Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

Корпоративное обучение требует от компании внушительных затрат. Особенно в организациях, где работают от 100 человек и больше. Вебинары, онлайн-курсы, наставничество — всё это должно улучшать качество работы сотрудников.

Поэтому нужно регулярно проводить оценку эффективности обучения разными способами: изучать статистику, проводить тестирование сотрудников и многое другое. Оценка позволит улучшить обучение, сделать его результативным и выгодным для компании.

В этой статье рассказываем, на какие показатели (метрики) нужно смотреть и какие методики использовать для оценки эффективности обучения, а также как упростить этот процесс с помощью инструментов.

На связи команда iSpring. Это пятнадцатая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.

Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.

Другие статьи📓:

1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников

2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке

4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов

5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS

6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога

7. 6 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала

8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR

9. Обзор системы Moodle: как использовать в России

10. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний

11. Оценка «360 градусов»: кейсы 7 компаний — от гигантов до новичков

12. Аналоги Moodle: 10 платформ для компаний и вузов

13. Электронное обучение в России: как eLearning меняет бизнес-процессы в компаниях

14. Геймификация в онлайн-обучении персонала: плюсы и минусы

Что такое эффективность обучения

Эффективность обучения — это конкретная цифра, которая показывает, насколько обучение повысило качество работы сотрудников.

Например, в компании «ФораФарм» после проведения онлайн-обучения менеджеров объём продаж увеличился в три раза. Для этого использовали онлайн-курсы и диалоговые тренажёры, имитирующие общение с клиентами.

График увеличения объёмов продаж и базы клиентов компании «ФораФарм» в течение года после запуска обучения
График увеличения объёмов продаж и базы клиентов компании «ФораФарм» в течение года после запуска обучения

Если после проведения оценки оказалось, что сотрудники не стали продавать больше, цель не достигнута. Но это не значит, что обучение — бессмысленная затея. Возможно, учебные материалы были скучными, или у сотрудников не было времени на обучение из-за большой загруженности рабочими задачами.

Для оценки качества обучения нужно собрать ключевые данные и проанализировать их с помощью разных методик. То есть метрики — это просто собранные данные, а методики — план действий для анализа цифр.

5 метрик эффективности обучения персонала

Чтобы выявить сильные и слабые стороны обучения, нужно разбираться в следующих метриках: уровень вовлечённости, удовлетворённости сотрудников, операционной эффективности, результатов аттестации и окупаемость инвестиций (ROI)

Вовлечённость персонала в обучение

Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

Оценка поможет выявить, насколько сотрудник заинтересован в обучении. Например, посвящает много времени изучению учебных материалов: полностью проходит курсы, успешно выполняет задания на высокие баллы, участвует в обсуждениях.

По концепции NSSE (National Survey of Student Engagement), которую используют во многих вузах и компаниях, для оценки вовлечённости нужно учитывать следующие данные:

  • Посещаемость. Например, очных семинаров, мастер-классов, вебинаров, курсов на платформе дистанционного обучения (LMS). Кроме того, в онлайн-обучении можно оценить статус обучения. Если сотрудник проходит курсы только на 30% и выполняет задания с пятой попытки, то вряд ли он вовлечён в обучение.
  • Активность в процессе обучения. Как часто участвуют сотрудники в обсуждениях, задают вопросы преподавателям, пишут наставнику, отправляют домашние работы. Сотрудники, пропускающие сроки отправки заданий или прохождение курсов, требуют особого внимания.

Если сотрудник вкладывает усилия в обучение, то повышается вероятность, что он будет использовать новые знания в работе. В результате повысятся продажи и ускорятся бизнес-процессы.

Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

При этом не стоит ориентироваться только на этот показатель. Иногда сотрудники создают видимость обучения: кликают по модулям, воспроизводят видео, проходят тесты с помощью поисковых систем. Нужно изучать эти данные вместе с другими, чтобы увидеть полную картину обученности каждого сотрудника.

Удовлетворённость обучением

Этот показатель обычно оценивают вместе с вовлечённостью. Но для сбора данных используют опрос или интервью, где узнают у сотрудников о проблемах в обучении, удобных способах подачи учебного материала и актуальности курсов.

Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

Такие опросы стоит отправлять сотрудникам после прохождения обучения, чтобы собрать данные для последующего анализа.

Коэффициент успешной сдачи экзамена

Итоговые задания помогут оценить уровень знаний персонала после прохождения обучения. Результат может быть тесно связан с вовлечённостью. Если сотрудник выполнил задание только с пятого раза, скорее всего, новый материал не усвоил и вряд ли покажет хорошие результаты в работе.

В случаях, когда большинство обучающихся не могут с лёгкостью пройти итоговый тест, стоит задуматься о содержании курса. Возможно, какая-то из тем была плохо проработана методистами. Соответственно, учебный материал нужно улучшить.

Во многих современных LMS можно посмотреть все необходимые данные. Общая обученность обычно оценивается в процентах. Хороший результат — выше 70%.

В iSpring Learn можно посмотреть статистику обученности по каждому сотруднику: сколько курсов прошёл, сколько просрочил и что он изучает сейчас
В iSpring Learn можно посмотреть статистику обученности по каждому сотруднику: сколько курсов прошёл, сколько просрочил и что он изучает сейчас

Операционная эффективность

Метрика помогает оценить скорость и качество работы сотрудников. Первые замеры нужно проводить до начала обучения, последующие — через 1-2 месяца после обучения.

Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

Если окажется, что разница во времени и качестве работы незначительная, нужно выявить проблему и найти решение. Например, сделать учебный материал интерактивнее, чтобы повысить вовлечённость.

Окупаемость инвестиций (ROI) в обучение

ROI (Return On Investment) используется для расчёта коэффициента возврата инвестиций компании, которые вложили в обучение сотрудников. Показатель поможет ответить на следующие вопросы: «Повлияло ли обучение на развитие бизнеса?», «Привело ли к увеличению прибыли?»

Расчёт ROI потребуется компаниям, которые проводят обучение сотрудников не меньше года. Если курсы запущены недавно, вряд ли стоит углубляться в эту методику оценки. Для начала стоит понаблюдать за вовлечением, удовлетворённостью и результатами сотрудников на работе.

Для определения ROI нужно использовать следующую формулу:

Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

Пример: компания вложила в обучение менеджеров 450 000 рублей. После обучения сотрудники принесли компании 1 250 000 рублей.

Результат: ROI = (1 250 000 − 450 000) ÷ 450 000 × 100 = 177%. Положительный результат показывает, что обучение сотрудников привело к повышению прибыли компании.

Ещё больше об этом показателе можно узнать из нашей статьи, как рассчитать ROI и проанализировать результат.

5 методов оценки эффективности обучения

Перечисленные метрики лучше использовать вместе, а не ограничиваться только одной. Детальный анализ позволяет точнее определить ошибки в обучении сотрудников.

Для работы с рассмотренными метриками можно использовать разные модели оценки эффективности обучения: Киркпатрика, Филлипса, Кауфмана, Андерсон, Бринкерхоффа. Обычно в них рассматривается минимум 2-3 важных показателя, которые помогают сделать выводы.

Модель Киркпатрика

По данным исследовательской компании CEB, около 74% компаний используют для оценки эффективности обучения модель, которая была разработана Киркпатриком в 1959 году.

Дональд Киркпатрик — профессор Висконсинского университета и эксперт в области корпоративного обучения. Суть методики в анализе того, насколько полезно и комфортно обучение для сотрудников. По этой модели рассматриваются следующие показатели: вовлечённость и удовлетворённость обучением, операционная эффективность и результаты аттестации.

Оценка по Киркпатрику состоит из четырёх этапов:

Представить модель Киркпатрика можно в виде треугольника, в основании которого наиболее простой способ сбора данных — обратная связь от сотрудников
Представить модель Киркпатрика можно в виде треугольника, в основании которого наиболее простой способ сбора данных — обратная связь от сотрудников
  1. «Реакция»: получить обратную связь от обучающих, проверить их уровень вовлечённости и удовлетворённости. Можно провести онлайн-опрос или интервью, главное — узнать о впечатлениях сотрудников от учебного процесса.
  2. «Обучение»: проверить, как сотрудники прошли тесты и выполнили практические задания. Кроме того, нужно обратить внимание на задания, которые у многих вызвали сложности.
  3. «Поведение»: выяснить, умеют ли сотрудники применять полученные знания в работе. То есть измерить показатель операционной эффективности.
  4. «Результат»: определить, каких результатов удалось достичь. Например, благодаря обучению персонала в «Додо Пицце» в два раза повысили скорость и качество обслуживания клиентов. Положительный результат выявили с помощью отзывов тайных покупателей.

Таким образом, эта модель позволяет выявить, удалось ли достигнуть целей обучения, а также определить ошибки на разных этапах. Например, если сотрудники не могут применить знания в работе, то в процессе обучения было недостаточно заданий, направленных на практику.

В таком случае учебные материалы нужно улучшить: добавить диалоговые тренажёры, симуляторы ПО и другие интерактивные занятия, связанные с рабочими задачами сотрудников.

Однако эта модель не учитывает окупаемости вложений компании в обучение. Киркпатрик считал, что таким образом нельзя точно определить финансовую выгоду для компании. По его мнению, нужно ориентироваться на усвоение знаний сотрудниками и умение применять навыки, чтобы ускорить рабочие процессы.

V-модель Филлипса

В 1990-х годах эксперт в области управления персоналом Джек Филлипс улучшил методику Дональда Киркпатрика и добавил пятый этап — расчёт окупаемости инвестиций (ROI).

Основные этапы оценки соответствуют оригинальной методике Киркпатрика. Обновлённый вариант стали называть моделью Киркпатрика — Филлипса
Основные этапы оценки соответствуют оригинальной методике Киркпатрика. Обновлённый вариант стали называть моделью Киркпатрика — Филлипса

Учёт ROI позволяет выявить выгоду для компании от затрат на обучение, а также спланировать бюджет на развитие персонала. Кроме того, по этой модели рассматриваются и остальные ключевые показатели: удовлетворённость обучением, результаты успешной сдачи экзаменов, операционная эффективность.

5 уровней оценки Кауфмана

Роджер Кауфман, специалист в области образовательных технологий, посчитал, что методика Киркпатрика — Филлипса требует расширения. Исследователь предложил делать упор на глубоком анализе учебных программ и результатов обучения.

Кауфман немного изменил названия уровней Киркпатрика и расширил модель, чтобы анализировать больше данных
Кауфман немного изменил названия уровней Киркпатрика и расширил модель, чтобы анализировать больше данных
  1. «Вход и процесс». На этом этапе проводится опрос сотрудников по вопросам организации обучения: удобны ли инструменты (LMS, сервисы проведения вебинаров, чаты). Например, может оказаться, что часто возникают ошибки во время прохождения онлайн-курсов — это осложняет обучение и снижает результат. Кроме того, проводится анализ содержания учебных материалов, форматов, сложности заданий.
  2. «Приобретение». Соответствует пункту «Обучение» в методике Киркпатрика. На этом этапе нужно проверить усвоение материала. Например, провести онлайн-тестирование.
  3. «Применение». Соответствует пункту «Поведение» в методике Киркпатрика. Нужно проверить, используют ли сотрудники полученные знания в своей работе.
  4. «Результат компании». Необходимо провести оценку финансового результата для компании: объёма продаж, ускорения бизнес-процессов. В этот раздел Кауфман добавил расчёт ROI. По его мнению, для анализа этого показателя не нужно выделять отдельный этап.
  5. «Социальный результат». Новшество Кауфмана, которое направлено на выяснение, как обучение персонала влияет на общество в целом. Например, снизилось количество отрицательных отзывов от клиентов, потому что менеджеры стали лучше работать с их возражениями.

Оценка эффективности обучения таким способом позволяет увидеть проблемы в развитии персонала с разных сторон.

Модель оценки обучения Андерсон

В 2006 году профессор в области образования Валери Андресон опубликовала статью, где предложила новую методику для оценки эффективности обучения. В этой модели весь фокус переносится на связь между развитием сотрудников и основной стратегией компании.

Пример: предприятие планирует в течение пяти лет выход на мировой рынок и для этого предоставляет менеджерам по работе с клиентами курсы изучения английского языка. За это время сотрудники могут научиться работать с клиентами из других стран и повлиять на успех компании за рубежом.

Методика состоит из трёх основных этапов:

Эта модель подходит для оценки эффективности обучения руководителями компании. Удовлетворённость сотрудников обучением не учитывается, на переднем плане — польза для компании
Эта модель подходит для оценки эффективности обучения руководителями компании. Удовлетворённость сотрудников обучением не учитывается, на переднем плане — польза для компании
  1. Проверить учебные программы на соответствие целям компании. Насколько связаны все запущенные обучающие курсы с основной стратегией. Это позволяет исключить неактуальные программы.
  2. Измерить вклад обучения в развитие компании. Рассчитать ROI, объём продаж — собрать как можно больше данных, которые могут быть связаны с запуском корпоративного обучения.
  3. Планирование новых программ. Анализ данных позволяет составить дальнейший план обучения, улучшить подачу учебного материала, ввести новые форматы.

Эта модель показывает тесную связь между результатами развития персонала и целями компании, что позволяет глобальнее рассмотреть задачи корпоративного обучения.

Модель Бринкерхоффа

В 2003 году Роберт Бринкерхофф, профессор Университета Западной Вирджинии, предложил для оценки эффективности обучения метод SCM (Success Case Method, или «Метод успешного кейса»). Модель помогает проанализировать каждую программу и определить, как она работает или почему не работает.

В отличие от других моделей, SCM-оценка направлена на изучение лучших и худших результатов обучающихся, а не только средних по компании. Это позволяет выявить причины, почему некоторые сотрудники хорошо усваивают материал и применяют знания в работе, а другие оказываются менее успешными.

Модель Бринкерхоффа предлагает конкретные действия и не использует абстрактных названий уровней
Модель Бринкерхоффа предлагает конкретные действия и не использует абстрактных названий уровней
  1. Поставить цели обучения. На этом этапе нужно чётко обозначить, какие навыки необходимы сотрудникам, чтобы успешно выполнять рабочие задачи. Например, менеджеров нужно обучать эффективным техникам продаж, а курьеров — способам быстрой доставки заказов.
  2. Выбрать лучшие и худшие результаты. Собрать статистику по прохождению курсов и тестов, а также провести опрос сотрудников и их руководителей, чтобы узнать о применении навыков в работе. Это необходимо, чтобы разобраться, почему некоторым сотрудникам сложнее применять новые навыки в работе.

  3. Провести живую встречу с персоналом. Нужно пообщаться с сотрудниками, которые показывают худшие результаты в работе после обучения. Это поможет узнать, с какими трудностями они столкнулись. Возможно, учебный материал оказался для них скучным или сложным.
  4. Проанализировать результаты. Выявить общие и индивидуальные проблемы, которые помешали им эффективно обучаться. В LMS можно посмотреть отдельно результаты сотрудников по каждому заданию: определить сложные для них темы и выявить наиболее вовлекающие задания.
  5. Составить план действий. Анализ результатов поможет улучшить обучение, ориентируясь на сотрудников, которым сложнее учиться и применять навыки в работе. Для этого можно разработать индивидуальные планы или назначить наставников из лучших обучающихся, которые будут помогать своим коллегам.

Таким образом, SCM-оценка помогает проанализировать результаты каждой программы, чтобы выстроить более успешную стратегию обучения.

iSpring Learn для онлайн-обучения сотрудников

iSpring Learn — система дистанционного обучения, которая упрощает оценку эффективности обучения сотрудников. На платформе можно создавать опросы, тесты и чек-листы для проверки знаний, собирать статистику по сложным заданиям, активности каждого пользователя, результатам всех онлайн-курсов.

Разбираем основные функции iSpring Learn, которые помогут ускорить и упростить оценку эффективности обучения.

Оценка удовлетворённости и вовлечённости сотрудников: опросы

На платформе можно настроить обратную связь от сотрудников сразу после прохождения курсов. Это позволяет узнать об удовлетворённости обучением, выявить сложные темы, неудобные форматы и многое другое.

<p>Примеры вопросов, которые можно использовать на этом этапе. Желательно, чтобы у сотрудников была возможность подробно ответить</p>

Примеры вопросов, которые можно использовать на этом этапе. Желательно, чтобы у сотрудников была возможность подробно ответить

Кроме того, можно провести анонимный пульс-опрос — такой формат более интерактивный и позволяет выявить недовольства обучением. Можно добавлять смайлики, задавать забавные вопросы для создания комфортной обстановки.

Пульс-опросы позволяют сотрудникам почувствовать себя расслабленно и честно ответить на вопросы
Пульс-опросы позволяют сотрудникам почувствовать себя расслабленно и честно ответить на вопросы

Этот инструмент подойдёт для оценки удовлетворённости сотрудников по методике NPS (Net Promoter Score). Нужно задать единственный вопрос: «Насколько вероятно, что вы порекомендуете этот курс или вебинар своему коллеге?» Сотрудник должен поставить оценку от 0 до 10 баллов. Чем ниже оценка, тем ниже удовлетворённость.

Таким образом, даже один вопрос позволяет выявить, насколько хорошо развита система обучения в компании, подходит ли она сотрудникам или стоит её улучшить.

Проверка знаний сотрудников: онлайн-тесты

Чтобы проверить знания сотрудников по конкретной теме, можно провести аттестацию сразу на платформе. Оценку усвоения материала лучше проводить не сразу после окончания учебной программы, а через 1-2 месяца.

Так получится узнать, какие знания остались в памяти сотрудников. Может оказаться, что они уже ничего не помнят. Это указывает на то, что обучение проведено некачественно, информация не пригодилась в работе.

В iSpring Learn можно создавать разные типы тестов: выбор одного или нескольких правильных ответов, краткий ответ, составление последовательности и другие
В iSpring Learn можно создавать разные типы тестов: выбор одного или нескольких правильных ответов, краткий ответ, составление последовательности и другие

Таким образом можно проверять содержание учебных материалов на актуальность. Теоретические знания и практические задания должны быть связаны с рабочими обязанностями сотрудников.

Оценка навыков сотрудников методом «360 градусов»

В iSpring Learn можно посмотреть, как обучение сотрудников влияет на развитие их компетенций. У нас уже есть подробная статья о том, как проводить оценку «360 градусов», где можно ознакомиться со всеми этапами.

Если кратко, сотрудники оценивают свои компетенции и навыки коллег, данные получает руководитель, чтобы подробнее их проанализировать.

<p>Процесс оценки компетенций методом «360 градусов» в iSpring Learn</p>

Процесс оценки компетенций методом «360 градусов» в iSpring Learn

Оценка выполнения рабочих задач

В моделях Киркпатрика, Филлипса, Кауфмана необходимо узнать, как сотрудник применяет полученные навыки в работе. Для этого можно назначить наставника, который будет наблюдать за действиями подопечного и заполнять листы наблюдений. iSpring Learn сохраняет полученные данные и формирует отчёты для анализа.

Операционная эффективность отображается в виде процентов
Операционная эффективность отображается в виде процентов

После проведения оценки можно узнать у сотрудника, нравится ли ему работать с наставником или он сталкивается с трудностями.

Наставничество реализовано во многих компаниях, эффективность этого способа обучения тоже необходимо оценивать. Об этом у нас есть отдельная статья «Как оценить эффективность наставничества: 5 способов от HR-отдела iSpring».

Аналитика и отчёты

В iSpring Learn больше 25 отчётов для отслеживания результатов каждого сотрудника по всем курсам, тестам и домашним работам, а также общего процента обученности всего персонала по разным отделам.

<p>Например, в iSpring Learn можно посмотреть количество попыток прохождения теста, выявить наиболее сложные задания. Готовые отчёты легко выгрузить в виде таблицы</p>

Например, в iSpring Learn можно посмотреть количество попыток прохождения теста, выявить наиболее сложные задания. Готовые отчёты легко выгрузить в виде таблицы

Таким образом, все важные данные для оценки эффективности обучения могут быть собраны на онлайн-платформе iSpring Learn. К результатам всегда можно вернуться, посмотреть их за прошлый год и сравнить с новыми данными.

Резюме

Для оценки эффективности обучения сотрудников потребуется пять ключевых показателей: вовлечённость, удовлетворённость обучением, уровень знаний, операционная эффективность, ROI. Современные системы дистанционного обучения (например, в iSpring Learn) упрощают сбор данных.

Для анализа показателей можно применять разные методики оценки, которые хорошо себя зарекомендовали в вузах и крупных компаниях:

  1. Модель Киркпатрика. Позволяет изучить уровень обученности сотрудников в зависимости от их оценок и удовлетворённости учебным процессом.
  2. Модель Филлипса. Обновлённая модель Киркпатрика с добавлением анализа ROI. Методика делает фокус не только на обученности сотрудников, но и на окупаемости вложений организации.
  3. Модель Кауфмана. В методику Киркпатрика — Филлипса добавлен анализ выгоды для общества от обученности сотрудников, что делает оценку ещё более глобальной.

  4. Модель Андерсон. Способ оценки эффективности обучения для руководителей компании, чтобы определить, связаны ли учебные программы с главными стратегиями организации.
  5. Модель Бринкерхоффа. Точечный анализ учебных программ позволяет сделать обучение эффективнее, учитывает вовлечённость сотрудников в учебный процесс.

Таким образом, проводить оценку эффективности обучения нужно регулярно, чтобы повышать качество учебных материалов.

55
2 комментария

обучение будет в разы эффективней, если будет оплачиваться

Ответить
Автор

Добрый день! Как правило, корпоративное обучение оплачивается компанией.

1
Ответить