Проблемы владельцев доменов в России и как их избежать

Советы и примеры «Nethouse.Домены»

Юридическая служба регистратора доменов «Nethouse.Домены» написала для vc.ru колонку об основных проблемах администраторов доменов в России, а также дала советы, как их избежать.

Проблемы владельцев доменов в России и как их избежать

Когда интернет в России только зарождался, доменное имя было не более чем адресом в строке браузера. Сегодня же оно является неотъемлемой частью бренда и элементом фирменного стиля. По данным Координационного центра национального домена, число регистраций в зоне .RU превышает 5 миллионов, а в зоне .РФ — 800 тысяч.

Повышение значимости и важности доменного имени не только для бизнеса, но и для любого другого дела, будь то сайт детского сада или форума пчеловодов, создает целый ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться администраторам (владельцам) доменных имен. Мы остановимся на наиболее актуальных.

1. Правообладатели

Товарные знаки, услуги, бренды и контент имеют своих собственников, гордо именуемых правообладателями. В последние годы они стали уделять больше внимания защите прав в сети.

Нередко администраторы доменов становятся ответчиками в суде, в основном это происходит по искам компаний, владеющих зарегистрированными товарными знаками или правами на аудиовизуальный контент.

Цель исков правообладателей к администраторам доменов — привлечь их к ответственности за нарушенное право и получить права администрирования на спорное доменное имя, а также взыскать компенсацию.

Почему правообладатели идут в суд? Чаще всего из-за того, что правообладатель не желает платить, а администратор не готов отдать хорошее доменное имя просто так.

Все слышали истории о «налоге на болванки Михалкова», «налоге на Гугл» и нашумевшем «антипиратском законе». Все это воспринималось как шум и быстро забылось, но проблем администраторам доменов это добавило.

Как только государство увеличивает возможности защиты прав, правообладатели спешат ими воспользоваться. Например, подают иски в суды о запрете использования доменного имени, снятия его с делегирования и даже требуют «признать регистрацию доменного имени незаконной». Последним недавно отличились представители компании Michlen в иске к администратору доменного имени michlenfootwear.ru. Суд, однако, в иске отказал и сохранил право на доменное имя за текущим администратором.

Аналогично в начале года правообладатель товарного знака Brave-soldiers обратился в суд с иском к администратору доменного имени brave-soldiers.ru о предоставлении преимущественного права на регистрацию доменного имени и взыскания компенсации 100 тысяч рублей. Позднее производство по делу было прекращено, так как правообладатель отказался от иска после переговоров с администратором домена и его регистратором.

Это истории со счастливым концом, но обычно, уповая на собственные силы, администраторы лишаются прав на доменное имя и платят из своего кармана правообладателю.

В начале года известный российский производитель грузовиков из Набережных Челнов разослал регистраторам доменов в зонах .RU и .РФ претензии с требованием прекратить продажу имен, «с определенной буквенной последовательностью, возможно, с промежуточными символами в виде цифр или с удвоенной одной или двумя буквами», то есть похожих на домен kamaz.ru.

Очевидно, что правообладатель воспринимает регистрацию доменов как предложение к продаже уже существующих, определенных наименований, покупка которых приводит к безусловному нарушению его прав. Он не предусматривает, что доменные имена могут регистрироваться добросовестными администраторами, контрагентами, автопроизводителями, сервисами или дилерами.

Это яркий пример недопонимания правообладателем особенностей рынка доменов и отношений между участниками этого рынка. К сожалению, зачастую это приводит к конфликтам, вытекающим в долгие и дорогие судебные споры.Отметим следующее. Пользователь, регистрируя доменное имя, не располагает сведениями о зарегистрированных товарных знаках, то есть не имеет возможности знать, что регистрируемый им домен схож или полностью совпадает с чьим-либо товарным знаком.

Инструмента для проверки схожести регистрируемого домена и товарного знака в России пока нет и в ближайшее время не предвидится.

2. Администрирование домена

Зарегистрировать доменное имя очень просто: выбрал свободное имя, зону, оплатил и готово. Проблемы могут появиться позже, например, при передаче доменного имени или его продлении иногда выясняется, что паспортные данные или контакты не актуальны.

Изменение этих данных может занять время и привести к незапланированным тратам. Также не стоит забывать о своевременном продлении домена, иначе его можно потерять. Такое бывает даже с крупными компаниями. Например, известная птицефабрика «Роскар» в прошлом году не продлила роскар.рф, а затем была вынуждена выкупать домен у перехватившего его физлица. В 2013 году крупный интернет-магазин «Юлмарт» забыл продлить домен ulmart.ru, в результате чего сайт был недоступен несколько часов, а компания потеряла деньги. Рекомендация: продлевайте домены вовремя, в идеале — настройте автопродление. Эта возможность есть у большинства регистраторов.

Распространена и проблема, когда компания заказывает сайт у веб-разработчиков, а вместе с ним получает хостинг и доменное имя. Позже исполнитель работ пропадает, и владелец бизнеса попадает в неприятную ситуацию. Выясняется, что доменное имя зарегистрировано на неизвестного человека, доступа к управлению доменом нет, изменить данные или получить доступ без согласия лица, указанного при регистрации домена, невозможно.

Рекомендация: регистрируйте домены самостоятельно или требуйте регистрации доменного имени на свои паспортные данные. Права администрирования должны принадлежать только вам или вашей компании.

Администратор домена должен помнить, что в любой момент «Регистратор» вправе истребовать документальное подтверждение предоставленных персональных и контактных данных. Отлагать или игнорировать такое письмо-требование опасно, так как по истечении семи дней после отправки и отсутствия ответа доменное имя снимается с делегирования.

Так, например, было в феврале этого года с доменом surfingbird.ru. Рекомендация: администратору домена необходимо внимательно относиться к письмам от Регистратора.

3. Злоумышленники

Часто случается так, что нужда в сайте и доменном имени пропадает. Старый владелец не продлевает регистрацию домена и хостинг. Новый же владелец перехватывает домен и размещает на нем сайт со старым контентом и, например, новыми ссылками.

Бывший владелец может с удивлением узнать об этом по звонкам со своего старого сайта.

4. Сделки с доменами

Нашли красивое доменное имя, но оно уже зарегистрировано? Не беда, можно договориться о покупке с текущим администратором. Приобретение доменного имени — это по сути передача прав администрирования домена. Иногда в таких случаях продавцы вводят покупателей в заблуждение и подменяют передачу прав администрирования продажей контента сайта. Отсюда проблемы, конфликты и судебные споры.

Рекомендация: при покупке домена нужно проверить продавца, запросив у него копию свидетельства (сертификата) на доменное имя и вместе с ним обратиться к регистратору доменного имени.

5. Отношения с компетентными организациями

Координационный центр национального домена сети интернет определяет компетентные в области работы с доменами организации. Например, Роскомнадзор, Лига безопасного интернета, Group-IB.

Каждая из этих организаций занимается только своей определенной деятельностью, которая может быть связана с расследованием компьютерных инцидентов, распространением противоправного контента и так далее.

Как правило, в случае выявления нарушения они обращаются к регистратору с требованием снять доменное имя с делегирования. Решение, делать это или нет, зависит только от отношения регистратора к своим клиентам и качества рассмотрения заявления компетентной организации.

Важно знать, что не всегда компетентные организации исходят по отношению к администраторам доменов с пониманием работы их ресурсов, поэтому могут возникнуть спорные ситуации или даже злоупотребления с их стороны. Например, организация просит снять с делегирования доменное имя за размещение на нем сайта с информацией о работе неодимовых магнитов или предложения к продаже полисов ОСАГО со скидкой, хотя в официальном соглашении с Координационным центром в область компетенции организации не входит.

Если ваше доменное имя заблокировали по требованию любой компетентной организации неправомерно, обратитесь к Регистратору доменного имени, запросите у него копию требования и изучите его. Если требование организации содержит недостоверные сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, сообщите об этом Координационному центру и регистратору.

22 комментария

Инструмента для проверки схожести регистрируемого домена и товарного знака в России пока нет и в ближайшее время не предвидится.


Да что вы говорите... znakoved.ru проверка была когда хотели geekwrap.ru зарегистрировать

Ответить

Знаковед - коммерческий ресурс, который не дает вам никаких гарантий относительно корректности предоставляемых данных. Единого государственного инструмента проверки действительно пока не существует.

Ответить

а как там проверить схож домен например geekwrapscloud.ru c знаком geekwraps? непонятно

Ответить

Поясните, если владелец домена просто забыл продлить его, а в это время его кто-то купил, реально ли его вернуть назад через суд, или всё, домен уплыл?

(При условии что этот домен не является зарегистрированным товарным знаком конечно).

Просто был реально свидетелем, как один местный новостной сайт, с посещаемостью около 5 000 человек в день, видимо забыл продлить домен, и несколько дней висела заглушка регистратора. Я ещё думал выкупить, да что-то не стал)

Ответить

После окончания срока регистрации домена и появления на сайте заглушки регистратора, у текущего администратора есть еще 30 дней, в течение которых он имеет право преимущественного продления по обычной цене. После этого уже домен могут "перехватить". Это правила для зон .RU и .РФ.
Если домен перехватили, забывшему его продлить старому администратору нужно быть готовым выкупать его у нового владельца.

Ответить

"Почему правообладатели идут в суд? Чаще всего из-за того, что правообладатель не желает платить, а администратор не готов отдать хорошее доменное имя просто так."

Авторы статьи явно предвзято относятся к защите прав правообладателями ТЗ и объектов АП.

"Со своей колокольни" я часто вижу ситуации, когда правообладатели пытаются договориться, но администраторы доменов их _посылают_ по известному адресу или просто игнорируют. А затем после подачи иска выкручиваются как могут, приносят в суды разные "договоры об аренде доменного имени", пытаясь убедить суд, что они - ненадлежащие ответчики (даже СИП по этому вопросу разъяснение давал - см. Справку по вопросам, возникающих при рассмотрении доменных споров).

Такое явление как "киберсквоттинг" - это недобросовестное поведение не правообладателя ТЗ, а лица, которое на захвате красивого / известного имени хочет нажиться, получив, по сути прибыль из воздуха.

Конечно, перегибы бывают везде, но говорить о том, что "чаще всего" причина для исков - это просто желание правообладателей не платить вряд ли правильно.

Если цена вопроса невелика, то проще заплатить - ибо судиться дороже и долго. А если требуют несколько сотен тысяч (которых либо нет, либо отдавать просто так жалко), то суд дешевле обойдётся.

Ответить