Хотите основать стартап и много зарабатывать? Расскажем, с чего начать!

Хотите основать стартап и много зарабатывать? Расскажем, с чего начать!

Для стартаперов: с чего стоит начать

Успешный стартап начинается с… Чего? Перспективной идеи? Слаженной и увлеченной команды? Продуманного бизнес-плана?

Возможно, мы вас удивим, но успешный запуск – это комплекс аспектов, каждый из которых важен для обеспечения безопасности и стабильности. И если именно сейчас вы на пороге запуска нового бизнеса, то вот она – дорожная карта, по которой вы пройдете этот сложный для многих путь с легкостью и максимальной эффективностью.

1. Выбор организационно-правовой формы бизнеса (ОПФ)

Одна из отправных точек, на которой спотыкаются начинающие предприниматели. Правовая форма отражает юрстатус бизнеса и формат взаимоотношений с другими участниками процесса. Ее можно сравнить с фундаментом, на котором вы поэтапно выстроите свой бизнес. И важно, чтобы он отвечал вашим целям.

При выборе ОПФ учитывайте:

- количество участников на старте (учредителей меньше одного - ООО отпадает);

- планы по дальнейшему масштабированию (планируете привлекать инвесторов - ИП отпадает);

- прогноз выручки и расходов (расходы больше доходов, нужен соответствующий режим УСН);

- возможность привлечь бухгалтерию (если ее нет - приглядитесь к АУСН);

- тип деятельности (в ряде случаев ИП или самозаняты не вариант).

А теперь рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.

1.1. Самозанятость как она есть

Запускаете проект в одиночку? Рассмотрите самозанятость: открывается крайне просто, не требует ведения бухучета, радует льготной налоговой ставкой (4% с доходов от ФЛ, 6% от ЮЛ), но не позволит масштабироваться. К примеру, нанять сотрудников, заниматься определенными видами деятельности и превысить установленную верхнюю планку годового дохода в 2 400 000 рублей. Возникают сложности и с кредитованием.

1.2. Налоги и ИП

Для многих на старте выгоднее открыть ИП с законным правом на формирование команды, упрощенным бухучетом, льготной системой налогообложения.

К слову, о последнем. Многие знают об упрощенной системе налогообложения (УСН) и патенте, однако государство уже тестирует в ряде регионов режим АУСН (автоматизированный УСН): ставка 8% на общий доход или 20% в рамках “доходы минус расходы» + возможность самостоятельно НЕ считать налог, сдавать налоговую отчётность, платить страховые взносы за работников и проходить налоговые проверки.

Про налоговые режимы для ИП в специальном разделе на сайте ФНС. В целом на старте стоит придерживаться простого правила: если расходы на старте прогнозируются больше 60% - применять УСН «Доходы-расходы», меньше - остановиться на УСН «Доходы».

1.3. Ограничения для ИП

Другой важный аспект - дальнейшее масштабирование бизнеса. ИП вам не подойдет, когда в планах привлечение инвесторов или работа с партнерами, некоторые виды деятельности, последующая продажа бизнеса.

Перспектива заключения крупного контракта с контрагентом – первый звоночек для того, чтобы присмотреться к варианту открытия юрлица. Крупные компании зачастую неохотно работаю с ИП и в этом случае еще на старте вы потеряете возможности для развития.

1.4. ООО и АО на старте

Открытие юрлица актуально и в случае с 2 и более учредителями. Здесь в первую очередь рассматривают ООО, у которого ряд преимуществ: нет ограничений по видам деятельности, возможность разделить доли бизнеса, е-регистрация. ООО допускает до 50 участников, они и будут инвесторами проекта через личные взносы. Долю в обществе можно продать другому участнику или сторонним лицам. А вот отчетность по ООО будет более сложной и потребует опытного специалиста.

АО выбирают гораздо реже, но оно актуально для крупных проектов с привлечением большого числа инвесторов. Его отличают сложная оргструктура, выпуск акций и распределение их между учредителями соответственно долям в бизнесе, регулировка отношений между акционерами спецсоглашением. Требований к этой ОПФ немало, включая обязательную ежегодную аудиторскую проверку. Поэтому рассматривайте ее только при изначально действительно масштабном проекте.

Стартапы часто запускают друзья, поэтому распределяют доли 50/50, не заключают корпоративный договор, не проводят полноценные партнерские сессии для расстановки всех точек над i. И это путь в никуда! Рано или поздно в отношении бизнес-стратегии, организации рабочих процессов и других вопросов возникнут разногласия, решить которые не получится.

Самостоятельный выбор ОПФ не открывает все риски и возможности на этапе запуска проекта, поэтому мы рекомендуем консультироваться с грамотным юристом. Это убережет вас от финансовых и временных потерь, позволив полностью сосредоточиться на развитии стартапа, как и нашего заказчика, которого мы уже провели от идеи к успешному бизнесу.

2.0. Что еще учесть: юридический чек-лист для грамотного старта

2.1. Роль юриста на старте проекта

Жизнеспособность стартапов висит на волоске из-за игнора важных юрвопросов. Причина понятна: раскошеливаться на юриста бизнес готов только при возникновении проблем (визит налоговой, спор с подрядчиком и т.д.), а в “спокойное” время тратиться не хочется.

И эта ошибка стоит нервов и денег, сопровождаясь целым комплексом проблем:

  • ограничение инструментов для решения проблем юристом;
  • накопление “багов” и ошибок, приводящих к более серьезным последствиям;
  • опытные поставщики, сотрудники и злоумышленники получают большой выбор “рычагов” давления;
  • срываются выгодные сделки с инвесторами.

Для любого бизнеса существуют как минимум 4 группы правовых рисков:

  • регуляторные (изменение законодательства, проблемное регулирование);
  • договорные (закрепление и реализация ответственности, реализация прав и обязанностей);
  • из других непубличных правоотношений (защита интеллектуальной собственности, трудовые отношения);
  • из публичных правоотношений (административные споры, судопроизводство).

Хорошая новость - эти риски можно минимизировать. Объясним на примере 5 ключевых блоков.

2.2. Трудовые правоотношения и работа с самозанятыми

Не упускайте следующие нюансы:

  • Работа по трудовому договору или с самозанятыми. В последнем варианте учитывайте риски переквалификации ГПХ в трудовые договоры (оцените их по нашей памятке).
  • Разработка объектов ИС данными специалистами (дизайнеры, программисты, копирайтеры). Внесите в договор положения о переходе прав на объекты, в ряде случаев (трудовые отношения) - об отдельной выплате авторского вознаграждения.
  • Передача ПД таким сотрудникам или подрядчикам. Если ответ да - включите специальные положения о поручении на обработку ПД, а если передача осуществляется за рубеж - оцените необходимость уведомления РКН.

2.3. Интеллектуальная собственность и иные нематериальные активы

В данном блоке рекомендуем:

  • Наладить режим правовой защиты нематериальных активов. Составьте их список (сайт, домен, программы для ЭВМ, элементы дизайна и проч.) и убедитесь в их оформлении на компанию.
  • Принять дополнительные меры защиты. Например, если для вас ценен бренд (домен) – сразу регистрируйте товарный знак. Нет такой возможности? Зарегистрируйте ООО с фирменным наименованием, совпадающим с названием бренда (домена).

2.4. Персональные данные

В связи с постоянным ужесточением законодательства в данной сфере, отнеситесь к ПД крайне внимательно:

  • Уведомление РКН о начале обработки персональных данных. Привлекаете сотрудников по трудовому договору или обрабатываете данные ФЛ на компе? РКН уведомить придется.
  • Разработка пакета документов для сайта. Одной политики об обработке ПД мало. Аналитические сервисы, формы сбора персональных данных и сбор файлов cookie обязывают вас уведомить пользователей на сайте.
  • Внедрение локально-нормативных актов. У вас должна быть внутренняя политика обработки ПД, определены ответственные лица и разработаны меры безопасности.
  • Уход данных за рубеж + регламент действий при утечке. О передаче данных за границу нужно уведомлять заблаговременно, а в случае утечек - действовать по четкому порядку, предусмотренному законом.

2.5. Корпоративные вопросы и построение партнерства.

Людям свойственно ссориться — это известно всем. Не забывайте на старте о простых предосторожностях:

  • Составьте опросник (термшит) для себя и партнера. Простая табличка с четкой фиксацией зон ответственности позволит договориться обо всем «на берегу».
  • Не используйте типовой устав или корпоративный договор из сети. Они определяют права и обязанности сторон и нужны для отражения всех нюансов сотрудничества.
  • Внимательно проработайте функции гендиректора и его зоны ответственности. Внедрите опцию согласования определенных сделок (с ИС или ключевыми активами), проработайте систему отчетности, а также обозначьте гибкую процедуру смены CEO.
  • Заранее озаботьтесь дистанционным порядком принятия решений. Если вы живете за рубежом или не всегда можете очно присутствовать при принятии решений, то проработайте весь алгоритм действий.

Пошаговый кейс запуска

  1. Оцените жизнеспособность бизнес-идеи и емкость рынка
  2. Составьте бизнес-план, заранее учтите возможности к масштабированию и привлечению инвесторов
  3. Сформируйте стартовый капитал (собственные сбережения, инвестиции, кредитование)
  4. Если запускаете бизнес с партнером - подготовьте опросник и составьте термшит
  5. Выберите правовую форму компании и систему налогообложения
  6. Зарегистрируйте бизнес, а в случае регистрации ООО - внимательно проработайте устав и корпоративный договор.
  7. Сформируйте команду и грамотно оформите отношения с сотрудниками
  8. Защитите бренд и свою интеллектуальную собственность
  9. Разработайте документы для правового взаимодействия с клиентами, обработки их персональных данных.
  10. Подготовьте коммерческие предложения, первые контракты, проработайте договор с инвесторами
И помните – риски при запуске стартапа всегда существуют, но опытный юрист минимизирует их и поможет избежать ущерба при заключении сделок

А для четкого функционирования будущего стартапа нужно не только уладить все юридические вопросы, но и озаботиться тем, где будут хранится все знания компании (документы, регламенты, инструкции, скрипты). Для этого лучше всего использовать базу знаний.

Что такое база знаний?

База знаний — это пространство, в котором хранится вся информация, производимая сотрудниками компании. Например:

  • Инструкции и регламенты

  • Гайды

  • Шаблоны документов

  • Брифинги разговоров с клиентами

  • Кейсы

  • Подборка полезных ссылок и материалов

  • Неудачный опыт

  • Программа онбординга

Хотите основать стартап и много зарабатывать? Расскажем, с чего начать!

В современной базе знаний также должны присутствовать такие возможности, как: создание знаний (например, статьи, интеллект-карты) и возможность редактировать и комментировать их, формирование обучающих курсов и тестов на основе информации из хранилищ, инструменты аналитики, чтобы знать, какие материалы используется чаще всего. И, конечно, AI. В идеальном варианте искусственный интеллект должен уметь как преобразовывать и находить информацию внутри базы знаний, так и во всем интернете. Один из таких сервисов, в котором совмещены все эти фичи – платформа для управления знаниями и совместной работы TEAMLY.

Зачем бизнесу база знаний?

Использование базы знаний помогает закрывать сразу несколько задач. Во-первых, это сохранение информации, уникальной для каждой компании (которая помогает экономить миллионы рублей в год!). Во-вторых, хорошо написанные инструкции и гайды помогают быстро решать проблемы, без ущерба для компании. В-третьих, накопленные предыдущими сотрудниками знания помогают новым сотрудникам быстрее и эффективнее проходить онбординг. Скорость адаптации увеличивается в два и более раз.

Один из примеров экономии миллионов в год за счет внедрения базы знаний – кейс системы кадрового электронного документооборота HRlink. Компания активно растет, и возник вопрос не только в увеличении количества менеджеров клиентской поддержки, но и в создании единого пространства для хранения информации для быстрой обработки обращений. После внедрения базы знаний, компания зафиксировала потрясающие результаты. За полгода использования платформы было сэкономлено 6,48 млн рублей на фонде оплаты труда, и время онбординга сократилось с 85 дней до 30!

Как добиться таких же результатов?

Конечно, на первых порах у многих сотрудников возникает вопрос: «А зачем это нужно? Раньше справлялись и без управления знаниями прекрасно справлялись». Ответ на этот вопрос очень простой: «С каждым годом сложность информации, с которой взаимодействуют сотрудники, увеличивается в геометрической прогрессии, и им необходимо дать удобный инструмент, чтобы в этой лавине не утонуть».

Выделите для себя и сотрудников несколько часов в неделю на ведение базы знаний и переноса информации со старых носителей на новую платформу. Также важно поместить в базу знаний всю необходимую информацию для новых сотрудников – и направлять им ссылку на нее в первый рабочий день. Так у человека с первого дня будет развиваться лояльность не только к компании, но и к использованию новой платформы.

1212
1111
22
13 комментариев

Полезная статья, всё по полочкам. Для новичков само то

2
Ответить

Поддерживаю!

Ответить

Я бы, конечно, многих ошибок избежал, если бы сначала с юристом разговаривал.

1
Ответить

Или вообще бы не открылся 🫢

3
Ответить

Отличная емкая статья. Но не раскрыта тема юрадреса :)

1
Ответить

вы правы, тема довольно обширная и все не уместить. Будут еще статьи обязательно, где раскроем и другие важные аспекты в этой области

1
Ответить

Самое рискованное в случае ИП - риски. В случае банкротства имею ввиду.

1
Ответить