«Руководитель уже на 40% напоминает ведущего телешоу»: Михаил Трутнев про распределенные команды

Сотрудники калифорнийского стартапа с марта работают на удаленке — за это время в их трехэтажном офисе обосновалось 20 тысяч пчел, построивших огромный улей. Но с удаленкой есть и гораздо более прозаичные проблемы.

В 2020 году немногие компании были готовы к переходу на распределенный формат работы. Мало кто понимал, что это означает не просто работу из дома.

Михаилу Трутневу, CEO WSM Group (развивают сервисы Ultimate Guitar, MuseScore), пришлось отказаться от убеждения, что команда эффективнее работает в офисе. Он рассказал, как в компании перешли на распределенный формат, как повышают мотивацию сотрудников и получают запланированный результат.

Подготовили краткую расшифровку доклада Михаила на Epic Growth Seasons.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Fphoto%2F%3Ffbid%3D2896938860396860%26amp%3Bset%3Da.1213224275435002&postId=205938" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Facebook</a> 
Источник: Facebook 

Основная задача тимлида любой команды — мотивировать людей делать то, что они не очень хотят, побудить их совершить дополнительные усилия для получения запланированного результата. Основная проблема тимлида распределенной команды — возможностей и инструментов для мотивации и убеждения гораздо меньше.

Эту проблему могут решить 3 глобальных изменения:

  • Увеличение концентрации таланта
  • Изменение привычек в работе
  • Новые скилы руководителей

Поговорим подробнее про шаги, которые нужно сделать по каждому пункту.

Команда проекта как олимпийская команда — только лучшие

В книге основателя Netflix Рида Хастингса «Никаких правил» говорится, что массовое сокращение штата в 2001 году, к удивлению топ-менеджмента, пошло компании на пользу. Причину перемен увидели в резком повышении «концентрации талантов».

Когда в компании было 120 сотрудников, среди них встречались и невероятно одаренные люди, и просто способные. Можно сказать, что общее количество таланта в компании было довольно большим. После увольнений, когда в штате осталось 80 наиболее способных, количество таланта в целом сократилось, но зато повысилась его концентрация.

Netflix сравнивают себя со спортивной командой, которая хочет выиграть главный приз на соревнованиях. Здесь нет места середнячкам — в команде только лучшие. Даже два сотрудника средних способностей будут отнимать время руководителей и способствовать снижению общего качества работы.

Если весь коллектив состоит из блестящих специалистов, дисциплинарный аппарат можно свести к минимуму. Чем выше концентрация талантов, тем большую свободу им можно предоставить.

Рид Хастингс

Что сделать, чтобы повысить плотность таланта в команде?

1. Пересобрать HR-службу из более опытных специалистов, способных работать в новой реальности.
HR-служба, которая работала в нормальном физическом мире, и та, которая нужна, чтобы собрать образцовую распределенную команду и увеличить концентрацию таланта, — это две разные службы.

2. Повысить требования к новым сотрудникам.
Добросовестность — главное требование к профессионалу распределенной команды. Добросовестность подразумевает, что ты делаешь свою работу хорошо в соответствии с совестью, а не потому что тебя контролируют и могут наказать. А поскольку времени и возможностей для обучения критически не хватает, отдавать предпочтение нужно опытным сотрудникам. В WSM Group, например, в этом году совсем перестали брать на работу джунов.

3. Быть постоянно готовыми расстаться с сотрудниками.
В книге про Netflix упоминается «Keeper test», который нужно применить к каждому сотруднику. Спросите себя: «Если сегодня этот сотрудник напишет заявление на увольнение, я буду его удерживать?» Если ответ «нет», надо расстаться с этим человеком уже сейчас и найти более подходящего на эту должность.

Асинхронная коммуникация как основа общения

Мэтт Мулленвег, основатель WordPress, выделяет 5 уровней распределенной работы.

Повышение уровня происходит, когда увеличивается автономность каждого отдельного сотрудника и одновременно улучшаются результаты его работы. Уже на третьем уровне компании начинают получать выгоду от удаленной работы. Они отменяют офисные контракты, вкладывают средства в правильные инструменты и перестраивают процессы.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmedium.com%2Fswlh%2Fthe-five-levels-revolution-in-working-remote-d323d90583e5&postId=205938" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Medium</a>
Источник: Medium

Для формирования образцовой распределенной команды крайне важна готовность изменить свои привычки: кроме замены личных встреч текстовыми сообщениями, это подразумевает переход к прозрачности и точной документации.

Три изменения, которые вам необходимо совершить в первую очередь:

1. Основа общения — расшаренные документы и асинхронная коммуникация. Каждый член команды должен уметь общаться и работать асинхронно — в тот момент, когда он на пике продуктивности — не заставляя коллег подстраиваться под него.

2. Умение коротко и ясно излагать свои мысли в тексте становится критическим. В команде WSM Group еще до перехода к новому формату было правило: каждый вечер писать письмо о главных результатах за день. Эта привычка сыграла на руку в нынешней ситуации, так как люди уже умеют писать кратко и по делу.

3. Видеообсуждения и звонки нужно проводить только для принятия решений, чтобы спокойно и сконцентрированно работать над текущими задачами. Отменяйте видеозвонки, если:
— они нужны только для передачи информации, которую можно передать и письменно
— нет вопросов, по которым необходимо принять решение
— решения могут быть приняты асинхронно, без созвона

Источник: Презентация Михаила Трутнева
Источник: Презентация Михаила Трутнева

Лучшая повестка для созвона — список вопросов, которые не разрешились в письменном общении.

Руководитель как шоумен

Руководителям распределенной команды придется обучаться новым навыкам и менять свои привычки.

1. Уметь эффективно убеждать других через экран

Авторы книги «Бизнес в стиле фанк» еще в 2008 году предсказали, что руководители превратятся в шоуменов. Это и происходит сейчас. Получить согласие на идею, продвинуть технологию, протолкнуть гипотезу или убедить в правильности подхода без навыков шоумена все сложнее. Руководитель по функционалу уже на 30-40% напоминает ведущего телешоу.

2. Быть готовым признавать свои ограничения и отказаться от прошлых убеждений

Если в физическом офисе можно наводить туман вокруг своей деятельности, то при удаленной работе результаты очевидны всем. Если в чем-то ты не крут, лучше это признать. С одной стороны, ты получишь больше уважения, а с другой — будет больше возможностей влиять на людей в той области, где ты хорош.

3. Уметь управлять своим аватаром

В компьютерной игре можно выбрать себе аватар — героя с определенным набором функций и характеристик, за которого ты играешь. В жизни твой единственственный аватар — ты сам. Но, в отличие от компьютерной игры, ты не можешь выбрать его характеристик. Каждому из нас он достается с определенными физическими и эмоциональными параметрами. Зато можно узнать о нем больше: какие у него качества, как повысить его продуктивность, насколько он умеет концентрироваться на работе, как он может достичь результата, насколько он убедителен, какие у него ограничения.

Источник: Презентация Михаила Трутнева
Источник: Презентация Михаила Трутнева

В распределенной команде важно хорошо понимать себя и управлять своей эффективностью. Даже если это подразумевает, что порой тебе нужно уйти с совещания, потому что ты раздражен.

4. Научиться получать радость от решения проблем

В офисной жизни мы можем получать удовольствие от общения, физического контакта, а в случае руководителя — от проявлений уважения и лести. В распределенном формате всего этого нет. Остается самое главное — проблемы. Если смотреть на проблемы как на коробки с радостью, которые ты просто пока не можешь открыть, работать становится легче.

Больше кейсов про рост, процессы, эксперименты и все, что помогает развивать продукты, читайте в Telegram-канале Epic Growth.

2323
16 комментариев

"Основная задача тимлида любой команды — мотивировать людей делать то, что они не очень хотят"

Странно очень что в компании работают люди, которые не хотят работать.
Либо у вас фундаментальная ошибка в тексте.

5
Ответить

поверьте, можно очень быстро убить в человеке желание работать, приписав себе его заслуги, продвинувшись через голову, а потом рассказывать, что вы обязаны делать, чтоб ему комфортно было и перед начальством выслужиться

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Вы разве не верите, что если делать "как в нетфликс" (как написано в книжке, а как там на самом деле - еще вопрос), то будешь, как Нетфликс. Просто ведь.

8
Ответить

В жизни не поверю что на фото рабочий стол предпринимателя, либо со мной что-то сильно не так

3
Ответить

Почему не поверите, чего не хватает? С точностью до "рабочий стол СЕО", не фаундера.

Ответить