реклама
разместить

Мотивация отдела продаж

Мотивация отдела продаж

Хрестоматийная истина состоит в том, что весь бюджет компании строится от плана продаж. В этом даже никто не сомневается, хотя это и не обязательно так. Но, тем не менее, не вызывает сомнений, что мотивация именно тех, кто делает продажи, особенно важна для исполнения всего бюджета. Считаем, что продажники – самые меркантильные в компании люди, и их нужно мотивировать деньгами: на план по выручке, по марже, по ассортименту, средний чек, к-т конверсии, новых клиентов и т.д.

Всё так, но меркантильность и жадность – всё-таки не одно и то же. Продажник может оказаться не жадным, окажется, что он ценит покой и отдых, и если вы ему предложите гладкую прямую его премии, без изломов, скажем, зависящую от маржи, то может оказаться, что его устроит 75% от премии, и ваш бюджет продаж будет выполнен на 75%. Вы можете мотивировать его сделать еще 25% путем криков и угроз, но я не думаю, что это будет нормальная устойчивая система.

Таким образом, мотивационная схема (М.С.) должна быть устроена так, чтобы продажник существенно потерял, если не достигнет 100% плана. Нелинейно потерял, скачкообразно. Мотивация типа % от продаж означает, что де факто никакого плана продаж в компании нет. И таких компаний немало. У них есть прогноз на год, но нет плана на год *.

С другой стороны, сделать М.С. такой, чтобы сотрудник вообще не получил премию в случае, если не достигнет 100% плана, будет означать, что он перестанет работать вообще, как только поймет, что не сможет. Между этими крайностями – целый спектр вариантов. У меня на графике они попадают между зеленой и синей прямыми.

Мотивация отдела продаж

* Прогноз – вещь полезная. Как правило, за ним стоят аналитическая работа и финансовая модель – трудоемкие и необходимые элементы управления компанией. Но прогноз – это не план и не бюджет, в нем нет мероприятий, сроков и ответственных, с помощью прогноза нельзя управлять, нет оснований согласовать или отказать в оплате заявки, например.

Ссылка на мой ТГ, чтобы видеть больше постов по управлению компанией.

11
11
реклама
разместить
12 комментариев

"Таким образом, мотивационная схема (М.С.) должна быть устроена так, чтобы продажник существенно потерял, если не достигнет 100% плана. Нелинейно потерял, скачкообразно. Мотивация типа % от продаж означает, что де факто никакого плана продаж в компании нет"

Вот потому и не нужно финансистам управлять коммерцией, потому что путается небо и отражение в пруду

Люди — не машины, мотивация состоит не только из денег, а решения и выбор намного чаще зависит от эмоций, чем от логики. А еще там множество других факторов: степень прогрева базы, длительность сделки, средние чеки, узнаваемость бренда

И все это влияет на выполнение планов

Словом, статья для теории хорошая, а для практики применимая мало

1

Ну, вообще-то, у меня есть опыт работы коммерческим директором. А, кроме того, я сам работал по такой системе с изломами, как на графике. Я согласен, что есть масса факторов, о которых Вы упомянули, и их все нужно тоже учитывать. М.С. не может быть примитивной. А что, "% от продаж" - не примитивная схема?

На самом деле, многие недооценивают значимость руководителя в плане мотивации. Круто работать с теми людьми, которые замечают как ты стараешься, или с теми, кто относится ко всем одинаково без выделения тех самых "любимчиков". В таком коллективе, действительно, приятно работать, а главное - хочется. После этого уже надо смотреть на другие виды мотивации, например те же бонусы за выполнение плана. Но без правильно поставленного лидера команды, никакая система мотиваций не работает.

1

Согласен, руководитель - это важно. Но всё-таки не на первом месте. Всё-таки коммерсы больше на деньги ориентированы, в среднем, в массе своей.

Мотивация отдела продаж - здесь все по классике, только деньги тут может быть мотивацией, но при этом должна быть какая то фиксированная ставка а то можно переборщить)

Однозначно!!! Фикс тоже должен быть! У меня пораньше был пост про пропорции фикса и премий. Однако, у продажников фикс, на мой взгляд, должен составлять процентов 30. А у других функционалов побольше.

Раскрывать всегда
Тренинги для руководителей отделов продаж – что не стоит упускать из виду

Руководителям отделов продаж (РОП) недостаточно только владеть профессиональными управленческими компетенциями и развитыми soft skills. При их подготовке и обучении часто упускаются из виду вопросы, связанные с системным построением бизнес-процессов отдела продаж и их функциональной и математической взаимосвязи с конечным результатом.

22
Как создать эффективную систему мотивации в b2b-продажах

Система мотивации, действующая в отделе продаж, часто вызывает недовольство либо у менеджеров, либо у руководителей. Подобрать ключевые показатели эффективности в случае с продажами — задачка со звездочкой. Самое простое — привязать вознаграждение сотрудников к выручке или прибыли, но тогда есть риск, что менеджер будет стремиться к увеличению прод…

Как создать эффективную систему мотивации в b2b-продажах
33
Как сделать планирование рабочим инструментом?
Как сделать планирование рабочим инструментом?
Мотивация отдела продаж: самостоятельная установка планов сотрудниками.
Мотивация отдела продаж: самостоятельная установка планов сотрудниками.

Продолжая тему прошлого поста, классифицируем продажников так:
1) Те, которые хуже нас, своих руководителей, прогнозируют свои возможности в будущем периоде,
2) Те, которые могут составить себе план лучше нас. Они знают, что было упущено в прошлом, как это исправить, где они недорабатывают и как это повлияет на результат.

22
Как мотивировать менеджеров отдела продаж без дополнительных затрат?

Деньги - не единственный способ замотивировать команду. Если твои менеджеры работают только за оклад, они уже проиграли. Нужен другой подход. Включайся, разберём, как держать их в тонусе без лишних затрат.

Как мотивировать менеджеров отдела продаж без дополнительных затрат?
33
11
11
Полное руководство по продуктовым метрикам

В Twitter нашёл отличное руководство по продуктовым метрикам, инструментам и практикам управления продуктом от Павла Хурина (@PawelHuryn). Если бы у меня было такое пару лет назад, жизнь была бы гораздо проще :) Решил перевести его на русский и опубликовать на VC. Исходный PDF можно найти здесь: ссылка.

North Star Framework
5 факторов коммерческого роста компании.
5 факторов коммерческого роста компании.
11
По мотивам консультации. Реальные KPI для менеджера маркетплейсов.

Сейчас производители активно стараются освоить онлайн торговлю, в частности маркетплейсы, которые предлагают широкие возможности логистики и представленности в разных регионах, до которых сам продавец не всегда может доставить товар быстро и эффективно.

11
Что нужно, чтобы выполнялись планы продаж.

Чтобы план продаж выполнялся, продавцы должны в него верить. Причем верить обоснованно, а не полагаться на неадекватный оптимизм с лозунгом «Мы порвем этот рынок!».

Но практика показывает, что это условие игнорируется и план продаж просто спускается важными начальниками сверху вниз.

реклама
разместить
Эластичность спроса по цене: "бронепоезд на запасном пути"

Компания многим может пренебречь, но только не выручкой.

Эластичность спроса по цене: "бронепоезд на запасном пути"
11
Как полумеры приводят к фиаско в маркетинге и не только

Отсутствие конкретики от ТОПа или руководителя приводит к полу результатам. Можно ли избежать и кто виноват? Разрыв ожиданий и результата = демотивация, гнев, взаимные упреки.