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) (об уступке товарного знака (знака обслуживания); лицензионные (сублицензионные) договоры о предоставлении права использования товарного знака (знака обслуживания); договоры коммерческой концессии; документы, подтверждающие переход исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) без договора.

Указанные выше документы представляются в виде оригиналов или копий, заверенных лицом, их подавшим, уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо засвидетельствованных в нотариальном порядке, или в виде электронных документов, подписанных электронной подписью лица, представившего документы, с использованием Личного кабинета.

Срок рассмотрения заявления о включении товарного знака в Реестр не может быть более трех месяцев.

Если представленные Заявителем документы и сведения недостаточны для вынесения решения о включении товарного знака в Реестр, срок рассмотрения заявления продлевается до представления запрашиваемой дополнительной информации, но не более чем на два месяца после дня направления запроса.

Включение товарного знака в ТРОИС стало важным и необходимым механизмом для предотвращения нарушения прав и интересов правообладателей. Применение таможенными органами такого рода мер по защите прав интеллектуальной собственности становится все более популярным у российских и иностранных правообладателей. Однако процедура внесения товарного знака в Реестр требуется внимательного сбора всех необходимых документов и сведений, чтобы процесс был оперативным и результативным.

реклама
разместить
Начать дискуссию
Блогеры начнут брать деньги по серым схемам, большинство перейдёт в Telegram: участники рынка — о том, к чему приведёт запрет рекламы в Instagram*
88
реклама
разместить
Госдума приняла законопроект о запрете рекламы на «нежелательных» и «запрещённых» сайтах — например, в Instagram* и Facebook*

За нарушение грозят штрафы.

3434
1717
22
11
11
"Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране" Да вроде бы эти деньги не депутатам Госдумы уходят.
Дизайн-проект загородного дома в коттеджном поселке «Горки СПб» в ЛО: интерьер с лепниной и камином

Дизайн-проект загородного дома в коттеджном поселке «Горки СПб» в Ленинградской области разработан для семьи, которая стремилась к эстетике классики в современном исполнении. Главной задачей стало создание комфортной среды для жизни с логичной планировкой, натуральными материалами и выразительными архитектурными деталями. Интерьер подчеркивают арт-…

Дизайн-проект коттеджа в поселке  «Горки СПб», гостиная с предметами искусства от студии Artum.
Из CapCut удалили ИИ-фильтр, который «добавлял» пользователю в кадре килограммы, после критики в TikTok

Некоторые пользователи посчитали тренд «шагом назад в общественных стандартах красоты».

55
11
11
Китайская DeepSeek обновила модель V3: в соцсетях заметили, что она «лучше» рассуждающей R1 в программировании

Компания заявила, что новая версия сравнима с Claude 3.7 Sonnet и превосходит GPT-4.5.

1111
22
11
Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.

Парень открыл ПВЗ Озона и делится цифрами за полгода работы. Без прикрас, всё как оно есть на самом деле.

Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.
4242
66
55
33
11
Большое помещение на 2 входные группы, мог бы и Озон и ВБ одновременно открыть, а теперь ВБ отжирает половину выручки
Реклама в соцсетях под ударом: почему бизнес уходит в Telegram и как не упустить свой шанс

Всё, друзья, времена меняются. Госдума взяла и одобрила закон, который запрещает размещать рекламу на платформах, признанных экстремистскими или нежелательными. Да-да, речь про Instagram, WhatsApp, Twitter и другие ресурсы, которые когда-то были главными площадками для продвижения и общения с аудиторией. Теперь за рекламу там можно не только лишить…

Реклама в соцсетях под ударом: почему бизнес уходит в Telegram и как не упустить свой шанс
22
Дубайский YallaMarket с основателями из России решил закрыться после четырёх лет работы

Компания не смогла выстроить устойчивую бизнес-модель, а финансовые ресурсы и энергия команды «иссякли».

1515
77
11
11
11
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?

Ещё вчера бизнес спокойно крутил рекламу в Instagram*, запускал прогревы в WhatsApp и закидывал бюджеты в Facebook*. А сегодня — всё. Госдума приняла закон, который официально запрещает рекламу на всех платформах, признанных экстремистскими или нежелательными.

44
реклама
разместить
На Kickstarter представили ручку-трансформер Zero Mk2 — её можно носить в кошельке как банковскую карту

Состоит из 54 деталей. Собирается за 3-4 секунды.

1515
88
44
33
22
О, это же легендарная финка нквд от корейских мастеров!
Госдума приняла законопроект о борьбе с телефонным и кибермошенничеством

Он в том числе запрещает массовые звонки без согласия, передачу SIM-карт третьим лицам и позволяет назначить «уполномоченное лицо» для подтверждения банковских операций.

1515
66
Меры хорошие. Но никак не воздействуют на коренные причины процветания телефонного мошенничества. Готовность людей поверить в любой бред, уверенно сказанный начальственным тоном. И общий упадок критического мышления.
SuperJob начал тестировать «аукционы» — работодатели смогут открыто «торговаться» за соискателя

Перебивать предложения других компаний — по зарплате и условиям.

Скриншот SuperJob
3838
2929
22
11
Когда сильно увлекся клепанием фич.
[]