Обзор рынка образования в 2020 году

Все, что происходило в 2020 году, так или иначе завязано на пандемии, карантине и всеобщем переходе в онлайн. Особенно образование, которое традиционно требует оффлайн формата и скопления людей в одном помещении.

Мы в Solvery попытались охватить основные события из индустрии образования в России и мире. Материал разбит на 4 части: общий обзор, а затем обзор изменений в школьном, вузовском и дополнительном образовании в РФ.

Общий обзор индустрии

С приходом удаленки всем пришлось перестраиваться на новый лад. Digital и IT-индустриями это далось легче. Во-первых, они на уровне инфраструктуры лучше подготовлены к изменениям. Во-вторых, часть процессов в них находилась в online формате еще до введения карантина. Тем, кто к этому не был готов, пришлось перестраиваться.

РБК пишет, что на пике первой волны карантина были закрыты школы в 190 странах. 90% учащихся вынуждено перешли на онлайн. Это примерно 1,6 миллиардов человек.Выросли продажи техники, которая упрощает онлайн образование. Исследовательская компания Grand View Research сообщает, что объем рынка электронных досок составит около $1,6 миллиардов за 2020 год, а к 2027 году прогнозируется рост до $2,8 миллиардов.

Кроме досок выросли продажи планшетов, ноутбуков и другой техники. Министр цифрового развития Максут Шадаев в ноябре объявил о том, что государство обеспечит гаджетами учителей. Педагогам выдадут 700 тысяч планшетов, работающих под управления отечественной ОС «Аврора».

Общий объем рынка образования продолжает расти. Российский сегмент закончил 2019 год на отметке в 50 миллиардов.

Интерфакс сообщает, что примерно половину рынка Ed Tech в России занимают так называемые онлайн-университеты: дополнительное профессиональное образования для взрослых. На их долю приходится 22-25- миллиардов рублей. Международный рынок в 2019 году оценивали в $187 миллиардов и прогнозировали рост до $319 миллиардов к 2025 году. В августе 2020-го аналитики подсчитали цифры с учетом пандемии и показали, что ждут роста до $404 миллиардов уже в этом году.

Карантин стимулировал новые инвестиции в уже зарекомендовавшие себя проекты.

Coursera получила $130 миллионов в раунде F. Masterclass получил $100 миллионов в раунду Е. Но самые большие чеки были в Китае. Стартап Yuanfudao привлек $1 миллиард в марте, а в июне $750 получил Zuoebang.Рынок EdTech в мире большой, но доля России в нем всего 1%. За то РФ, наравне с Азией, растет быстрее всех остальных стран в этом сегменте. На 20-25% в год.

Интерфакс предполагает, что к концу 2020 года российский рынок вырастет до 60 миллиардов. Все возможности для этого есть. Аудитория Учи.ру увеличилась в 6 раз, трафик Skyeng — в 2,5 раза, число регистраций у Нетологии — в 2 раза. Остальные участники рынка тоже подросли. Выручка компаний-лидеров из рейтинга РБК за второй квартал 2020 года составила ₽6,2 миллиардов. Это на 26,5% больше, чем в первом квартале. И на 87% больше, чем во втором квартале 2019 года.

Обзор рынка образования в 2020 году

Школьное образование в пандемию

Школы не остались в стороне от общих трендов. Всем пришлось перейти на удаленку. Но именно школы столкнулись с самым большим количеством проблем.
Технические:

  • Интернет в школах слишком медленный, чтобы комфортно вести уроки онлайн. В большинстве провинциальных школ это не просто некомфортно, а вообще невозможно
  • В школах устаревшая техника, на которой тяжело работать в необходимых программах
  • У учеников тоже проблемы с техникой. У некоторых ее нет вообще. У других есть только смартфоны, который не очень подходят для учебы. Даже в тех семьях, в которых есть достаточно быстрый интернет и планшет, либо компьютер, проблемы возникают, если детей несколько, а уроки идут одновременно.

НИУ ВШЭ опубликовала доклад, в котором отметила, что примерно 25% российских школьников так или иначе не имеют возможности полноценно обучаться в онлайн-формате.

Человеческие:

  • Учителя не привыкли и не умеют работать в онлайн-формате
  • Ученикам не всегда удобно воспринимать информацию, из-за снижения концентрации падает успеваемость
  • Управлять вниманием школьников так же, как в оффлайне, через Zoom невозможно. Поэтому следить за ними приходится родителям, которые тоже сидят дома из-за карантина. Но многие из них оказались к этому не готовы, особенно когда речь идет не про обычное школьное образование, а про дополнительное творческое: музыкальные и художественный школы, например.

Еще одна проблема — отсутствие общей системы для учебы. Преподаватели жалуются, что приходится использовать сразу несколько программ. Лекции в зуме, доска в миро, переписка в мессенджерах, домашнее задание в документах. Это неудобно.
Проблемы, которые ударили по государственной системе образования, помогли вырасти Ed Tech компаниям.

Основатель холдинга «Нетология групп» Максим Спиридонов в интервью РБК рассказал, что за первую неделю карантина на проект пришел 1 миллион новых пользователей. Также вырос онлайн-агрегатор иностранных школ Educate Online. Проект помогает ученикам получить аттестат зарубежной школы, выучить иностранный язык и поступить в ВУЗ за границу. Основатель говорит, что выручка с марта по май увеличилась в 6 раз, а число учеников — в 4,5 раза.
UPD. В декабре стало известно, что Educate Online привлек $650 тысяч от бизнес-ангелов.

Некоторые проекты привлекли очередные раунду инвестиций.

В декабре стало известно, что компания Mel Science, которая разрабатывает и продает наборы для самостоятельного проведения опытов, получила $14 миллионов. Детская онлайн-школа английского языка Novakid привлекла $4,25. Их конкуренты, Buddy, получили $1 миллион. Платформа с курсами для дошкольников и подростков «Умназия» тоже привлекла $1 миллион. Разработчик детского образовательного ПО IntellectoKids провел раунд А и получил $3 миллиона инвестиций. Платформа для образования дошкольников Smart School Pro привлекла $1,5 миллиона. Онлайн-школа программирования для детей Kodland привлекла $1,5 буквально на днях.

Обзор рынка образования в 2020 году

Высшее образование в пандемию

Высшее образование в России по влиянию на него пандемии схоже со школьным, но в миниатюре.

Студентов не нужно контролировать, они способны сфокусироваться сами. Технические проблемы им тоже проще решить самостоятельно.

ВУЗы кое-как были подготовлены к онлайн-формату еще до введения карантина. Базовый опыт работы был у студентов и преподавателей с Coursera, OpenEdu и их аналогами. Поэтому формат онлайн-образования оказался для них не таким шокирующим, как для школьников.Тем не менее, почти все студенты и преподаватели отмечают, что полноценной замены из онлайн формата все равно не получается. Качество падает, отсутствуют социальные связи и дискуссии.

Кроме того, многие студенты живут в общежитиях. Это усложняет ситуацию: сложно качественно учиться в Зуме, когда ты находишься в небольшом помещении, в котором одновременно с тобой разговаривают еще несколько человек. Остаются актуальными проблемы скорости интернета в учебных корпусах, которым пользуются преподаватели. И техническая подкованность учителей.

Обзор рынка образования в 2020 году

Дополнительное образование в пандемию

Как мы уже сказали выше, дополнительное профессиональное образование для взрослых занимает 50% рынка Ed Tech в России. Положительнее всего пандемия и карантин сказались как раз на этом сегменте, потому что он больше других был подготовлен к полному переходу в онлайн.

Мы в Solvery выросли за год в несколько раз. В 4 раза выросло количество уроков в месяц, стало в 10 раз больше учеников и в 4,5 раза больше менторов. Добавились новые направления: теперь у нас есть менторы не только по программированию, но и по маркетингу, дизайну и продакт-менеджменту.

Представители Яндекс.Практикума рассказали, что с середины марта резко увеличилось количество регистраций на бесплатные курсы — на 100-150%. За апрель на платформу пришло 100 тысяч новых пользователей. В Geekbrains зафиксировали 650 тысяч новых клиентов за первые две недели карантина. На 500% увеличилось количество учеников на бесплатных программах, на 90% — на платных. Нетология заявила об увеличении числа регистраций в 3 раза, если считать с конца марта. С середины апреля в 2 раза вырос спрос на занятия английским в Skyeng. Интенсивность обучения выросла в 2,5 раза.

Еще в феврале Forbes включил Skyeng в список самых дорогих компаний Рунета.В ноябре Skyeng привлек новый раунд инвестиций от Фонда Владимира Потанина и Baring Vostok.

Летом стало известно, что платформа онлайн-курсов Lectera получила $2,1 миллиона.Интересно, что в нише дополнительного профессионального образования в России доминирующие компании считаются таковыми чисто номинально.

Так в рейтинге проектов, которые направлены на профессиональное образование для взрослых, лидируют Skillbox, Нетология и Geekbrains, у которых 6,5%, 5,3% и 5,3% рынка соответственно. Это сложно назвать доминирующим превосходством. Борьба за лидерство еще предстоит. А вот в нише обучения иностранным языкам есть очевидный лидер. После 2020 года Skyeng занимает примерно 20% рынка. Единственной крупной сделкой стало получение в залог Mail.ru Group 40% компании SkillFactory, которая занимается IT-обучением. Кроме того, холдинг через дочернюю компанию приобрел 45% проекта по подготовке школьников к ЕГЭ «Тетрика». В целом же выручка образовательой экосистемы Mail.Ru Group выросла в трехзначных числа по сравнению с прошлым годом и добралась до отметки 738 миллионов рублей.

Рейтинг российских Ed Tech компаний от РБК
Рейтинг российских Ed Tech компаний от РБК
1212
2 комментария

В статье не хватает выводов от автора. Скрин от РБК - это исследование за 2019 год. Было бы интересно посмотреть прогноз за 2020 и мысли по 2021.
 
Неточная инфа по самым крупным сделкам: Yuanfudao поднял не $1B за год, а $2,2B. Biju's из Индии привлек $922M за год, а Unacademy $260M (и еще один раунд на неизвестную сумму).
В России самой крупной сделкой за год стала покупка 25% в Учи.ру Мэйлом за 3,75 млрд руб. Про неё тоже не написали.

Всё равно спасибо за материал) Надо побольше таких

2

Спасибо за конструктивный комментарий!
Учтем)