реклама
разместить

Дизайн-долг – что это такое, как его измерить и как погасить

С дизайн-долгом (в английском языке обычно используется термин experience debt) рано или поздно сталкивается в своей практике, вероятно, каждый специалист по пользовательскому опыту. Юрий Ветров, куратор UX-Марафона #27, посвящённого вопросам разработки и реализации UX-стратегии, определяет дизайн-долг как «намеренно или неумышленно накопленные проблемы с юзабилити, решение которых откладывается до будущих версий».

По рекомендации Юрия Ветрова хотим предложить вашему вниманию перевод статьи Сэма Айронса, контент-дизайнера в компании Atlassian – разработчике программного обеспечения с мировым именем. Автор анализирует разные типы дизайн-долга и рассказывает, как с ним работают в Atlassian.

***

Представьте себе ситуацию: вы начинаете работать дизайнером в компании-разработчике программного обеспечения. Ваша команда движется быстро, поневоле приходится быть небрежным. Вы учитесь на ходу, наблюдая, какие из ваших решений нравятся пользователям, находят у них отклик. Но вскоре вы обнаруживаете, что всё нужно переделывать. Оглядываюсь на свою раннюю работу, вы понимаете, что она никуда не годится: не сочетается с остальным продуктом и вообще больше похожа на бета-версию, чем на готовое решение.

Звучит знакомо? То, что вы испытываете, естественно. Ваша команда сделала определённые вложения в пользовательский опыт, чтобы понять, насколько они удачны. Это нормально. Но вы в долгу перед пользователями. И пришло время этот долг оплатить.

В Atlassian мы много говорим о качестве дизайна и должном уровне скрупулёзности при разработке тех или иных решений. Мы пытаемся найти баланс между быстрым запуском новых идей и тщательной проработкой базовых функций.

Тем не менее, в процессе работы мы неизбежно накапливаем технический и дизайн-долг. Отчасти это происходит из-за проблем, с которыми мы сталкиваемся, когда масштабируем нашу команду и наши продукты. Кроме того, дизайн-долг возникает, когда мы осваиваем что-то новое или реагируем на меняющиеся требования отрасли.

Программные продукты накапливают долг как следствие закономерного развития продукта и энтропии рынка. Наши коллеги-разработчики годами обсуждали технический долг, пытаясь формализовать стратегии поддержки и рефакторинга своих кодовых баз. Почему в дизайне должно быть по-другому? Чему мы можем научиться у них, чтобы сделать эффективнее дизайнерскую практику?

Итак, вот что в Atlassian думают о дизайн-долге. Вы сильно удивитесь, но мы не считаем его чем-то однозначно плохим.

Как программное обеспечение накапливает дизайн-долг?

Здесь мы можем опираться на опыт, накопленный идейными лидерами в сфере разработки программного обеспечения. Они разработали фреймворки для оценки различных аспектов технического долга. Глядя на эти фреймворки, легко заметить, что программные приложения накапливают дизайн-долг сходным образом.

Стив МакКоннел, автор книги Code Complete, различал умышленный, преднамеренный (deliberate) и непреднамеренный (inadvertent) технический долг. Мартин Фаулер, подаривший миру концепцию рефакторинга, расширил эту классификацию, включив в нее вопрос о том, был ли долг разумным (prudent) или безрассудным (reckless).

Фаулер изобразил аспекты технического долга в виде схемы, состоящей из четырёх секторов. Я адаптировал эту схему для классификации дизайн-долга:

Дизайн-долг – что это такое, как его измерить и как погасить

Разумный и преднамеренный. По мнению Фаулера, разумный умышленный долг обеспечивает бизнесу быструю прибыль. Команда принимает осознанное решение запустить продукт как можно раньше, если считает, что выгода от этого решения существенно перекроет расходы, связанные с устранением дизайн-долга на последующих этапах. Нетрудно узнать в этом подходе концепцию минимально жизнеспособного продукта (MVP), когда команда идет на компромисс в вопросах долгосрочной перспективы, чтобы быстрее зарелизить продукт. При этом разработчики заранее намечают вехи для доработок в ходе последующих итераций.

Безрассудный и преднамеренный. Безрассудный и преднамеренный дизайн-долг – очень распространённое явление. В этом случае команда работает «быстро и грязно», сознательно игнорируя общепринятые подходы к проектированию. Хакатоны, инновационные спринты, community development – эти практики зачастую порождают продукт со множеством мелких недочётов. Фаулер предупреждает, что в итоге это приводит к сокрушительным «процентным платежам» или очень долгой выплате «основного долга». Подобный подход заставляет команду увеличивать дизайн-долг и не даёт определить реальную ценность выбранного решения.

Безрассудный и непреднамеренный дизайн-долг возникает из-за некомпетентности и отсутствия опыта. Команда «влезает в долги», не понимая этого и не осознавая последствий. С этим видом дизайн-долга нередко сталкиваются компании, находящиеся в стадии быстрого роста. Даже имея самые лучшие намерения, они не всегда в состоянии контролировать работу своих команд. Так быть не должно, но чем крупнее компания, тем больше риск, что именно так всё и произойдет.

Вы можете подумать, что разумного и непреднамеренного дизайн-долга не бывает, но Фаулер уверен, что «он неизбежен для команд, члены которых являются отличными дизайнерами». Это долг, который накапливается по мере существования продукта, а также в результате меняющихся требований рынка. Команды проделали хорошую работу, но, оглядываясь назад, «они осознают, каким следовало сделать дизайн». К сожалению, это один из самых сложных для погашения видов дизайн-долга. Его устранение может потребовать редизайна значительной части найденных ранее решений.

***

Итак, в этой публикации мы разобрались с проблемой классификации дизайн-долга. Далее мы рассмотрим, как измеряют дизайн-долг в Atlassian. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение, и подключайтесь 10 февраля к нашей онлайн-конференции по вопросам UX-стратегии, на которой дизайн-директора крупных компаний поделятся опытом и по-настоящему полезной информацией.

1111
реклама
разместить
4 комментария

Хорошо было бы и иллюстрацию for sake of consistency перевести на русский. В остальном спасибо, интересно!

1

Кажется, что в схеме допущена ошибка. В оригинальной статье Безрассудный находится слева. Поэтому подход «делаем быстро, ничему не учимся» не может относиться к Разумному.

1

Разумеется, спасибо! Торопились заменить англоязычную схему на русифицированную, пока доступно редактирование публикации, и вот\
Исправили.

Российские производители электроники попросили ограничить параллельный импорт ноутбуков, смартфонов и планшетов

А ещё предоставить ритейлерам льготные кредиты на закупку отечественных устройств, субсидировать рекламу и ввести дополнительный утильсбор.

Фото ТАСС
2121
99
11
Как же им сложно не делать говно
реклама
разместить
День 1127: дилеры начали предлагать скидки до 1 млн рублей на китайские машины из-за затоваривания складов

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото ТАСС
1818
33
Какая скидка... В здравом уме это г@вно никто не возьмет. Если б ввели акцию "миллион тому, кто заберет машину со склада", тогда еще можно было бы подумать.
🌱🍓 Саженцы цветов, плодовых деревьев и ягодных кустарников из Краснодарского края завоевали сердца садоводов по всей стране!
🌱🍓 Саженцы цветов, плодовых деревьев и ягодных кустарников из Краснодарского края завоевали сердца садоводов по всей стране!
11
Власти Киото утвердили новые ставки налога на размещение туристов в гостиницах — максимум 10 тысяч иен за ночь

Его начнут взимать с 1 марта 2026 года.

Источник фото: David Edelstein / Unsplash
44
22
Блогеры начнут брать деньги по серым схемам, большинство перейдёт в Telegram: участники рынка — о том, к чему приведёт запрет рекламы в Instagram*
2626
55
22
Потихоньку превращаемся в Северную Корею 😄🇰🇵
OpenAI добавила в GPT‑4o «свой самый продвинутый» генератор изображений

Пользователи смогут создавать не только красивые, но и «практичные» картинки вроде графиков и плакатов, считает компания.

Источник здесь и далее: OpenAI
1818
44
11
Как быть продвижением своих услуг и товаров в запрещенных соцсетях с 1 сентября 2025 г.
Как быть продвижением своих услуг и товаров в запрещенных соцсетях с 1 сентября 2025 г.
Apple проведёт ежегодную конференцию для разработчиков WWDC с 9 по 13 июня 2025 года

Компания готовит «кардинальное» обновление дизайна интерфейсов в iOS 19, iPadOS 19 и MacOS 16, писало Bloomberg.

99
Китайская DeepSeek обновила модель V3: в соцсетях заметили, что она «лучше» рассуждающей R1 в программировании

Компания заявила, что новая версия сравнима с Claude 3.7 Sonnet и превосходит GPT-4.5.

2626
22
22
11
11
реклама
разместить
Госдума приняла законопроект о запрете рекламы на «нежелательных» и «запрещённых» сайтах — например, в Instagram* и Facebook*

За нарушение грозят штрафы.

4242
2222
33
22
11
"Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране" Да вроде бы эти деньги не депутатам Госдумы уходят.
Дубайский YallaMarket с основателями из России решил закрыться после четырёх лет работы

Компания не смогла выстроить устойчивую бизнес-модель, а финансовые ресурсы и энергия команды «иссякли».

2323
1010
11
11
11
"выплаты возможны только при наличии активов, а их у компании не осталось" - работали не покладая рук до последнего рубля
Из CapCut удалили ИИ-фильтр, который «добавлял» пользователю в кадре килограммы, после критики в TikTok

Некоторые пользователи посчитали тренд «шагом назад в общественных стандартах красоты».

1313
11
11
11
«Некоторые пользователи не нашли ничего забавного в такой «трансформации» _ Аааа тоисть «другая трансформация» (в том числе детей), их там не тревожит.. Нормально так они ущемились
[]