{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Владимир Завертайлов: «Если вам не нравится digital и вы почему-то им занимаетесь — вы будете страдать»

Владимир Завертайлов, основатель и руководитель студии интернет-решений «Сибирикс» об отечественном бизнесе в digital.

Владимир Завертайлов, основатель и руководитель студии интернет-решений «Сибирикс»

Владимир, привет! Предлагаю не обсуждать банальные вещи, например, как ты пришел в digital или как собирал первую команду. Давай о том, чего читатели не смогут найти в Сети и о чем тебе интересно поговорить.

Привет. Окей, без проблем.

В первую очередь все же ты кто: программист или управленец?

Я программист по образованию; наверное — не самый плохой. Увлекался компьютерной лингвистикой. Красный диплом, ACM-олимпиады. Десять лет занимался заказной разработкой: писал код и настраивал сервера. Аспирантуру бросил на полпути ради будущего бизнеса.

Когда понял, что заниматься программированием интересно, но бизнес топчется на месте — плавно переключился на управление своей компанией. Все, что происходит в мире разработки, новые технологии, фреймворки, подходы — люто интересно до сих пор: читаю, изучаю, пробую сам, ищу слабые места.

Сейчас программирование — это скорее хобби, тренировка для мозгов и мой способ следить за трендами: не просто прочитать какую-то статью на Хабре о новой технологии, а взять да попробовать, поковырять руками. Этого кстати не хватает сейчас юным программистам: они просто читают чьё-то мнение о технологиях и считают, что всё поняли, вместо того, чтобы потрогать своими руками и составить свое мнение. Короче, программирование люблю…

Тем не менее, основная моя роль сейчас — руководитель компании и Product Owner во внутренних проекта компании.

Мне кажется, что сегодня digital обслуживает «настоящий» бизнес, сам являясь некой сервисной функцией. Или же наоборот, будучи в авангарде, не побоюсь этого слова «инноваций», digital задает вектор развития бизнеса?

Ты прав. Очень низкий порог входа — создать свою студию и заняться «ненастоящим» бизнесом заманчиво для многих до сих пор. Там относительно-легкие деньги и сразу ощущение «Я у мамы бизнесмен».

Это затягивает. Но проходит время, и те же самые «бизнесмены» так же, как белки в колесе бегают по кругу, делают то же самое. Стареют. И в лучшем случае — копят барахло. Большинство региональных студий, впрочем, просто выживает… Или не выживает… Плачет про нехватку кадров, суровых клиентов или их отсутствие.

Хотя всё рядом, всё под рукой: той же самой командой, с помощью которой студии пытаются карабкаться к непонятному будущему, можно делать мировые (или, как ты говоришь — «инновационные») продукты. Но получается это у единиц. Боимся, ленимся, не видим дальше своего носа.

«Сибирикс» стала первой российской интернет-студией, которая начала работать по Scrum. Как вы пришли к этой идее ? И как решились на это?

Нам очень сильно повезло — однажды к нам пришел заказчик, который делал стартапы в силиконовой долине, и внедрил нам Scrum. Точнее сказать «впендюрил». Либо с завтрашнего дня у нас все будет по Scrum, либо никак. Тогда про эту штуку тут знали единицы, никаким мейнстримом это не было и Греф по телевизору ни о чем таком не говорил. Мы быстро во всём разобрались. Внедрили сначала на одной команде. А потом принципы Scrum я стал использовать для управления всей компанией. Сейчас по большому счету Scrum — это стандарт отрасли web и мобильной разработки, однако в свое время я сделал огромное количество докладов на конференциях, статей и публикаций для студий по этой теме.

Расскажи про ключевые вехи развития своего бизнеса

В конце 2008 года в стране случился экономический кризис. Все ходили грустные, а нам почему-то стало хорошо: у нас появилось много московских заказчиков. Объяснение этому понятно — столичные компании оптимизировали бюджеты. Это значит, что они начали заказывать проекты у региональных студий, работа которых дешевле. Более того, когда разваливалась какая-нибудь московская компания, а такое в кризис происходило часто, ее менеджеры переходили в другие бизнесы и нас переводили за собой. Замечательно — у нас новые клиенты!

В 2009 году мы продолжили оптимизировать наши рабочие процессы. И стали применять одну интересную методологию планирования ресурсов — Planning Poker.

2010 год мне запомнился тем, что в нашей индустрии могла случиться большая проблема. Она заключалась в том, что российские мудрые законодатели решили, что для всех компаний стоит повысить социальные взносы раза в два, и для небольших интернет-компаний тоже. Для нас это был бы полный капец — можно закрываться. И никто не знает, что делать. Мы сделали небольшой сайт и разместили там письмо президенту, Дмитрию Анатольевичу. Начали собирать подписи. Оказалось, очень много людей обеспокоены той же самой проблемой. Они подсказали, как грамотно действовать. А через год у интернет-компаний с численностью более семи человек появилась возможность платить социальные взносы по прежней ставке. Не могу сказать, что мы тут сыграли какую-то ключевую роль. Но, по крайней мере, мы не сидели пассивно и не наблюдали, как нашему делу приходит хана.

Примерно с 2011-2016 года мы стали активно расти в рейтингах. Выпустили несколько своих продуктов: Plannig Poker, Scrumban, Helpdesk, Whuision. Каждый год что-то новое. Написали сотни статей по управлению digital-проектами; поделились своими процессами, документами, артефактами, инструментами. В общем-то, те, кто активно следит за нами — могли получить огромное количество полезностей: от шаблонов договоров по работе по Scrum, до переговорных техник работы с возражениями при демонстрации дизайна и чек-листов на многие студийные процессы… Принцип — делай добро и кидай его в социальные сети )

2017 мы смогли агрегировать наш опыт и совместно с Tagline выпустить курс управления Digital-проектами. Насколько мне известно, это один из самых востребованных и популярных курсов сейчас по этой теме.

Из внутренних проректов у нас так же появился сервис Provokator.Online для тренировки менеджеров по работе с возражениями (проект взял гран-при в Золотом сайте).

В этом году мы очень плотно занялись автоматизацией конкурса управления. Мы используем нейросеть для управления потоком работ, и это прорывная штука.

«Автоматизатор» — продвинутый планировщик внутренних процессов студии

А в Москве у вас есть офис? Не думали переехать в столицу?

У нас свои офисы (в собственности) в Москве, на Бауманской и в Сибири, в солнечном городе Барнауле. В Москву приезжаем — как на работу, наездами, иногда чаще, чем хотелось бы. Этого сейчас хватает. Если так будет нужно для дела — буду подстраиваться. Жить в Москве особо не тянет.

Самый сложный момент в развитии студии? Переезд?

У нас была огромная финансовая жопа во второй год работы. Угрюмый сибирский февраль, полное отсутствие денег и каких-то вменяемых перспектив их достать, работа днями и ночам над убыточными проектами, сон по 3-4 часа максимум. И так — день за днём. День сурка, только жестче. Потом как-то всё само собой образовалось. Сарафанное радио привело клиентов. Наступила весна. Дальше было уже не так страшно; и хотя кризисных ситуаций было много; сейчас они воспринимаются с улыбкой.

Эпичный переезд и стройка были в нынешний офис.

В середине апреля пришел к нам в гости арендодатель и мило сообщил, что наш офис он продал. Мы могли оставаться по старому адресу аж до июля. В нашем районе помещений нужных нам параметров и достойного качества просто не было. Зато мы нашли стройку, которая потенциально нам идеально походила. Один нюанс — она была на стадии котлована.

Так выглядело здание, в котором сейчас наш офис

Мне реально пришлось «пожить» на стройке. Начали делать отделку, пока еще не была готова крыша. Боролись с потопами, криворукими электриками. Заезжали на стяжку, прямо в ремонт: работают перфораторы, с потолка капает вода, где-то сварка, с кое-как проведенным временным электричеством, непонятно каким чудом сделанным интернетом, без воды, отопления и парковки. Короче — в ад.

Так выглядел наш офис

Самое сложное было не только закончить эту долбаную стройку, но и сохранить команду (пару недель все работали по-домам, а потом — в крайне суровых условиях).

В Scrum есть стендапы, когда каждый из членов команды кратко рассказывает, что было сделано вчера, что будет сделано сегодня и какие есть проблемы. Каждый день делал рассылки, что именно мы успели сделать за сегодня, какие были у строителей проблемы, и что еще осталось доделать, чтобы это адище закончился. Ситуация улучшалась на глазах.

Сейчас мы занимаем целый этаж: хороший, клёвый, креативный офис, в который мне приятно приходить; еще пол-этажа выкупили для наших партнеров — KINETICA.

Не думал уйти в продуктовую разработку?

Очень серьёзно задумался в этом году. В заделе сейчас очень большой проект. Не могу говорить никаких деталей. Но очень надеюсь, всё получится. Пожелай мне удачи )

Удачи! Скажи, а была ли у «Сибирикс» болезнь роста?

Нет. Но про эту штуку у меня есть интересная теория энергетических уровней. По типу того, как устроена модель атома в теории Нильса Бора: есть ядро, вокруг него по разным энергетическим уровням бегают электрончики. На каждом уровне может быть не более N в квадрате. Переход на новый уровень связан с огромными энергетическими затратами. Похожую штуку я наблюдаю и у нас в компании. Бывает, что бы вырасти на одного человека, нужно чуть ли не всю инфраструктуру управления перекраивать. Хотя в жизни всё несколько сложнее, да и модель Бора давно устарела. Сингулярность ближе, чем мы думаем )

Какие вообще горизонты хочешь осваивать? Расскажи про слияние. Ты в Спайк главный координатор? Есть уже цифры или положительный опыт от вашего слияния?

Спайк появился как идея полносервисного агентства для удержания клиентов на нашей орбите. После запуска проектов им нужно было SEO. В «Сибириксе» у меня по ряду причин никогда не лежал душа отстраивать этот контур работ.

Расскажи про свое хобби — самолеты. Как ты все успеваешь? )

Я занимаюсь спортивной авиацией. У нас довольно сильная пилотажная группа. Полетал на нескольких типах, NG5, Як-52, Як-18Т. Свой самолет — RV-7. Это было довольно долгий путь и я подробно писал о том, как перестать программировать и начать летать. С прошлого года с партнером притащили из Италии, капитально отремонтировали СУ-29 — один из лучших в мире пилотажных самолетов (после Extra). В этом году освоил вертолет R44.

Тот самый СУ-29

Не могу сказать, что прямо вот всё-всё успеваю. Например, с трудом нашел время на это интервью )). Это вопрос приоритетов и дисциплины. Обычно встаю в 4 утра, делаю какие-то самые важные крупные задачи. Потом, если не в командировке — текучка. Спорт (бокс, качалка). Самолеты — по выходным. Вставать в 4, кстати, гораздо проще, чем ложиться спать в 10.

Можно ли сегодня заработать в digital и построить бизнес «не убившись»?

Последние несколько лет замечают, что руководителям и сотрудникам digital-агентств не нравится то, чем они занимаются. У кого-то это читается в глазах. Кто-то прямо говорит, чтобы выжить — каждый день приходится крутить кровавую, залитую слезами ручку web-разработки.


Понятные настроения. Довольно популярные. Но ты про digital вообще, или про «открыть очередное digital-агентство»? Если про агентство — поезд ушел или почти ушел. Мелкие задачи стремительно забирают на себя конструкторы. В крупные (интеграция, разработка корпоративной автоматизации и т.д.) без профильного опыта и репутации вас вряд ли возьмут. Большинство мелких агентств ждет нудная, серая , мучительная смерть. Компании, которые умеют делать сложные и интересные штуки (а не просто шаблон на Битрикс натягивать) и умеют их продавать, по моему однобокому опыту, будут нормально зарабатывать, причем еще долго.

Можно ли вывести какую-то общую схему эволюции digital-агентства или интернет-студии в России? Как вообще будет развиваться этот бизнес-сегмент в ближайшие 5 лет?

Россия интересна по деньгам для аутсорса. Ну как бы перспектива поддерживать всю жизнь разработки, по масштабу приложения для фитнес-клубов — так себе. Если повезет — можно получить хороший, большой, долгоиграющий западный проект на аутсорс (мои знакомые так один из главных порно-ресурсов мира из Сибири делают). Вплоть до продажи агентства внутрь, какому-либо бренду. Такие случаи есть, но их не много.

У крупных заказчиков действительно проскакивает интерес иметь агенство внутри себя. Причем им кажется проще сделать это с уже готовым, а не создавать заново. Это связано с тем, что digital-продукты часто становятся ключевыми (инфраструктурными) даже для не IT-компаний, и с какого-то объема есть смысл вести инфраструктурные разработки своими силами. Но для покупки или продажи агентство должно быть хорошо упаковано: в нем должны быть четко-поставленные процессы, обученные специалисты и т.д.

Есть ощущение что существенно растет и будет расти доля госзаказчиков (или около гос) на digital. Доказать не могу, таких исследований не видел. Но на уровне ощущений такая тенденция есть. Там своя специфика, и она пока далека от Agile.

Ну, и свои продукты. Тут по-моему поле непаханое. По сути — отдельный бизнес, которые на «привычные» бизнесу студии похож только очень отдаленно. Он требует ресурсов и других компетенций в продажах и маркетинге. Тут можно и «убиться» и «заработать». Впрочем, как и в любом другом деле.

Итого. Если не нравится digital и вы почему-то им занимаетесь — будете страдать. Мелкие, простые задачи в веб-разработке скоро отомрут. Крупной, сложной разработки осталось в мире еще много. Но большой клиент смотрит в сторону создания digital-подразделений внутри себя. Свои продукты — хорошая, но сложная тема

Твои советы сегодняшним горячим двадцатилетним, которые хотят начать свой бизнес в digital.

Слушай, ну таких становится всё меньше и меньше. Они по-моему уже сами во всём разобрались )

Что сегодня для тебя «Сибирикс»?

У нас внутри компании зреет сразу несколько крутых штук (проектов), за которыми я вижу перспективу. Сделать их, запустить — это вызов. Делаем всё на свои деньги. То есть в основе проектов лежит финансовая подушка, создаваемая за счёт заказной разработки: клиентских проектов и техподдержки. А также огромный опыт команды, как технической, так и управленческой. Получается, чтобы делать интересные и перспективные продукты в студии — должно быть все в порядке с регулярными и системными задачами от клиентов плюс небольшой избыток ресурсов. У нас это есть. Думаю, что всё будет хорошо. Даже если — не будет.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда